120 лет землетрясений и социальных потрясений
Есть в нашем городе прекрасные, удивительные исторические места, которые далеко не всем алматинцам известны. Да и информации про них совсем мало. Или есть сведения, но весьма противоречивы. Казанский храм, который в Малой станице, как раз такое место. Это старое, я бы даже сказала, старинное здание - памятник отечественной истории, свидетель многих событий, которые происходили в нашем городе.
Но вопросов по истории этого прекрасного здания у меня гораздо больше, чем я смогла найти ответов. И не у меня одной – много вокруг здания мифов, легенд, а чтобы опровергнуть или, наоборот, подтвердить их не хватает информации. И потому огромная моя благодарность бывшему настоятелю храма отцу Сергию, что нашел время и провел для меня небольшую экскурсию по храму и его территории.
Церковь во имя иконы Казанской Богоматери возведена из материалов деревянной Софийской церкви, переносом в 1871 году здания из Большой станицы в Малую. «Переносом» - это буквально. Здание, которое стояло раньше в Большой станице (на месте нынешней Софийской церкви), разобрали. Бревна перевезли в Малую станицу – это два километра, и там так же по бревнышку здание церкви собрали заново, поставив его на новый фундамент.
Строительство осуществлялось по архитектурному проекту Павла Матвеевича ЗЕНКОВА (отца архитектора Андрея ЗЕНКОВА). Проект этот был одобрен Томской духовной консисторией. Вот тут мой разум буксует: если здание было перенесено, то возводилось оно, скорее, по предыдущему проекту, в большинстве деталей повторяя его. И если Павел Матвеевич и участвовал в этом проекте, то не как архитектор. Возможно, я и ошибаюсь, ибо я не краевед и не историк.
Известно имя ответственного за перенос деревянной церкви в Малую станицу – Василий ДЕСЯТНИКОВ. Правда, неизвестно, кто он. Инженер, строитель, казак?
И еще один удивительный факт. На колокола были перелиты пушки. Время возведения церкви совпало (точнее – подгадали) с окончанием войны с кокандцами, и в качестве трофеев городу достались отбитые в боях пушки - 18 штук (это городу, а в целом по краю пушек было больше, конечно). Разрешение на это пришлось брать аж у царя. И он разрешил… Пушки отправили на Урал, а оттуда они вернулись уже в виде колоколов. На колоколах была отображена информация: имя мастера, место и год изготовления. Указывалось и то, что в качестве сырья использованы отбитые у неприятеля пушки. Колокола эти до наших дней не сохранились, к сожалению, пропали в 30-е…
Малостаничному храму дали новое имя — Казанско-Богородицкая. Украшал его иконостас работы Василия Васильевича ВАСИЛЬЕВА. О Василии Васильевиче известно до обидного мало. Русский художник, иконописец. Родился в 1828, умер в 1894 годах. Учился в Санкт-Петербургской императорской Академии художеств. В 1851 году академию окончил и получил звание неклассного (то есть «свободного») художника. А в 1858 году стал академиком. Надо отметить, что «академики» тогдашней Академии художеств от академиков нынешних отличались заметно. «Академиком» выпускник этого учебного заведения мог стать, создав конкурсное произведение и получив одобрение этого произведения от Совета Академии. (Небольшое уточнение: статус звания академика был существенно повышен только в 1885-м году, его стали присуждать лишь за выдающиеся работы).
Васильев на конкурс представил композицию «Дева Мария с Предвечным Младенцем». И именно за нее получил звание академика. Что давало ему это звание? Возможность претендовать на звания адъюнкт-профессора, а потом и звания профессора Академии художеств. К сожалению, я не нашла информации, воспользовался ли Васильев этой возможностью…
Но точно известно, что его живопись была востребована современниками. Есть сведения о нем и его работах в Юбилейном справочнике императорской Академии художеств: он писал иконы для церквей, расположенных в разных частях тогда еще империи: Санкт-Петербурга, Петергофа, Варшавы, Ниццы, Флоренции. Сохранилась икона его работы и в Третьяковской галерее - «Св. царица Александра», 1858. А вот иконостас, который он создавал для нашего малоалматинского храма, не сохранился…
«Бывал ли Васильев в Верном?», - задавала я коварный вопрос знакомым алматинским краеведам и историкам. Они не могли ответить, но высказывали мнение, что вряд ли. Скорей всего, город сделал заказ художнику по переписке. Тогда такое практиковалось.
Освящена церковь 24 октября 1871 года. Эта дата известна точно по многим документам, и светским, и церковным.
Побывал храм и соборной кафедрой Туркестано-Ташкентской епархии: летом 1872 года владыка Софония, назначенный настоятелем епархии, прочитал здесь свою первую проповедь.
За время существования здание храма много раз ремонтировалось, перестраивалось, переделывалось как снаружи, так и внутри. Есть информация, что в 1884 году в церкви заменена тесовая крыша на железную, а деревянная четырехугольная колокольня переделана в восьмиугольную...
И еще пишут, что землетрясение 1887-го года храм частично разрушило, пришлось восстанавливать, достраивать и перестраивать.
На сайте митрополии прочитала: «Казаки Малой станицы постановили благоустроить свой храм, так как он пришел в совершенное разрушение и «по тесноте своей не соответствовал числу прихожан». Но средств на постройку станичное общество не имело, поэтому летом того же года они ходатайствовали через епископа Ташкентского и Туркестанского Никона (Богоявленского) о пособии на возведение здания из казны».
По всей видимости, этот ремонт (или перестройка) произошел в 1898-м году. В 1901-м году новый храм (или перестроенный старый, не очень понятно) был освящен. Если так, то в этом году ему исполняется 120 лет.
А в 1910-м во время землетрясения здание опять было повреждено. Опять ремонт…
К сожалению, много несостыковок в датах и процессах – многое забыто, а документы либо утеряны, либо где-то запрятаны в архивах, и историки-краеведы их еще не нашли…
Потому - то ценны воспоминания свидетелей его истории, пусть даже не очень давней, 20-30-40 – летней...
Протоирей Сергий ХМЫРОВ был настоятелем храма в 90-е годы, многое помнит, многое видел, а многое и сам создавал. Огромная ему благодарность, что нашел время и провел для меня небольшую экскурсию по храму.
Начинается наша «экскурсия» с каменного столба – когда-то это была часть ограды. Территория храма в разные периоды его истории то увеличивалась, то сильно уменьшалась. Этот столб чудом сохранился, остальные столбы, скорей всего, растащили местные жители (или кто-то еще) и использовали под строительные и хозяйственные нужды. Этот столб стоял в другом месте. Но здесь как небольшой памятник истории.
Разглядываем с отцом Сергием старое - 1898-го года – фото церкви, сравниваем с нынешним обликом храма. Явных различий нет, здание узнаваемо и сейчас, через 120 с лишним лет.
- Храм полностью деревянный, из бруса тяньшанского сделан. Фундамент – простой кирпич, хороший. Особых повреждений-изменений не было. Нижняя сторона, южная, осталась вообще без изменений. А с северной мы сделали пристройку в 1958-м году – народ шел, нужен был еще один алтарь, вот мы и сделали второй придел. Крыльцо я переделывал, окна заменил тоже я, старые совсем рассыпались, ветер в храме гулял. В 30-х годах здание использовали совсем не по назначению, совсем не берегли, скорее наоборот – готовили к аварийному состоянию, чтобы потом убрать, - рассказывает отец Сергий.
В советское время Казанская церковь, как и другие религиозные заведения страны, была закрыта. В Малой станице организовали колхоз «Луч Востока» - станица же городом стала только в 1962-м году, – а в здании церкви сделали клуб.
- Кино показывали, танцплощадка была. А потом соорудили магазин, вино-водку продавали. А позже в здании было овощехранилище. Когда мы внутри разбирали – запах стоял затхлый овощной, а сами стены жуткой ядовито-зеленой краской были покрашены. А входные двери были железом обиты, в одной из створок была еще одна дверь пробита, поменьше, а в ней – небольшое оконце. Видимо, осталась от вино-водочного магазина, - вспоминает отец Сергий.
За церковью – небольшой погост. Образовался он не так давно, хотя есть там могилы, датированные началом прошлого века.
С сайта митрополии: «В 1929 году в Алма-Ату начали ссылать духовенство. Казанский храм приютил у себя четыре обездоленные семьи, разделив с ними хлеб, собранный со своего участка и данный прихожанами за исполнение треб. Власти обвинили настоятеля церкви отца Димитрия ПОЛИВКИНА в укрывательстве излишков хлеба и агитации прихожан против закрытия Малостаничного прихода и опубликовали это в прессе».
Священника приговорили к полутора годам заключения. Вышел он досрочно – через 8 месяцев. Но через год его опять арестовали – на этот раз обвинив в агитации против участия в выборах в советы.
- В тюрьме он заразился туберкулезом, и его сюда отправили умирать. Он умер и похоронили его на кладбище в Малой Станице, оно было ниже церкви расположено квартала на 3- 4, сейчас уже нет этого кладбища… В 1998-м году нашлись скромные средства на обновление внешнего вида церкви и благоустройство территории, - рассказывает отец Сергий.
1989 год – важная дата для прихода: столетие со дня возведения Малостаничного выселка в степень самостоятельной станицы. Церковный историк Валентин Алексеевич КАЗАНЦЕВ предложил перезахоронить останки настоятеля храма протоирея Дмитрия Поливкина рядом с храмом. Он же и добился разрешения акимата на перенос могилы.
- Мы нашли могилку, стали копать. И на глубине двух метров обнаружили останки. Но Казанцев говорит: «Нет, это не Поливкин, это его матушка, она позже умерла (в 1938-м – ред.)». Казанцев знал, что она была захоронена здесь же. Мы снова стали копать. И точно: ниже, уже на глубине 3-х метров, мы обнаружили подлинные останки. Ну мы как положено все сделали – крестным ходом перенесли останки его и его матушки сюда, перезахоронили. И поставили крест коричневый гранитный. А потом через год тесть мой заболел, а он в Усть-Каменогорске служил священником, приехал сюда лечиться, месяц в больнице лежал. И скончался. Тоже пишем запрос, нам дают разрешение на захоронение. Рядом крест поставили. А еще через какое-то время Георгий ЗУБАЕРЕВ скончался, священник. И его туда положили. И через 10 дней отец Борис – он был настоятелем храма с 1968-го года. Он долго болел, а когда умер – тоже похоронили здесь. Через год умирает Нектарий, иеромонах, он в Каскелене служил, в Узынагаше, и его тоже здесь положили. Вот так и образовался некрополь, - рассказывает отец Сергий грустную историю.
Матушка Екатерина, жена настоятеля Поливкина, тоже похоронена на этом кладбище. Роль матушки была очень велика в жизни и деятельности священника. Именно от того, какой она была, зависела и атмосфера в доме, атмосфера в приходе, и во многом облик самого батюшки. А Екатерина Григорьевна, в девичестве Козловская, судя по всему, была не просто женой Дмитрию, а «правой рукой», помощником во всех делах, в том числе и делах прихода. Она была дочерью священника, и с юных лет готовилась быть женой священника. Была грамотной, образованной женщиной - окончила епархиальное училище. А в таких учебных заведениях девушек учили азам педагогики, медицины, агрономии…
В 1944-м храмы стали возвращать верующим. В Алма-Ате первым после почти 10-летнего торжества вынужденного атеизма открылся именно этот храм, малостаничный - во имя иконы Казанской Божьей Матери.
Приводили в порядок его всем миром – чистили, красили, благоустраивали… И самое главное - люди приносили иконы, которые успели забрать из закрывающегося храма и спрятать их.
- Чудом распятие сохранилось – наследие Вознесенского собора. Когда там все рушилось в 30-е годы, прихожане припрятали распятие. И когда все вернулось, иконы тоже пришли после долгого подспудного хранения. А Вознесенский храм был закрыт, потому принесли сюда. И распятие до сих пор находится в Казанском соборе, - отмечает отец Сергий.
В здании сохранились печи-контрамарки – тоже историческая ценность. Их четыре, две в алтаре, мы их не увидели. А две может увидеть каждый. И даже потрогать. Они давно не топятся и выполняют исключительно декоративные функции. Ну и ценны как память о прошлом.
- Многие чудеса в этом храме происходили. Есть здесь икона Божьей матери, небольшая икона 19-го века в серебряном окладе. И как-то на летнюю Казанскую мы вдруг заметили, что икона исчезла! Киот есть, а иконы нет. Вызвали милицию. Милиция сначала пошла не тем путем, стала подозревать в краже бабушек-прихожанок, бабушки дрожат, молятся… Через несколько дней звонят, говорят: нашли. Приехало телевидение, «Рейдер», взяли у меня интервью. Ну я и сказал в камеру: молодцы, икону нашли. Программа в эфир вышла: ах, как милиционеры быстро отреагировали, ценную икону нашли. Жду день -два, икону не везут. Звоню, а они мне: извините, это оказалась не та икона. Конечно, я расстроился, жаловаться собирался даже. А тут пономарь прибегает: принесли икону! Смотрим – точно, она! Принес ее парень, глаза сумасшедшие, кричит: заберите икону!.. Рассказал, что сам он из города Фрунзе (сейчас Бишкек – прим. Ред), и там ему пришел на эту икону заказ от иностранцев. Фото иконы показали, денег дали - 20000 долларов. Вот он по глупости и решил поправить свое финансовое положение таким образом. Украсть икону было просто – перевернул киот, разомкнул зажимы и вытащил. А потом ему Богоматерь являться начала, говорит ему: отнеси икону назад. Он помучился-помучился и прибежал с иконой в храм. Вот такое чудо. А мы уже не стали рисковать и поставили икону повыше, - улыбается священник.
Поднялись на колокольню. Это было настоящее испытание для меня – лезть на такую высоту по приставной лестнице! Наверх, на колокольню, сопровождал меня звонарь Володя. Он этот храм знает с детства – детдомовский, а детдом находился неподалеку. Мальчишкой бегал сюда, потому что старая церковь ему казалась местом, полным тайн и загадок. А сейчас служит здесь звонарем, совмещая это служение со своей основной работой.
С колокольни хорошо видна дорога – прямо за крестом. Та самая, которую, по словам священника, пробивали через место, где когда-то находилось старое церковное кладбище. Это еще одна таинственная история, связанная с храмом.
Его, этого кладбища, на старых планах города нет. Я позвонила некрополисту Георгию Афонину, и он пояснил: церковные погосты не всегда указывались в светских документах, так что тут никаких противоречий нет, вполне возможно, кладбище действительно было.
Наверное, когда-нибудь мы об этом узнаем – было ли здесь кладбище. Но старожилы говорят: когда эту дорогу только построили и по ней поехал грузовик, дорожное полотно заметно просело, пришлось его даже подправлять…