Маленькое исследование как часть большой городской истории
Меня тут недавно спросили: "А что вы все время про кладбища? Пишите, рассказываете и ходите по ним, и других водите, нормально ли это?"
Отвечаю – нормально. И даже очень логично. Ибо считаю, что кладбища – это тот самый факт истории, который не врет. Точнее – крайне редко врет, так-то все врут…
А могила человека - это исторически важный объект, своего рода подведение итогов его жизни.
Да и сам факт захоронения – это важная ступень в развитии человечества. Ведь, по сути, человек стал человеком как раз в тот момент, когда не бросил тело своего умершего (погибшего, убитого) сородича на съедение диким зверям, а соорудил для него последний приют – могилку. А потом, через много столетий, отметил эту могилу специальным способом – могильной плитой, а еще позже указал на ней даты рождения и смерти. Чтобы потомки знали – кто там упокоен и какими делами был славен этот человек.
И даты эти, эти цифры важны – они не только часть семейной истории, истории рода. Но и часть истории места, где это человек жил, часть истории мира…
И представляете, если вдруг в результате некоей ошибки (оплошности, опечатки) цифры перепутались, исказились? "Ну и подумаешь, что случится? Мир, что ли, рухнет?" - скажут некоторые. Нет, не рухнет. Но обеднеет немного. Так что я за правду в истории, даже в таких ее "мелочах", как цифры на могильной плите.
К чему я все это?
Недавно нам удалось одну из таких ошибок исправить. Нам – это небольшому и совершенно неформальному сообществу людей, которых интересует история города и страны. Да, вот так громко. Хотя дело, которое мы сделали, вроде как не самое масштабное. Но мы гордимся им, потому что вернули память достойному человеку.
Мы заменили табличку на одной из могил некрополя, расположенного рядом с Казанским собором.
Храм находится в Малой станице, в одном из старых районов города. Об истории храма я писала – это старейший храм в городе с удивительной судьбой. А некрополь находится за ним. Образовался он не так давно, лет 30 назад, но там есть могилы, датированные началом прошлого века. Некрополь небольшой - несколько могил священников, монахинь, сотрудников церкви.
И именно здесь находится "самое старое из выявленных и сохранившихся до сего дня захоронений верненского периода". Так про эту могилу выразился некрополист Георгий Алексеевич АФОНИН, он же и зафиксировал захоронение для науки. Так-то оно было известно многим, в том числе и мне. Но мало кто догадывался о его научно-краеведческой ценности. Хорошо, я года три назад сообразила рассказать об этом некрополе Георгию Алексеевичу. Мы тогда съездили в Малую станицу в "экспедицию", осмотрели место захоронения и все зафиксировали, то есть сфотографировали.
В том числе и табличку с датами жизни и смерти. Это могила священника Мало-Алматинской (нынешняя Казанская) церкви Константина Павловича СЕДАЧЕВА. А умер он, согласно этой табличке, в 1903 году.
Удивляет и история этого могильного камня, нам ее рассказали священнослужители. Под ним нет захоронения. По сути, это кенотаф - символическая могила. Точное местоположение могилы было утеряно в советское время, когда в храме был клуб. Надгробный камень был найден гораздо позже, на территории церкви, но в совершенно другом месте. А несколько лет назад сотрудники епархии по сохранившимся церковным документам нашли приблизительное место захоронения Седачева: "против алтаря Казанской (местной) церкви, с левой стороны - северный придел". На этом месте и установили найденный могильный памятник. И сделали табличку.
А в ее текст вкралась ошибка, которую никто не заметил, в том числе и я.
Хотя я читала про священника Седачёва у церковного историка КАЗАНЦЕВА, видела это имя в архивных документах – он был известным верненцем, принимал активное участие в жизни города, сейчас бы про такого сказали "городской активист". И я даже писала про него, и в той статье у меня указаны верные даты его рождения и смерти. А тут такая проруха - не углядела ошибки.
Спасибо исследователю Светлане БАСАЛАЕВОЙ, она заметила.
Светлана была на нашей экскурсии "Прогулка по кладбищам", есть у нас такой маршрут. И одно из мест, которые мы посещаем на этой экскурсии, – как раз некрополь за Казанским собором.
"Во время экскурсии я делала фотографии, в том числе сфотографировала табличку. А позже, просматривая метрические книги Казанского собора, обратила внимание на одну деталь: в конце 90-х годов XIX века фамилия Седачёв в церковных делах уже не фигурировала, там уже был другой священник. А куда делся Седачев? Где он был в эти годы? Стала искать информацию. И нашла – он к тому времени уже умер", - объяснила Светлана.
Искать информацию Светлана умеет. Она сотрудничает с проектом "Возвращенные имена", который в частном порядке исследует генеалогическое происхождение и биографии разных персон. Это важное и увлекательное дело - восстановление истории семьи, непридуманной, настоящей, через документы, фотографии и всевозможные артефакты. И часто бывает, что через историю какой-либо семьи, рода находятся удивительные факты и городской истории.
Так случилось и с Седачёвым. Сначала Светлана заметила несоответствие в датах, а позже, когда она исследовала историю богатых купцов ВЫСОЦКИХ из города Томска, в архивных документах наткнулась на знакомую по алматинской экскурсии фамилию.
"Одна из дочерей четы Высоцких, Мария, в 1864 году венчалась в Богоявленской церкви города Томска с воспитанником Тюменской духовной семинарии Константином Павловичем Седачевым. В венчальных документах церкви есть запись об этом", - отметила она.
Заинтересовалась, стала искать дальше.
И нашла верные даты рождения и смерти Седачёва. Константин Павлович умер в 1893, то есть ошибка в табличке составила 10 лет…
Хотела найти в архиве запись о смерти, но в архив Светлану не пустили, а на запрос копии выставили счет на 7496 тенге. Что ж, пришлось отказаться от идеи получить копию документа, что-то золотые копии какие-то получаются.
К тому времени Светлана рассказала о своем открытии единомышленникам, то есть нам: предпринимателю Вадиму ВЛАСОВУ, программисту Игорю ЩЕРБАКОВУ и мне, журналисту Евгении МОРОЗОВОЙ. А мы общим онлайн-собранием решили: надо сделать новую табличку, установить ее на могиле и снабдить QR-кодом, чтобы любой пришедший на погост мог узнать, что же за человек там упокоен и какими делами он был славен.
А славен он был многим. Он был не только священником. Но и учителем, педагогом, инспектором училищ, выполнял обязанности члена комитета по постройке различных зданий, был членом городского комитета Общественного здравия.
Такой разброс городских интересов был связан с тем, что в Верном, который в то время был маленьким и очень провинциальным, каждый грамотный человек был на счету. К тому же в те времена именно священнослужители были людьми образованными, зачастую в аулах, деревнях, селах только муллы и священники и были грамотными, вот и привлекала их городская (сельская, аульная) власть к другим делам города, да и авторитет их у паствы был весьма высок, непререкаем.
Седачёв был не просто обучен грамоте, он был хорошо образованным человеком и, судя по всему, очень энергичным и деятельным.
В формулярном списке указано, что он "уроженец Томской губернии, дьяческий сын. Воспитывался и окончил курс учения в Томской духовной семинарии 15 июля 1864 года".
Как мы уже знаем, в том же году женился на Марии Высоцкой. Женился удачно – девушка была из очень богатой семьи томского купца. Казалось бы – живи и радуйся, Томск – большой город с большими возможностями.
Но в 1868 году, 2 августа, он был "перемещен в город Верный к Софийской церкви". А город тогда у нас был глубоко провинциальным, поезда сюда не ходили, а почта прибывала с опозданием на месяц. В лучшем случае.
Софийский собор был единственной церковью в городе в то время. Это было небольшое здание, переделанное из молитвенного дома. Историк Казанцев описывает эту церковь как деревянное здание кубической формы с покатой крышей и со стоящей отдельно колокольней. Вот там Седачёв и начал свое семиреченское церковное служение.
"В 1870 году деревянная церковь была перенесена в выселок Мало-Алматинский, а на ее месте построена каменная церковь на средства: церковные суммы - 7000 рублей; пожертвования станичного общества -7000 рублей; от других пожертвователей - до 2000 рублей", - это из материалов историка Валентина Казанцева.
С этого перенесенного здания и началась история Казанского собора, на погосте которого Константин Павлович и был потом похоронен.
Формулярный список содержит длинный перечень его церковных должностей в городе Верном, где он был в том числе членом Туркестанской духовной консистории, ключарем Кафедрального собора. Два года заведовал Любавинским приходом в Каскелене. Был духовником по благочинию Заилийских церквей. Три года жил в Кульдже: "31 декабря 1872 года перемещен в Кульджу на должность настоятеля Пророко-Ильинской церкви".
"Награжден бархатной фиолетовой скуфиею за труды по участию в Комитете по постройке в городе Кульдже новой каменной церкви, но особенно за благоразумное сближение с китайскими католиками и за обращение в православие главных из них, о чем имеет указ их Туркестанской Духовной Консистории от 15 июня 1876 года №846 от 3 апреля 1876 года", - это цитата из списка.
Сейчас Кульджа опять китайская, и Пророко-Ильинской церкви там уже нет.
В 1886 году был перемещен к Мало-Алмаатинской Казанской церкви Верненского уезда, где и служил потом до конца жизни.
И все это время он был учителем. Судя по списку, успел поучительствовать во всех учебных заведениях города: в Верненских городских училищах мужском и женском, в школе Верненской крепостной артиллерии, в Верненской женской гимназии, в мужской гимназии, в Больше Алмаатинском городском казачьем училище (я пишу названия учебных заведений так, как они указаны в старых документах, потому претензии не ко мне, если что).
Зачастую, судя по документам, преподавал одновременно в нескольких учебных заведениях. Не хватало, видимо, педагогов в городе в те времена… Или деньги были нужны.
И, конечно же, учительствовал он и в приходских школах. Это начальные школы при церковных приходах, создавали их в основном для "низших слоев населения" .
Такая форма обучения - обучение при культовых организациях - была очень распространена в XIX веке. Школы при церквях и мечетях давали и азы начального образования – там учили читать, считать и писать.
Седачёв был отмечен всевозможными наградами "за труд и усердие": это и денежные премии, и грамоты, и церковные награды, такие как наперстный крест или бархатная фиолетовая скуфья, и награды светские – ордена и медали. Список длинный и мне, современному человеку, во многом уже непонятный.
В списке Константина Павловича есть описание церкви Казанской Божией матери и самого дома священника: "в длину 10 аршин, в ширину 9 аршин, о четырех комнат в нижнем этаже и о четырех комнат в верхнем. Нижний этаж изображает кухню и коридор. Дом священника и дом псаломщика покрыты тесом и при них имеются амбары, погреб, баня и сад. Священник получает в год жалование 320 руб, кроме жалованья, священник получает в год доход до 300 рублей и пользуется казенною прислугой".
В семье было пять детей: три дочери и два сына. И все получили хорошее образование.
Один из сыновей, Михаил, учился в Тобольской семинарии, но выбрал службу гражданскую - был назначен "исполняющим должности начальника Мокроусовского почтового отделения Омского почтово-телеграфного округа". Второй сын, Владимир, выбрал карьеру военного, учился в Сибирском кадетском корпусе (напомню, там же учился и Чокан Валиханов, это очень престижное учебное заведение XIX века). В 1917 году дослужился до генерал-майора – он служил в армии Украинской Державы начальником штаба. А в 1918 добровольно вступил в Красную армию, был начальником штаба 12 армии. В 1922 – вышел в отставку.
А вот дочери, судя по информации в формуляре, унаследовали тягу отца к преподавательской деятельности.
Феликитата и Клавдия закончили Александровское училище при Смольном институте в Санкт-Петербурге. В 1885 году Клавдия обратилась в Томскую инспекцию народных училищ за разрешением открыть частное училище в городе Верном, там она указывала, что Феликитата тоже будет ей помогать преподавать.
(Интересно, открылось ли это учебное заведение? И если да, то как оно называлось и где находилось? Надо искать!)
Затем Феликитата вышла замуж за учителя Верненской мужской гимназии Ивана Дмитриевича САПУНОВА, пока неизвестно – преподавала ли она сама или ушла в домашнее хозяйство. А вот младшая дочь, Валентина Седачева, преподавала! В 1893 году ей было 19 лет, и к тому времени ее учительская деятельность в Верненской церковно-приходской школе насчитывала 2 года стажа.
А еще есть информация, что Константин Седачев отпевал сына губернатора края Герасима КОЛПАКОВСКОГО: Владимир умер в младенчестве, годовалым… Но ее надо проверить, найти документы.
Священник Мало-Алматинской церкви Константин Павлов Седачев умер 14 апреля 1893 года, было ему всего 55 лет. Для нынешнего времени – не возраст, еще многое успел бы сделать хорошего. Погребен был там, где и полагается священнику, – у храма, в котором служил.
Супруга его, Мария Николаевна, после смерти мужа переехала в Петербург и несколько лет служила сестрой милосердия по уходу за душевнобольными в больнице Св. Пантелеймона. Интересно, что эта больница, основанная еще в 1870-м году, существует и сейчас - это городская психиатрическая больница № 3 имени И.И. Скворцова-Степанова.
Вот такая краткая история человека, табличку на могиле которого мы хотели установить.
Но для начала надо было взять разрешение – мы не могли просто так вторгнуться на территорию церкви. Светлана и я сходили в Малую станицу и поговорили с настоятелем собора протоиреем Сергием ХМЫРОВЫМ. Объяснили ситуацию, попросили разрешения поменять табличку на могильном камне. И он благословил наш труд.
За создание QR-кода взялся Игорь, он сейчас делает страничку Седачёва в интернете, заполняет ее информацией, ведь без странички QR-код не работает. Но процесс этот небыстрый. Потому QR-код появится на табличке позже, как только вся информация будет подготовлена.
Сделать саму табличку тоже оказалось непросто. Надо было найти мастера, выбрать материал, сделать замеры, подготовить подставку под табличку – крепить на могильном камне ее сложно, а просто положить – есть риск, что она упадет и потеряется. Учесть все эти детали, а потом сделать хорошо и красиво – на это нужны были и время, и деньги. Вадим взял этот труд на себя. От наших благодарностей отмахнулся, сказал, что для него это большая честь, и он гордится возможностью участвовать в таком важном деле.
Через неделю табличка была готова. Назначили день и время, пригласили на своих страничках желающих присутствовать при историческом моменте. Выслушали вопросы некоторых "а зачем вам это надо?", отвечать не стали. Ну раз человек не понимает, зачем мы, взрослые занятые люди, тратим свое время и силы на поиски "чужой" биографии, то объяснить будет сложно - действительно, ну кто нам Седачев, мы ж ему не родственники, не знакомые родственников и даже не прихожане Казанской церкви.
Мы же уверены, что именно из таких "кусочков" и состоит история города (страны, мира). И чем больше мы узнаем, тем меньше будет в ней дыр.
Это как пэчворк – все кусочки ковра разные, а вместе – гармония и красота.
Так что людей пришло немного. Но не в количестве же дело – пришли те, кому это было важно.
Отец Сергий прочел молитву, сказал нам напутственную речь, добрую и проникновенную.
Вадим с Игорем установили подставку, закрепили табличку.
Всё.
Историческая правда восстановлена.
P.S. Фотографий мало, некогда было. Да и команда наша – люди скромные, фотографироваться отказались…
Фото: © Ratel.kz / Евгения Морозова.