В воскресенье стало очевидно, что страна с самым жестким режимом в Центральной Азии оказалась перед необходимостью выбора нового правителя
* Узбекская модель смены власти
* Ислам Каримов оставляет клубок проблем
* Конфликты в Узбекистане ударят по региону
* Сильный парламент спасёт от олигархов
Политолог, директор Группы оценки рисков Досым САТПАЕВ (на верхнем снимке) считает, что Центральную Азию могут ждать серьезные потрясения.
Узбекская модель смены власти
- Основными игроками, с точки зрения обеспечения региональной безопасности в Центральной Азии, являются Казахстан и Узбекистан, - говорит политолог. - Поэтому многие понимают: если произойдет дестабилизация обстановки в одной из этих странах, то это может прямо или косвенно ударить по всему региону. Поэтому транзит власти в этих государствах в последние годы занимает первые места с точки зрения оценки политических рисков.
Хотя в Центральной Азии уже существует несколько моделей смены власти: от радикальной - в виде революции, как в Кыргызстане, до более мягкой - в форме дворцовых интриг, как в Туркменистане.
Скорее всего, узбекские элиты будут разыгрывать вторую модель, когда вопрос о власти будет решаться в узком кругу представителей нескольких региональных элитных групп. Но вся проблема в том, что кто бы ни был преемником Ислама КАРИМОВА, ему придется управлять системой, которая долгое время создавалась под конкретную персону.
Возможно, определенный политический status quo этим группировкам удастся сохранить, но ненадолго, так как Узбекистан, как, впрочем, и большинство стран Центральной Азии, напоминает склад с большим количество «мин замедленного действия», которые могут взорваться при малейшем ослаблении центральной власти.
Ислам Каримов оставляет клубок проблем
В Узбекистане есть огромное количество внутренних проблем, которые долгое время либо загонялись в угол, либо же их вовсе не решали. Низкий уровень жизни, высокий уровень безработицы, в том числе среди молодежи, который долгое время провоцировал рост числа гастарбайтеров, коррупция, разрушающая доверие к власти, религиозный экстремизм, пограничные и водные проблемы с соседями (Таджикистан и Кыргызстан) и т.п.
Плюс соседство с нестабильным Афганистаном. Довольно взрывоопасная смесь, которую Ислам КАРИМОВ долгое время держал под контролем жесткой рукой.
Конфликты в Узбекистане ударят по региону
Но если после смены власти в Узбекистане представители элиты не смогут удержать ситуацию под контролем, то все эти проблемы взорвут страну. А осколки однозначно полетят и в нас, начиная от появления миграционных потоков и заканчивая новым ростом террористических рисков.
Именно поэтому многие заинтересованы в том, чтобы смена власти в Узбекистане прошла более или менее стабильно. В этом заинтересованы и внешние геополитические игроки, и соседи по Центральной Азии, и иностранные инвесторы. Но это должна быть стабильность через развитие, а не стабильность через застой, которая рано или поздно может привести к взрыву.
Сильный парламент спасёт от олигархов
Как избежать самого худшего сценария?
Кто бы ни был потенциальным преемником Ислама Каримова, возникает очень серьезная проблема - всегда есть потенциал для конфликта между разными группами, каждая из которых будет двигать своих кандидатов. Единственное, что может обеспечить безопасность и долгосрочную стабильность, – это сильные политические институты, которые будут гарантировать соблюдение определенных правил политической игры в рамках Конституции.
Одним из таких сильных политических институтов должен быть, например, представительный парламент, состоящий из конкурентоспособных и электоральных политических партий, а не из партий-зомби. Но для создания таких институтов в том же Узбекистане уже упущено время. Так как это является результатом планомерной и долгой политической реформы.
Конечно, часто звучат доводы, что такими странами можно и нужно управлять только железной, авторитарной рукой, опираясь на «преторианскую гвардию». Однако рано или поздно такая рука ослабевает, «преторианская гвардия» разбегается, и системы начинают рушиться, как хорошо показывает ситуация во многих арабских странах.