"Самрук-Казына" - странный кассовый центр: он привлекает финансы дороже, чем размещает
"Сейчас фонд представляет собой громоздкую структуру. Непрозрачность, назначение "политически значимых людей", неэффективная система закупок, трудовые конфликты, убыточность и незавершенность масштабных проектов, чрезмерные расходы на содержание – этот список вопросов приводит к возмущению общества. Как, впрочем, и факт, что до настоящего времени мы не смогли построить нефтехимию. Мы ремонтируем заводы, которые были построены еще в советское время. Роль Совета директоров и участие независимых директоров во многом формальны. Ставлю задачу кардинального реформирования фонда. Об этом у меня был разговор с САТКАЛИЕВЫМ. Не справится с задачей реформирования, уйдет в небытие, и вместе с ним – и сам фонд". Из выступления К.К. ТОКАЕВА перед представителями отечественного бизнеса 21 января 2022 г.
Над фондом возникла угроза быть сожженным в пламени общественного негодования и недовольства главы государства. Правда, не факт, что сгорит – возможно, отделается лишь сокращением штатов и увольнением управляющих директоров и руководителей некоторых дочерних организаций. А если и сгорит, то нет никаких гарантий, что не восстанет из пепла, как и положено мифической птице.
В этой заметке не будет готового рецепта реформирования АО ФНБ "Самрук-Казына", только некоторая информация для размышления и пара идей о том, что можно сделать с фондом национального благосостояния.
Место в экономике страны
Несколько лет назад кто-то запустил в общественное пространство информацию о том, что доля ФНБ "Самрук-Казына" в ВВП страны составляет 60%. Это, конечно, не так. На диаграмме 1 отображена динамика доли ВДС квазигоссектора в ВВП РК.
Диаграмма 1.
14,6% - гигантская доля, а если учесть валовую добавленную стоимость, создаваемую поставщиками товаров, работ и услуг, то влияние квазигоссектора на экономику вырастет еще больше. Но все-таки речь не идет о 60%.
Еще более значимой выглядит роль ФНБ "Самрук-Казына" в экономике страны, если посмотреть на долю основных средств холдинга во всех основных средствах Казахстана (диаграмма 2). Основные средства взяты по балансовой, за вычетом износа, стоимости.
Диаграмма 2.
Фонд играет гигантскую роль в экономике страны. Но насколько оправдана такая концентрация экономического потенциала в руках государства?
Если посмотреть на диаграмму 3, то мы увидим, что взаимосвязь между экономическим ростом и рентабельностью активов ФНБ Самрук-Казына слабая.
Диаграмма 3.
Безусловно, на десяти точках наблюдений никаких однозначных выводов делать нельзя. Кроме того, можно было бы взять другой показатель, а не рентабельность активов. Тем не менее можно предположить, что деятельность ФНБ "Самрук-Казына" слабо связана с экономикой страны. При той доле, которую имеет холдинг в экономике, это говорит о том, что никакая стратегия деятельности холдинга, направленная на экономическое развитие страны, в действительности не реализуется. Но этот вывод имеет право на существование только, если сделанное предположение верно. С другой стороны, он, вывод, соответствует нашим интуитивным представлениям об эффективности работы ФНБ "Самрук-Казына".
Кто сильнее всего влияет на консолидированную отчетность
В таблице 1 приведены данные о том, как распределилась выручка по секторам экономики в 2020 г. Как видно из таблицы, больше, чем две трети выручки приходятся на нефтегазовый и транспортный секторы.
Таблица 1. Распределение выручки ФНБ "Самрук-Казына" по секторам в 2020 г. Источник: годовой отчет ФНБ "Самрук-Казына".
Нефтегазовый сектор | Продажа сырой нефти | 21.7% | 56.2% |
Продажа нефтепродуктов | 20.3% | ||
Продажа продукции переработки газа | 8.9% | ||
Транспортировка нефти и газа | 3.2% | ||
Переработка давальческой нефти | 2.1% | ||
Транспорт | Грузовые железнодорожные перевозки | 11.8% | 14.1% |
Авиаперевозки | 1.8% | ||
Пассажирские железнодорожные перевозки | 0.4% | ||
ГДП | Продажа урановой продукции | 6.2% | 13.2% |
Реализация аффинированного золота | 7.0% | ||
Связь | Телекоммуникационные услуги | 5.7% | 6.2% |
Почтовые услуги | 0.5% | ||
Электро-энергия | Электрический комплекс | 2.9% | 6.0% |
Транспортировка электроэнергии | 3.2% | ||
Другое | Процентный доход | 0.4% | 4.4% |
Прочий доход | 3.9% |
Два сектора, нефтегазовый и транспорт, формируют две трети выручки фонда национального благосостояния. Такое распределение выручки говорит о том, что истории про то, что головная компания разрабатывает и реализует в жизнь некие стратегии развития, являются не более, чем историями. Дело в том, что руководители "Казмунайгаза" и "Казахстан Темир жолы" имеют административный вес вполне сопоставимый с административным весом руководителя холдинга. И невозможно представить, что им будет навязана какая бы то ни было стратегия, если они с ней не согласны. А жизненный опыт говорит о том, что руководители такого уровня согласны только с теми стратегиями, которые они сами разработали.
Но если головная компания не разрабатывает и не реализует стратегии развития, то для чего она нужна?
(Примечание. Ясное дело, что какие-то стратегии в недрах головной компании разрабатывались – отрабатывать должности и зарплаты надо, но вряд ли они реализовывались).
Кассовый центр
Головная компания холдинга является не более, чем кассовым центром - она получает деньги из бюджета и перераспределяет их по дочерним компаниям. Денежные потоки двигаются и в обратном направлении: головная компания собирает дивиденды с дочерних компаний и отправляет их в бюджет. Правда, часть из них остается в головной компании для покрытия ее расходов.
То, что компания является не более, чем кассовым центром, подтверждается чисткой, которая проходит в компании в последние дни. И правда, к чему многочисленные департаменты и управляющие директора, если достаточно только финансовой службы, которая будет регулировать денежные потоки?
Правда, головная компания "Самрук-Казына" - странный кассовый центр: он привлекает финансы дороже, чем размещает (смотрите диаграмму 4). На диаграмме видно, что в течение 9 из 11 лет доходы по вознаграждениям были меньше, чем расходы. То есть "Самрук-Казына" привлекал финансирование дороже, чем размещал. Если это и есть стратегия, то она заведомо провальная.
Диаграмма 4.
Деятельность "Самрук-Казыны", если говорить о всей системе национальных компаний, сводится к формированию неравных конкурентных условий, искажению рыночных отношений. Доступ к финансированию на условиях лучше, чем для обычных заемщиков, ликвидирует стимулы к росту эффективности: нет смысла прикладывать особые усилия, если любые огрехи в работе можно закрыть дешевым и доступным заимствованием. Собственно говоря, именно это неравенство в условиях ведения бизнеса определяет слабое влияние холдинга на экономику страны в целом: ФНБ "Самрук-Казын"а диссонирует с обычным бизнесом, который определяет состояние экономики в целом.
Что же делать?
Как известно, у любой сложной проблемы есть простое, очевидное всем неверное решение. Сейчас настало то время, когда простыми решениями забито все информационное пространство.
Очевидно, что, в первую очередь, надо лишить национальные компании существующих привилегий, создать равные рыночные условия для всех. У такого подхода есть, как минимум, один подводный камень: придется закрывать неэффективные производства. И речь идет о том, что без работы останутся даже не сотни, а тысячи людей. От государства потребуются гигантские средства на выплаты компенсаций по увольнению, пособия по безработице, на расходы по переобучению и дотирование затрат на переезды туда, где есть работа.
Даже если государство возьмет на себя бремя таких расходов, это все равно породит серьезное социальное недовольство в обществе.
И здесь уже не только от государства, но и от нас зависит готовность пойти на сложные, шоковые меры. Или Самрук восстанет из пепла и снова будет генерировать неэффективность.
Фото: sk.kz.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!