Казахстан рискует стать заложником чужих геополитических амбиций в сирийском конфликте
Читайте предыдущую статью Досыма САТПАЕВА «Наша элита смотрит на свою страну не как на Родину, а как на кормушку».
Скандальную информацию о желании российской стороны (при поддержке Турции) расширить список своих военных союзников в Сирии за счет Казахстана и Кыргызстана можно было бы отнести к казусу или недоразумению, если бы не тревожные тренды последних лет, когда нашу республику всё чаще хотят лишить поля для дипломатических маневров.
Дипломатическая гимнастика
В отличие от некоторых стран, Казахстан не страдает комплексом сверхдержавы. В течение многих лет он умудрялся ловко лавировать между интересами разных геополитических игроков, используя многовекторную внешнюю политику, суть которой изложена в «Концепции внешней политики РК на 2014-2020 гг.». В документе отмечается, что главными внешнеполитическими принципами Казахстана являются сбалансированность, прагматизм, взаимная выгода, твердое отстаивание национальных интересов.
Эта внешнеполитическая гибкость продиктована, прежде всего, географическими резонами: Казахстан - мост между Востоком и Западом. Долгие годы она приносила дивиденды в виде инвестиций и партнерских отношений с разными странами. Более того, Астана даже во время пикантных дипломатических ситуаций - связанных, например, с непризнанием независимости Южной Осетии и Абхазии или с российско-украинским конфликтом, - продемонстрировала способность усидеть на нескольких стульях, сохранив отношения как с Москвой, так и с Тбилиси и Киевом.
Одним из проявлений многовекторной политики является постоянное стремление руководства Казахстана выступать модератором в разрешении конфликтных ситуаций. Ведь только взвешенная и сбалансированная позиция дает нам поле для маневров, не загоняя в угол чрезмерных обязательств, которые могут представлять угрозу для нашей политической и экономической независимости.
Но возникает вопрос: как долго Казахстан сможет усидеть на стульях многовекторности? Тем более что внешняя политика любого государства не является «вещью в себе». На нее оказывает значительное влияние большое количество факторов. Ведь Казахстан - участник многочисленных международных организаций, будь то ШОС или ОДКБ, в которых первые скрипки играют разные «гегемоны». И некоторые из них уже вступили в новую жесткую конфронтацию.
Медведь проснулся
В первую очередь - речь о России. Москва всеми силами пытается позиционировать себя в качестве игрока, который обеспечивает геополитический баланс сил на постсоветском пространстве и защищает его от западного военно-политического влияния. Поэтому в российской военной доктрине, с учетом украинского фактора, НАТО открыто характеризуется как структура, которая является внешней угрозой для российской безопасности, так как всеми силами приближается к границам РФ и разворачивает систему противоракетной обороны.
Этот процесс действительно идет. Хотя, приняв участие в украинских событиях, Кремль сам катализировал активность НАТО, которое еще несколько лет назад некоторые западные эксперты даже собирались хоронить за ненадобностью, а американскую систему ПРО в Восточной Европе сами европейцы воспринимали как ненужную красную тряпку для быка. Теперь американцам уже не надо никого уговаривать.
Поэтому Россия рано или поздно начнет всё жестче требовать от государств, которые считает своими «союзниками», активной поддержки ее стараний восстановить статус глобального игрока. И претензии в адрес Казахстана уже высказывались. Так было в ходе конфликтов России с Грузией, Украиной и Турцией.
Скандалы в ОДКБ
Бывший генсек ОДКБ Николай БОРДЮЖА часто делал заявления относительно международных проблем, которые не увязывались с многовекторной политикой Казахстана. Вспомнить хотя бы его тезисы о том, что ЕС и НАТО враждебно выступают не только против России, но и против ОДКБ, забывая, что у некоторых членов этой организации тесные партнерские связи как с Евросоюзом, так и с НАТО. В декабре 2015 года случился скандал, когда после заседания Военного комитета ОДКБ в Москве выступил начальник генштаба ВС Армении генерал-полковник Юрий ХАЧАТУРОВ, который неожиданно заявил, что якобы все участники организации единогласно поддержали действия России в Сирии, а также осудили Турцию за сбитый самолет. Эта тирада вызвала негативную реакцию в Казахстане, Кыргызстане и Белоруссии, которые подчеркнули, что никого не уполномочивали делать такие заявление от имени всех членов ОДКБ.
В 2016 году пресс-секретарь ОДКБ Владимир ЗАЙНЕТДИНОВ возложил ответственность за возобновление боевых действий в Карабахе на Азербайджан. И снова непонятно, было ли согласовано такое заявление со всеми участниками организации. Интересно, что чуть позже, на неформальной встрече совета коллективной безопасности ОДКБ, новым генеральным секретарем стал тот самый Юрий Хачатуров, чью кандидатуру наверняка могла активно лоббировать Россия.
Издержек больше, чем выгод
На днях общественность всколыхнула информация о гипотетическом привлечении казахстанских и киргизских военных в сирийский конфликт. Российская «Независимая газета» приводит слова генерал-лейтенанта Юрия НЕТКАЧЕВА: «Нет ничего необычного, что Россия предлагает привлечь для выполнения своих задач по примирению сторон в Сирии своих партнеров по ОДКБ. Тем более что участие в этом процессе других стран предполагает принятый в Астане в начале мая меморандум о создании в Сирии зон деэскалации. Почему такое неприятие российских предложений - не совсем понятно». По его мнению, Казахстан и Кыргызстан пытаются демонстрировать свою независимость от России. Странно, что это удивляет российского военного: ведь эти два государства действительно независимы с точки зрения своих национальных интересов, в том числе в обеспечении безопасности.
Во-первых, «зоны деэскалации» создают только три государства-гаранта - Россия, Иран и Турция, которые являются непосредственными участниками сирийского конфликта. Причем первые две страны напрямую ассоциируются с поддержкой правящего режима в Дамаске. Поэтому сами эти зоны изначально окажутся под постоянным ударом со стороны других конфликтующих сторон.
И если казахстанские военные вдруг окажутся в Сирии - вне зависимости от мандата, который у них будет, - то руководству Казахстана следует распрощаться с имиджем модератора и посредника, который так долго выстраивала Акорда.
В сирийском конфликте, где противоборствующих сторон - целый воз и маленькая тележка, Казахстан не только будут воспринимать как военного союзника России, но и настроят против нас часть исламского мира (в том числе и мусульманскую часть населения внутри страны, что чревато ростом террористических рисков), а также западные страны. Одним словом, издержек здесь гораздо больше, чем плюсов. Кстати, ухудшение отношений с такими влиятельными мусульманскими странами, как Саудовская Аравия или ОАЭ, может создать проблемы и для разрекламированного Международного финансового центра «Астана», где серьезный акцент хотят сделать на развитие исламского банкинга.
Западная Сахара не Сирия
Председатель комитета по международным делам, обороне и безопасности мажилиса Маулен АШИМБАЕВ сказал, что даже если казахстанские военные и будут отправлены в Сирию, то лишь в качестве миротворцев под эгидой ООН. Министр иностранных дел РК Кайрат АБДРАХМАНОВ также заявил, что для нашей страны «принципиально важным условием для рассмотрения возможности направления своих миротворцев в любую точку мира является наличие резолюции Совета безопасности ООН». Но даже здесь есть одна загвоздка. В военной доктрине РК, принятой в 2011 году, черным по белому записано: «Основными принципами участия Казахстана в миротворческих операциях являются беспристрастность и сохранение полной нейтральности, отсутствие особых отношений с какой-либо из конфликтующих сторон, отказ от прямого или косвенного содействия в реализации интересов одной из сторон, если это ведет к ущемлению интересов других участников конфликта».
Одно дело, когда несколько наших военных наблюдателей в качестве миротворцев были в Западной Сахаре или Кот д’Ивуаре. Но Сирия – совершенно особая зона конфликта, в которой напрямую участвуют Россия, партнер Казахстана по ОДКБ, и Турция, с которой Казахстан входит в Совет сотрудничества тюркоязычных государств.
То есть здесь нарушается пункт по поводу «отсутствия особых отношений с какой-либо из конфликтующих сторон». Кстати, в таком же положении находится и Кыргызстан, который, как и Казахстан, является участником ОДКБ и партнером Турции по этому Совету.
Зачем нужна «миротворческая милиция»?
Интересно, что появление информации о возможном привлечении казахстанских и киргизских военных в зоны деэскалации странным образом совпало с заявлением заместителя генсека ОДКБ Валерия СЕМЕРИКОВА о том, что в рамках этой организации хотят создать специальное подразделение миротворческой милиции, которое должно участвовать в операциях по поддержанию мира. При этом он ссылается якобы на просьбу ООН. И пока неясно, хочет ли Россия пролоббировать ее создание в качестве отдельной структуры или на базе уже сформированных в 2009 году Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР), созданных для «отражения военной агрессии, проведения специальных операций по борьбе с международным терроризмом, транснациональной организованной преступностью, наркотрафиком, а также для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций». Возможно, речь идет о формировании абсолютно новой силовой организации внутри ОДКБ.
Кстати, когда в 2012 году Узбекистан объявил что приостанавливает свое участие в ОДКБ, одной из причин как раз стали КСОР. Ташкент посчитал, что появление этих сил может представлять определенную угрозу суверенитету страны, так как в состав КСОР вошли войска спецназначения, включая десантно-штурмовые, которые имели мандат на переброску в любую точку зоны ответственности ОДКБ. Это насторожило Ислама КАРИМОВА, который считал, что обеспечение национальной безопасности - суверенная обязанность самого государства, которое не должно передоверять её кому-либо еще.
Ведь чрезмерная военно-политическая интеграция с более сильным геополитическим игроком грозит серьезными проблемами в будущем, так как есть риск быть втянутым в чужой конфликт.
Фото: aljazeera.ru.