Казахстан резко повышает ставки

5016 просмотров
0
Олег ЧЕРВИНСКИЙ
Пятница, 19 Апр 2024, 11:15

Переплюнут ли инвесторы Кашагана компанию ВР?

Казахстан увеличил сумму претензий к консорциуму международных компаний, разрабатывающих нефтяное месторождение Кашаган на Каспийском шельфе, до 150 млрд долларов.

Читайте также
Что Казахстану нужно делать с Кашаганом

Это резкое повышение ставок в многомесячном споре, который ведет правительство с инвесторами. Год назад, в апреле 2023 года власти подали иск почти на 13 млрд долларов в международный арбитраж, обвиняя компании, разрабатывающие месторождение, в искусственном завышении расходов по проекту в период с 2010 по 2019 годы, что автоматически уменьшило долю прибыли республики.

Как пишет Bloomberg, дополнительные 138 млрд долларов – это плата, которую требует правительство за "упущенную выгоду", которую мог получить Казахстан. Но не получил, так как инвесторы добыли нефти меньше, чем обещали.

Обещаний в Кашаганском проекте действительно было немало. Как и "белых пятен" в его истории. Одной из тайн является выбор в 2001 году оператора Северо-Каспийского консорциума, который учредили мощные транснациональные корпорации. В их числе – американская "ЭксонМобил", занимавшая в то время позицию лидера среди нефтяных компаний мира по таким показателям, как объемы добычи и рыночная капитализация. "Шелл" – номер два по добыче нефти в мировом рейтинге, его рыночная капитализация составляла тогда 150 млрд долларов. Обе эти компании претендовали на операторство в консорциуме, прекрасно понимая и принимая вызовы, стоящие перед ним.

Однако последнее и решающее слово было за Казахстаном, а если называть вещи своими именами - за его первым президентом Нурсултаном НАЗАРБАЕВЫМ, лично принимавшим любое более-менее значимое решение по Кашагану. И этот голос был отдан за итальянскую компанию "Эни" с капитализацией на тот момент в разы меньше – всего 50 млрд долларов. Но она имела другое преимущество – только "Эни" пообещала начать добычу на Кашагане уже через четыре года, в 2005 году, как того публично потребовал Назарбаев. И что "ЭксонМобил" и "Шелл" сразу же назвали нереальным.

Читайте также
Смена рулевого на Кашагане

В итоге добыча началась на 11 лет позже, а бюджет проекта достиг 55 млрд долларов вместо обещанных "Эни" восьми. Согласно условиям Соглашения о разделе продукции, пока инвесторы не вернут себе все вложенные средства, доля Казахстана в прибыльной нефти остается мизерной. А если принять во внимание, что значительная часть из 55 млрд долларов была освоена подрядными компаниями, аффилированными с итальянским концерном, то внакладе "Эни" точно не остался. Чего не скажешь о Казахстане.

Проект освоения Кашагана изначально был разделен на три этапа. На первом из них предполагалось достижение уровня добычи в 450 тысяч баррелей нефти в сутки. После этого консорциум должен был осуществить инвестиции в Фазу 2, чтобы достичь показателей в 500 тыс. баррелей в сутки к 2027 году и 700 тыс. баррелей в к 2030 году. Практические работы по Фазе 2 должны были начаться в 2024 году. Который уже наступил, а по Фазе 2 нет даже ясности.

Нынешний спор правительства с акционерами – далеко не первый. В 2005 году "Эни" попросила передвинуть начало добычи на 2008-й, ссылаясь на непредвиденные сложности в проекте. Но и три года отсрочки ничего не дали. 31 октября 2008 года правительство Казахстана и акционеры консорциума после взаимных упреков и переговоров подписали документ под названием "Второе дополнительное соглашение к СРП по Северному Каспию", в котором срок начала коммерческой добычи был перенесен с 2008 на 2013 год в обмен на увеличение доли "КазМунайГаза" в консорциуме с 8,33% до 16,81% (не бесплатно, а за 1,78 млрд долларов в рассрочку) и денежный штраф.

Читайте также
Как вице-президент КМГ инвесторов из кабинета выгонял

Основным переговорщиком с казахстанской стороны выступал тогда первый вице-президент "КазМунайГаза" Максат ИДЕНОВ, уволившийся после подписания допсоглашения, улетевший в Италию и принятый там на работу в "Эни" помощником генерального директора. Так вот, после его скоропалительного бегства из КМГ в казахстанской прессе появились обвинения, что он неправомерно пролоббировал перенос сроков начала добычи и увеличение возмещаемых инвесторам затрат по проекту. В результате, по словам критиков, к окончанию срока действия СРП в 2037 году Казахстан недополучит почти 390 миллиардов долларов. Выходит, что почти половину из этой суммы Казахстан требует в 2024 году.

Получит ли? К январю 2024 года накопленная добыча на Кашагане составила 100 млн тонн нефти, или около 790 млн баррелей. Даже если взять среднюю цену барреля в 80 долларов, то сумма упущенной выгоды, которую требует Казахстан от акционеров Кашаганского проекта, более чем в два раза превышает стоимость добытой ими на месторождении нефти. Одновременно это станет самым крупным штрафом в истории мировой нефтедобычи – доселе только компания BP выплатила в Соединенных Штатах 20,8 млрд долларов за разлив нефти в Мексиканском заливе.

Сомнительно, что Казахстан станет по этому показателю чемпионом. Скорее всего, стороны рано или поздно придут к компромиссу. На какой сумме он будет достигнут – пока не берется предсказать никто. И министерство энергетики, и представители компаний-акционеров после выхода статьи Bloomberg категорически отказались от комментариев. Обе стороны заверяют, что действуют в строгом соответствии с законом.

Фото: Facebook/NCOC.

ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Министр внутренних дел РК
Назрела необходимость ограничения времени реализации спиртного в развлекательных заведениях. В указанных объектах в опьянении совершено более 1 400 преступлений, в том числе три убийства.
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Почему госпрограммы в Казахстане не доживают до конца
К 2025 году национальные проекты снова уходят в «концепции»
Как Алматы лишил Алма-Ату еще одного памятника
Репортажи из прошлого
Судмедэксперты по делу Bek Air: при «тысячекратных перегрузках» человек может выжить
В Алматы продолжаются слушания по делу о катастрофе самолета Fokker-100
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Мечты казахстанцев о квадратных метрах «уходят» в область фантастики
Разбираемся к чему приведет повышение базовой ставки до 18%
Куантай Абдимади: Мужчина имеет право быть слабым
Актер о страхах, ролях и жизни между аулом и большим экраном
Трансформация ШОС – альтернатива «старым правилам»?
Константин Сыроежкин: Необходимо научиться ощущать себя суверенным государством
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента