Хроники Верного. Истории старого храма

9140 просмотров
0
Евгения МОРОЗОВА
Воскресенье, 07 Фев 2021, 16:30

120 лет землетрясений и социальных потрясений

Есть в нашем городе прекрасные, удивительные исторические места, которые далеко не всем алматинцам известны. Да и информации про них совсем мало. Или есть сведения, но весьма противоречивы. Казанский храм, который в Малой станице, как раз такое место. Это старое, я бы даже сказала, старинное здание - памятник отечественной истории, свидетель многих событий, которые происходили в нашем городе.

Но вопросов по истории этого прекрасного здания у меня гораздо больше, чем я смогла найти ответов. И не у меня одной – много вокруг здания мифов, легенд, а чтобы опровергнуть или, наоборот, подтвердить их не хватает информации. И потому огромная моя благодарность бывшему настоятелю храма отцу Сергию, что нашел время и провел для меня небольшую экскурсию по храму и его территории.

Церковь во имя иконы Казанской Богоматери возведена из материалов деревянной Софийской церкви, переносом в 1871 году здания из Большой станицы в Малую. «Переносом» - это буквально. Здание, которое стояло раньше в Большой станице (на месте нынешней Софийской церкви), разобрали. Бревна перевезли в Малую станицу – это два километра, и там так же по бревнышку здание церкви собрали заново, поставив его на новый фундамент.

Читайте также
Алма-Ата и Алматы. Удивительные истории удивительных людей

Строительство осуществлялось по архитектурному проекту Павла Матвеевича ЗЕНКОВА (отца архитектора Андрея ЗЕНКОВА). Проект этот был одобрен Томской духовной консисторией. Вот тут мой разум буксует: если здание было перенесено, то возводилось оно, скорее, по предыдущему проекту, в большинстве деталей повторяя его. И если Павел Матвеевич и участвовал в этом проекте, то не как архитектор. Возможно, я и ошибаюсь, ибо я не краевед и не историк.

Известно имя ответственного за перенос деревянной церкви в Малую станицу – Василий ДЕСЯТНИКОВ.  Правда, неизвестно, кто он. Инженер, строитель, казак?

И еще один удивительный факт. На колокола были перелиты пушки. Время возведения церкви совпало (точнее – подгадали) с окончанием войны с кокандцами, и в качестве трофеев городу достались отбитые в боях пушки - 18 штук (это городу, а в целом по краю пушек было больше, конечно). Разрешение на это пришлось брать аж у царя. И он разрешил… Пушки отправили на Урал, а оттуда они вернулись уже в виде колоколов. На колоколах была отображена информация: имя мастера, место и год изготовления. Указывалось и то, что в качестве сырья использованы отбитые у неприятеля пушки. Колокола эти до наших дней не сохранились, к сожалению, пропали в 30-е…

Малостаничному храму дали новое имя — Казанско-Богородицкая. Украшал его иконостас работы Василия Васильевича ВАСИЛЬЕВА. О Василии Васильевиче известно до обидного мало. Русский художник, иконописец. Родился в 1828, умер в 1894 годах. Учился в Санкт-Петербургской императорской Академии художеств. В 1851 году академию окончил и получил звание неклассного (то есть «свободного») художника. А в 1858 году стал академиком.  Надо отметить, что «академики» тогдашней Академии художеств от академиков нынешних отличались заметно. «Академиком» выпускник этого учебного заведения мог стать, создав конкурсное произведение и получив одобрение этого произведения от Совета Академии. (Небольшое уточнение: статус звания академика был существенно повышен только в 1885-м году, его стали присуждать лишь за выдающиеся работы).

Читайте также
Память в карантин: быть или не быть?

Васильев на конкурс представил композицию «Дева Мария с Предвечным Младенцем». И именно за нее получил звание академика. Что давало ему это звание? Возможность претендовать на звания адъюнкт-профессора, а потом и звания профессора Академии художеств. К сожалению, я не нашла информации, воспользовался ли Васильев этой возможностью…

Но точно известно, что его живопись была востребована современниками. Есть сведения о нем и его работах в Юбилейном справочнике императорской Академии художеств: он писал иконы для церквей, расположенных в разных частях тогда еще империи: Санкт-Петербурга, Петергофа, Варшавы, Ниццы, Флоренции. Сохранилась икона его работы и в Третьяковской галерее - «Св. царица Александра», 1858. А вот иконостас, который он создавал для нашего малоалматинского храма, не сохранился…

«Бывал ли Васильев в Верном?», - задавала я коварный вопрос знакомым алматинским краеведам и историкам. Они не могли ответить, но высказывали мнение, что вряд ли. Скорей всего, город сделал заказ художнику по переписке. Тогда такое практиковалось.

Освящена церковь 24 октября 1871 года. Эта дата известна точно по многим документам, и светским, и церковным.

Побывал храм и соборной кафедрой Туркестано-Ташкентской епархии: летом 1872 года владыка Софония, назначенный настоятелем епархии, прочитал здесь свою первую проповедь.

За время существования здание храма много раз ремонтировалось, перестраивалось, переделывалось как снаружи, так и внутри. Есть информация, что в 1884 году в церкви заменена тесовая крыша на железную, а деревянная четырехугольная колокольня переделана в восьмиугольную...

И еще пишут, что землетрясение 1887-го года храм частично разрушило, пришлось восстанавливать, достраивать и перестраивать.

Читайте также
Хроники Верного. История старого фото

На сайте митрополии прочитала: «Казаки Малой станицы постановили благоустроить свой храм, так как он пришел в совершенное разрушение и «по тесноте своей не соответствовал числу прихожан». Но средств на постройку станичное общество не имело, поэтому летом того же года они ходатайствовали через епископа Ташкентского и Туркестанского Никона (Богоявленского) о пособии на возведение здания из казны».

По всей видимости, этот ремонт (или перестройка) произошел в 1898-м году. В 1901-м году новый храм (или перестроенный старый, не очень понятно) был освящен. Если так, то в этом году ему исполняется 120 лет.

А в 1910-м во время землетрясения здание опять было повреждено. Опять ремонт…

К сожалению, много несостыковок в датах и процессах – многое забыто, а документы либо утеряны, либо где-то запрятаны в архивах, и историки-краеведы их еще не нашли…

Потому - то ценны воспоминания свидетелей его истории, пусть даже не очень давней, 20-30-40 – летней...

Протоирей Сергий ХМЫРОВ был настоятелем храма в 90-е годы, многое помнит, многое видел, а многое и сам создавал. Огромная ему благодарность, что нашел время и провел для меня небольшую экскурсию по храму.

Начинается наша «экскурсия» с каменного столба – когда-то это была часть ограды. Территория храма в разные периоды его истории то увеличивалась, то сильно уменьшалась. Этот столб чудом сохранился, остальные столбы, скорей всего, растащили местные жители (или кто-то еще) и использовали под строительные и хозяйственные нужды. Этот столб стоял в другом месте. Но здесь как небольшой памятник истории.

Разглядываем с отцом Сергием старое - 1898-го года – фото церкви, сравниваем с нынешним обликом храма. Явных различий нет, здание узнаваемо и сейчас, через 120 с лишним лет.

- Храм полностью деревянный, из бруса тяньшанского сделан. Фундамент – простой кирпич, хороший. Особых повреждений-изменений не было. Нижняя сторона, южная, осталась вообще без изменений. А с северной мы сделали пристройку в 1958-м году – народ шел, нужен был еще один алтарь, вот мы и сделали второй придел. Крыльцо я переделывал, окна заменил тоже я, старые совсем рассыпались, ветер в храме гулял. В 30-х годах здание использовали совсем не по назначению, совсем не берегли, скорее наоборот – готовили к аварийному состоянию, чтобы потом убрать, - рассказывает отец Сергий.

В советское время Казанская церковь, как и другие религиозные заведения страны, была закрыта. В Малой станице организовали колхоз «Луч Востока» - станица же городом стала только в 1962-м году, – а в здании церкви сделали клуб.

Читайте также
"Татарка": вспомнить всё

- Кино показывали, танцплощадка была. А потом соорудили магазин, вино-водку продавали. А позже в здании было овощехранилище. Когда мы внутри разбирали – запах стоял затхлый овощной, а сами стены жуткой ядовито-зеленой краской были покрашены. А входные двери были  железом обиты, в одной из створок была еще одна дверь пробита, поменьше, а в ней – небольшое оконце. Видимо, осталась от вино-водочного магазина, - вспоминает отец Сергий.

За церковью – небольшой погост. Образовался он не так давно, хотя есть там могилы, датированные началом прошлого века.

С сайта митрополии: «В 1929 году в Алма-Ату начали ссылать духовенство. Казанский храм приютил у себя четыре обездоленные семьи, разделив с ними хлеб, собранный со своего участка и данный прихожанами за исполнение треб. Власти обвинили настоятеля церкви отца Димитрия ПОЛИВКИНА в укрывательстве излишков хлеба и агитации прихожан против закрытия Малостаничного прихода и опубликовали это в прессе».

Священника приговорили к полутора годам заключения. Вышел он досрочно – через 8 месяцев. Но через год его опять арестовали – на этот раз обвинив в агитации против участия в выборах в советы.

- В тюрьме он заразился туберкулезом, и его сюда отправили умирать. Он умер и похоронили его на кладбище в Малой Станице, оно было ниже церкви расположено квартала на 3- 4, сейчас уже нет этого кладбища… В 1998-м году нашлись скромные средства на обновление внешнего вида церкви и благоустройство территории, - рассказывает отец Сергий.

1989 год – важная дата для прихода: столетие со дня возведения Малостаничного выселка в степень самостоятельной станицы. Церковный историк Валентин Алексеевич КАЗАНЦЕВ предложил перезахоронить останки настоятеля храма протоирея Дмитрия Поливкина рядом с храмом. Он же и добился разрешения акимата на перенос могилы.

-  Мы нашли могилку, стали копать. И на глубине двух метров обнаружили останки. Но Казанцев говорит: «Нет, это не Поливкин, это его матушка, она позже умерла (в 1938-м – ред.)». Казанцев знал, что она была захоронена здесь же. Мы снова стали копать. И точно: ниже, уже на глубине 3-х метров, мы обнаружили подлинные останки. Ну мы как положено все сделали – крестным ходом перенесли останки его и его матушки сюда, перезахоронили. И поставили крест коричневый гранитный. А потом через год тесть мой заболел, а он в Усть-Каменогорске служил священником, приехал сюда лечиться, месяц в больнице лежал. И скончался. Тоже пишем запрос, нам дают разрешение на захоронение. Рядом крест поставили. А еще через какое-то время Георгий ЗУБАЕРЕВ скончался, священник. И его туда положили. И через 10 дней отец Борис – он был настоятелем храма с 1968-го года. Он долго болел, а когда умер – тоже похоронили здесь. Через год умирает Нектарий, иеромонах, он в Каскелене служил, в Узынагаше, и его тоже здесь положили. Вот так и образовался некрополь, - рассказывает отец Сергий грустную историю.

Матушка Екатерина, жена настоятеля Поливкина, тоже похоронена на этом кладбище. Роль матушки была очень велика в жизни и деятельности священника. Именно от того, какой она была, зависела и атмосфера в доме, атмосфера в приходе, и во многом облик самого батюшки. А Екатерина Григорьевна, в девичестве Козловская, судя по всему, была не просто женой Дмитрию, а «правой рукой», помощником во всех делах, в том числе и делах прихода. Она была дочерью священника, и с юных лет готовилась быть женой священника. Была грамотной, образованной женщиной - окончила епархиальное училище. А в таких учебных заведениях девушек учили азам педагогики, медицины, агрономии…

Читайте также
Декорация для апокалипсиса

В 1944-м храмы стали возвращать верующим. В Алма-Ате первым после почти 10-летнего торжества вынужденного атеизма открылся именно этот храм, малостаничный - во имя иконы Казанской Божьей Матери.

Приводили в порядок его всем миром – чистили, красили, благоустраивали… И самое главное - люди приносили иконы, которые успели забрать из закрывающегося храма и спрятать их.

- Чудом распятие сохранилось – наследие Вознесенского собора. Когда там все рушилось в 30-е годы, прихожане припрятали распятие. И когда все вернулось, иконы тоже пришли после долгого подспудного хранения. А Вознесенский храм был закрыт, потому принесли сюда. И распятие до сих пор находится в Казанском соборе, - отмечает отец Сергий.

В здании сохранились печи-контрамарки – тоже историческая ценность. Их четыре, две в алтаре, мы их не увидели. А две может увидеть каждый. И даже потрогать. Они давно не топятся и выполняют исключительно декоративные функции. Ну и ценны как память о прошлом.

Читайте также
Дом медиков и его жильцы

- Многие чудеса в этом храме происходили. Есть здесь икона Божьей матери, небольшая икона 19-го века в серебряном окладе. И как-то на летнюю Казанскую мы вдруг заметили, что икона исчезла! Киот есть, а иконы нет. Вызвали милицию. Милиция сначала пошла не тем путем, стала подозревать в краже бабушек-прихожанок, бабушки дрожат, молятся… Через несколько дней звонят, говорят: нашли. Приехало телевидение, «Рейдер», взяли у меня интервью. Ну я и сказал в камеру: молодцы, икону нашли.  Программа в эфир вышла: ах, как милиционеры быстро отреагировали, ценную икону нашли. Жду день -два, икону не везут. Звоню, а они мне: извините, это оказалась не та икона. Конечно, я расстроился, жаловаться собирался даже. А тут пономарь прибегает: принесли икону! Смотрим – точно, она! Принес ее парень, глаза сумасшедшие, кричит: заберите икону!.. Рассказал, что сам он из города Фрунзе (сейчас Бишкек – прим. Ред), и там ему пришел на эту икону заказ от иностранцев. Фото иконы показали, денег дали - 20000 долларов. Вот он по глупости и решил поправить свое финансовое положение таким образом. Украсть икону было просто – перевернул киот, разомкнул зажимы и вытащил. А потом ему Богоматерь являться начала, говорит ему: отнеси икону назад. Он помучился-помучился и прибежал с иконой в храм. Вот такое чудо. А мы уже не стали рисковать и поставили икону повыше, - улыбается священник.

Поднялись на колокольню. Это было настоящее испытание для меня – лезть на такую высоту по приставной лестнице! Наверх, на колокольню, сопровождал меня звонарь Володя. Он этот храм знает с детства – детдомовский, а детдом находился неподалеку.  Мальчишкой бегал сюда, потому что старая церковь ему казалась местом, полным тайн и загадок. А сейчас служит здесь звонарем, совмещая это служение со своей основной работой.

С колокольни хорошо видна дорога – прямо за крестом. Та самая, которую, по словам священника, пробивали через место, где когда-то находилось старое церковное кладбище. Это еще одна таинственная история, связанная с храмом.

Его, этого кладбища, на старых планах города нет. Я позвонила некрополисту Георгию Афонину, и он пояснил: церковные погосты не всегда указывались в светских документах, так что тут никаких противоречий нет, вполне возможно, кладбище действительно было.

Наверное, когда-нибудь мы об этом узнаем – было ли здесь кладбище. Но старожилы говорят: когда эту дорогу только построили и по ней поехал грузовик, дорожное полотно заметно просело, пришлось его даже подправлять…

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




публицист, иноагент России
В Казахстане, по мнению Станислава Черчесова, сидят колонизированные нами отсталые народы. Поэтому можно положить ноги на стол и издеваться над казахским языком. Как россиянин, я должен за него извиниться.
Для борьбы с коррупционным ОПГ можно использовать ОГПО
Как заставить государственных служащих отвечать за свои дела
Посетитель следственного изолятора в Караганде избил сотрудников ДУИС
Ранее он уже был осуждён к 15 годам строгого режима за убийство, но главное – к кому он пришёл на свидание
Устроивший ДТП мопедист признан свидетелем аварии
В Алматы судят водителя минивэна, не сумевшего увернуться от мопеда с пассажиром
Еврокомиссия отложила введение новых правил въезда в страны Шенген
Они должны были вступить в силу с 10 ноября
Почему наши программы развития плохо работают
Нет опоры на науку, мнимые цели и плохая реализация
Пропасть между США и Китаем становится всё шире
Провалы могут привести Пекин к идее использовать военные методы для усиления своего могущества
Профессор Горбунов: крестник Рериха и защитник буквы "ч" в казахстанской географии
Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Талхиз. Выхода нет?
Нужен ли нашей стране  памятник ЮНЕСКО и может ли он когда-нибудь стать популярным туристическим объектом
Павлодарские прокуроры vs избранный народом аким
Зампрокурора Павлодарской области ходатайствует, чтобы суд не признавал недобросовестным поставщиком компанию, некачественно отремонтировавшую дорогу
Актюбинец оказался собственником части квартиры в доме, которого нет
Суд и поселковые чиновники это понимают, но формально считают мужчину хозяином жилья
Мужчина с бензопилой атаковал АЗС в Усть-Каменогорске
Хотел поправить материальное положение, как в кино, но получилось всё не так красочно
Ревизоры обнаружили многомиллионные нарушения в управлении спорта ЗКО
Засветился и один известный принципиальный чиновник
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Президент и крестьяне
Земельные кадастры - как инструмент восстановления справедливости (или передела незаконно захваченного)
Казахская сказка о мальчике Бату стала хитом Amazon
Книга как отложенное оружие мира
Ратель. Лучшее за 2022 год. Аналитическая служба Ratel.kz
Ratel.kz публикует самые читаемые материалы авторов сайта за прошедший год
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.