Ёлочная игрушка как часть истории и её отражение
Сейчас в Алматы идет уникальная выставка – выставка елочных игрушек. На ее открытие я не попала. Болела. Зато попала на эту выставку прямо перед праздником. Чему очень рада – выставка дала тааакой потрясающе огромный праздничный настрой, какой получить в предновогоднюю неделю, до предела заполненную суперважными и очень срочными делами, практически невозможно.
Особенно ценно – экскурсию по экспозиции для меня провела сама Светлана КРУПКО, известный в стране (и далеко за ее пределами) коллекционер не только елочных игрушек, но и других предметов старины. Два года назад в Центральном выставочном зале и музее Алматы выставлялась часть ее коллекции. Очень небольшая часть, ибо вся коллекция – 10 тысяч предметов – вряд ли бы там поместилась. И это была первая выставка елочных игрушек в нашем городе. Сейчас проходит вторая, участников уже пять: Евгений ВЕСНИН, Ажар ТЮЛЕУБАЕВА, Евгения РАЙНИК, Лорис ДОРОШ и, конечно, Светлана Крупко. Место проведения поменялось – сейчас это Almaty Gallery.
Тут много ценных, ценнейших экспонатов – в экспозиции представлена вся история елочных игрушек. Начиная с викторианской эпохи, когда, собственно, игрушки массово и появились. Ибо до этого елочки украшали чем-то съедобным – яблоками, фруктами, сладостями. А сам обычай украшать ель появился в средние века у германских народов, там ель считалась священным деревом, олицетворяющим бессмертие.
А уже с XVII века ель стала символом христианского Рождества. И появилась традиция ставить в доме хвойное дерево и развешивать на его ветвях украшения. Позже из Германии традиция эта распространилась и в другие христианские страны. Светлана показывает витрину с игрушками викторианской эпохи – они на выставке самые старые, самые ценные…
- У королевы Виктории был муж немец, герцог, принц Альберт. И в Англию именно он привнес моду на немецкие игрушки. В канун 1842 года принц Альберт повелел поставить в Виндзорском дворце рождественскую елочку. И по обычаю его родины, Германии, елочку украсили небольшими самодельными игрушками, конфетами, бисквитами и маленькими сюрпризницами со сладостями... И вот эти игрушки того времени - ватные, картонные, самодельные, очень простые на наш взгляд. Стекла тогда еще не было, стекло было очень дорогое. Это уже позже стекло появилось, - поясняет Светлана.
Стеклянные игрушки опять же "придумали" немцы. И долгое время только они их и делали. И только Первая мировая война изменила эту ситуацию – вместе с немецкими военнопленными, среди которых были и стеклодувы, стали распространяться по Европе и технологии изготовления стеклянных елочных игрушек.
- Немцы во-многом были законодателями моды. И царская Россия, как и вся Европа в XIX и начале XX века, подражала Германии. Касалось это и вот таких украшений. Православные ж тоже очень пышно празднуют рождество, украшают красиво дома и церкви еловыми ветвями, цветами, изображениями Иисуса, ангелов, разными символами христианства, рыбками, птичками – в то время именно такими были игрушки, праздник был исключительно религиозный, и цель украшений была – подчеркнуть это, - рассказывает Светлана.
Как важно гулять по выставке с человеком грамотным и знающим! Мимо этой елочки я бы прошла, не обратив на нее внимания. А Светлана меня остановила. И оказалось, что елочка эта не простая, а удивительная, ценная! Она сделана в Германии, в монастыре. Выполнена вручную из гусиных перьев. Это старинная технология, секреты которой монахини передавали от одной мастерицы к другой: каждая иголочка скручена вручную, а потом окрашена. Тонкий, кропотливый труд, который дорого ценится людьми понимающими – вот эта елка стоит 500 евро. А есть и много дороже… Монахиня, создавшая вот эту елку, недавно почила, и кто теперь будет продолжать эту традицию, неизвестно…
А у другой, вполне себе современной елки, выполненной на заказ в Алматы – ценная подставка. Чугунная, старинная, очень тяжелая. Красить и облагораживать ее Светлана не стала – тут ценна патина времени. Ну, а чтобы разглядеть подставку, надо ей поклониться. Но оно того стоит. А рядом – витрина с игрушками периода 1880-1910 годов. И здесь уже рядом с игрушками, отражающими рождественскую суть праздника, выставлены игрушки с совершенно светским и даже высокотехнологичным (для того времени, конечно) посылом.
К примеру, вот эта невнятная конструкция вытянутой формы с лицом человека (рядом с Дедом Морозом) – маленький цеппелин. Немецкое изобретение конца XIX века почти сразу же нашло отражение в елочной игрушке… Я удивилась, а Светлана сказала, что это вполне естественное для елочных игрушек дело и по ним вполне можно отслеживать тенденции и тренды времени.
Во времена Хрущева, когда сельское хозяйство было в приоритете у государства, появились елочные игрушки в виде кукурузы, "царицы полей", и других фруктов-овощей. Потом полетел ГАГАРИН в космос – тут же была разработана "космическая" серия елочных игрушек. Игрушки выпускали и в виде героев популярных мультфильмов, новых автомобилей, спортивных побед и ярких событий. Олимпийский мишка на елке тому подтверждение. Или черный стеклянный карапуз.
- Помните фильм "Цирк"? (Конечно, помню!) Там у главной героини, которую играла великолепная Любовь ОРЛОВА, был ребенок-негритенок. Этот фильм очень любил СТАЛИН, и после этого фильма вошел в игрушечную моду черный ребенок в разных видах и формах - и младенец есть, и мальчик постарше, и девочка. Это после этого фильма "Цирк".
Вот так. Все эти игрушки - это отражение нашей текущей истории… И по ним можно проследить, что же волновало людей сто с лишним лет назад, что было для них важным. И даже увидеть, в какие игры играли дети когда-то и какой была реклама магазинов того времени.
- Вот эти домики выполнены в Германии из дерева и ваты, старых подлинных материалов 1900-х годов. Если присмотреться, то можно увидеть, что там вставляются фигурки, фигурки из ваты, лица – фарфор. Домик заводной, он должен крутиться, и у меня была такая идея – поставить его так, чтобы можно было видеть домик со всех сторон. Это заводной, он играет музыку. Это вертеп, здесь воспроизведена сцена Рождества Христова.
А второй домик – это магазин. Вообще, вот эти домики были своеобразной рекламой – мясная лавка, галантерейная, канцелярская лавка. Их ставили в окне магазина или перед магазином, чтобы привлечь внимание покупателей. Потом они уже перешли в статус игрушек. Девочек таким образом учили, как наряжаться, как готовить, вести дом. Галантерейная лавка очень интересная – там шляпки, духи, платьица, вешалки. И все это выполнено вот в таком игрушечном масштабе, - говорит Светлана.
На выставке, видимо, магазин новогодних игрушек. Я у Светланы не спросила, потом только сообразила, разглядывая фотографии с увеличением – там даже есть маленькая витрина с малюсенькими елочными игрушками.
Особая гордость Светланы – наборы маленьких игрушек с паспортами. Я такие игрушки помню – в моем детстве ими украшали маленькие искусственные елочки. Сами по себе игрушки-малютки и сейчас не редкость, они сохранились во многих домах, есть у многих коллекционеров и вот такие наборы. Но!
- Эти наборы - главная "звезда" ветеранских игрушек из моей коллекции. У них есть паспорта утверждения к массовому производству. Там была такая процедура: после эскиза художника, выдува образца стеклодувом, раскраса художником собирался набор, который проходил утверждение комиссией из нескольких человек. На паспорте стоят их подписи, он скреплен печатью и пломбой. То есть - это самый первый набор! Да, у многих такие наборы, возможно, есть. Но первый – мой. На витрине лежат четыре таких набора за 1964, 1965, 1966 годы. Видите, в наборах маленькие флажки? Это не просто флажки, а морская азбука, и там написано "С Новым годом", - улыбается коллекционер.
Еще одна елка с удивительной историей, уже современной… После первой выставки елочных игрушек, помимо слов благодарности и восторгов, Светлане пришлось выслушивать и некоторые упреки. Мол, не нужна нам такая выставка, это не наша история, и исторически казахи новый год праздновали в марте. Светлана спорить ни с кем не стала. И переубеждать тоже никого не собиралась. Просто заказала особенные игрушки для современной алматинской елки. И получилась вот такая елка. Елка – аргумент за елку.
- Я нашла мастерскую в Великом Новгороде, называется "Рождественское яблоко". Ее возглавляет Дмитрий БОГАЧЕВ. Он бывший алматинец. Я ему заказала яблоки, сказала "Апорт мне сделай!". Это стекло, спецзаказ, и специально для меня были сделаны 20 яблок. Почти полгода мастера делали эти замечательные игрушки в матовом и глянцевом исполнении. Яблоки матовые были расписаны вручную, а глянцевые - методом окунания в краску. Большое спасибо Дмитрию и его команде, что согласились на этот заказ, изготовили и расписали. Яблоки выполнены под сорт яблок Апорт - символ нашего города. А Дмитрию, родившемуся в Алматы, отдельная благодарность! - говорит коллекционер.
Мне, алматинке, смотреть на такое яблоневое новогоднее дерево было приятно до невозможности, аж в глазах защипало от ностальгически-патриотических чувств. К тому ж рядом с елкой я увидела Деда Мороза из своего детства. Примерно такой и у нас стоял под елкой. Покупали мы его с бабушкой в Детском мире. Оказалось – я не ошиблась, Дед Мороз, действительно, родной, земляк, был создан когда-то на алмаатинской фабрике.
- Фабрика называлась "Кызыл ту", и вот таких Дедов Морозов там и выпускали, и не только их, там был целый цех игрушек. Я этого Деда Мороза, знаете, как нашла? Из Москвы привезла. Какие-то алкаши московские подобрали его на помойке, отнесли на базар. Стоят, торгуют. Я купила дедушку и вернула его на Родину, - смеется Светлана.
Каждый экспонат на выставке достоин отдельного рассказа, у каждого – своя длинная история. Есть игрушки времен войны – простые и даже суровые, их выпускал завод "Москабель" из металлических отходов. Сейчас это уже раритет, и один такой скворечник стоит 15 тысяч рублей. Есть игрушки на специальных прищепках – человечки, грибочки, деревца… Есть игрушки "глинка" - официальное название "стеклянно-ёлочное украшение алюминированное с художественными просветами, покрытое цветным лаком". Их выпускали недолго – производство оказалось не только сложным, но и вредным: заготовки игрушек для глинки погружались в жидкую глину, после чего уже и наносили рисунок. Ненужная глина удалялась, а на очищенную часть рисунка наносили сперва амальгаму, потом лак… Есть на выставке и гирлянды – наивные и очень простые, обычные лампочки, но покрашенные в разные цвета. Краска осыпается прям тут, в витрине…
А сколько еще игрушек просто лежат по коробкам!.. Светлана уже давно лелеет мечту сделать в Алматы Музей игрушек, назвать его "Культура праздника". Пишет письма чиновникам и меценатам, ходит по кабинетам – ищет помещение под этот музей.
- Моя коллекция - это более 10 тысяч игрушек. Только больших Дедов Морозов у меня больше 100 штук. Понимаете, они у меня все дома в коробках. Очень жалко, что такая красота, которую должны видеть все, просто лежит. Я могу менять экспозиции в течение года, делать разные экспозиции – у меня же не только елочные игрушки, у меня есть антикварные фотографии, открытки, ткани, салфетки, мебель, утюги, самовары, фарфора очень большая коллекция. Можно проводить тематические вечера, я могу Наурыз оформить предметами из своей коллекции. У меня много чего есть, но это видят только мои родственники и мои друзья. А хочется, чтобы видели и другие люди, - говорит Светлана.
Музей может стать местом притяжения для людей разных поколений, одним из центров культурной жизни города. Кто идет сюда полюбоваться на игрушки своего детства, а для юных посетителей это будет знакомство с историей. Уже проверено – интерес к выставке огромный, люди и два года назад шли сплошным потоком, и в этом идут. Здесь можно проводить тематические вечера, читать лекции, устраивать праздники с участием настоящих артистов. Экспозиции менять можно хоть раз в месяц – в городе много коллекционеров, им есть что показать. Да и вариантов культурно-просветительской деятельности, которая может тут организоваться, огромное количество.
Конечно, такое дело даже самым энергичным энтузиастам не под силу, нужна поддержка чиновников, меценатов и просто неравнодушных людей.
Выставка будет длиться до 15 января, до Старого нового года. А потом надо будет складывать экспонаты по коробкам и везти их домой, в подвал. Светлана уже сейчас думает об этом с тревогой.
- Я привезла сюда не только коллекции, но и витрины. Я сама все упаковывала, грузила, нанимала машину, распаковывала, устанавливала. Я хотела выставить больше интересных экспонатов, но их негде было поставить. А без витрин нельзя – это очень дорогие, ценные вещи, которые я выставляю совершенно бесплатно. В постоянно действующем музее все вот это можно предусмотреть – и специальные витрины можно установить, и охрану организовать. Здесь же выставка была неполной. Конечно, я не жалею о своем участии и очень благодарна галерее, что меня пригласили. Но очень хотелось бы, чтобы все эти ценные вещи увидело как можно больше людей, чтобы это была не просто выставка, а музей, - говорит Светлана.
И я с ней совершенно согласна. Музеев много не бывает, это факт. А тут он уже почти готов. Есть все – ценные экспонаты, знающие люди, коллекционеры-энтузиасты. И даже будущие посетители есть. Я вот точно пойду. Нужны только стены, чтобы мечта стала реальностью.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!