Самые необычные музеи Казахстана, в которых я побывала
Моя культурная жизнь в Новом году началась с выставки елочной игрушки.
Впрочем, закончился мой "культурный "год этой же выставкой – 31 декабря сходила хорошей компанией в Музей Алматы, где коллекция сейчас выставляется (и будет выставляться до 25 января, кто не был - бегите!), получила невероятное удовольствие от созерцания самих игрушек и от их историй.
Казалось бы, чего тут нового – игрушки же старые. Да и сама коллекция знакомая – все эти игрушки из коллекции Светланы КРУПКО, алматинского коллекционера игрушек.
Но коллекция у Светланы такая большая, что повторяются на выставках (а это четвертая!) только самые-самые редкие экземпляры.
В этот раз было много Дедов Морозов – целая витрина! И новые (я их не видела, а так-то старые) домики-витрины.
Встретились на выставке со Светланой. Она рассказала, что выставку готовили шесть дней – привозили экспонаты в коробках, распаковывали их, раскладывали, расставляли, развешивали. А через две недели надо будет совершать обратные действия – собирать, складывать в коробки, везти назад в подвал дома, где они все хранятся.
Мало того, что это хлопотно, такие действия опасны для самих хрупких игрушек. Но что делать?
Тема наболевшая – музея елочной (да и вообще) игрушки в нашем городе нет. Да что там в городе – в стране нет такого музея. Хотя у Светланы готовая экспозиция – только помещения не хватает. Вот тут подробнее.
А ведь такой музей мог бы стать точкой притяжения на карте города.
В Википедии пишут, что "музей (от древнегреческого "дом муз") - учреждение, занимающееся сбором, изучением, хранением и экспонированием предметов: памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью".
Но если отвлечься от этих высоких музейных идей и просто посчитать, то в таком музее есть и практическая польза городу. Он может служить целям экономическим - привлечения туристов в город. Ведь зачем люди путешествуют? Чтобы увидеть новые места, уникальные объекты. Такие, которых у них в родном городе нет.
А у нас есть.
Вот я и решила собрать в одном материале те казахстанские музеи – не самые большие и не самые пока известные, которые были интересны лично мне. Уникальные по содержанию. И ради которых, по моему скромному мнению, можно совершить небольшое или даже большое путешествие в другой город.
Несколько примеров того, как редкие по своим коллекциям музеи могут приманить туриста в регион. Меня же приманили. А теперь я сама готова рекомендовать эти места для посещения хотя бы потому, что там есть вот такие музеи и люди, которые их создают.
И я готова приехать в эти места только для того, чтобы вновь побывать в этих музеях.
Не все эти музеи большие и государственные, часто наоборот – созданы усилиями энтузиастов, людей увлеченных и неравнодушных.
Устькаменогорский музей деревянных скульптур
Он вспомнился первым.
Конечно, в Усть-Каменогорске есть что посмотреть. Я люблю этот город и с каждой своей поездкой туда все больше и больше. Но дом-музей Юрия КОСТАНЯНЦА –уникальное место. Место, где хочется остаться хотя бы на неделю, чтобы разглядеть все, там представленное. А представлены там работы талантливых мастеров по дереву, и Юрия в том числе.
Я попала в этот музей фактически сразу с самолета. Да. Устькаменогорские друзья повезли меня в музей прямо с чемоданом. Некогда было заезжать в отель - Юрий Костанянц, основатель музея, его владелец и мастер по дереву, нас ждал, не закрывал музей. Хотя официально часы работы уже закончились.
На входе переобулись в большие теплые войлочные тапочки. И это правильно. Ведь это ж не просто музей, а ДОМ-музей. Там всё деревянное и всё - произведение искусства. Трогать руками ничего нельзя. Не потому, что хозяин вредный, а потому что есть в экспозиции очень хрупкие вещи – военные пики, флагштоки. Такие же хрупкие, как фарфор или стекло. Хотя это все дерево: замки, деревья, фигуры животных, людей, механизмы, цветы, листья, сказочные и фантастические персонажи. Все. И все эти произведения невероятного мастерства.
И полы, конечно, тоже, и двери, и лестница, и перила.
Фигуры реальных исторических личностей - Чингисхан, Темирлан, Рюрик, Карасай батыр, Отеген батыр… Они созданы на основе реальных портретов (если портреты эти есть, конечно) или по описанию. Сбруя, седла, оружие, одежда – все максимально правдиво. Юрий говорит, что все детали полностью соответствуют историческим реалиям. И действительно - все реалистично до невероятности.
И даже барс у ног Карасай батыра – не выдумки художника, а часть легенды, которая гласит, что такой мощный зверь всюду следовал за полководцем. А за спиной хана Тауке, объединившего казахские земли, три бия. Они поддерживали хана, были его политической опорой. И в этой композиции они - опора.
Вот таких деталей, смыслов, подтекстов много, разглядывать, узнавать, понимать хочется каждую композицию.
А сколько чувств, сколько эмоций.
Есть сцены батальные – стремительные, яростные. И нежные, романтические – Он и Она в объятиях друг друга. А на втором этаже – герои сказок и мифов. Гномы, Бабы Ёжки, драконы, феи...
А еще есть предметы быта – столы, стулья, шахматы, посуда… И даже часы – все детали механизма там деревянные… Произведения искусства, праздник души и сердца.
Удивительно наблюдать, как может меняться в зависимости от задумки художника исходный материал. Дерево – а в основном это кедр и орех – может быть и нежной кожей, и мягкой шерстью, и гладким металлом. Вот что значит мастерство.
И львы "как настоящие", и каменные стены замка – "настоящие", и плоть человеческая – тоже "реальная" до невозможности.
А свет – мастерски подобранный, грамотно выставленный - делает из экскурсии по музею этих настоящее шоу. Но я иногда просила включить свет – хотелось разглядеть детали, тонкости…
Двух часов хватило только на беглое знакомство с музеем и на общение с самим Юрием, хотелось зависнуть здесь подольше…
Философско-этнографический музей в Шымкенте
А в Шымкенте (для меня) есть место, ради которого я готова возвращаться в этот город вновь и вновь. И возвращаюсь, и всем рекомендую. Это Музей Кылует.
Очень камерный, очень душевный и очень интересный. Это музей одного человека – Кендебая КАРАБДОЛОВА. Находится в пригороде Шымкента, напротив жилого дома человека, который его создал и которому он, собственно, посвящен.
Сам Кендебай – философ, мыслитель, художник, музыкант, этнограф, керамист… Светлый человек с огромным багажом знаний, умений и мудрости. Он возрождает традиции древних мастеров и наследие средневекового города Отрар.
Музей состоит из мастерской Кендебая, в центре которой установлен гончарный круг. Здесь Кендебай показывает готовые керамические изделия – кувшины, чаши, тарелки, созданные им по технологии мастеров древнего Отрара. Во время экскурсии он демонстрирует работу гончарного круга, может на глазах изумленных гостей создать кувшин. Да и гости могут попробовать сделать что-то сами – интересно же.
Кендебай сам родом из Отрара и долго работал надо воссозданием этой технологии. А еще он может делать музыкальные инструменты и сам мастерски играет на них. Для гостей устраивает настоящий концерт – задорный и необычный. Инструменты – самые разные, национальные казахские, классические, струнные и духовые. И музыкальные номера самые разные – от народных песен до сложных классических композиций. Человек-талант.
Показывает, как можно сделать-вырезать говорящие орнаменты. Его научила бабушка, а он учит нас. Человек- космос.
И все его действия сопровождаются рассказами о казахских традициях, быте, культуре от давних времен до наших дней. Ценно, что делается это вот так – ярко и интересно. Не скучно. И потому запоминается навсегда.
А часть музея вообще располагается под землей… Да! Кендебай построил подземный храм глубиной 7 метров! Строил 9 месяцев, "как ребенка рожал" - это его слова… В этом храме, который по сути является Храмом всех религий - никто не будет лишним, ибо философия и мировоззрение Кендебая – это любовь к людям, мир и доброта.
Сейчас музей уже известен, и к Кендебаю едут со всего мира. Кстати, за пределами Казахстана он известен гораздо больше, чем у нас, вот такой парадокс. Но постепенно ситуация меняется. Те, кто был в музее, рассказывает друзьям, знакомым, коллегам – и они едут в Шымкент, чтобы все увидеть и услышать самим.
А несколько лет назад, когда я первый раз была в музее у Кендебая, об этом прекрасном месте в Шымкенте никто и не знал. И в Алматы не знали.
Он тогда рассказал, как все начиналось. Как пришел он к чиновникам с целью зарегистрировать этот музей, а они его спрашивают: "Что за музей будет?" А он: "Мой музей, хочу в нем рассказывать про свои дела, про свое творчество, свои мысли и идеи". А ему по-чиновничьи: "Нет, нельзя, вы же еще живы"… Но он добился своего, и музей существует. И спасибо Кендебаю за это.
Локальный исторический в Лепсинске
Браво и еще тысяча раз браво!
Наверняка было непросто в селе, в котором чуть более тысячи жителей, устроить музей. Надо было собрать экспонаты, соединить их в единую экспозицию, а потом еще улучшать его постоянно. И энтузиаст, который все это сделает, должен был быть – и это самое главное.
Но в результате музей есть, и великолепный.
Это музей краеведческий, собран на местном материале – фотографии, рисунки, предметы недавней истории, 19 века, средневековые и даже более дальнего времени.
А в центральном зале стоит настоящий балбал. С него, собственно, все и началось. Вокруг него все и закрутилось. Детали вот тут.
Некоторые скажут, что ничего особенного в таком музее нет, обычный краеведческий. Отвечу – по форме, возможно, ничего особенного, а вот по содержанию он явно особенный. И он вряд ли бы состоялся в таком виде просто по приказу сверху. Нет, тут инициатива была местных жителей. И результат потрясающий - сделано с любовью и душой. И лепсинцы гордятся своим музеем.
А музей реально притягивает людей. Я свидетель - прошлым летом сама отправляла в Лепсинск трех девушек разных возрастов, которые жаждали увидеть экспонаты музея, познакомиться с его руководителем, задать ему вопросы – их предки из этого региона, а они там никогда не были. И их не остановило, что добираться туда из Алматы не очень просто, да и далеко.
Но добрались, и даже мне потом подарочек от лепсинцев доставили – кирпич местного производства, с кирпичного завода купца ПУГАСОВА. Такой же, как в музее Лепсинска
Конечно, в самом селе девушки посещением только музея не ограничились - по окрестностям попутешествовали, а места там очень красивые. И меду с грибами домой набрали.
Но именно музей стал тем магнитом, который примагнитил туристок в те края.
Арт-музей в Семее
В Семее таким музеем – притягивающим и примагничивающим – стал музей изобразительных искусств семьи НЕВЗОРОВЫХ. Он был основан в 1985 году как отдел при краеведческом музее. И первой его коллекцией стали произведения казахстанских художников - ЛЕОНТЬЕВА, КАСТЕЕВА, ГАЛИМБАЕВОЙ, МАМБЕЕВА, СИДОРКИНА, ЧЕРКАССКОГО (вот тут писала о нем), ШАРДЕНОВА… И моего почти родного КАЛМЫКОВА.
Позже коллекция музея пополнилась новыми произведениями – здесь появились гравюры и картины русских, английских, французских, голландских мастеров XVII-XIX веков. Это был подарок Московского Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
А в 1988 году московский коллекционер, собиратель живописи Юлий НЕВЗОРОВ подарил фонду музея в Семее около 500 произведений искусства. Невероятная коллекция, в которой картины БРЮЛЛОВА, КУИНДЖИ, ШИШКИНА, САВРАСОВА, КРАМСКОГО и многих других, ему досталась в наследство от отца, тоже коллекционера.
Увидеть эти полотна люди приезжают издалека. И хотя Семей сам по себе город-музей, и здесь огромное количество знаковых для Казахстана музеев, музей Невзоровых выделяется своей коллекцией предметов искусства.
А сам коллекционер за свой щедрый дар был награждён орденом "Парасат".
Не совсем честное сравнение, но для меня музей Невзоровых почти как музей САВИЦКОГО в южном узбекском городе Нукусе. Который сейчас называют громко "Лувр в пустыне" (хотя Нукус вовсе не пустыня, а красивый и наполненный прекрасным город, там даже свой театр оперы есть)… И сейчас в этот маленький город есть прямые рейсы из многих крупных городов мира – летят сюда, именно в музей, ценители прекрасного из разных уголков мира. А начиналось все с коллекции работ художников-авангардистов, которых Савицкий собирал по всему Советскому Союзу. Тогда их продавали за бесценок – ну кому нужны картины непризнанных или отвергнутых властью художников?
А сейчас этот музей обладает одной из крупнейших в мире коллекций авангардного искусства. И арт-туризм сюда процветает, принося городу деньги и новые туристические маршруты, которые тоже несут в город деньги.
Музей ретро-автомобилей в Конаеве
Город Конаев я люблю нежно и страстно. Хороший город, в котором много интересного происходит, и в который мы уже несколько лет проводим экскурсии. Хотя многие и удивляются – мол, что там смотреть, кроме моря?
Есть что. Перечислять все достопримечательности города не буду, остановлюсь только на музее ретро-машин. Вот про эту достопримечательность жители близлежащих населенных пунктов точно знают, а половина алматинцев там уже побывала и не раз.
А многие даже помнят, как он формировался, наблюдали, проезжая мимо. Была станция техобслуживания на трассе, владелец которой - Мурат СИРГЕБАЕВ, собирал старые машины. Хобби у него такое было, ему это нравилось – искал к ним запчасти, ремонтировал, "приводил в чувство", - это его слова. А потом выставлял их рядом с СТО. И постепенно собралась отличная коллекция.
Сейчас в ретро-музее уже 60 автомобилей и 46 мотоциклов. "Волга", "Москвич", "Запорожец", милицейские машины, машины скорой помощи. В музее также есть знаменитые легковые машины эпохи СССР - ГАЗ‑21 и "Нива", "Москвич-412" и "Москвич-408", знаменитый "Запорожец". Все экземпляры отреставрированы с "изюминкой", окрашены в необычные цвета. Где-то техники добавили дополнительные зеркала, где-то кузов поменяли.Мотоциклы - разные, с коляской и без, разных лет и разных марок.
Самый старый автомобиль - 1937-го года выпуска.
А самый ценный автомобиль, по моему мнению и не только моему, – машина Динмухамеда Ахметовича КУНАЕВА. Мурат Амантевич рассказал, что эту "Чайку" редкой модели он приобрел в разобранном виде. Чтобы вернуть машине прежний облик, пришлось восемь месяцев над ней трудиться. Искали недостающие детали, перешили салон, отреставрировали кузов. Сейчас это гордость музея.
И кстати, все машины на ходу, у всех есть техпаспорта и номера. Они снимаются в клипах и кино. Их можно арендовать на личное мероприятие. Ну а на городские Мурат Амантаевич сам их снаряжает – на радость жителям города и приезжим туристам.
А год назад в музее появился железнодорожный вагон, который когда-то был предназначен для советских чиновников высокого ранга. Мы, как узнали (а у нас много своих людей в Конаеве, мы такие новости быстро узнаем), помчались смотреть. Были одними из первых посетителей. И расстояния нам не помеха.
Эко-музей в Караганде
Караганда – крутой города, и выбрать что-то самое-самое из ярких карагандинских достопримечательностей очень сложно, почти невозможно.
Но для меня самое впечатляющее из карагандинских путешествий - это экскурсия в экологический музей. И не только для меня, кстати, когда я написала в ФБ, что еду в Караганду, каждый второй комментарий под постом был "зайди в экомузей".
И я зашла. Музей живой, энергичный. Создан он был в 1995 году. Создан не как место развлечения, а как место напоминания об экологических проблемах. В центре внимания - Семипалатинский полигон, космодром Байконур, военный противоракетный полигон Сары-Шаган.
Музей уникальный. Он единственный в своем роде. И не только в нашей стране – во всем регионе.
Наверное, один из лучших в Казахстане.
Экспонаты тут самые неожиданные - кусок угля, камень с вкраплением золота, кусок крыла самолета, радиационно-защитный костюм, двигатели, термометры... Много чего есть!
Но самый поразительный экспонат (для меня точно) – это часть космической ракеты "Протон". Она взорвалась в космосе и упала частями в Карагандинской области. Было это в 1999 году. В музей фрагмент "Протона" (наш экскурсовод сказала - это очень маленькая часть, как палец по сравнению с телом) притащили местные жители. Чтобы внести фрагмент в помещение, пришлось разобрать стену и вытащить окно. А потом для этого экспоната пришлось делать подземную шахту и устанавливать специальный механизм. Хранить его в зале музея невозможно, "Протон" огромный, его диаметр 4 метра, а вес 300 килограммов, и он сразу займет половину зала.
А в музее свободного пространства нет, каждый сантиметр на учете. Вот и "спрятали" "Протон" под полом. А во время экскурсии он «"выезжает" из-под пола под мощный рев сирен.
Признаюсь, я, хотя про сирены уже знала, меня добрые люди предупредили, все равно вздрогнула от неожиданности. А потом ужасно впечатлилась.
Цель создания музея – рассказать посетителям о непростой экологической ситуации в Казахстане, о развитии экологической культуры. Надо было сделать это максимально интересно, чтобы разбудить интерес с к деятельности, связанной с охраной природы, и вовлечь людей в это движение. И через экспозицию это удается сделать.
Коллекция экологического музея включает множество различных экспонатов, которые собирались на территории всей страны – детали и элементы ракет, самолетов, техника производственного и военного назначения времен Советского Союза и современного Казахстана.
Представляете, как повезло карагандинским школьникам - их уроки дополняются вот такими наглядными демонстрациями происходящих в мире экопроцессов. Если, конечно, школьники в эти музеи ходят. Надеюсь, что все-таки ходят... Впрочем, родителям там тоже есть чем впечатлиться. Ибо вот таким и должен быть музей. Нескучным, полезным, наглядным…
…Наверное, остановлюсь. Ибо интересных музеев в стране много, все не перечислить. И моя подборка неполная, совсем неполная. Это просто примеры по-настоящему хороших музеев, которые выросли из человеческих хобби, инициатив и коллекций. И стали дороги не только их создателям.
И я за то, чтобы музеев было много, разных, больших и маленьких, частных и государственных, для взрослых и детей.
Фото: © Ratel.kz / Евгения Морозова.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!