Пред-ТЭО расширения Шымкентского НПЗ будут дорабатывать в Китае
"КазМунайГаз" рассчитывал победить дефицит бензина в стране путем реализации проекта расширения Шымкентского НПЗ (ТОО "ПетроКазахстан Ойл Продактс", ПКОП). Его мощность предполагалось увеличить вдвое: с текущих 6 млн до 12 млн тонн в год. Минэнерго согласилось, посчитав это лучшей альтернативой строительству еще одного, четвертого НПЗ в стране. Однако, как сообщил телеграм-канал Energy Monitor, китайский акционер ПКОП - компания CNPC - не одобрил разработанное казахстанской стороной пред-ТЭО проекта. В частности, оно не содержит ответа на два ключевых вопроса: где взять деньги на новую модернизацию, если завод еще не рассчитался за предыдущую? И где брать сырье на переработку, если внутренние цены на нефть будут продолжать оставаться в разы ниже экспортных? Как сообщают источники канала, китайская сторона сообщила, что сама будет дорабатывать пред-ТЭО в течение следующих шести месяцев, а затем будет принято (или не принято) инвестиционное решение.
Что выгоднее стране – очередная модернизация или строительство четвертого НПЗ – мы спросили эксперта в области нефтепереработки и нефтегазохимии Аскара ИСМАИЛОВА.
– Аскар, почему все-таки не строительство нового завода, а расширение действующего?
– Наверное, потому что и "КазМунайГаз", и правительство трезво оценивают возможности и компетенции нацкомпании. КМГ такие заводы никогда не строил с нуля, поэтому правительству придется предлагать проект четвертого НПЗ зарубежным инвесторам, у которых есть большой опыт. А вот модернизацией НПЗ КМГ уже занимался… Думаю, комментарии излишни.
Основной довод, который был официально озвучен – что на модернизацию существующего НПЗ будет потрачено меньше времени, средств и имеется в наличии инфраструктура. Но это в теории. На практике ожидания и реальность не совпадают. Давайте по порядку разберемся, является ли модернизация более эффективным решением и закроет ли она потребности страны в ГСМ.
– На ваш взгляд специалиста, какие существуют вызовы в модернизации существующих производств?
– Первое, это вопросы безопасности. Те, кто имеет опыт работы "в поле", прекрасно понимают, что работы на brownfield (действующее производство) всегда опаснее, чем greenfield (в чистом поле). И это всегда влияет как на продолжительность работ, так и на их стоимость. Поэтому говорить о том, что модернизация – это проще, чем строительство нового завода, не всегда корректно. Вероятность несчастных случаев на действующем производстве всегда выше, чем работы в чистом поле.
Добавьте сюда возможные выбросы газов, вероятность взрывов и прочее. В международной практике это краеугольный вопрос. Риски там умеют просчитывать и понимают последствия и ответственность перед людьми, а не только перед акционерами. Если цена жизни человека в Казахстане чего-то стоит, то нужно вернуться к рассмотрению вопроса строительства нового НПЗ.
Второе – время. Ожидать завершения модернизации раньше 2030 года не стоит. На практике от стадии пред-ТЭО до полноценного запуска может уйти от 7 до 10 лет. Добавьте сюда сложности коммуникаций, когда есть два собственника из разных стран. Это тоже время. То есть до 2030 года проблему периодически стабильного дефицита ГСМ будут предлагать решать импортом из России. А будет ли поставлять Россия столько ГСМ в обозримой перспективе?
Как мы видим, в текущем году у соседей уже складывается дефицит ГСМ, так как большие объемы идут на экспорт, где цены намного приятнее внутренних российских, не говоря уже о казахстанских. Допустим, россияне будут выручать нас до 2030 года. А что потом? Закроют ли дополнительные 6 миллионов тонн на ПКОП потребность 2030 года в Казахстане? В прошлую модернизацию нам обещали, что дефицита не будет. А он есть. Конечно, можно говорить, что не весь объем модернизации был выполнен. Хотя бы на том же ПНХЗ. Но факт остается фактом: с точки зрения стратегического планирования, модернизация ПКОП – это полумера.
Нужно также понимать, что 50% от дополнительных 6 млн тонн на ПКОП принадлежит китайской стороне. Куда они направят эти объемы, пока непонятно. Возможно, в Китай. Тогда дефицит ГСМ не решается от слова совсем.
Третье – стоимость. Говорить о том, что модернизация может обойтись дешевле, в реалиях Казахстана, я считаю, преждевременно. И основной вопрос - финансирование. Заемные деньги? Под какие проценты? Например, случай с займом АНПЗ, взятым в российских рублях, показал, как всё может поменяться и какую нагрузку оказывает это решение на финансовые результаты завода. Банкиры – люди хладнокровные и будут учитывать свой интерес в первую очередь, а не вопросы обеспечения ГСМ в стране. Так что скажу в стиле бывшего руководителя соседней страны – денег нет, но вы держитесь!
И, наконец, откуда брать нефть? Уровень добычи в Кызылординской области падает катастрофически. Хорошо, если через 7-10 лет завод в Шымкенте будет получать достаточно нефти для существующих объемов переработки. А тут требуется еще 6 миллионов тонн только на пост-модернизацию. Гипотетически можно предположить, что китайская сторона может привлечь нефть с Кашагана. Какой объем? 1,5-2 миллиона тонн или больше? Этого недостаточно. Да и будет ли китайцам выгодно продавать на ПКОП, если экспортные цены намного выше внутренних для НПЗ?
Плюс нужно будет платить за транспортировку до Шымкента. Будет ли КТК-К в восторге от того, что объемы прокачиваемой нефти снизятся из-за такого разворота? Как на это отреагируют другие партнеры по Кашагану? Интересы многих там могут быть задеты.
– И что вы предлагаете?
– Прорабатывать оба варианта: и модернизацию, и строительство нового НПЗ, и по итогам решить, что лучше для республики. Возможно, строительство нового НПЗ с привлечением международных игроков. Возможно, оба варианта. Пусть КМГ модернизирует ПКОП, а строительство идет своим чередом. А время покажет, какое решение было правильным.
Хочу отметить, что новый завод можно проектировать сразу на объемы 10-12 миллионов тонн в год, а после дополнительно модернизировать, если будет потребность. Излишки ГСМ всегда можно выгодно экспортировать. Посмотрите, как россияне успешно продают топливо в Азиатском регионе. И экспортная цена всегда выше, как и на нефть. А это дополнительные доходы для государства. Жизнь вносит свои коррективы, как показывает практика, а Безумный Макс подсказывает, что бензин будет пользоваться спросом еще долго…
Фото: kazpravda.kz.
Ежедневные нефтегазовые новости и комментарии – в Telegram-канале Олега Червинского "Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии": t.me/oilgazKZ.