Повышение КПН на 5% принесет бюджету примерно 150 млрд тенге. Однако устранение регуляторного арбитража дало бы дополнительно 1 трлн тенге
Активно обсуждается вопрос нового Налогового кодекса, и, как я писал ранее, важнее сосредоточиться на поиске дополнительных доходов, а не просто на увеличении налоговой нагрузки. Если в прошлый раз я говорил о необходимости анализа строительной отрасли, то сегодня вновь хочу затронуть банковский сектор и объяснить, почему он настолько доходный.
Согласно сводному отчету НБ РК, в 2024 году банковский сектор заработал 3 трлн тенге до уплаты налогов. Из них 451 млрд тенге было уплачено в качестве КПН, что дало чистую прибыль в 2,55 трлн тенге – рекордный показатель за последние 15 лет.
Эффективная ставка КПН
Простейшие расчеты показывают, что эффективная ставка КПН для банков составила 15%, хотя для обычных компаний она превышает 20%. Это связано с налоговыми льготами на доходы от государственных ценных бумаг (ГЦБ), которые не облагаются налогом. С 2026 года эти льготы планируют отменить, так как они не только снижают налоговые поступления, но и уменьшают стимулы для кредитования реального сектора. Ведь эффективная доходность ГЦБ из-за налоговых преимуществ на 20% выше номинальной. Например, если ставка ГЦБ составляет 15%, то с учетом налогового эффекта она эквивалентна 18,75%, что делает их более выгодными, чем кредиты.
Как банки зарабатывают?
Упрощенно схема работы банка выглядит так: привлекая средства клиентов через депозиты и другие инструменты, банк размещает их в кредиты, ценные бумаги, депозиты в НБРК и другие финансовые активы. Базовая ставка формирует нижний порог стоимости денег, но если безрисковые активы имеют налоговые льготы, их стоимость увеличивается. Всё, что банк не разместил на рынке, он кладет в Нацбанк под ставку рефинансирования минус 1%. Например, при базовой ставке 15,25% доходность таких вложений составит 14,25%. А валютные остатки размещаются под ставку ФРС минус маржу, что сейчас примерно 3,5%.
Разница между ставками размещения и привлечения
Общий процентный доход банков в 2024 году составил 7,41 трлн тенге. Разделив его на среднегодовые активы (за вычетом наличных и основных средств), получаем среднюю ставку размещения 14%. При этом 10 трлн тенге размещены в валюте под ≈4%, что дает эффективную ставку размещения в тенге 16,3%.
С другой стороны, процентные расходы банков составили 3,97 трлн тенге, а средние обязательства – 47,4 трлн тенге, что означает среднюю стоимость привлечения 8,38%. При этом 10 трлн тенге привлечены в валюте, из них 4 трлн под 0%, 6 трлн под 1%, что дает среднюю ставку валютного фондирования 0,6%.
В тенге же средняя ставка привлечения – 10,46%, что заметно ниже базовой ставки 15%.
Где скрыта сверхприбыль банков?
Основной источник доходов банков – это возможность привлекать средства значительно ниже рыночной стоимости. И главная причина – регуляторные ограничения.
В 2018 году Нацбанк запретил начисление процентов на текущие счета. Это деньги, которые хранятся на карточных счетах граждан, на расчетных счетах компаний и бюджетных организаций. В 2024 году средний объем таких средств составил 9,2 трлн тенге, из которых 5,6 трлн тенге в тенге, а 3,6 трлн тенге в валюте.
Банки бесплатно привлекают эти средства и размещают их под ставку Нацбанка и ФРС. Простые расчеты показывают:
- В тенге: 762 млрд тенге (5,6 трлн × 13,61%);
- В валюте: 126 млрд тенге (3,6 трлн × 3,5%).
Итого: 888 млрд тенге прибыли только за счет текущих счетов!
Но это еще не все. Ограничение ставок по валютным депозитам (1% годовых) также создает регуляторный арбитраж. Пока ставка ФРС была близка к нулю, это не играло большой роли. Однако после ее роста БВУ получили безрисковый арбитраж ≈2,5%, что при объеме валютных депозитов 6,4 трлн тенге дало им 160 млрд тенге дополнительной прибыли.
Таким образом, регуляторные арбитражи обеспечили банкам 1,048 трлн тенге чистой прибыли в 2024 году. Из них 449 млрд тенге – это недополученные доходы бюджета, так как основными держателями текущих счетов среди юрлиц являются бюджетные организации.
Что с этим делать?
Сейчас обсуждается повышение КПН на 5%, что принесет бюджету ≈150 млрд тенге. > Однако устранение регуляторного арбитража дало бы дополнительно 1 трлн тенге! Причем эти деньги вернулись бы не только в бюджет, но и населению и бизнесу.
Решение:
- Отменить запрет на начисление процентов на текущие счета.
- Снять ограничения на ставки по валютным депозитам.
- Повысить конкуренцию среди банков, что заставит их более активно кредитовать экономику.
При этом устранение арбитражей вынудит банки искать новые источники доходов, а значит, акционеры, заинтересованные в сохранении прибыльности, будут мотивировать банки увеличивать объемы кредитования. Это создаст стимулы для расширения кредитного рынка, что положительно скажется на экономике.
Банковский сектор, конечно, будет сопротивляться, утверждая, что это вынудит их поднять ставки по кредитам. Однако высокая конкуренция и ограничения на госпрограммы сдержат этот рост. А самое главное – банки перестанут получать сверхприбыли на неэффективном регулировании, что в конечном итоге пойдет на пользу всей экономике.
Источник: Телеграм-канал Галима Хусаинова Galim’s channel.
Фото: © Ratel.kz / Айдын Олжаев.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!