Японские власти переломили общественные настроения в свою пользу, и социальный пессимизм сменился оптимизмом
Читайте предыдущую статью Жараса АХМЕТОВА "Бюрократы - авторы, оккупанты - редакторы".
Государство и экономика
Тема взаимодействия государства и экономики является обширной и совсем неоднозначной, засоренной идеологическими клише.
Есть три модели базовые модели взаимодействия государства и экономики: демократическое государство и рыночная экономика, авторитарное (тоталитарное) государство с не рыночной экономикой (социализм), авторитарное (тоталитарное) государство с рыночной экономикой (фашизм в самых различных формах его проявления).
Последние две модели, показав в свое время некоторые чудеса экономического развития, сегодня считаются нежизнеспособными в силу того, что встроенные в них дефекты являются неустранимыми и рано или поздно приводят к краху.
Тем не менее, и сейчас у этих моделей есть свои сторонники, пытающиеся их реализовать.
Например, Николас МАДУРО (действующий президент Боливарианской Республики Венесуэла — государства на севере Южной Америки - Ред.) в Венесуэле.
Модель демократического государства с рыночной экономикой также обладает своими изъянами, которые приводят ее как к политическим, так и экономическим кризисам.
Но у нее есть преимущество перед двумя другими: эти изъяны поддаются исправлению. Правда, в процессе ремонта закладываются новые.
Япония сразу после реставрации Мэйдзи попыталась построить модель демократического государства с рыночной экономикой, но в силу перекоса власти в пользу бюрократии скатилась к третьей модели – корпоративному государству.
После войны, те же бюрократы, осознав ущербность избранного пути, решили все-таки вернуться к идее демократического государства с рыночной экономикой.
На этом пути их ожидало, последовательно: топтание на месте, экономический взлет (на короткий период, остановленный нефтяным кризисом семидесятых - Ж.А), снова топтание на месте, известное как «потерянное десятилетие», опять взлет, но уже скромный, опять топтание на месте.
Первое топтание на месте
Первые пять лет после окончания войны экономика Японии восстанавливалась довольно медленно. Для сравнения, если Западная Германия вышла на уровень экономики, соответствующий 1938 г., в 1951 г., Италия – в 1948 г., то Япония только в 1953 г.
Первые послевоенные японские правительства, в первую очередь кабинет ЁСИДА, пытались разогнать экономику за счет бюджетных ассигнований приоритетных отраслей промышленности. Акцент был сделан на угольную промышленность и металлургию. Для их поддержки использовались дотации, покрывающие разницу между себестоимостью и регулируемые государством ценами; льготные кредиты на восстановление производства, иные виды бюджетных ассигнований.
Активное использование государственного финансирования не могло не привести к росту цен, вылившемуся в гиперинфляцию.
В "Истории Японии" под редакцией А.Е. ЖУКОВА приводятся такие данные: индекс оптовых цен в 1946 г. к 1936 г. составлял 1 500%, а в 1949 г. все к тому же 1936 г. – 19 700%. Простая арифметика показывает, что за три года цены выросли более чем в 10 раз.
Тут требуется небольшой комментарий. На самом деле бывают обстоятельства, когда активное государственное финансирование не приводит к обвальному росту цен. Ключевое обстоятельство: настроения, преобладающие в обществе – социальный оптимизм или, наоборот, социальный пессимизм.
Если преобладает оптимизм, тогда, во-первых, население больше доверяет государству, в том числе его экономической политике и не стремится избавиться от национальной валюты, превратив ее в товар или надежную иностранную валюту. Во-вторых, люди более склонны к долгосрочному планированию и дополнительные доходы трансформируются не столько в рост потребления, сколько в рост сбережений.
Когда же преобладает социальный пессимизм, картина будет совершенно обратной – люди живут исключительно сегодняшним днем, и все доходы направляются исключительно на потребление.
Другое важное обстоятельство – государство не пытается регулировать цены. Если оно регулирует их полностью, тогда возникает товарный дефицит и черный рынок. Если частично, то появится рост цен на товары, не попадающие под регулирование.
Но дефицит и черный рынок все равно будут иметь место.
В Японии с ее тогдашним низким уровнем жизни населения, недоверием как к «родной», так и оккупационной власти в первые послевоенные годы преобладал социальный пессимизм, что и порождало гиперинфляцию.
Линия Доджа
После начала Холодной войны Японию в США перестали рассматривать как потенциального противника, а, наоборот, стали относится как к союзнику в противостоянии с коммунистической угрозой.
Произошел откат в политике жестких «чисток» государственного аппарата; многие из тех, кто был ранее уволен как неблагонадежный, вернулся обратно на службу.
США оказались прямо заинтересованы, в том числе и в экономическом возрождении Японии.
Чтобы справиться с проблемами, в Японию была направлен в качестве экономического советника Штаба оккупационных войск Джозеф ДОДЖ, банкир из Детройта, ранее отвечавший за экономическую политику оккупационных властей в Западной Германии.
Додж был одним из авторов так называемых «девяти принципов экономической стабилизации»:
- сбалансировать государственный бюджет;
- увеличить налоговые сборы, строго пресекая уклонение от их уплаты;
- стабилизировать заработную плату;
- усилить ценовое регулирование, расширить его сферу;
- усилить контроль над внешней торговлей и валютными операциями, передать их японской стороне;
- улучшить систему распределения материалов, необходимых для расширения экспорта;
- расширить производство важнейших видов местного сырья и товаров;
- повысить эффективность системы поставок продовольствия (цитируется по "История Японии" под редакцией А.Е. Жукова - Ж.А).
Вполне социалистические по своему духу принципы, обернувшиеся «шоковой терапией» в гайдаровском духе.
Как пишет Джеймс Л. МАК-КЛЕЙН в своей книге «Япония. От сегуната Токугава в XXI век»: «Линия Доджа была в высшей степени спорной. Некоторые экономисты считали, что она помогла погасить пожар послевоенной инфляции, очистить экономику от сухостоя и подготовить почву для последующего роста. Ценой этого, однако, был резкий спад, который поверг в ярость японских трудящихся стремительным сокращением реальной зарплаты и увольнением 500 000 человек, как из государственного, так и из частного сектора».
Скорее всего, положительную роль в японском экономическом возрождении сыграла не жесткая политика бюджетных ограничений и государственного регулирования, а начавшаяся в 1950 г. война в Корее.
«С 1950 по 1953 г. Япония служила перевалочным пунктом и базой снабжения сил ООН, сражавшихся на полуострове. Вследствие этого, японские компании заключили контракты на сумму почти в 2 миллиарда долларов на поставку текстиля, масла, бумаги, стали и автомобилей» (Джеймс Л. Мак-Клейн «Япония. От сегуната Токугава в XXI век»).
Возделанная почва
Но не только война в Корее дала толчок к восстановлению японской экономики. Было проведено две важных реформы: земельная, о ней писал в предыдущей заметке, и антимонопольная, ставившая своей целью роспуск дзайбацу.
Надо сказать, что японские власти отчаянно защищали дзайбацу, считая их залогом своего экономического возрождения. Если американцы предполагали расформировать или разукрупнить 325 компаний, то японцам удалось все свести лишь к 11 компаниям, еще 7 в принудительном порядке вынуждены были продать свои акции на рынке.
Тем не менее, как пишется в "Истории Японии" под редакцией А.Е. Жукова, несмотря на то, что эти мероприятия были проведены в сильно урезанном варианте, их значение для последующего развития японской экономики трудно переоценить.
Их результатом стало крупнейшее перераспределение прав собственности, и к 1949 г. в личной собственности граждан оказалось около 70% всего акционерного капитала страны.
Эти реформы и рост доходов благодаря росту заказов со стороны США во время войны в Корее сумели переломить общественные настроения – пессимизм сменился оптимизмом.
В следующей заметке: про японское экономическое чудо и «потерянное десятилетие».
Фото: hyser.com.ua, turtle-table.com.