Чтобы не было стыдно
На Амангельды, чуть выше Кабанбай батыра, есть красивое деревянное здание. Терем-теремок.
Алматинцам он известен как Дом Баума. Конечно, только тем из них, кто вообще его видел, ибо находится дом вдали от протоптанных туристических троп.
Мне повезло. Я видела, я была тут много раз.
Дом всегда был собственностью города. Но всегда был каким-то бесхозным. Точнее, неконцептуальным каким-то, там в разные годы располагались организации, мало вписывающиеся в интерьер исторического здания.
Когда-то, еще в советские годы, тут располагался Алма-Атинский областной совет по туризму. Или городской, уже и не помню точно название организации. Но именно отсюда я в составе групп инструкторов горного туризма отправлялась в разные походы. Помню ледорубы, обвязки и прочие туристическое снаряжение, сваленное в углах комнат…
В постсоветское время там был консульский отдел посольства Республики Кыргызстан. А потом располагалась какая-то международная организация, подступы к которой были надежно защищены бравыми охранниками. Года три назад мы с дочерью приехали сфотографировать дом, и только достали фотоаппараты, как на нас буквально напал дядька в форме. Фотографировать было запрещено, оказывается. Подходить близко тоже было нельзя. И прогуливаться мимо, по мнению охраны, надо было бодрым шагом, не поднимая глаз на строение…
Конечно, эти все запреты были только в голове не в меру ретивого охранника, но неприятно было жутко…
Суть вопроса всем присутствующим – а нас было немного по случаю карантина и разместились мы на открытом воздухе - объяснила Надежда ЧЕРВЯКОВА, городской активист:
"Городское Управление зеленой экономики берет его в свое управление. Сразу встал вопрос: что делать? Оставить такое место офисом, даже коворкингом — слишком велика вероятность, что превратится, как Smart Point, из креативного пространства в банальный бизнес-центр. Как сделать его из охраняемого объекта - открытым местом? Как дать ему избежать судьбы музея Байтурсынова, существуют же интерактивные музей с активной повесткой, с лекциями, спектаклями, чаепитиями? Как сохранить его стильность, не убить атмосферу, начать использовать историю и желательно еще и сделать окупаемым, чтобы не зависеть от бюджета и акимата? Большой вопрос. Когда этот вопрос задали мне - я не решилась отвечать, ну и нельзя на этот вопрос отвечать одному человеку, одному ведомству, одной институции. Желательно для ответов на такие вопросы подключать коллективный разум".
Коллективный разум сначала прогулялся по дому небольшой экскурсией. Нам надо было пропитаться духом, атмосферой дома, проникнуться его историей. Для бОльшего погружения в тему Надежда Червякова и Айнур ЖУБАНОВА придумали и организовали исторический квест. Все вопросы-ответы – про дом.
А он, дом – особенный. Это образец деревянного зодчества индивидуальной жилой застройки конца девятнадцатого века. Построил его известный верненец – Павел ЗЕНКОВ.
Поясню. Не тот Зенков, который построил Вознесенский собор, а его отец, Павел Матвеевич. Пояснения, видимо, нужны, ибо для некоторых наших современников Зенков – это образ чуть ли не собирательный, некий такой архитектор, который все старые здания в городе построил. Так вот, в городе сохранились только два здания, сооруженные по проектам Павла Матвеевича Зенкова: церковь Казанской Богоматери (о ней вот тут) и вот этот дом. И оба здания являются памятниками истории и культуры, охраняемыми государством.
Деревянный дом на Амангельды, 68 А - здание удивительное. Построено оно в ропетовском стиле, его еще называют "псевдорусским" за обилие башенок, украшений, резьбы. Строительный материал - тяньшанская ель, цоколь – кирпич и камень. Здание одноэтажное и по плану крестообразное, правда, сейчас этот крест уже сложно углядеть. То, что я по-обывательски посчитала за второй этаж – это мезонин, на фасадах которого балконы и балкончики. Окна обрамлены деревянными наличниками, карнизы украшены резными подзорами. Красота да и только!
Жил в этот доме другой известный верненец – лесовод Эдуард БАУМ. И вот это имя точно все горожане слышали. Хотя бы в связи с рощей Баума. Не Баумана, нет – известный революционер Николай Эрнестович БАУМАН никогда не был в наших краях. Некоторое сходство в написании фамилий – Баум и Бауман – определяется их происхождением: они оба имеют немецкие корни.
Информацию об отце Эдуарда Баума Оттоне Матвеевиче БАУМЕ я нашла на краеведческом портале "Пензенские хроники". Оказалось, в Пензе он был человеком известным - садовод, кандидат естественных наук, Баум возглавлял пензенское училище садоводства. Там не только готовили специалистов для декоративного и промышленного садоводства и огородничества, но и выращивали саженцы редких и экзотических растений для рассылки их заказчикам из других губерний. Отправляли и в Семиречье, кстати. Хоть оно от Пензы ох как далеко.
Оттон Матвеевич был хорошо образован – школу окончил в Дерпте, университет – в Казани. Баум пользовался в Пензе огромным авторитетом. Был он, как отмечается в статье на сайте, "человеком западной культуры, усвоивший русские традиции". Участвовал во всех городских мероприятиях, и даже организовал домашний театр, артистами которого были все его дети: пять дочерей и двое сыновей.
Так вот, про сыновей: они оба оказались в нашем городе. Сначала в Верный прибыл старший сын Оттона Баума – тоже Оттон и тоже Баум (1842–1892). В Дерптском университете он получил образование физика- математика, но в Верном стал главным садовником, а затем и директором Казенного сада, заведовал школой садоводства. А после окончания Петровской земледельческой и лесной академии, а затем и Петербургского земледельческого института в Семиречье приехал и Эдуард. Было это в 1875 году, а через год он был назначен семиреченским областным лесничим. Он много сделал для того, чтобы наш город стал городом-садом. При его участии и по его инициативе были заложены многие рощи на территории не только Верного, но и всего Семиречья. Высаживать деревья вдоль трактов – тоже его идея. Ежегодно 15 апреля в городе проводился праздник древонасаждения и саженцы для городских посадок выдавались всем желающим…
В этом доме Эдуард Баум жил с 1880 по 1921 год, до самой своей смерти. Он немного застал советское время, но и после революции делал любимое дело – возглавлял лесной подотодел Семиречья, занимался селекционной работой и охраной лесных массивов…
Сейчас само пространство рядом с домом выглядит иначе, не как при Бауме. Когда-то это был край города, рядом с домом рос сад и был разбит огород, урожай с которых частично отправлялся на столы воспитанников Верненского приюта. Таков был вклад Баума в доброе дело: приют существовал на деньги благотворителей.
Постепенно район застраивался, сад и огород снесли. А дом государство взяло под свою охрану. И очень хорошо, что государства менялись, а дом оставался памятником истории. И остается до сих пор. Вот это все я на экскурсии и рассказала. И еще много чего дополнили другие участники встречи.
… Это все надо было переварить. Нашу встречу модерировала Юлия КАЗАКОВА. До сих пор удивляюсь, как ей удалось выловить в таком шуме что-то дельное. Мы спорили, кричали, шумели, выдавали безумные (и не очень) идеи, обсуждали их реализацию. Что только не предлагалось сделать в доме Баума! Многое отметалось сразу же. Решили точно не делать просто музей (скучно), клуб сообществ, столярную мастерскую, фотостудию, отель для однодневных туров, домик Бабы Яги.
Подумали, что у места могут быть образовательные функции. Все-таки Баум возглавлял Верненское общество ревнителей просвещения…
Это всевозможные тренинг-центр, экскурсии, лекции про растения, уроки истории города. Здесь может быть зеленая школа, лесная школа, городская ферма, тут могут проходить кинопоказы, собрания разных клубов, стилизованные и исторические чаепития, винные вечера, дегустации кофе, наливок, настоек, то есть всего, что пьётся. Каюсь, последнее – мое предложение, мы уже и так их проводим, а в этом доме с его потрясающей атмосферой они будут в самый раз.
Еще в деревянном доме уместны всевозможные работы с деревом - поделки из дерева, возможность делать игрушки, шахматы, фигурки, предметы архаические и играть в них, тут может находиться магазин для интересных ремесленных вещей.
И если скучный обычный музей с его режимом молчания, тишины и невозможности творить сразу отмели как вариант, то музеефикация на уровне оформления всеми была принята на ура: старые фото на стенах, старые элементы интерьера сделают это место еще притягательнее для горожан и туристов.
- По сути это многофункциональный культурный центр. По модели - социальный бизнес. Потенциально это может быть и интерактивный музей с мультимедийными экспозициями и виртуальными путешествиями в XIX век, но это позже, в будущем, а прототипировать эту функцию можно уже сейчас – это идея исторических чаепитий. В теплое время можно на террасе смотреть кино, можно устраивать встречи с ланд шафтными дизайнерами и дендрологами. В общем, в ядре деятельности у нас получилась просветительская функция, то, чем занимался сам Баум, будучи членом общества ревнителей просвещения, а все варианты - слесарить и "подельничать" из дерева, пить чай и рассказывать про полезные цветы и траву, учить чему-то детей - сгруппировали по разным кучкам. Получились эдакие кластеры. Каждый кластер - часть меняющейся повестки. Удивительно, но с каждой минутой все ясней стала мысль, что можно не выбирать что-то одно раз и навсегда, а оставить много разных функций, но связать их с ядерным смыслами - город, озеленение, культура, - резюмировала Надежда.
Конечно, проект еще сырой, он открыт для новых идей (присылайте!), его надо доделывать, придумывать, как он может сам себя "кормить". Далеко не все в этом проекте понятно и точно не все просто. Но делать надо. Дом должен жить. Чтобы не было стыдно перед памятью человека, который столько хорошего сделал для нашего города.
Фото: Ⓒ Ratel.kz / Евгения Морозова.