Для Казахстана переход на зелёные рельсы остаётся двусмысленным
Президент Джо БАЙДЕН поставил одним из главных приоритетов - переход на все "зеленое", и мы ни на минуту не сомневаемся, что он будет верен своей политике. Скорее всего, вам достаточно известно о зеленых трендах после Экспо-2017, но давайте подробно разберемся, что к чему и какие еще бывают экономики.
Деление экономики по цветам основано на степени влияния экономического роста на окружающую среду и социальные аспекты, выделяют: коричневую, зеленую и голубую экономику.
Коричневая экономика - экономика, в которой экономический рост основан на использовании ископаемых видов топлива: уголь, нефть, газ. Рост производства в такой модели одновременно ведет к отрицательным экологическим последствиям: изменение климата, парниковые газы и т.д.
Коричневая экономика это пока реальность ресурсоориентированных стран, включая Казахстан. И хотя всюду идет пропаганда зеленой энергетики, факт остается фактом: ВИЭ составляют менее 2% произведенной в стране энергии, а в рейтинге по Индексу зеленого роста Казахстан занял 25 место из 32 стран Азии.
Зеленая экономика (ЗЭ) — устойчивая и гибкая экономика, которая обеспечивает рост благосостояния и социальной справедливости, одновременно сокращая экологическую нагрузку. Великое заблуждение: "зеленая экономика - это только забота о природе". Фишка именно в соблюдении гармонии экономических, экологических и социальных аспектов (концепция устойчивого развития). Ведь пока у человечества не будут закрыты базовые потребности, никто и не станет думать о природе.
Голубая (морская) экономика (ГЭ) - экономика, согласно которой вода - основа финансового, биологического, культурного благополучия. Концепция морской экономки схожа с ЗЭ, но с большим акцентом на воду: рациональное использование водных ресурсов для экономического роста, улучшения условий жизни и труда.
С приходом нового президента США популярность зеленого движения на глобальной арене растет во всех направлениях, теперь зеленый - новый черный. Байден активно ведет блиц-политику в области климата, к 2050 году он хочет 100% чистой энергии и нулевых выбросов. Политика подстегивает финансовый и коммерческий сектор страны. Так, General Motors, производитель бензиновых внедорожников, объявила о переходе на полностью электрический двигатель и планирует запуск робото-такси в Сан-Франциско, опередив Tesla и Alphabet. А крупнейшие инвестиционные организации и хедж-фонды запрашивают у компаний публикации планов по выбросам и стимулируют к устранению парниковых газов к 2050 году.
Для Казахстана переход на зеленые рельсы остается двусмысленным. Популяризация зеленой энергетики невыгодна для стран сидящих на сырьевых ресурсах, т.к. ведет к падению спроса на нефть и нефтепродукты.
С другой стороны, глобальные тренды диктуют свои правила, и инвестиции сейчас идут в "зеленые" компании, потенциал для развития которых также есть в Казахстане. Для поддержки зеленых проектов, у нас развивают зеленые финансы и в 2018 году был создан Центр зеленых финансов МФЦА. Деятельность центра уже имеет свои плоды: в августе 2020 Фонд "Даму" при участии ПРООН выпустил на Биржу МФЦА (AIX) дебютные зеленые облигации, в первоначальный выпуск фонд привлек инвестиции на сумму около 500 тыс. долларов. В 2021 году планируется выпуск зеленого сукука (исламский эквивалент облигаций). У Казахстана есть амбиции в ЗЭ, к 2050 году мы хотим достичь 50% перехода на альтернативную энергетику (с текущих 1.7%), поскольку глупо противостоять тренду, но в наших силах быть на его передовых.
Источник: Telegram-канал: @marketanatomy.
Фото: berlek-nkp.com.