В политике, тем более международной, нет вечных друзей и вечных врагов, но есть вечные национальные интересы
Боюсь прослыть алармистом, однако сегодня всем очевидно, что мир становится все более турбулентным, а Земля все менее комфортным местом для проживания…
Мы наблюдаем беспрецедентные вызовы практически по всем направлениям глобальных, региональных и национальных систем. Наш общий дом переживает фундаментальные проблемы несбалансированного развития, в частности, в сфере экологии.
Смутные ощущения о грядущем апокалипсисе провозглашает шведская школьница Грета ТУНБЕРГ, активист зеленого движения с синдромом Аспергера…
Охватившая нашу планету информационная истерия по поводу COVID 19 из сферы чисто медицинских изысканий вырвалась в область общественных домыслов и гибридных информационных вбросов…
Под большим вопросом находится концепт так называемой мировой экономики, то есть связанной многочисленными нитями и цепочками взаимодействия экономических субъектов в различных частях мира. Казалось, еще недавно незыблемые и вполне себе успешные страны и гигантские транснациональные монстры, являясь своеобразными "скрепами", удерживали экономический корабль "на плаву". Сегодня во время шторма не видать ни кормчего, ни команды, ни правил вождения, ни эффективных механизмов выравнивания курса…
Легкость применения силы при разрешении тех или иных политических споров становится привычным делом, как в темное время суток в какой-либо захолустной подворотне. Правительства принимают порой односторонние шаги по превентивному обеспечению своих интересов, абсолютно не считаясь с правовыми нормами и "правилами международного политеса", когда-то ограничивавшими зарвавшихся "хулиганов от политики". Войны и конфликты становятся обычным инструментом "разборок", как на глобальном, так и региональном театрах международных отношений.
Государственные системы в этой ситуации демонстрируют поразительную некомпетентность и близорукость. Прежние концепты либерально-демократического выбора достойных персон и эффективных программ уступают место популистам и технологиям манипулирования массовым сознанием. Автократии как системы с предсказуемым и сильным мобилизующим инструментарием влияния и организации социальных процессов становятся более эффективными, чем сложные и многоступенчатые демократические процедуры согласования.
Больше нет "столбовой дороги" цивилизованного политического проектирования на демократической основе. Права и свободы человека отходят на второй план в условиях примата общественной безопасности и приоритета национальных интересов, за которыми часто скрываются интересы олигархических групп и недобросовестных политиков. Политика становится эксклюзивным делом с сокрытой от общества сакральной практикой принятия решений…
Казахстан и международная турбулентность
Недавно принятая в Казахстане обновленная Концепция внешней политики отмечает преемственность прежних внешнеполитических установок и многовекторный характер ее ориентиров. Для становящегося независимым государства это вполне естественное желание, поскольку процесс вхождения в мировое сообщество требует "узнавания" другого и себя в новых геополитических условиях, формирование адекватной идеологии позиционирования страны. Почти тридцать лет активного сотрудничества Казахстана на различных международных площадках, провозглашение различных инициатив и участие в разных международных проектах позволили Казахстану стать реальным и общепризнанным актором международных отношений. Наша страна установила достаточно комплиментарные отношения со всеми основными весомыми международными "игроками", взаимоотношения с ближайшими соседями по всему периметру границ характеризуются дружественностью и взаимовыгодностью. Однако мир достаточно динамично развивается и изобилует современными вызовами, которые требуют новых подходов и концепций адаптивной дипломатии.
Как известно, в политике, тем более международной, нет "вечных друзей и вечных врагов, но есть вечные национальные интересы". И эта установка является сегодня крайне важным постулатом в условиях ограниченных ресурсов развития и высокой конкуренции за обладание ими. "Место под солнцем" не уготовлено никому. И нет раз и навсегда апробированной стратегии достижения успеха. Современной дипломатии Казахстана необходим гибкий ценностный подход, сопряженный с твердыми намерениями защищать свои интересы любой ценой. Краеугольным камнем международного позиционирования является сохранение независимости в процессе принятия решений о наиболее важных для государства вопросах. Эти ценности на первый взгляд очень просты: сохранение территориальной целостности и стабильности функционирования институтов государства, олицетворяющих независимость без какого-либо вмешательства в практику принятия решений государства наднациональных институтов или обмена на какие-либо экономические преференции или политическую конъюнктуру жизненно важных ценностей народа, таких, например, как земля, экономическая независимость, политическая устойчивость государства, мир, социальная солидарность и гармоничное развитие внутренней и внешней политики.
Поскольку внешняя политика есть отражение политики внутренней, истоком и основанием для участия в тех или иных международных проектах является продвижение указанных выше ценностей, понимание незыблемости "последних бастионов нации" - принципиальная основа нашего выживания сегодня, в условиях международной турбулентности, и залог опережающего развития завтра в ситуации повсеместного наступления "новой нормальности".
Таким образом, ничто не может оправдать признание возможности участия в таких проектах, которые хоть каким-то образом способны ограничить национальный суверенитет. Это необходимо иметь в виду, например, в условиях постоянного давления со стороны партнеров по ЕАЭС о приоритетности для организации наднациональных органов и их решений. Для Казахстана это неприемлемо ни при каких условиях. Не случайно руководство страны принципиально придерживается лишь экономической парадигмы сотрудничества в рамках евразийской интеграции, не соглашаясь на такие настойчивые предложения, как единая валюта, общий парламент, единое операциональное информационное пространство.
Думается, в актуальной повестке дня для нашей страны также стоит вопрос освобождения территории от присутствия каких-либо военных полигонов, аффилированных с иностранными государствами, биолабораторий (вопрос бактериологической безопасности особенно остро встает в контексте разворачивающейся на наших глазах пандемии коронавируса), мест захоронения отходов, центров транзитных перевозок для военных нужд чужих государств, проектов, связанных с грязными и ненадежными технологиями и пр. То есть той инфраструктуры, которая может поставить под удар безопасность наших граждан и экологическую чистоту нашей земли.
Земля сама по себе имеет в казахской национальной традиции не только потребительскую, рыночную ценность - это сакральное жизненное пространство, родное, единственное и незыблемое пристанище человека, "Мать Земля-Вода-Умай Ана" еще со времен нашей древнетюркской истории. И она не продается и не может быть отдана кому бы то ни было на откуп и ни при каких условиях и обоснованиях! Здесь не могут быть приняты в качестве аргумента никакие сиюминутные выгоды и сомнительные интересы. В народном сознании никак не уживается ценность родной земли, за которую проливали кровь наши предки, и "временные моратории" и прочие политтехнологические манипуляции с целью "оттянуть" решение по "земельному вопросу". Земля - незыблемая основа нашего благополучия и экзистенциального счастья народа, а не только база состоятельности государства как экономического субъекта. Принципиальным вопросом, имеющим политическое звучание для нашего народа, является традиционно "жер дауы" (земельные споры). Поэтому это национальное табу, "последний бастион", который народ обязан защищать, чтобы сохранить себя и государству следует быть на стороне чаяний народа, а не пытаться "продавить" чуждые интересы…
Другим принципиальным моментом является рачительное отношение к природным ресурсам страны. Они принадлежат будущим поколениям. И в этой связи важно понимание того, что их безудержное расходование на нужды сегодняшнего дня означает ограбление наших потомков. Казахстан вполне созрел до консервации своих природных богатств для будущих поколений. Это неприкосновенный запас родины и гарант будущего благополучия потомков. В связи с этим инвестиционная стратегия страны должна быть существенным образом пересмотрена. Опорой здесь должны стать не иностранные инвестиции, точнее не столько иностранные инвестиции в сырьевой сектор экономики, а "отечественные деньги" в силу определенных обстоятельств "работающих на чужих рынках" и средства зарубежных высокотехнологичных компаний, желающих использовать, например, наш человеческий капитал, инфраструктурную открытость страны, транспортно-логистические возможности. В этом, как нам кажется, суть индустрии 4.0, к которой призывает переходить руководство страны.
В порядке конструктивной критики, следует отметить, что многие индустриальные программы у нас исходят из реальности сегодняшнего дня и поэтому обречены на отставание после реализации. Нужны опережающие постиндустриальные стратегии развития. Инновационность нуждается в создании особой инфраструктуры, включающей мотивирование новых разработок и доведение их до изменения стиля жизни, а также постоянную работу над проектированием будущего. Желаемое будущее наступит, только если активно над ним работать! Не случайно во многих передовых странах озабочены именно этим. Идет активный поиск и адаптация передовых технологий, нетривиальных инновационных решений изменения самой социальной среды. Посмотрите, как на наших глазах изменяется облик самых передовых стран. Сравнение, к сожалению, не в нашу пользу. Мы до сих пор решаем вчерашние задачи, тогда как мир давно шагнул в завтрашний день и живет в совершенно другом измерении. Необходим серьезный аудит реализуемых у нас проектов и проектирование собственного будущего исходя из перспективного и амбициозного видения себя.
Иллюстративное фото из открытых источников.