Реальная публичность приватизации послужила бы только на благо государству
Читайте предыдущую статью Жараса АХМЕТОВА "Реформы Тэтчер: что полезного из них может извлечь Казахстан?".
Зачем нужна приватизация?
Один из приоритетов Третьей модернизации страны – кардинальное улучшение и расширение бизнес-среды, в том числе, за счет снижения доли государства в экономике страны (Послание президента страны народу Казахстана).
Государство, проводя программу масштабной приватизации, решает несколько задач: избавляется от хронически убыточных компаний, на поддержание которых прямо или косвенно впустую расходуются государственные средства; способствует развитию фондового рынка; развивает конкурентную среду, давая возможность частному бизнесу занять те ниши, в которых раньше доминировало государство; пополнить государственный бюджет.
Наконец, создав в свое время гигантский и трудноуправляемый холдинг АО «ФНБ «Самрук-Казына», теперь государство хочет повысить его эффективность как за счет избавления от непрофильных активов, так и за счет реализации программы трансформации.
Приватизация осуществляется в рамках Комплексного плана приватизации.
Но есть и активы, приватизируемые вне него.
Общество не может быть безучастно к реализации программы приватизации – решение поставленных задач коренным образом должно поменять экономическую среду, дать новый импульс экономике страны. Поэтому нам должно быть интересно, расходятся ли планы с реальностью.
Текущие итоги
Основные сведения о приватизации содержатся на специальном сайте Госреестра. Дополнительную информацию можно получить на специализированном сайте «Самрук-Казына».
В Комплексный план приватизации включено 879 предприятий. Их текущий статус отображен в таблице 1.
Из таблицы мы видим, что пик приватизационной активности приходится на 2017 год. Так же мы видим, что 190 предприятий из 879 были сняты с торгов, скорее всего, из-за отсутствия к ним интереса.
Сведения по выручке, полученной от приватизации активов, приведены в таблице 2.
Что касается предприятий, не включенных в Комплексный план приватизации, то сведения по их статусу приведены в таблице 3.
Обращает на себя внимание более высокая, во всяком случае внешне, эффективность в приватизации активов, не включенных в Комплексный план: их приватизировано 77,2% от общего числа, тогда как в рамках Комплексного плана приватизировано только 25,7%.
В чем причина такой разницы в результатах - понятия не имею. Было бы хорошо, если бы кто-нибудь из ответственных чиновников дал разъяснение на этот счет.
В таблице 4 приведены данные по выручке, полученной от реализации активов, не включенных в план приватизации.
Если говорить о решении задач, ради которых и затеяна приватизация, то тут не все так радужно. В первую очередь никак не решена задача развития финансового рынка, в том числе фондового. Об этом более подробно читайте в статье "Реформы Тэтчер: что полезного из них может извлечь Казахстан?".
Того, что государство освобождает рыночные ниши, чтобы пустить туда частный бизнес – пока совсем не видно.
На самом деле, нужно время, чтобы оценить потенциальный эффект от приватизации. Пока же, если смотреть на перечень приватизируемых активов, максимального эффекта, с точки зрения развития конкурентной среды, можно ожидать от приватизации объектов коммунальной собственности.
С точки зрения общественных интересов важно, чтобы СМИ освещали процесс приватизации коммунальной собственности, делали его прозрачным, что осложняло бы проведение нечистоплотных сделок.
Но, наверное, урок преподанный судами по делу Какимжанова, сдерживает наших журналистов от исполнения своего профессионального и гражданского долга.
И, наконец, с точки зрения пополнения бюджета 126,6 млрд тенге, полученных за 3,5 года, выглядят не очень внушительно.
Что день грядущий нам готовит?
Возможно приватизация последующих объектов что-то поменяет коренным образом? С этой позиции интересно посмотреть на перечень №1, включающий в себя 48 крупных активов, являющихся дочками, внучками, а то и правнучками АО «ФНБ «Самрук – Казына».
Но сначала несколько претензий к редакторам сайта, посвященного приватизации активов фонда.
Во-первых, в перечне 48 объектов, приведенных на сайте, в действительности содержится 52 объекта.
Четыре объекта лишних: дублируются АНПЗ и ПНХЗ, а также перечисляются два уже приватизированнных объекта - АО «KEGOK» и АО «Локомотив құрастыру зауыты». Мелочь, конечно, но вызывает сомнения в компетенции и прилежании работников сайта.
Во-вторых, из 48 предприятий, только у двух предприятий финансовые показатели приведены по состоянию на 31.12.2016 г. Еще у двух – на 30.09.2016 и 30.06 2016.
У всех остальных на 31.12.2015 г. За год многое поменялось – некоторые из тех, кто показал убытки в 2015 г., в 2016 г. уже получили прибыль. Устаревшие сведения искажают общее впечатление о процессе приватизации.
В-третьих, ни по одному из предприятий не указано, какую долю собирается продать государство. Не указан и способ проведения приватизации. Отчасти этот пробел удалось закрыть за счет сайта Госреестра, на котором по части предприятий такие сведения есть.
В-четвертых, должна быть указана сумма, которую хочет выручить государство, в данном случае «Самрук – Казына», от реализации активов. Понятно, что это индикативный показатель, но по нему можно оценивать и адекватность планов фонда, и их исполнение.
В целом получается, что информации для анализа не так уж и много – отчасти ее нет, отчасти она устарела.
Единственное, что можно сказать уверенно: прорыва в развитии фондового рынка ожидать не приходится.
Пакеты акций национальных компаний, которые будут реализовываться через фондовую биржу, совсем незначительные: 10% акций "Казатомпрома", 20% акций "Самрук-Энерго" и 25% акций "Казмунайгаза".
На самом деле государство безбоязненно могло бы выставить на торги 50-60% акций, а то и более, и при этом все равно бы сохранило контроль над национальными компаниями.
С другой стороны, в силу реальной публичности усилился бы общественный контроль за их деятельностью, что только послужило бы на благо государству.
Иллюстрация: vecher.kz