Как в послевоенной Японии проводили конституционную и земельную реформы
Читайте предыдущую статью Жараса Ахметова "Восстать из пепла".
Новая конституция
За период с 1945 по 1950 год в Японии было проведено множество важных реформ. Штаб оккупационных войск (ШОВ) во главе с генералом МАКАРТУРОМ играл роль редактора, а японская бюрократия, несмотря на все «чистки» сохранившая свое значение и влияние, роль автора.
Выглядело это примерно так: ШОВ выдавал директивы о том, какие реформы необходимо провести, японские бюрократы их разрабатывали и представляли на утверждение в ШОВ. Макартур со своим штабом вносил в проекты реформ свои правки. В окончательном виде новые законы принимались японским парламентом.
Некоторые реформы, например, законодательство о профсоюзах и ликвидация дзайбацу, были продавлены оккупационными властями, которым пришлось преодолеть серьезное сопротивление японцев.
Но в главных реформах – конституционной и земельной – особых противоречий между японцами и американцами не было.
Император ХИРОХИТО в своем обращении к народу 1 января 1946 года вспомнил «Клятву Мэйдзи», чтобы подчеркнуть преемственность демократических преобразований в стране. «Клятва Мэйдзи», данная императором МУЦУХИТО в 1868 году, состояла из пяти пунктов:
- Мы будем созывать совещания и управлять народом, считаясь с общественным мнением.
- Люди высших и низших классов, без различия, будут единодушны во всех предприятиях.
- Обращение с гражданскими и военными чинами будет таково, что они смогут выполнять свои обязанности, не испытывая неудовольствия.
- Отжившие методы и обычаи будут уничтожены, и нация пойдет по великому Пути Неба и Земли.
- Познания будут заимствоваться у всех наций мира, и Империя достигнет высшей степени расцвета.
Новую конституцию готовило японское правительство, во главе которого стоял СИДЭХАРА Кидзюро, представитель высшей аристократии, член Палаты пэров в годы войны.
Как отмечается в «Истории Японии» под редакцией А. И. ЖУКОВА, оккупационные власти не пытались принудительно трансплантировать на японскую почву американские и иные западные стереотипы общественного устройства. При подготовке новой японской конституции американцы внимательно выслушивали японских экспертов и официальных лиц, ответственных за эту работу, и во многих случаях принимали предложение японской стороны.
Таким образом, демократические принципы, по которым сегодня живет Япония, появились в результате переосмысления японской бюрократией основных парадигм развития страны.
Земельная реформа
Первая земельная реформа была проведена еще во второй половине XIX века. Был создан рынок земли и было упорядочено налогообложение, что привело к росту сельскохозяйственного производства (смотрите подробнее здесь). Однако эти же реформы привели к возникновению безземельного крестьянства. В 1946 году примерно 30% крестьянских хозяйств не имели собственных наделов и работали на арендованных участках.
Япония все еще оставалась страной с преимущественно крестьянским населением. Нищета крестьянства являлась как тормозом дальнейшего развития, так и источником роста социального напряжения в стране.
Реформа поземельных отношений готовилась еще во время войны. Она подразумевала изъятие земли у так называемых «отсутствующих помещиков», то есть тех, кто не жил в деревне и не вел хозяйство. Представленный оккупационным властям проект реформы был отвергнут как недостаточно радикальный. ШОВ вручил японским властям «Меморандум о земельной реформе», на основе которого правительство, возглавляемое уже ЁСИДА Сигэру, выдающимся реформатором, о котором обязательно вспомним, когда зайдет речь об японском экономическом чуде, разработало новый вариант земельной реформы.
Согласно новой реформе, власти выкупали по твердым ценам всю землю у «отсутствующих помещиков», а у «обрабатывающих помещиков» площадь, превышающую примерно 3 га (для Хоккайдо – примерно 12 га). Из полученного земельного фонда земля по твердым ценам продавалась безземельным крестьянам.
Гиперинфляция быстро обесценила стоимость земельных участков. Как пишет Джеймс Л. МАК-КЛЕЙН в «Япония. От сегуната Токугава в XXI век», в 1950 году арендатор мог приобрести десять соток рисового поля за стоимость, эквивалентную стоимости тринадцати пачек сигарет, в то время как в 1939 году такой же участок земли стоил столько же, сколько и девятилетний запас сигарет, что значительно превосходило финансовые возможности обычной арендаторской семьи.
И если крестьянство получило несомненные выгоды от проведенной реформы, то крупные землевладельцы, наоборот, проиграли – гиперинфляция съела все, что они выручили за изъятые земельные участки. Это привело к утрате ими своего финансового могущества и влияния на сельскую жизнь, что способствовало демократизации страны.
Другим важным элементом реформ стало поощрение кооперации. В «Истории Японии» под редакцией А. И. Жукова говорится, что участие практически всех крестьянских хозяйств в различных формах кооперации стало одним из факторов подъема сельскохозяйственного производства, а также решения многих социальных проблем крестьянства.
Проведенные реформы заложили основу для того рывка в экономическом развитии, который вошел в историю под названием «японского экономического чуда», или «Бума Идзанаги», о чем поговорим в следующей заметке.
Еще одна важная тема, которую обязательно необходимо обсудить – почему бюрократия в одних условиях ведет страну к краху, а в других способствует ее процветанию.
Фото: lib.rus.ec.