Ответы на самые часто задаваемые вопросы о рефинансировании ипотеки, коллекторах и финансовых пирамидах
Мобильное приложение "Fingramota Online" набирает популярность у пользователей. В нем представлено 14 тематических разделов, с помощью которых можно задать соответствующие вопросы и получить компетентные и оперативные разъяснения. С 25 июня 2020 года, т.е. с момента функционирования мобильного приложения, поступило свыше 5 тыс. обращений. С начала августа посредством данного мессенджера обработано более 100 вопросов пользователей.
В августе граждане активно задавали вопросы, связанные с ходом реализации Программы рефинансирования ипотечных жилищных займов/ипотечных займов, взаимодействием с коллекторскими агентствами, защитой конфиденциальных данных пользователя и противодействием финансовым пирамидам.
До какого срока необходимо подать заявление в банк для получения дополнительной помощи представителям СУСН по Программе рефинансирования?
Ответ: Здравствуйте! В связи с пандемией COVID-19 и введением жестких карантинных ограничений в 2020 году, а также сложной эпидемиологической ситуацией в текущем году, правлением Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка 16 июля 2021 года принято решение о продлении срока оказания дополнительной финансовой помощи ипотечным заемщикам до 1 ноября 2021 года.
Для охвата большего числа ипотечных заемщиков и предоставления им времени для подготовки пакета документов в банки срок для обращения заемщиками с заявлением на получение дополнительной помощи по Программе продлен до 1 октября 2021 года.
Соответственно, ваше заявление будет рассмотрено, если поступит в банк до указанного срока, и по нему будет принято необходимое решение об оказании финансовой помощи по займам.
Я являюсь гарантом по займу моего родственника. В связи с чем есть вопросы, когда гарантия прекращается, в соответствии с законом, и может ли должник перевести свой долг на другое лицо?
Ответ: Здравствуйте! В соответствии со статьей 35 Закона о банках возвратность кредитов может обеспечиваться неустойкой, залогом, гарантией, поручительством и другими способами, предусмотренными законодательством или договором.
Пунктом 1 статьи 329 Гражданского Кодекса РК (далее – ГК РК) предусмотрено, что в силу гарантии гарант обязывается перед кредитором другого лица (должника) отвечать за исполнение обязательства этого лица полностью или частично солидарно с должником, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами.
При этом лица, совместно давшие гарантию, отвечают перед кредитором солидарно, если иное не установлено договором гарантии.
Согласно статье 336 ГК РК, гарантия и поручительство прекращаются с прекращением обеспеченного им обязательства, если договором не предусмотрены иные случаи прекращения гарантии, а также в случае изменения этого обязательства, влекущего увеличение ответственности или иные неблагоприятные последствия для гаранта и поручителя, без согласия последних.
Гарантия и поручительство прекращаются с переводом на другое лицо долга по обеспеченному гарантией или поручительством обязательству, если гарант или поручитель не дали кредитору согласия отвечать за нового должника.
Гарантия и поручительство прекращаются, если по наступлении срока исполнения обеспеченного им обязательства кредитор отказался принять надлежащее исполнение, предложенное должником или гарантом и поручителем.
Согласно пункту 1 статьи 348 ГК РК, перевод должником своего долга на другое лицо допускается лишь с согласия кредитора. Таким образом, решение по вопросам перевода долга заемщика на другое лицо кредитор принимает самостоятельно в соответствии со своими внутренними процедурами.
В интернете много рекламы сомнительных организаций, возможно, это финансовая пирамида. Как распознать мошенников, есть ли у финансовых пирамид особые признаки, на которые следует обратить внимание?
Ответ: Здравствуйте! Организаторы современных финансовых пирамид умело маскируют свою деятельность под различные сферы деятельности, особенно в интернете. Поэтому, чтобы распознать финансовую пирамиду, необходимо знать еепризнаки.
Вот основные их них:
- отсутствие лицензии уполномоченного органа, выданной для осуществления деятельности по привлечению денежных средств на финансовом рынке, и/или точного определения деятельности организации;
- обещание высокой и сверхвысокой доходности, в несколько раз превышающей текущий рыночный уровень;
- выплата средств за привлечение новых участников;
- получение доходности при вложении в "инвестиционные" проекты;
- массированная реклама в СМИ, интернете;
- отсутствие информации: об учредителях, учредительных документах, финансовых показателях и результатах деятельности; отсутствие отчетности; непрозрачная структура активов и направлений инвестирования;
- отсутствие собственных основных средств, других дорогостоящих активов и другое.
Если компания, которая призывает вложить деньги, обладает хотя бы несколькими из вышеописанных признаков, стоит задуматься о ее надежности.
Увидев рекламу такой организации, незамедлительно обращайтесь в правоохранительные органы – Министерство внутренних дел РК по месту жительства, а также в Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка и Агентство РК по финансовому мониторингу.
В Казахстане предусмотрены: уголовная ответственность – за создание и (или) руководство деятельностью финансовой пирамиды (в соответствии со статьей 217 Уголовного кодекса РК); административная – за производство, распространение и размещение рекламы деятельности финансовой (инвестиционной) пирамиды (в соответствии со статьей 150 Кодекса РК "Об административных правонарушениях").
Вправе ли микрофинансовая компания принимать вклады?
Ответ: Здравствуйте! Нет, право привлекать вклады в Казахстане имеют только банки второго уровня и АО "Казпочта". Именно данные организации имеют лицензию на прием вкладов от граждан, выданную Агентством РК по регулированию и развитию финансового рынка. Проверить наличие лицензии можно на сайте финрегулятора.
Как проверить брокера, настоящий ли он или мошенник?
Ответ: Здравствуйте! Брокер вправе совершать сделки с ценными бумагами за счет и в интересах своего клиента только на основании лицензии уполномоченного органа – Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка и при условии заключения соответствующего договора об оказании брокерских услуг между брокером и клиентом. Поэтому необходимо проверить на сайте Агентства наличие у данного брокера лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Реквизиты данного брокера, указанные на интернет-ресурсе финрегулятора, должны совпадать с реквизитами, указанными в лицензии.
В каких случаях и на каких основаниях банк может ввести запрет на осуществление операций с использованием платежной карточки физического лица – как на оплату товаров, так и на снятие денег?
Ответ: Здравствуйте! Эти случаи прописаны пунктом 80 Правил выпуска платежных карточек, а также в требованиях к деятельности по обслуживанию операций с их использованием на территории Республики Казахстан, утвержденные постановлением правления Национального банка Республики Казахстан от 31 августа 2016 года № 205.
Так, банк-эмитент может заблокировать платежную карточку, если:
- владелец платежной карточки сообщил менеджеру банка об ее утере, краже или несанкционированном использовании;
- держатель "пластика" не исполняет договор о выдаче платежной карточки;
- не соблюдается внутренний документ пользования платежной карточкой, предусмотренный договором между сторонами.
Условия блокирования платежной карточки оговариваются в договоре о ее выпуске. Поэтому, прежде чем подписывать договор, необходимо внимательно с ним ознакомиться.
Что делать, если я сообщил мошенникам данные с карты?
Ответ: Здравствуйте! В случае, если мошенникам обманным путем удалось заполучить данные вашей платежной карты и/или коды, приходящие посредством SMS, вам следует как можно скорее обратиться в банк-эмитент и заблокировать карточку и счет, к которому она привязана. Также необходимо обратиться в правоохранительные органы с заявлением о мошенничестве.
Отметим, что информацию о том, что персональные данные ни в коем случае нельзя передавать третьим лицам, банк напоминает клиентам постоянно как при заключении договора, так и при отправке кодов подтверждения для осуществления денежных переводов.
В АРРФР можно обратиться в случае несоблюдения банком (или иной финансовой организацией, а также микрофинансовой организацией) условий договора и протокола безопасности.
Поэтому, чтобы обезопасить себя и свои финансы, необходимо помнить основные правила безопасности:
- Ни при каких обстоятельствах не отправляйте никому свои персональные данные, включая копии документов, удостоверяющих личность;
- Никогда не передавайте и не публикуйте (в том числе в социальных сетях) реквизиты платежной карты: 16-значный номер, имя держателя, срок действия, CVV/CVC-код;
- Никому не сообщайте SMS-коды для авторизации и подтверждения операций, в том числе сотрудникам банка;
- Не передавайте свои банковские карты третьим лицам, даже родственникам, в том числе для проведения платежей в кафе и ресторанах;
- В случае утери карты сразу же закрывайте ее или приостанавливайте все операции, позвонив на горячую линию банка;
- Сотрудники банков никогда не звонят первыми клиенту с требованием предоставить данные по карте, либо полученные SMS. Любое общение по данным вопросам инициируется исключительно клиентом;
- При пользовании банкоматом осмотрите его на наличие подозрительных предметов, которые выбиваются из общей структуры устройства. Даже убедившись в безопасности устройства, вводить ПИН-код рекомендуется, всегда прикрывая цифры от посторонних глаз;
- Если вы совершаете платежи и покупки с использованием банковской карты через интернет, не открывайте подозрительную почту и не переходите по неизвестным ссылкам. В них может содержаться вирус, способный дистанционно передать мошенникам информацию с вашего компьютера;
- Подключите SMS или push-уведомления, чтобы оперативно отслеживать все изменения счета и совершенные транзакции. Таким образом, вы сможете оперативно отследить подозрительные операции по своей карте.
Помните! Представители банков никогда не попросят вас сообщить реквизиты счетов и банковских карт, ПИН-коды, CVV-коды и другую конфиденциальную информацию. В случае, если у вас запрашивают такую информацию, сообщите об этом факте по горячей линии вашего банка.
Меня беспокоит сотрудник одной коллекторской организации, но никаких займов у меня нет. Я хочу, чтобы эти звонки прекратились. Куда я могу обратиться за защитой своих прав?
Ответ: Здравствуйте! В соответствии с Законом РК "О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц" вы можете обратиться в Агентство:
- письменно, через курьера, по адресу: А15С9Т5, г. Алматы, микрорайон Коктем-3, д.21;
- по электронной почте: info@finreg.kz;
- через портал электронного правительства egov.kz;
- через управления региональных представителей Агентства по территориальной принадлежности.
При обращении укажите свои данные и подробную информацию касательно обращения, а также наименование коллекторской организации, если данный сотрудник, который звонил к вам, представился, то его имя и номер телефона. Обращение будет рассмотрено в установленный законодательством срок.
Вы можете оставить заявку на сайте Национальной палаты коллекторов Казахстана https://stop-collector.kz/, связаться по номеру телефона +7707 573 0000 или обратиться в Ассоциацию коллекторов Казахстана по номеру телефона +7776 508 33 00.
Напоминаем, что в Агентстве с 24 мая 2021 года функционирует Call-центр по номеру: +7 (727) 237 1000, посредством которого заявители могут обратиться в Агентство для получения консультаций по вопросам защиты прав и интересов потребителей финансовых услуг, разъяснений норм действующего законодательства в банковской, страховой, пенсионной сферах, в области рынка ценных бумаг, а также в вопросах, связанных с деятельностью микрофинансовых организаций и коллекторских агентств. Также граждане могут обратиться в Call-центр, чтобы уточнить статус ранее поданых обращений и записаться на прием к руководству Агентства. Время работы Call-центра: в будние дни с 10.00 по 17.00 часов, обеденный перерыв – с 13.00 до 14.30 часов. Прием звонков в субботу, воскресенье и праздничные дни не осуществляется. Разъяснения для населения предоставляются на государственном и русском языках.
Источник: fingramota.kz.