Основные проблемы - низкая инвестиционная привлекательность, бедное население, зарегулированность и монополизм
Глава государства 17 июня 2021 г. провел совещание по вопросам развития газовой отрасли. На совещании были затронуты очень важные проблемы, которые попробуем прокомментировать в этой и последующей заметке.
Запасы и добыча
Заслушав доклады участников совещания, президент подчеркнул, что действующая модель развития и управления отраслью требует обновления (здесь и далее все цитаты приводятся согласно публикации на сайте президента страны "Глава государства провел совещание по развитию газовой отрасли"): "Основные открытия углеводородного сырья за годы Независимости пришлись на нефтяные месторождения. Прогресс в разведке и освоении газовых месторождений, в том числе по активам на Каспии, фактически отсутствует. Поэтому расширение ресурсной базы газа через проведение геологоразведочных работ является приоритетом для правительства и Фонда "Самрук-Казына".
К сожалению, автору официальных данных по динамике запасов природного газа найти не удалось (возможно, плохо искал). Пришлось в качестве источника использовать Агентство энергетической информации США. Запасы посчитаны, естественно, по методике American Petroleum Institute (API).
Рисунок 1.
Мы видим, что, действительно, запасы природного газа в последние годы не растут. По мнению К.К. ТОКАЕВА, это связано с низкой инвестиционной привлекательностью отрасли: "В рамках нынешней системы недропользователи не заинтересованы в увеличении производства газа и строительстве газоперерабатывающих мощностей".
Низкую инвестиционную привлекательность подчеркивает динамика производства товарного природного газа (смотрите рисунок 2).
Рисунок 2.
Мы видим, что в целом скорость роста добычи товарного газа отстает от общей добычи. Это говорит о том, что недропользователю выгоднее закачивать газ обратно в пласт, чем его подготавливать и сдавать в газотранспортную сеть.
Глава государства дал правительству поручение выработать подходы по привлечению инвестиций в производство газа.
Но так и осталось неясным: обсуждалась ли ключевая проблема низкой инвестиционной привлекательности отрасли – монополизм и зарегулированность?
Например, в соответствие со статьей 15 закона "О газе и газоснабжении", государство имеет преимущественное право "на приобретение отчуждаемого сырого газа, принадлежащего недропользователям… а также товарного газа, произведенного недропользователями в процессе переработки добытого ими сырого газа". При этом реализация идет не по рыночной цене (которой на самом деле нет), а по некоему расчету, который должен пройти экспертизу. Мало того, что это отталкивает потенциальных инвесторов – кому хочется отдавать ценообразование в руки бюрократов? – так еще и создает благоприятную среду для коррупции.
Статья 17 этого закона полностью исключает участие посредников в операциях с газом. Общая нелюбовь нашего государства к торговому посредничеству известна. Да и кто любит бизнесменов, вроде бы из воздуха, зарабатывающих деньги? Но торговые посредники существуют ровно столько, сколько существуют товарные отношения, т.е. тысячелетия. Потому что именно они формируют рыночную инфраструктуру, обеспечивают продвижение товара от производителя к конечному потребителю.
Иначе говоря, рыночные отношения в газовой отрасли подавлены. И в этой ситуации довольно странно звучит предложение о передаче приоритетных прав на недропользование "КазТранГазу", который и так является отраслевым монополистом и, одновременно, от имени государства выступает в качестве регулятора на газовом псевдорынке. Это никак не путь роста инвестиционной привлекательности. Это, скорее, средство окончательно подавить интерес к отрасли у частных инвесторов.
Газификация Северного и Центрально-Восточного макрорегионов
Если в газификации Западного и Южного Казахстана есть видимые успехи, то с Северным, Центрально-Восточным макрорегионами и г. Нур-Султан дела обстоят совсем наоборот, о чем сказал на совещание глава государства. "Магистральный газопровод "Сарыарка" был своевременно введен в эксплуатацию в 2019 году. Этот социально значимый общестрановой проект направлен на улучшение экологической ситуации и повышение качества жизни населения. Из-за нерасторопности акиматов сроки завершения фактической газификации жилья откладываются".
По данным БНС АСПР РК с 2015 г. по 2020 г. в Акмолинской, Северо-Казахстанской, Павлодарской, Восточно-Казахстанской областях не вводились новые или не расширялись действующие газовые сети. С деталями можно познакомиться в ежегодных бюллетенях "Газовая сеть в Республике Казахстан".
Газификация населения – это чуть ли не идеальный проект для государственно-частного партнерства, которое наши власти очень любят. Есть гарантированные денежные потоки, под которые можно привлекать долгосрочное долговое финансирование и успешных в этой сфере деятельности операторов. Но, если не мечтать, а смотреть правде в глаза, то в текущих условиях вряд ли, что получится. Есть два больших препятствия: зарегулированность газового рынка с большими полномочиями национального оператора и бедность населения.
Чрезмерные полномочия национального оператора (о них писалось выше) повышают для инвесторов риски нестабильности как поставок газа, так и отпускных цен на него. Масштаб этих рисков таков, что уничтожает инвестиционную привлекательность развития газовых сетей.
Наше население более бедное, чем это отражается в официальной статистике. Нормальное развитие газовой сети требует роста цен на газ для домохозяйств. Но для значительной части из них такой рост будет непосильным. Требуется коренная переработка методики учета бедности, даже если она испортит нынешнюю благостную картину. Но только понимая реальный уровень бедности, можно будет решить проблему компенсации роста цен на газ. Глава государства был абсолютно прав, когда говорил, что нужна новая понятная и прозрачная модель ценообразования вкупе с продуманной системой защиты социально уязвимых слоев населения. Но она невозможна без достоверного отражения реального уровня бедности в стране.
Развитие газовой отрасли может стать одним из важнейших драйверов экономического роста. Но этому препятствует почти полное отрицание рыночных отношений, зарегулированность и монополизм.
В следующей заметке прокомментируем проблемы глубокой переработки газа и развития газотурбинных электростанций. О них так же говорилось на совещание.
Фото: energy.economictimes.indiatimes.com.