Импульс, заданный либеральными рыночными реформами в конце 90-х, свои возможности уже исчерпал
* Падение в бездну
* Либеральные реформы
* Что дальше?
Падение в бездну
Казахстан получил свою независимость неожиданно. Осенью 1991 года было ясно, что СССР в том виде, в котором он существовал, себя изжил. Но теплилась надежда на то, что он трансформируется во что-то иное, более соответствующее веяниям времени. И Казахстан, сохраняя все выгоды от нахождения в составе Союза, получит дополнительные возможности для своего развития.
Беловежское соглашение, подписанное ЕЛЬЦИНЫМ, ШУШКЕВИЧЕМ и КРАВЧУКОМ, поставило крест на оптимистических ожиданиях и не оставило иной возможности, кроме прыжка в неизвестность – строительство нового, независимого государства.
На самом деле, никто не был готов к независимости: ни республики Прибалтики, всегда мечтавшие о выходе из состава Советского Союза, ни Россия с Белоруссией и Украиной, развалившие СССР – ни у кого не было внятного и продуманного плана по трансформации и экономическим реформам.
Надо откровенно признать, что реформы ГАЙДАРА, написанные на скорую руку, содержали в себе такое количество просчетов и лакун, что их последствия до сих пор расхлебывают как Россия, так и Казахстан, на первых порах просто отрепетировавший процессы, происходившие в России.
На графике 1 мы видим, что трансформация, осуществлявшаяся без продуманного плана, когда решения принимались, что называется, с «листа», не могла не сказаться на экономике – за восемь лет, с 1991 по 1998 гг., ВВП страны потерял почти 40%.
Это сопоставимо с ущербом от Гражданской войны и превосходит урон от Великой Отечественной.
Такое падение экономики не могло не сказаться на уровне жизни населения – на графике 2 приведен индекс реальной заработной платы к 1993 г.
К сожалению, на сайте Комитета по статистике нет данных за более ранний период, но даже по имеющимся видно, что в 1994 г. произошло обрушение реальной заработной платы и к 1998 г. уровень 1993 г. все еще не был достигнут. Но ведь и в 1993 г. реальная заработная плата наверняка упала в сравнении с 1990 годом.
Соответственно, ухудшилась и демографическая ситуация – сократились продолжительность жизни и численность населения, на которой сказался и миграционный отток (смотрите график 3).
Согласно методике Программы развития ООН, в последнее десятилетие прошлого века качество жизни в Казахстане падало в среднем на 0,15% в год. Это довольно высокий показатель, сопоставимый, например, с показателем Центральноафриканской республики – -0,14% за тот же период.
Справедливости ради надо отметить, что, по расчетам ПРООН, в других бывших республиках качество жизни ухудшилось еще сильнее. Например, в России на -0,17% в среднем в год, в Украине на -0,54%, в Таджикистане на -1,39.
И все-таки, несмотря ни на что, страна устояла, обошлось без серьезных политических и социальных потрясений.
А затем все вдруг поменялось в лучшую сторону.
Либеральные реформы
В 1997 году была принята первая стратегическая программа «Казахстан – 2030», положившая начало либеральным экономическим реформам. Содержание реформ можно свести к либерализации внешней торговли, введению частной собственности на землю, полному отказу от государственного регулирования цен, реформе ЖКХ, реформированию налоговой системы с принятием Налогового кодекса и поэтапным снижение налогов, расчистке банковской системы с ужесточением требований по капиталу и прозрачности деятельности, созданию рынка ценных бумаг.
Помимо этого были приняты законы, отсутствие которых в прошлом вносило определенную сумятицу в управление экономикой: о банкротстве, об антимонопольной деятельности, о бюджетной системе, о Национальном банке, о нефти, о государственной поддержке прямых инвестиций.
На графике 4 мы видим результат проведенных реформ – начиная с 1999 г. Казахстан вошел в состояние устойчивого экономического роста.
На графике 5 показан индекс реальной заработной платы к 1993 и 1998 гг.
На графике 6 – изменение ожидаемой продолжительности жизни при рождении и индекс численности населения.
Графики показывают - либеральные экономические реформы оказали положительное влияние на экономический рост и качество жизни населения.
Тот же факт подтверждает и ПРООН. По ее расчетам, качество жизни в Казахстане в первое десятилетие нового века росло в среднем на 1,2% в год, а в период с 2010 по 2014 гг. - в среднем на 0,73% в год.
Результаты наглядно демонстрируют положительный потенциал экономической либерализации.
Но нельзя забывать о том, что свою роль в экономическом росте сыграл рост цен на сырье, начавшийся после 2002 года. И надо откровенно признать, что он сыграл скорее негативную, а не позитивную роль – возник соблазн усилить роль государства, увеличить его присутствие в экономике.
Сегодня в неявном виде ошибочность этого желания признается, и тема снижения участия государства в экономике снова стала актуальной.
Что дальше?
Импульс, заданный либеральными рыночными реформами в конце 90-х, к сегодняшнему дню свои возможности уже исчерпал.
В этом нет ничего особенного или экстраординарного – таков жизненный цикл любых изменений.
Сейчас правительство находится в поиске новых подходов к экономике, способных придать ей новый импульс к развитию.