Как "КазМунайГаз" дотирует посредников и перекупщиков

9672 просмотров
0
Олег ЧЕРВИНСКИЙ
Понедельник, 20 Мар 2023, 14:15

Российский дизель должен спасти Казахстан

О том, что пришла весна, казахстанцы узнают не по пению птиц, а по дефициту дизельного топлива на заправках.

Читайте также
Две цены за дизель

В Алматы в конце прошлой недели владельцы дизельных авто рыскали по городу в поисках горючего. Городской акимат подтвердил наличие проблемы. "В настоящее время в г. Алматы наблюдается возросший спрос на дизельное топливо со стороны владельцев большегрузного транзитного транспорта из Алматинской области и других регионов. На отдельных АЗС г. Алматы могут возникать случаи нехватки дизельного топлива, связанные с проведением планового ремонта, начавшегося с 15 марта 2023 года, на нефтеперерабатывающем заводе "ПетроКазахстан Ойл Продактс" в Шымкенте", – говорится в сообщении городского управления предпринимательства и инвестиций. Одновременно появились сведения об отсутствии дизтоплива на многих заправках по трассе "Тараз-Алматы" и в Южно-Казахстанской области.

Традиционно виновным за сезонный дефицит дизтоплива назначается транзитный грузовой транспорт. По данным Пограничной службы РК, в 2022 году ежедневно в страну заезжало около 4,4 тысячи единиц грузового транспорта, из которых 70% – с иностранной регистрацией. Они до отказа заливают баки более дешевым, чем в России и Узбекистане, топливом, и поэтому его не хватает казахстанцам – это версия министерства энергетики. Чтобы решить проблему, в августе прошлого года в Казахстане были введены дифференцированные цены на дизель – большегрузы с иностранной пропиской должны покупать топливо на казахстанских АЗС по более дорогой цене.

Однако – парадокс! По данным Общественного фонда "Energy Monitor", среднем казахстанские АЗС реализуют 260 млн литров дизтоплива в месяц, из которых по 450 тенге за литр (иностранный транспорт должен заправляться по такой цене) реализуется не более 2 млн литров в месяц. Это менее 1 процента"! Механизм дифференцированных цен, как и любые запретительные меры в условиях "рыночной" экономики, показал свою неэффективность. С физикой не поспоришь: всякое действие порождает противодействие.

Читайте также
Кыргызстан требует казахстанский дизель задёшево

А значит, нужно честно признать, что огромные объемы предназначенного для продажи по "социальной цене" (230-260 тенге за литр) дизеля уходит по "серым схемам", и маржа идет не поставщику нефти, не переработчикам, а прослойке "помогаек", обеспечивающих заправку иностранного транзитного транспорта по внутренним, более низким, ценам.

Плановые ремонтные работы на Шымкентском НПЗ продлятся до 8 апреля, и если не принять экстренные меры, завтра дизель будет лимитироваться по талонам. Спасательный круг министерство опять ищет в России – как заявил министр энергетики Болат АКЧУЛАКОВ, Казахстан планирует импортировать из РФ в текущем году до 850 тысяч тонн дизельного топлива. В прошлом году этот объем составил 100 тысяч тонн.

Проблема в том, что российский дизель дороже в полтора-два раза, а значит, кто-то должен покрыть убытки. Кто это будет, гадать не приходится, как и в прошлые годы - нацкомпания "КазМунайГаз". Через дешевые цены на горюче-смазочные материалы нефтяная отрасль вот уже тридцать лет субсидирует другие отрасли экономики страны. Однако растущей конкурентоспособности этих отраслей (сельское хозяйство, международные грузовые перевозки и др.) в сравнении с соседними странами, увы, пока не видно. Так, к примеру, при средней цене дизеля в Узбекистане в пересчете на тенге в 544 тенге за литр тамошние дехкане, а не казахстанские аграрии, заваливают регион овощами и фруктами. Так кого де-факто дотирует "КазМунайГаз"? Посредников и перекупщиков на топливном рынке.

Фото: из открытых источников.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Вице-министр торговли и интеграции
"Я езжу на рынок "Асем", и я знаю, кто продаёт мясо,кто - курочку, где торговая точка от производителя, где бытовая химия. Подхожу целенаправленно, там беру - я знаю, что там дешевле. Кто может себе позволить подороже - пусть идёт в премиум - супермаркет, например"
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Попечительный «охотник на ведьм»?
Что скрывается за информатакой на министра просвещения?
Казахстан Второй Республики: как новая Концепция внутренней политики задает правила Справедливого Казахстана
От ответа на вызовы к формуле будущего: государство, которое действует по принципу справедливости для всех
Какой город «круче»: Астана, Алматы или Шымкент?
Сравнительный анализ трёх мегаполисов по демографии, доходам и экономике
В этом году в Казахстане собрано пшеницы на 500 тыс. тонн больше уровня предыдущего года
О чём говорит ноябрьский отчёт USDA
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
В этом году в Казахстане собрано пшеницы на 500 тыс. тонн больше уровня предыдущего года
О чём говорит ноябрьский отчёт USDA
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером