Бюрократы - авторы, оккупанты - редакторы

4286 просмотров
0
Жарас АХМЕТОВ
Воскресенье, 13 Авг 2017, 12:00

Как в послевоенной Японии проводили конституционную и земельную реформы

Читайте предыдущую статью Жараса Ахметова "Восстать из пепла".

Читайте также
Восстать из пепла

Новая конституция

За период с 1945 по 1950 год в Японии было проведено множество важных реформ. Штаб оккупационных войск (ШОВ) во главе с генералом МАКАРТУРОМ играл роль редактора, а японская бюрократия, несмотря на все «чистки» сохранившая свое значение и влияние, роль автора.

Выглядело это примерно так: ШОВ выдавал директивы о том, какие реформы необходимо провести, японские бюрократы их разрабатывали и представляли на утверждение в ШОВ. Макартур со своим штабом вносил в проекты реформ свои правки. В окончательном виде новые законы принимались японским парламентом.

Некоторые реформы, например, законодательство о профсоюзах и ликвидация дзайбацу, были продавлены оккупационными властями, которым пришлось преодолеть серьезное сопротивление японцев.

Но в главных реформах – конституционной и земельной – особых противоречий между японцами и американцами не было.

Император ХИРОХИТО в своем обращении к народу 1 января 1946 года вспомнил «Клятву Мэйдзи», чтобы подчеркнуть преемственность демократических преобразований в стране. «Клятва Мэйдзи», данная императором МУЦУХИТО в 1868 году, состояла из пяти пунктов:

  1. Мы будем созывать совещания и управлять народом, считаясь с общественным мнением.
  2. Люди высших и низших классов, без различия, будут единодушны во всех предприятиях.
  3. Обращение с гражданскими и военными чинами будет таково, что они смогут выполнять свои обязанности, не испытывая неудовольствия.
  4. Отжившие методы и обычаи будут уничтожены, и нация пойдет по великому Пути Неба и Земли.
  5. Познания будут заимствоваться у всех наций мира, и Империя достигнет высшей степени расцвета.

Новую конституцию готовило японское правительство, во главе которого стоял СИДЭХАРА Кидзюро, представитель высшей аристократии, член Палаты пэров в годы войны.

Как отмечается в «Истории Японии» под редакцией А. И. ЖУКОВА, оккупационные власти не пытались принудительно трансплантировать на японскую почву американские и иные западные стереотипы общественного устройства. При подготовке новой японской конституции американцы внимательно выслушивали японских экспертов и официальных лиц, ответственных за эту работу, и во многих случаях принимали предложение японской стороны.

Таким образом, демократические принципы, по которым сегодня живет Япония, появились в результате переосмысления японской бюрократией основных парадигм развития страны.

Читайте также
Продажа земли привела Японию к расцвету

Земельная реформа

Первая земельная реформа была проведена еще во второй половине XIX века. Был создан рынок земли и было упорядочено налогообложение, что привело к росту сельскохозяйственного производства (смотрите подробнее здесь). Однако эти же реформы привели к возникновению безземельного крестьянства. В 1946 году примерно 30% крестьянских хозяйств не имели собственных наделов и работали на арендованных участках.

Япония все еще оставалась страной с преимущественно крестьянским населением. Нищета крестьянства являлась как тормозом дальнейшего развития, так и источником роста социального напряжения в стране.

Реформа поземельных отношений готовилась еще во время войны. Она подразумевала изъятие земли у так называемых «отсутствующих помещиков», то есть тех, кто не жил в деревне и не вел хозяйство. Представленный оккупационным властям проект реформы был отвергнут как недостаточно радикальный. ШОВ вручил японским властям «Меморандум о земельной реформе», на основе которого правительство, возглавляемое уже ЁСИДА Сигэру, выдающимся реформатором, о котором обязательно вспомним, когда зайдет речь об японском экономическом чуде, разработало новый вариант земельной реформы.

Согласно новой реформе, власти выкупали по твердым ценам всю землю у «отсутствующих помещиков», а у «обрабатывающих помещиков» площадь, превышающую примерно 3 га (для Хоккайдо – примерно 12 га). Из полученного земельного фонда земля по твердым ценам продавалась безземельным крестьянам.

Гиперинфляция быстро обесценила стоимость земельных участков. Как пишет Джеймс Л. МАК-КЛЕЙН в «Япония. От сегуната Токугава в XXI век», в 1950 году арендатор мог приобрести десять соток рисового поля за стоимость, эквивалентную стоимости тринадцати пачек сигарет, в то время как в 1939 году такой же участок земли стоил столько же, сколько и девятилетний запас сигарет, что значительно превосходило финансовые возможности обычной арендаторской семьи.

И если крестьянство получило несомненные выгоды от проведенной реформы, то крупные землевладельцы, наоборот, проиграли – гиперинфляция съела все, что они выручили за изъятые земельные участки. Это привело к утрате ими своего финансового могущества и влияния на сельскую жизнь, что способствовало демократизации страны.

Другим важным элементом реформ стало поощрение кооперации. В «Истории Японии» под редакцией А. И. Жукова говорится, что участие практически всех крестьянских хозяйств в различных формах кооперации стало одним из факторов подъема сельскохозяйственного производства, а также решения многих социальных проблем крестьянства.

Проведенные реформы заложили основу для того рывка в экономическом развитии, который вошел в историю под названием «японского экономического чуда», или «Бума Идзанаги», о чем поговорим в следующей заметке.

Еще одна важная тема, которую обязательно необходимо обсудить – почему бюрократия в одних условиях ведет страну к краху, а в других способствует ее процветанию.

Фото: lib.rus.ec.

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Депутат мажилиса
Я за стабильность. Именно за настоящую, а не декоративную. Но стабильность – это не когда одних и тех же лиц пересаживают из кресла в кресло. Это не стабильность, это круговорот должностей в природе. Если после такого резонансного скандала люди без публичной оценки, без внятных выводов снова оказываются в системе, это говорит не об устойчивости, а о том, что ответственность у нас всё ещё носит временный характер. Сегодня ушли, завтра вернулись. Стабильность так не строится, - опубликовано на Informburo.kz
Политолог Марат Шибутов: «Боюсь, со СМИ уже у нас покончено»
Или что скрывается под прессом уголовных преследований на журналистов
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Как построить демократию без хаоса
Гражданское общество, партийное строительство, национальный Курултай
Повышение Балаевой: гуманитарный блок получает расширенные функции
Назначение министра культуры и информации вице-премьером вписывается в обновлённую архитектуру внутренней политики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером