Политолог Досым Сатпаев анализирует указ президента о создании нового ведомства
* Чтобы решать проблемы, надо сначала уметь их создавать
* Антикоррупционная пилюля или новый «черный ящик»?
* Новый гаечный ключ информационной сферы
* Щит и меч
* Звездные войны
В 2014 году, когда провели очередную реорганизацию правительства, громко заявили о достижении - количество министерств сократилось с 17 до 12. Но только в этом году уже появилось несколько новых государственных структур: Министерство информации и коммуникаций, Министерство по делам религий и гражданского общества и свежеиспеченное Министерство оборонной и аэрокосмической промышленности.
Чтобы решать проблемы, надо сначала уметь их создавать
Понятно, что дело не в количестве самих министерств, а в качестве их работы. Хотя особенностью 2016 года является то, что причина создания новых бюрократических единиц немного отличается от того, что было до этого.
Раньше появление тех или иных министерств было связано с двумя факторами.
Во-первых, лоббистские возможностями разных групп, которые банальную борьбу за распределение ресурсов любят подавать под соусом очередной административной реформы.
Во-вторых, инициативы главы государства, который регулярно перетряхивает государственный аппарат, в том числе и для поддержания баланса сил.
Но в этом году некоторые из вновь образованных министерств появились больше как реакция на события, которые встряхнули всю политическую систему. Под воздействием земельных митингов весной 2016 года в Казахстане материализовалось Министерство информации и коммуникаций для того, чтобы улучшить информационную работу власти с населением и снизить риски новых социальных взрывов по поводу принятия тех или иных государственных решений.
Кстати, новое министерство появилось в рамках президентского Указа «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы государственного управления Республики Казахстан».
В этом же году, казахстанские власти создали новую государственную структуру, которая, по мнению чиновников, должна повысить эффективность работы по снижению в стране религиозного экстремизма. Речь идет о Министерстве по делам религий и гражданского общества.
Это классический бюрократический подход. Если возникла проблема, то ее надо решать через создание новых бюрократических единиц, на которых возлагается ответственность, о которой тут же забывают после ликвидации этой структуры. Не открою секрета, если скажу, что сам факт существования того или иного государственного органа отнюдь не означает, что в той сфере, который он курирует, будет наведен порядок. При этом появление самих проблем довольно часто является результатом деятельности неэффективного бюрократического аппарата, который либо своими действиями сам спровоцировал их возникновение, либо не заметил их по причине отсутствия даже простых навыков политического риск-менеджмента.
Антикоррупционная пилюля или новый «черный ящик»?
Если внимательно почитать указ о создании Министерства оборонной и аэрокосмической промышленности, то можно обратить внимание на три основных направления его деятельности.
Первое направление непосредственно касается области «…формирования, размещения и выполнения оборонного заказа». И именно на этом направлении у Казахстана часто случались серьезные провалы.
Например, не так давно в Министерстве обороны снова разгорелся коррупционный скандал, связанный с хищениями бюджетных средств, выделенных в рамках государственных закупок для нужд вооруженных сил Казахстана.
Следует отметить, что военное ведомство Казахстана еще в 90-х годах попало в один из самых первых и громких коррупционных скандалов. Речь шла как о попытках выйти на мировой рынок оружия через продажу second hand с военных складов Советской армии, так и о закупках в сфере оборонных заказов и проведении разных тендеров на разработку нового вооружения.
Иногда возникали и комичные ситуации. Например, несколько лет назад неожиданно приняли решение оснастить несколько десятков бронетранспортеров двигателями от тракторов. Тогда появилась шутка о том, что к БТР-70 еще добавят косилку, чтобы затем сдавать их в аренду Министерству сельского хозяйства, которое постоянно жалуется на нехватку сельскохозяйственной техники.
Был еще громкий скандал, когда на вооружение нашей армии пытались поставить израильские самоходные гаубицы и минометы, которые стреляли сами в себя.
Кстати, в индексе борьбы с коррупцией в сфере обороны, составленном Центром антикоррупционных исследований Transparency International несколько лет назад Казахстан оказался в пятой группе, что означает «высокий уровень коррупции».
Для оценки того, как в рассматриваемых странах борются с коррупцией в оборонке, авторы исследования придумали 77 вопросов в пяти категориях - политические риски, финансовые риски, кадровые риски, операционные риски и риски при закупках вооружения. При анализе коррупционных рисков авторы принимали во внимание такие факторы, как уровень парламентского контроля над военными расходами и требования, предъявляемые к компаниям военно-промышленного комплекса (ВПК).
Transparency International отмечает, что исследуемые страны зачастую не располагают механизмами, позволяющими предотвратить коррупцию в военно-промышленном комплексе. Судя по всему, одной из причин создания нового министерства оборонной и аэрокосмической промышленности является попытка снизить эти коррупционные риски.
Но вся проблема в том, если исходить из доклада Transparency International, что для снижения коррупционных рисков необходимо наличие многослойного антикоррупционного механизма в оборонной сфере, в том числе через парламентский контроль, которого у нас не было, и пока еще нет.
Никто не даст гарантий, что новое министерство не превратится в очередной «черный ящик» для общества. Поэтому новому руководство ведомства надо постараться убедить всех в целесообразности его создания, в том числе наведя порядок в сфере оборонных заказов. Хотя можно предположить, что в этом поле постоянных лоббистских теневых игр различных игроков, всегда есть риск оказаться козлом отпущения.
Кстати, в этом году на это поле пытались залезть и наши партнеры по Евразийскому экономическому союзу. Еще весной текущего года Россия предъявила претензии Казахстану по поводу введения ограничений закупок у не казахстанских поставщиков товаров и услуг военного и двойного назначения для казахстанского государственного оборонного заказа. Судя по всему, появление нового министерства может быть очередной попыткой ограничить доступ сторонних игроков к этой сфере, где крутятся немаленькие финансовые ресурсы, на которые свои виды могут иметь местные околовластные группы.
Новый гаечный ключ информационной сферы
Второе направление в деятельности Министерства оборонной и аэрокосмической промышленности РК связано с «…реализацией государственной политики в области информационной безопасности в сфере информатизации и связи (кибербезопасности)…». При этом некоторые полномочия передаются от Министерства информации и коммуникаций. Конечно, формально речь идет о технической составляющей в обеспечении информационной безопасности через разработку мер по борьбе с киберугрозами. Но настораживает, что параллельно с созданием нового министерства в парламенте первое чтение уже прошел законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия экстремизму и терроризму».
В законопроекте есть пункт о техническом ограничении доступа граждан к сотовой, телефонной связи, а также к интернету во время проведения оперативно-розыскных мероприятий, связанных с антитеррористической деятельностью. Конечно, в первоначальном варианте законопроекта формулировка была более жесткой. Предполагалось, что в некоторых случаях «…орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность на сетях связи, вправе приостанавливать работу сетей и (или) средств связи, оказание услуг связи, доступа к интернет-ресурсам и (или) размещенной на них информации в интересах всех субъектов оперативно-розыскной деятельности с последующим уведомлением уполномоченного органа в области связи и Генеральной прокуратуры Республики Казахстан в течение 24 часов…». После давления со стороны членов рабочей группы это ограничение хоть и не убрали, но теперь оно вводится только в пределах 1-2 км, в зоне проведения антитеррористической операции.
В то же самое время есть риск того, что появление нового игрока в сфере обеспечения информационной безопасности в Казахстане может еще больше осложнить ситуацию со свободным доступом и распространением этой информации по причине использования дополнительных технических ограничений, которые могут появиться, в первую очередь, в интернете, под видом борьбы с киберугрозами.
Щит и меч
Третье направление в деятельности этого министерства касается реализации государственной политики в области оборонной, аэрокосмической и электронной промышленности, а также формирования, размещения и выполнения оборонного заказа. Следует отметить, что появление министерства оборонной и аэрокосмической промышленности укладывается в интересный тренд последних лет, связанный с попыткой создания в стране собственного оборонно-промышленного комплекса, в том числе для частичного снижения зависимости от импорта оружия, военной техники, оборудования и боеприпасов из других стран.
Чрезмерная зависимость любого государства от военных поставок со стороны другого государства также является уязвимым местом в системе обеспечения национальной безопасности.
Например, в августе текущего года на вооружение казахстанской армии поступила первая партия бронированных колесных машин «Арлан». На казахстанском заводе имени С. М. Кирова наладили производство современных мобильных средств связи для вооруженных сил. Казахстанский завод АО «ЗИКСТО» готов выпустить для Военно-морских сил РК морские донные мины. На уральском заводе «Зенит» выпускается продукция судостроения также для ВМС РК. В 2014 году был произведен спуск на воду корабля «Сарыарка», предназначенного для охраны морских границ.
Кроме того, на базе НИИ «Гидроприбор» совместно с французами планируется производство подводной робототехники. С французской компанией MBDA, которая является мировым лидером в производстве противокорабельных ракет, обсуждается вопрос о производстве в Казахстане береговых ракетных комплексов с использованием технологий этой французской компании. На Х Международной выставке вооружения, военной техники и боеприпасов «RussiaArmsExpo-2015» в Нижнем Тагиле казахстанские специалисты представили стабилизированный дистанционно-управляемый боевой модуль (СДУБМ) для удаленного ведения огня и наблюдения в любых погодных условиях, а также в ночное и дневное время суток.
Конечно, с точки зрения, военного оснащения, наша республика все еще сильно зависит от России, которая обеспечивает Казахстан, как члена ОДКБ, разными видами вооружения по льготным ценам. Но создание Министерства оборонной и аэрокосмической промышленности Казахстана, а также развитие военной индустрии может укладываться в программу индустриально-инновационного развития страны, если речь идет действительно о разработке и производстве конкурентоспособной военной продукции. А это, в свою очередь, предполагает не только создание новых рабочих мест, но также подготовку новых профессиональных технических кадров, которых у нас большой дефицит.
Звездные войны
В деятельности нового министерства акцент был сделан на развитии аэрокосмической промышленности Казахстана. Здесь проблем не меньше, чем в других сферах. Хотя в отличие от других постсоветских республик, у нас было то, чего не было у них.
Это аэрокосмическая инфраструктура, созданная при Союзе на космодроме «Байконыр». Кстати, в январе 2004 года российская аренда космодрома «Байконыр» была продлена до 2050 года. Но не так давно Федеральное космическое агентство России разработало проект «Стратегии развития космической деятельности до 2030 года».
Нам отвели скромную роль арендодателя, которого иногда возмущает, что арендаторы «Байконыра» мусорят в «доме» разбрасывая космические обломки и разливая ядовитый гептил. Нынешний договор аренды «Байконыра» не очень помогает развитию казахстанской космической отрасли. И это странно, учитывая нынешнюю любовь наших чиновников к инновационной тематике.
Потеря первого спутника «KazSat-1», который разрабатывался в Центре им М. В. Хруничева, непонятная ситуация вокруг комплекса «Байтерек» для запуска ракетоносителей «Ангара», которые, кстати, разрабатываются там же. Но даже если гипотетически представить, что Россия, рано или поздно, покинет «Байконыр», надо будет задуматься не только о том, как обеспечить работой тех граждан Казахстана, которые были связаны с обеспечением функционирования этого космодрома, но и что в принципе делать с этой, пускай и устаревшей, но дорогостоящей инфраструктурой. Ведь приобщение к космосу предполагает наличие серьезных возможностей у государства: самостоятельные космические разработки, наличие человеческого капитала, серьезную финансовую базу и, самое главное, космические амбиции. Космическую гонку пока может позволить себе очень ограниченное количество стран. Судя по росту количества ядерных государств в мире и медленном росте количества космических держав, создать собственную ядерную бомбу все-таки легче, чем космическую индустрию. До сих пор можно перечислить по пальцам те государства, которые могут позволить себе самостоятельно развивать космическую отрасль. Казахстан не входит в этот список.
Конечно, некоторые тренды указывают на то, что в ближайшем будущем космическая монополия крупных государств и связанных с ними корпораций может закончиться, так как на рынке стали появляться новые игроки, предлагающие более дешевые варианты космических запусков. Как, например, корпорация SpaceX, созданная миллиардером Илоном МАСКОМ, который не только построил новый космический корабль многоразового использования, но даже недавно заявил о начале разработки космического аппарата для полета человека на Марс. Особенность SpaceX в том, что она пытается серьезно уменьшить стоимость коммерческих запусков посредством разработки новых космических технологий.
Эти тренды могут быть интересны Казахстану, если наша республика все-таки захочет поддерживать определенные направления в развитии собственной космической отрасли. С другой стороны, если на космические разработки и исследования мы еще сможем найти средства, то опять же у нас нет кадровых ресурсов. А на их подготовку требуются годы. Невозможно выпускника, пусть даже очень талантливого, поставить на разработку серьезных космических программ.
Должна быть школа, преемственность, а мы своей школы не создали. У нас есть космонавты, но нет инженеров, конструкторов, нет ученых, которые бы действительно занимались разработкой космических программ. Именно поэтому более реальный сценарий – привлечение к сотрудничеству ту же SpaceX или других партнеров.
Жесткий прагматизм и реализм в том, что мы можем сотрудничать с другими игроками космической отрасли, ели полностью поменяем стратегию, как это мы сейчас делаем в нефтегазовой отрасли. Если хотите работать в Казахстане, то увеличивайте казахстанское содержание, в том числе в кадровой сфере. Готовьте местных специалистов, в первую очередь технические кадры, инженеров и конструкторов.
Думаю, что именно такой подход должен присутствовать и в деятельности Министерства оборонной и аэрокосмической промышленности Казахстана, если, конечно, его создавали не в качестве очередной пустышки для освоения «космических» бюджетов, которые будут исчезать в новых «черных дырах».
Фото: sarbaz.kz, bbc.com, loveopium.ru.