В этом году исполняется 150 лет кульминации споров в японском политическом руководстве: давить военными методами на Корею или нет
Если бы не ситуация вокруг Украины, самым напряженным в военно-политическом плане регионом мира сейчас был бы Дальний Восток (будем использовать привычные определения при всем их несовершенстве).
Редкий месяц проходит без новостей, типа запуска ракет, способных нести ядерный заряд, испытания таких зарядов или подводных дронов, которые могут устроить цунами. Китай, Тайвань, Япония, Северная и Южная Кореи в региональном контексте в последнее время звучат почти исключительно в конфликтной повестке.
История китайско-тайваньского конфликта недолгая и вся "на поверхности". Корейско-корейско-японские отношения не так просты, их "биография" долгая и запутанная. И интересная, в ней есть очень много чему поучиться и зафиксировать, самое главное – как вовремя не решенный конфликт может "вылезти" через много лет, как детская болезнь и ее осложнения.
Интересное совпадение: в этом году исполняется 150 лет кульминации споров в японском политическом руководстве: давить военными методами на Корею или нет? Дело в том, что Корея, традиционно проводившая китаецентричную политику, даже не хотела заключать с Токио дипломатические отношения, что крайне нервировало японских политиков. Тогда, в 1873, победили умеренные. Но это был только этап в долгой истории, последствия которой мы видим до сих пор.
Ratel.kz беседует об этом с Сергеем Владимировичем ВОЛКОВЫМ, российским востоковедом, доктором исторических наук, автором ряда книг и вузовских учебников по истории Кореи.
Как все начиналось…
- Корейцы и японцы веками жили напротив друг друга, но воевали очень редко. Почему вообще в XIX веке для японцев встал вопрос завоевать Корею?
- История эта идет из первых веков нашей эры. На Корейском полуострове было три государства: Когурё, Пэкче и Силла. Они, как практически все в ту эпоху, постоянно враждовали между собой, и одно из них, Пэкче, ориентировалось при этом на японцев. Сыграв в их истории серьезную роль: буддизм, китайская культура "пришли" в Японию не напрямую, а через Пэкче. Кроме этих трех государств на самом юге Корейского полуострова было еще небольшое образование - Кая. Японцы его называли Мимана. В более поздней корейской историографии внимание к его существованию традиционно минимизировалось, но оно было. Кто его этнически населял, сложно сказать, то ли японцы, то ли сильно культурно близкие к ним корейские племена. В 532 году его присоединило государство Силла, но в японской исторической памяти факт былого существования на Корейском полуострове близкого им государственного образования (или даже японской колонии) сохранился и служил для японских властей обоснованием исторических претензий на Корею.
Но надо иметь в виду, что до эпохи сёгуната Токугава Япония долгое время не была единой, и вопрос о завоевании ею Кореи тогда в принципе стоять не мог. К концу 1580-х годах ТОЁТОМИ Хидэёси впервые объединил Японию и решил вторгнуться на контент. Но целью его была не Корея как таковая: для него она представлялась как часть Китая, поскольку еще с VII века находилась в вассальной от него зависимости, корейского вана утверждал китайский император. Тоёто́ми хотел завоевать Китай…
- Завоевать Китай? Будучи в здравом уме?
- Японцы тогда плохо представляли его масштабы, хотя и жили по соседству. В 1592-1598 годы шла так называемая Имджинская война. Сначала японцы захватили почти всю Корею, потом китайско-корейские войска их выдавили. И корейцы тогда безусловно были на стороне Китая. За несколько веков это была единственная крупная война с участием корейцев и японцев, не считая попыток монгольской династии Юань в 1274 и 1281 годах завоевать Японию (в которых принимали невольное участие и корейцы) и японских пиратских набегов.
Католические мученики, реформаторы и "утверждение истины"
- Во второй половине XIX века начались иные процессы. И Корея, и Япония придерживались жесткой политики изоляционизма – закрытия от внешнего мира. Французы в начале XIX века пытались отправлять в Корею миссионеров, к чему это привело? Мало кто знает, но это достоверный факт: самое большое количество святых мучеников в католической церкви за две тысячи лет ее истории – это корейцы, которые приняли христианство, а потом были за это казнены.
Но ситуация менялась. Япония под давлением американцев отказалась от изоляционизма, открылась внешнему миру и начала стремительно европеизироваться. В Корее это было не так, страна была очень патриархальной, даже более чем Китай. Там фактически даже денежной системы как таковой не было. Но время брало свое: появились реформаторы.
Поскольку у них практически перед глазами был эффектный пример японских реформ, они и оказались прояпонски настроены. Им противостояли консервативные силы под руководством ЛИ Хаына, носившего титул тэвонгуна, отца правящего корейского ванна КОДЖОНА. Лозунгом консерваторов был "виджончхокса" ("изгоним ересь, утвердим истину"). Но здесь все получилось не так, как в Японии, реформаторы потерпели поражение. Позже в корейской историографии отношение к ним было двойственным: с одной стороны, они были носителями прогрессивного начала, а с другой – прояпонски настроены… Идеологам приходилось выкручиваться.
- А европейские державы тогда не пытались "открыть" Корею?
- Первую такую попытку сделали американцы. В 1866 году туда пришел их корабль "Генерал Шерман", но корейцы его сожги. Тогда США отправили эскадру в пять кораблей, но корейцы не дали им осуществить десант. И американцы махнули рукой, тот регион не входил тогда в число их приоритетов.
А вот Япония, которая очень быстро развивалась, в первую очередь была озабочена проникновением в Корею. Это был внешнеполитический императив.
- С этим была связана дискуссия японской правящей элиты 150 лет по поводу Кореи?
- Такая дискуссия была, но масштаб и значение ее сильно преувеличены. В принципиальных намерениях осуществить экспансию в Корею все японские политики были едины. В тот момент речь шла в первую очередь об установлении дипломатических отношений, чего корейцы не хотели, так как рассматривали это как посягательства на права их сюзерена, китайского императора.
- Он продолжал восприниматься корейцами в этом качестве и с сохранением лояльности?
- Да, так было до 1897 года, когда,после разгрома Китая в японо-китайской войне новая политическая ситуация заставила корейского вана принять титул императора, и формально была провозглашена независимость Кореи.
Но это было уже не первое действие в той истории. Еще в 1876 году японцы потребовали подписания торгового и дипломатического соглашений, и корейской власти пришлось на это пойти. Был заключен так называемый Канхвасский договор. Первый, который Корея за много веков заключила с другими государствами. Он и положил начало дальнейшим японо-корейским отношениям. Зависимость Кореи от Японии там не декларировалась, но все было прозрачно: ослабление китайского сюзеренитета, дорога для широкой японской торгово-экономической экспансии, утверждение прав и привилегий подданных Японии в Корее. Корейские же подданные на японской территории правом экстерриториальности не пользовались.
Рождение паназиатизма
- Скажите, среди мотивов этого договора, экспансии в Корею вообще, у японцев что доминировало: прагматичные экономические интересы или некая идеология?
- В первую очередь, сугубо прагматичные торгово-экономические интересы. Япония уже тогда быстро развивалась, нужны были новые рынки и все, что с ними связано. Но и идеология, конечно: тогда уже зарождалась японская идея главенства над "желтым миром", как это формулировали европейцы…
- Так называемый, ныне подзабытый, паназиатизм?
- Да. Он в полной мере расцвел в начале ХХ века, но тогда уже существовал. И влиял на японскую политику.
В XIX веке в мире возникали разные интеграционные идеи, основанные на этнолингвистической или географической близости народов. Естественно, всегда – под чьей-нибудь эгидой. Пангерманизм, панславизм, панамериканизм, панскандинавизм… Позже к ним присоединился пантюркизм. И был еще практически забытый сегодня паназиатизм – в своем "классическом" варианте он предполагал объединение азиатских народов под лидерством Японии.
О том, насколько серьезно к нему относились тогда в мире, свидетельствует такая история. В 1895 году немецкий кайзер Вильгельм II заказал художнику КНАКФУСУ картину по своему сюжету: группа вооруженных и одетых в античной стилистике женщин, символизирующих европейские страны, стоят на краю скалы; внизу, в огромной долине, написанной в кроваво-красных тонах, движутся несметные толпы, над которыми верхом на драконах висит Будда. Варианты названия картины были такие: "Народы Европы, охраняйте свои священные блага!", или проще – "Желтая угроза". К отражению ее кайзер призывал другие европейские страны.
Кто он был в этой истории? Ненормальный? Политический манипулятор? Стратег? Провидец? Наверное, каждое из определений можно использовать – в зависимости от того, с какой временной точки на это смотреть.
- В 1882 году в Сеуле произошел спонтанный антияпонский мятеж. Токио использовало это для нового соглашения, которым фактически ставило Корею в положение страны, проигравшей войну. Правительство Кореи должно было выплатить компенсации, провести расследование, наказать виновных в нападении на японскую миссию, причем в этом должны были принимать участие японские представители.
Обстановка в Корее и вокруг нее усложнялась. Корейские реформаторы, по-прежнему ориентировавшиеся на Японию, что очень беспокоило Китай, в 1884 году совершили переворот, создали новое правительство. Но китайские части, дислоцированные в Корее, и правительственные войска Кореи разгромили реформаторов. Все это заняло всего три дня, с 4 по 7 декабря, поэтому в гражданскую войну перерасти не успело. Японцы противостоять этому не могли, численность их войск в Корее тогда не превышала 200 человек. Китайское влияние в Корее вернулось, что очень не нравилось Токио. Но тут появился еще один фактор: был заключен корейско-российский договор,
- Что он собой представлял?
- Он был по содержанию близок к аналогичным договорам Кореи с другими европейскими странами: право экстерриториальности для российской миссии, открытие портов для кораблей… Типично для той эпохи. И вот, началась подспудная борьба за доминирующее влияние в Корее, в основном между Японией, Россией и Китаем, отчасти и Англией. Наибольшие шансы в ней изначально были у Японии в силу географического расположения. Китай и Россию это беспокоило.
Продолжение следует...
Иллюстрации: из книг Сергея Волкова.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!