Хроники Верного. Истории старого храма

6763 просмотров
0
Евгения МОРОЗОВА
Воскресенье, 07 Фев 2021, 16:30

120 лет землетрясений и социальных потрясений

Есть в нашем городе прекрасные, удивительные исторические места, которые далеко не всем алматинцам известны. Да и информации про них совсем мало. Или есть сведения, но весьма противоречивы. Казанский храм, который в Малой станице, как раз такое место. Это старое, я бы даже сказала, старинное здание - памятник отечественной истории, свидетель многих событий, которые происходили в нашем городе.

Но вопросов по истории этого прекрасного здания у меня гораздо больше, чем я смогла найти ответов. И не у меня одной – много вокруг здания мифов, легенд, а чтобы опровергнуть или, наоборот, подтвердить их не хватает информации. И потому огромная моя благодарность бывшему настоятелю храма отцу Сергию, что нашел время и провел для меня небольшую экскурсию по храму и его территории.

Церковь во имя иконы Казанской Богоматери возведена из материалов деревянной Софийской церкви, переносом в 1871 году здания из Большой станицы в Малую. «Переносом» - это буквально. Здание, которое стояло раньше в Большой станице (на месте нынешней Софийской церкви), разобрали. Бревна перевезли в Малую станицу – это два километра, и там так же по бревнышку здание церкви собрали заново, поставив его на новый фундамент.

Читайте также
Алма-Ата и Алматы. Удивительные истории удивительных людей

Строительство осуществлялось по архитектурному проекту Павла Матвеевича ЗЕНКОВА (отца архитектора Андрея ЗЕНКОВА). Проект этот был одобрен Томской духовной консисторией. Вот тут мой разум буксует: если здание было перенесено, то возводилось оно, скорее, по предыдущему проекту, в большинстве деталей повторяя его. И если Павел Матвеевич и участвовал в этом проекте, то не как архитектор. Возможно, я и ошибаюсь, ибо я не краевед и не историк.

Известно имя ответственного за перенос деревянной церкви в Малую станицу – Василий ДЕСЯТНИКОВ.  Правда, неизвестно, кто он. Инженер, строитель, казак?

И еще один удивительный факт. На колокола были перелиты пушки. Время возведения церкви совпало (точнее – подгадали) с окончанием войны с кокандцами, и в качестве трофеев городу достались отбитые в боях пушки - 18 штук (это городу, а в целом по краю пушек было больше, конечно). Разрешение на это пришлось брать аж у царя. И он разрешил… Пушки отправили на Урал, а оттуда они вернулись уже в виде колоколов. На колоколах была отображена информация: имя мастера, место и год изготовления. Указывалось и то, что в качестве сырья использованы отбитые у неприятеля пушки. Колокола эти до наших дней не сохранились, к сожалению, пропали в 30-е…

Малостаничному храму дали новое имя — Казанско-Богородицкая. Украшал его иконостас работы Василия Васильевича ВАСИЛЬЕВА. О Василии Васильевиче известно до обидного мало. Русский художник, иконописец. Родился в 1828, умер в 1894 годах. Учился в Санкт-Петербургской императорской Академии художеств. В 1851 году академию окончил и получил звание неклассного (то есть «свободного») художника. А в 1858 году стал академиком.  Надо отметить, что «академики» тогдашней Академии художеств от академиков нынешних отличались заметно. «Академиком» выпускник этого учебного заведения мог стать, создав конкурсное произведение и получив одобрение этого произведения от Совета Академии. (Небольшое уточнение: статус звания академика был существенно повышен только в 1885-м году, его стали присуждать лишь за выдающиеся работы).

Читайте также
Память в карантин: быть или не быть?

Васильев на конкурс представил композицию «Дева Мария с Предвечным Младенцем». И именно за нее получил звание академика. Что давало ему это звание? Возможность претендовать на звания адъюнкт-профессора, а потом и звания профессора Академии художеств. К сожалению, я не нашла информации, воспользовался ли Васильев этой возможностью…

Но точно известно, что его живопись была востребована современниками. Есть сведения о нем и его работах в Юбилейном справочнике императорской Академии художеств: он писал иконы для церквей, расположенных в разных частях тогда еще империи: Санкт-Петербурга, Петергофа, Варшавы, Ниццы, Флоренции. Сохранилась икона его работы и в Третьяковской галерее - «Св. царица Александра», 1858. А вот иконостас, который он создавал для нашего малоалматинского храма, не сохранился…

«Бывал ли Васильев в Верном?», - задавала я коварный вопрос знакомым алматинским краеведам и историкам. Они не могли ответить, но высказывали мнение, что вряд ли. Скорей всего, город сделал заказ художнику по переписке. Тогда такое практиковалось.

Освящена церковь 24 октября 1871 года. Эта дата известна точно по многим документам, и светским, и церковным.

Побывал храм и соборной кафедрой Туркестано-Ташкентской епархии: летом 1872 года владыка Софония, назначенный настоятелем епархии, прочитал здесь свою первую проповедь.

За время существования здание храма много раз ремонтировалось, перестраивалось, переделывалось как снаружи, так и внутри. Есть информация, что в 1884 году в церкви заменена тесовая крыша на железную, а деревянная четырехугольная колокольня переделана в восьмиугольную...

И еще пишут, что землетрясение 1887-го года храм частично разрушило, пришлось восстанавливать, достраивать и перестраивать.

Читайте также
Хроники Верного. История старого фото

На сайте митрополии прочитала: «Казаки Малой станицы постановили благоустроить свой храм, так как он пришел в совершенное разрушение и «по тесноте своей не соответствовал числу прихожан». Но средств на постройку станичное общество не имело, поэтому летом того же года они ходатайствовали через епископа Ташкентского и Туркестанского Никона (Богоявленского) о пособии на возведение здания из казны».

По всей видимости, этот ремонт (или перестройка) произошел в 1898-м году. В 1901-м году новый храм (или перестроенный старый, не очень понятно) был освящен. Если так, то в этом году ему исполняется 120 лет.

А в 1910-м во время землетрясения здание опять было повреждено. Опять ремонт…

К сожалению, много несостыковок в датах и процессах – многое забыто, а документы либо утеряны, либо где-то запрятаны в архивах, и историки-краеведы их еще не нашли…

Потому - то ценны воспоминания свидетелей его истории, пусть даже не очень давней, 20-30-40 – летней...

Протоирей Сергий ХМЫРОВ был настоятелем храма в 90-е годы, многое помнит, многое видел, а многое и сам создавал. Огромная ему благодарность, что нашел время и провел для меня небольшую экскурсию по храму.

Начинается наша «экскурсия» с каменного столба – когда-то это была часть ограды. Территория храма в разные периоды его истории то увеличивалась, то сильно уменьшалась. Этот столб чудом сохранился, остальные столбы, скорей всего, растащили местные жители (или кто-то еще) и использовали под строительные и хозяйственные нужды. Этот столб стоял в другом месте. Но здесь как небольшой памятник истории.

Разглядываем с отцом Сергием старое - 1898-го года – фото церкви, сравниваем с нынешним обликом храма. Явных различий нет, здание узнаваемо и сейчас, через 120 с лишним лет.

- Храм полностью деревянный, из бруса тяньшанского сделан. Фундамент – простой кирпич, хороший. Особых повреждений-изменений не было. Нижняя сторона, южная, осталась вообще без изменений. А с северной мы сделали пристройку в 1958-м году – народ шел, нужен был еще один алтарь, вот мы и сделали второй придел. Крыльцо я переделывал, окна заменил тоже я, старые совсем рассыпались, ветер в храме гулял. В 30-х годах здание использовали совсем не по назначению, совсем не берегли, скорее наоборот – готовили к аварийному состоянию, чтобы потом убрать, - рассказывает отец Сергий.

В советское время Казанская церковь, как и другие религиозные заведения страны, была закрыта. В Малой станице организовали колхоз «Луч Востока» - станица же городом стала только в 1962-м году, – а в здании церкви сделали клуб.

Читайте также
"Татарка": вспомнить всё

- Кино показывали, танцплощадка была. А потом соорудили магазин, вино-водку продавали. А позже в здании было овощехранилище. Когда мы внутри разбирали – запах стоял затхлый овощной, а сами стены жуткой ядовито-зеленой краской были покрашены. А входные двери были  железом обиты, в одной из створок была еще одна дверь пробита, поменьше, а в ней – небольшое оконце. Видимо, осталась от вино-водочного магазина, - вспоминает отец Сергий.

За церковью – небольшой погост. Образовался он не так давно, хотя есть там могилы, датированные началом прошлого века.

С сайта митрополии: «В 1929 году в Алма-Ату начали ссылать духовенство. Казанский храм приютил у себя четыре обездоленные семьи, разделив с ними хлеб, собранный со своего участка и данный прихожанами за исполнение треб. Власти обвинили настоятеля церкви отца Димитрия ПОЛИВКИНА в укрывательстве излишков хлеба и агитации прихожан против закрытия Малостаничного прихода и опубликовали это в прессе».

Священника приговорили к полутора годам заключения. Вышел он досрочно – через 8 месяцев. Но через год его опять арестовали – на этот раз обвинив в агитации против участия в выборах в советы.

- В тюрьме он заразился туберкулезом, и его сюда отправили умирать. Он умер и похоронили его на кладбище в Малой Станице, оно было ниже церкви расположено квартала на 3- 4, сейчас уже нет этого кладбища… В 1998-м году нашлись скромные средства на обновление внешнего вида церкви и благоустройство территории, - рассказывает отец Сергий.

1989 год – важная дата для прихода: столетие со дня возведения Малостаничного выселка в степень самостоятельной станицы. Церковный историк Валентин Алексеевич КАЗАНЦЕВ предложил перезахоронить останки настоятеля храма протоирея Дмитрия Поливкина рядом с храмом. Он же и добился разрешения акимата на перенос могилы.

-  Мы нашли могилку, стали копать. И на глубине двух метров обнаружили останки. Но Казанцев говорит: «Нет, это не Поливкин, это его матушка, она позже умерла (в 1938-м – ред.)». Казанцев знал, что она была захоронена здесь же. Мы снова стали копать. И точно: ниже, уже на глубине 3-х метров, мы обнаружили подлинные останки. Ну мы как положено все сделали – крестным ходом перенесли останки его и его матушки сюда, перезахоронили. И поставили крест коричневый гранитный. А потом через год тесть мой заболел, а он в Усть-Каменогорске служил священником, приехал сюда лечиться, месяц в больнице лежал. И скончался. Тоже пишем запрос, нам дают разрешение на захоронение. Рядом крест поставили. А еще через какое-то время Георгий ЗУБАЕРЕВ скончался, священник. И его туда положили. И через 10 дней отец Борис – он был настоятелем храма с 1968-го года. Он долго болел, а когда умер – тоже похоронили здесь. Через год умирает Нектарий, иеромонах, он в Каскелене служил, в Узынагаше, и его тоже здесь положили. Вот так и образовался некрополь, - рассказывает отец Сергий грустную историю.

Матушка Екатерина, жена настоятеля Поливкина, тоже похоронена на этом кладбище. Роль матушки была очень велика в жизни и деятельности священника. Именно от того, какой она была, зависела и атмосфера в доме, атмосфера в приходе, и во многом облик самого батюшки. А Екатерина Григорьевна, в девичестве Козловская, судя по всему, была не просто женой Дмитрию, а «правой рукой», помощником во всех делах, в том числе и делах прихода. Она была дочерью священника, и с юных лет готовилась быть женой священника. Была грамотной, образованной женщиной - окончила епархиальное училище. А в таких учебных заведениях девушек учили азам педагогики, медицины, агрономии…

Читайте также
Декорация для апокалипсиса

В 1944-м храмы стали возвращать верующим. В Алма-Ате первым после почти 10-летнего торжества вынужденного атеизма открылся именно этот храм, малостаничный - во имя иконы Казанской Божьей Матери.

Приводили в порядок его всем миром – чистили, красили, благоустраивали… И самое главное - люди приносили иконы, которые успели забрать из закрывающегося храма и спрятать их.

- Чудом распятие сохранилось – наследие Вознесенского собора. Когда там все рушилось в 30-е годы, прихожане припрятали распятие. И когда все вернулось, иконы тоже пришли после долгого подспудного хранения. А Вознесенский храм был закрыт, потому принесли сюда. И распятие до сих пор находится в Казанском соборе, - отмечает отец Сергий.

В здании сохранились печи-контрамарки – тоже историческая ценность. Их четыре, две в алтаре, мы их не увидели. А две может увидеть каждый. И даже потрогать. Они давно не топятся и выполняют исключительно декоративные функции. Ну и ценны как память о прошлом.

Читайте также
Дом медиков и его жильцы

- Многие чудеса в этом храме происходили. Есть здесь икона Божьей матери, небольшая икона 19-го века в серебряном окладе. И как-то на летнюю Казанскую мы вдруг заметили, что икона исчезла! Киот есть, а иконы нет. Вызвали милицию. Милиция сначала пошла не тем путем, стала подозревать в краже бабушек-прихожанок, бабушки дрожат, молятся… Через несколько дней звонят, говорят: нашли. Приехало телевидение, «Рейдер», взяли у меня интервью. Ну я и сказал в камеру: молодцы, икону нашли.  Программа в эфир вышла: ах, как милиционеры быстро отреагировали, ценную икону нашли. Жду день -два, икону не везут. Звоню, а они мне: извините, это оказалась не та икона. Конечно, я расстроился, жаловаться собирался даже. А тут пономарь прибегает: принесли икону! Смотрим – точно, она! Принес ее парень, глаза сумасшедшие, кричит: заберите икону!.. Рассказал, что сам он из города Фрунзе (сейчас Бишкек – прим. Ред), и там ему пришел на эту икону заказ от иностранцев. Фото иконы показали, денег дали - 20000 долларов. Вот он по глупости и решил поправить свое финансовое положение таким образом. Украсть икону было просто – перевернул киот, разомкнул зажимы и вытащил. А потом ему Богоматерь являться начала, говорит ему: отнеси икону назад. Он помучился-помучился и прибежал с иконой в храм. Вот такое чудо. А мы уже не стали рисковать и поставили икону повыше, - улыбается священник.

Поднялись на колокольню. Это было настоящее испытание для меня – лезть на такую высоту по приставной лестнице! Наверх, на колокольню, сопровождал меня звонарь Володя. Он этот храм знает с детства – детдомовский, а детдом находился неподалеку.  Мальчишкой бегал сюда, потому что старая церковь ему казалась местом, полным тайн и загадок. А сейчас служит здесь звонарем, совмещая это служение со своей основной работой.

С колокольни хорошо видна дорога – прямо за крестом. Та самая, которую, по словам священника, пробивали через место, где когда-то находилось старое церковное кладбище. Это еще одна таинственная история, связанная с храмом.

Его, этого кладбища, на старых планах города нет. Я позвонила некрополисту Георгию Афонину, и он пояснил: церковные погосты не всегда указывались в светских документах, так что тут никаких противоречий нет, вполне возможно, кладбище действительно было.

Наверное, когда-нибудь мы об этом узнаем – было ли здесь кладбище. Но старожилы говорят: когда эту дорогу только построили и по ней поехал грузовик, дорожное полотно заметно просело, пришлось его даже подправлять…

Регистрация для комментариев



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




российский политолог
- В Казахстане подрастает поколение людей, которые выросли, сформировались уже после распада Советского Союза и которые в высшей степени свободны от этого совкового менталитета, от привязанности к тем ценностям общего дома. И они еще более, чем раньше, будут далеки от мысли, что можно с Россией жить в одном доме.
Ratel Instagram
Что изменилось в Казахстане после ухода Назарбаева
Всё, что нужно стране – это справедливость
Как дилер нации насолил сахаром Карашукееву
Когда у нас создадут совместное производство Lada Granta без АБС, подушек безопасности и кондиционера
Две цены за дизель
Правительство Казахстана придумало, как избежать дефицита дизтоплива
Отремонтированный на деньги КПО аэропорт Уральска вновь нуждается в ремонте
Почему Eni и Shell оплачивают хотелки акима?
Почему подпись министра Ускембаева оказалась на поддельном отчёте о катастрофе самолета Fokker-100
Независимая экспертиза показала, как государственный орган сфальсифицировал заключение об авиакатастрофе с человеческими жертвами
Как долго российские граждане будут поддерживать войну России в Украине
Фактор страха вносит значительные искажения в результаты опросов
Якоря, брошенные в песок пустыни. Где находится самое печальное кладбище Казахстана
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
О глобальном
Что бы мы ни делали, мы упорно хотим сами себя уничтожить
Правда о страшилках про готовящееся нападение НАТО на Россию
Как администрация Байдена лебезила перед Кремлём, преподнося ему на блюдечке сладкие подарки
Нашёл геоглиф не географ
Как краеведы Семея делают исторические открытия
Павлодарские судьи поняли, где право, а где лево
В Павлодарском суде закончили семимесячные споры – с какой стороны Lexus мог подрезать Range Rover, если всё время ехал прямо
Кто будет выполнять обещание акима области Жениса Касымбека по строительству дома №10 ЖК "Трилистник"
ТОО "Atlant Building KZ" проиграло в областном суде и признано недобросовестным участником госзакупок
Почему директор актюбинской школы переезжает в подвал и не верит обещаниям своего начальства
Под кабинеты переоборудованы гардеробные и холлы, а руководителя учебного заведения таскают в суд из-за того, что его школа переполнена
Глина и навоз вместо исторического облика Алматы
Старые алматинские дома превращаются в новые трущобы
Где мы были восемь лет, или Почему так трудно издать в Казахстане перевод детской книги на казахский язык
Наша личная сказка про перевод на казахский успела сменить жанр и из страшной превратиться в остросюжетную с хеппи-эндом
О запрете на экспорт, ручном управлении экономикой и индонезийском пальмовом масле
Все разумные решения принимаются по-разному, но глупые - одинаково
О биографиях казахстанских "молодых политиков"
Незатейливая политтехнология, из разряда "простота хуже воровства"
Однофамилец
Всевышний умеет шутить, посмеиваясь над нашими планами и так называемыми экспертами
На рынке арендного жилья Алматы происходит настоящая катастрофа
Казахстанцы без своего жилья будут копить на него ещё очень и очень долго
Мы прошли климатическую точку невозврата
Настоящая катастрофа начнётся, когда растают ледники
Суд приговорил Боровикова к девяти годам лишения свободы
- Сергей здравствуйте, Вами проделана огромная работа, за что Вам лично выражаю ОГРОМНОЕ спасибо. Ваши статьи по настоящему освещали судебный процесс. Я как простой читатель Вам благодарен. Семье потерпевших выражаю ГЛУБОЧАЙШИЕ соболезнования.
В Алматы объявлены в розыск нотариусы-мошенники
- Нонсенс заключается в том, что прокурором Медеуского района до настоящего момента неисполнено частное определение Медеуского районного суда, которым суд требовал принять в отношении Рыскали и Кожахмет надлежащие меры уголовно правового характера. Вопрос: а почему прокурор Медеуского районна такой лояльный к указанным выше ммошейникам. И почему в период его руководства, все заявления в отношении данных лиц спущены на тормазах.
Будет ли новая элита наурызить и байконурить Казахстан
- Супер,все в тему! Айдос показывает и доказывает, что есть политические реалии. И что делать!
Куда нас тащит путь Абаева
- Согласна полностью. Не понимаю, почему он до сих пор занимает эту должность. Аналогичный маразм, который исходит от растущего числа религиозников и нравоучителей, говорит о том, что как раз таки надо усиливать работу над пропагандой семейного института, ужесточением наказания семейным добеширам, безответственных алиментщиков и т.п. Какое глупое и бездарное решение- запретить показ мультфильма.
Жители отдалённого района ВКО заставили золотодобывающую компанию приостановить работы
- 7 жылдық жұмыс үшін , ауылға қаншама зиянын тигізеді. Бұл фабриканың салынуына жол бермеу керек. Ауыл ойықта орналасқан, Таудан соққан желдің әсерінен бүкіл шаң, газ ауылға келеді. Ауыл тұрғындары арамен, малдың арқасында өмір сүріп жатыр. Егер фабрика салатын болса мал жайлымыда қалдмайды.
О мелочном жлобстве элиты Казахстана
- Өте дұрыс айтылған, Бас иемін, бәленің бәрі осыдан басталады.Рахмет !
Первые люди в долине Или: ниже Капчагая обнаружены каменные орудия, сопоставимые с древнейшими артефактами Земли!
- Добрый день! С точки зрения археолога-палеолитчика, знающего, что такое олдованская культура, могу сказать, что материал интересный. В данный момент занимаемся раскопками стоянок верхнего палеолита в предгорьях Заилийского Алатау. Поэтому есть возможность более детально изучить данные местонахождения. Как можно связаться с автором? Мой мэйл: dim_as_oj@mail.ru