Как поделили нефть Карачаганака

24212 просмотров
0
Олег ЧЕРВИНСКИЙ
Вторник, 15 Дек 2020, 14:00

Разногласия на тему, кому больше причитается от совместного проекта, начинаются тогда, когда есть что делить

По традиции подарок к празднику – правительство Казахстана и акционеры международного консорциума "Карачаганак Петролиум Оперейтинг" (КПО) объявили накануне Дня Независимости страны об урегулировании многолетнего спора о разделе прибыли от Карачаганакского нефтегазоконденсатного месторождения.

Читайте также
"Последнее китайское предупреждение" инвесторам Карачаганака

История бизнеса свидетельствует: разногласия на тему, кому больше причитается от совместного проекта, начинаются тогда, когда есть что делить. Так и правительство впервые озвучило финансовые претензии к акционерам КПО в 2015 году. Незадолго до того Кенжебек ИБРАШЕВ, занимавший должность генерального директора ТОО "PSA", уполномоченного от имени Казахстана контролировать проекты СРП, в том числе Карачаганакский, заявил, что инвесторы там полностью окупили свои затраты.

Базовым принципом разработки Карачаганака является то, что контракт в ноябре 1997 года был подписан на условиях раздела продукции (СРП). Это означает, что пока инвесторы не вернут вложенные в месторождение деньги, они забирают львиную долю (до 80%) от выручки на возмещение этих затрат. Как только "точка возврата" пройдена, ситуация меняется кардинально, и уже Казахстан должен получать основную долю прибыли.

Так вот, в феврале 2014 года господин Ибрашев заявил, что а данный момент инвестиции, вложенные в разработку Карагачанакского месторождения, полностью окупились, и в текущем году ожидаются изменения пропорций раздела прибыльного сырья в пользу Республики Казахстан". По его оценкам, по итогам 2014 года "казахстанская доля в разделе продукции увеличится с нынешних 20% до 36%".

А уже в апреле 2016-го стало известно, что Казахстан требует от инвесторов выплаты в 1,6 млрд долларов, считая, что они неправильно делят прибыль. 1 октября 2018 года между правительством и акционерами КПО было подписано так называемое "Соглашение о принципах", закрепляющее основные условия урегулирования спора, в том числе единовременную выплату консорциумом 1,111 млрд долларов и корректировку принципов раздела прибыли, что должно дополнительно принести Республике 415 млн долларов до конца срока действия контракта в 2037 году.

Читайте также
Бекет Избастин: О взаимоотношениях с инвесторами, будущем Кашагана, споре с КПО и национализации

Спустя год, осенью 2019-го вице-министр энергетики Мурат ЖУРЕБЕКОВ заявил, что согласованные условия перестали удовлетворять партнеров. "У сторон возникли дополнительные требования. В этой связи недавно было принято решение по инициативе наших партнеров по Карачаганаку возобновить данные переговоры", – сказал он.

И вот наконец, 14 декабря 2020 года объявлено о подписании Соглашения о завершении по урегулированию спора. В рамках этого соглашения:

- консорциум КПО осуществляет финансовую выплату Казахстану в размере 1,305 млрд долларов США;

- стороны согласовали окончательную методику раздела продукции, в результате чего Казахстан до 2037 года дополнительно получит до 600 млн долларов при цене на нефть 40-50 долларов за баррель;

- стороны одобрили начало реализации инвестиционного Проекта Расширения Карачаганака-1(А) с целью дальнейшего поддержания полки добычи на Карачаганакском месторождении.

И вот это последнее условие – не менее важное, чем так необходимый бюджету кэш. Проект расширения Карачаганака (ПРК), одобрения которого давно ждали и инвесторы, и правительство, позволит не допустить снижения объемов добычи нефти и газоконденсата. Карачаганак – месторождение не самое молодое, его начали разрабатывать еще в 1984 году, и по мере выработки давление в нефтегазоносных пластах падает, что, в свою очередь, влияет на объемы добычи. Чтобы выровнять ситуацию, в пласт необходимо закачивать газ.

Благодаря строительству в рамках ПРК нового мощного компрессора закачки газа с сопутствующей инфраструктурой общей стоимостью около 1 млрд долларов,на месторождении можно будет еще долгие годы добывать по 10-11 млн жидких углеводородо в вгод.

Что еще немаловажно в нынешней экономической ситуации: начало реализации ПРК создаст тысячи рабочих мест в регионе, а значит, высококвалифицированные кадры строителей и монтажников, которые высвободятся после завершения в 2023 году Проекта расширения на Тенгизе, смогут получить работу на Карачаганаке.

Иллюстративное фото из открытых источников.

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Председатель Национального банка РК
Инфляция во многом у нас складывается из-за того, что слишком много денег в экономике. Соответственно, когда спроса много, а предложений товаров мало, естественно, что растет инфляция либо количество зарубежных товаров.
Константин Сыроежкин: Китай не намерен жертвовать своими национальными интересами
Руководство КНР прекрасно осознает, что некоторые силы «загоняют страну в угол»
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Петр Своик: «Мы не опаздываем, но пора действовать»
Эксперт о реформе Токаева, ошибках прошлого и о строительстве новой политической системы
Катастрофа Fokker-100 авиакомпании Bek Air: кто виноват, если пилоты – герои?
В алматинском суде прошли прения, сегодня состоится оглашение приговора
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Теперь Минфин знает, кто чем торгует и сколько зарабатывает
Казахстан завершает цифровизацию госфинансов
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Казахстан на переезде: мегаполисы растут, регионы пустеют
Миграция стала зеркалом экономических и социальных перемен
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента