Как "КазМунайГаз" дотирует посредников и перекупщиков

9574 просмотров
0
Олег ЧЕРВИНСКИЙ
Понедельник, 20 Мар 2023, 14:15

Российский дизель должен спасти Казахстан

О том, что пришла весна, казахстанцы узнают не по пению птиц, а по дефициту дизельного топлива на заправках.

Читайте также
Две цены за дизель

В Алматы в конце прошлой недели владельцы дизельных авто рыскали по городу в поисках горючего. Городской акимат подтвердил наличие проблемы. "В настоящее время в г. Алматы наблюдается возросший спрос на дизельное топливо со стороны владельцев большегрузного транзитного транспорта из Алматинской области и других регионов. На отдельных АЗС г. Алматы могут возникать случаи нехватки дизельного топлива, связанные с проведением планового ремонта, начавшегося с 15 марта 2023 года, на нефтеперерабатывающем заводе "ПетроКазахстан Ойл Продактс" в Шымкенте", – говорится в сообщении городского управления предпринимательства и инвестиций. Одновременно появились сведения об отсутствии дизтоплива на многих заправках по трассе "Тараз-Алматы" и в Южно-Казахстанской области.

Традиционно виновным за сезонный дефицит дизтоплива назначается транзитный грузовой транспорт. По данным Пограничной службы РК, в 2022 году ежедневно в страну заезжало около 4,4 тысячи единиц грузового транспорта, из которых 70% – с иностранной регистрацией. Они до отказа заливают баки более дешевым, чем в России и Узбекистане, топливом, и поэтому его не хватает казахстанцам – это версия министерства энергетики. Чтобы решить проблему, в августе прошлого года в Казахстане были введены дифференцированные цены на дизель – большегрузы с иностранной пропиской должны покупать топливо на казахстанских АЗС по более дорогой цене.

Однако – парадокс! По данным Общественного фонда "Energy Monitor", среднем казахстанские АЗС реализуют 260 млн литров дизтоплива в месяц, из которых по 450 тенге за литр (иностранный транспорт должен заправляться по такой цене) реализуется не более 2 млн литров в месяц. Это менее 1 процента"! Механизм дифференцированных цен, как и любые запретительные меры в условиях "рыночной" экономики, показал свою неэффективность. С физикой не поспоришь: всякое действие порождает противодействие.

Читайте также
Кыргызстан требует казахстанский дизель задёшево

А значит, нужно честно признать, что огромные объемы предназначенного для продажи по "социальной цене" (230-260 тенге за литр) дизеля уходит по "серым схемам", и маржа идет не поставщику нефти, не переработчикам, а прослойке "помогаек", обеспечивающих заправку иностранного транзитного транспорта по внутренним, более низким, ценам.

Плановые ремонтные работы на Шымкентском НПЗ продлятся до 8 апреля, и если не принять экстренные меры, завтра дизель будет лимитироваться по талонам. Спасательный круг министерство опять ищет в России – как заявил министр энергетики Болат АКЧУЛАКОВ, Казахстан планирует импортировать из РФ в текущем году до 850 тысяч тонн дизельного топлива. В прошлом году этот объем составил 100 тысяч тонн.

Проблема в том, что российский дизель дороже в полтора-два раза, а значит, кто-то должен покрыть убытки. Кто это будет, гадать не приходится, как и в прошлые годы - нацкомпания "КазМунайГаз". Через дешевые цены на горюче-смазочные материалы нефтяная отрасль вот уже тридцать лет субсидирует другие отрасли экономики страны. Однако растущей конкурентоспособности этих отраслей (сельское хозяйство, международные грузовые перевозки и др.) в сравнении с соседними странами, увы, пока не видно. Так, к примеру, при средней цене дизеля в Узбекистане в пересчете на тенге в 544 тенге за литр тамошние дехкане, а не казахстанские аграрии, заваливают регион овощами и фруктами. Так кого де-факто дотирует "КазМунайГаз"? Посредников и перекупщиков на топливном рынке.

Фото: из открытых источников.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Председатель Национального банка РК
Инфляция во многом у нас складывается из-за того, что слишком много денег в экономике. Соответственно, когда спроса много, а предложений товаров мало, естественно, что растет инфляция либо количество зарубежных товаров.
Константин Сыроежкин: Китай не намерен жертвовать своими национальными интересами
Руководство КНР прекрасно осознает, что некоторые силы «загоняют страну в угол»
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Бигельды Габдуллин: «Мы все в одной лодке»
Президент ПЕН-клуба о деградации общества и страхе власти перед правдой
Катастрофа Fokker-100 авиакомпании Bek Air: кто виноват, если пилоты – герои?
В алматинском суде прошли прения, сегодня состоится оглашение приговора
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Теперь Минфин знает, кто чем торгует и сколько зарабатывает
Казахстан завершает цифровизацию госфинансов
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Казахстан на переезде: мегаполисы растут, регионы пустеют
Миграция стала зеркалом экономических и социальных перемен
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента