Цена товара должна соответствовать затратам, а богатые должны платить больше, чтобы помогать тем, кому надо помогать, и не наоборот
Дешёвый популизм начинается с "дешёвых" товаров. Я поставил слово дешёвый в кавычки, потому что имею в виду товар продаваемый не по рыночной стоимости. Если на свободном рынке есть дешёвые и дорогие товары – никаких проблем.
Проблема начинается, когда государство начинает "создавать" дешёвый товар административными способами. Это, на самом деле, делается за счёт простого человека, и никак ему не выгодно. Давайте разберём простой товар – бензин.
Государство держит цену на АИ-92 в пределах 180 тенге за литр. Акциз на тонну бензина 38,134 тенге, таким образом в литре бензина 38 тенге акцизного налога, и где-то 16 тенге НДС. Таким образом, владелец бизнеса продаёт товар, бензин, по 180 - (38+16) = 126 тенге. В этой цене сидят все – нефтяники, транспортники, НПЗ, дистрибуция и розница, вместе с обычными налогами.
Давайте запомним эту цифру - 126 тенге за литр АИ-92 или примерно 30 центов за литр. Розничная цена сейчас около 180 тенге или 41 цент.
На Западе США – страна с самым дешёвым бизнесом. В прошлом году при высоких ценах на нефть средняя цена составляла $1.04 за литр (3.95 за галлон в их единицах). Из этой цены:
– 60 центов за нефть (57%) (сырьё при средней цене за баррель в 2022 году $100);
– 19 центов НПЗ;
– 12 центов опт и розница;
– 13 центов налоги на бензин (акцизы).
В супер-нефтяном ОАЭ цена бензина в розницу 80 амер. центов (2.95 дирхама). В Саудовской Аравии литр стоит 62 цента.
А теперь объясните мне, каким образом у нас получается цена бензина в 2.5 раза меньше цены в США? В 2 раза дешевле ОАЭ и в 1.5 раза дешевле С.Аравии?
Ещё более интересный вопрос – как мы продаём бензин по 30 центов, если на его изготовление уходит нефти на 60 центов?
Наша розничная цена не покрывает даже мировой цены на нефть, из которой этот бензин делают. Как же это у нас получается?
А очень просто, КМГ и остальных нефтяников в разной степени заставляют по формуле "затраты/себестоимость плюс небольшая маржа" загружать Атырауский, Шымкентский и Павлодарский НПЗ. В результате, внутренняя цена на нефть, по которой нефть сдаётся на переработку на НПЗ, у нас иногда ниже мировой на 80%.
Куда же девается весь продукт? Производство было увеличено ценой больших затрат и составило в прошлом году – бензина 5 млн тонн в год, дизтоплива 5,3 млн тонн. А потребление - больше 5 млн тонн бензина и 5,8 млн тонн дизельного топлива. Дефицит перекрыли импортом из России и Беларуси, который продали в убыток себе.
Экспорт мы уже давно не осуществляем, но при цене в Узбекистане 81 цент, в Кыргызстане 60 центов и в РФ 62 цента, нетрудно догадаться, что он туда "утекает". Сколько? Никто не знает. Но на каждом углу его продают вдоль дороги в фляжках. При этом и бюджеты соседних стран несут потери, так как с контрабандного бензина ни акцизов, ни других налогов естественно никто в бюджет не платит.
Предположим, 20% нефтепродуктов уходит теневым экспортом. Это 1 млн тонн бензина и 1 млн тонн дизтоплива. Где-то 2 млн в пересчёте на нефть. Мы сейчас собираем примерно при цене 100 долларов за баррель около 50% от этой цифры в виде налогов. 2 млн тонн это где-то 14,5 млн баррелей. Таким образом, недополученный доход для бюджета составляет 725 млн долларов или 315 млрд тенге. Это чуть-чуть больше всего бюджета столицы. Или 150 школ. Или 300 км новых дорог. Или добавка в 140 тысяч тенге в год каждому пенсионеру страны (2,25 млн чел).
И это расчёт только в пересчёте на сырую нефть. А если бы мы хотя бы выровняли цены с соседями, то можно было бы и экспортировать бензин и дизель, и никакого дефицита в стране бы не было. Нефтяники, особенно отечественные, получили бы значительные стимулы разведывать и добывать больше нефти. Огромная коррупционная машина по контрабанде бензина исчезла бы, поскольку экономического смысла в этом больше не было бы. Непонятная схема по распределению "дешёвого" бензина по заправочным компаниям исчезла бы тоже. Появилось бы больше стимулов к экономному использованию топлива.
Если бы вместо бездумного дотирования "всех", мы перешли к адресной помощи, тем кому надо помочь, дополнительные доходы от свободных цен на топливо позволили бы сделать много нужных вещей для народа. Можно было решить сделать эти ранее недополученные доходы целевыми – на бесплатные лекарства пенсионерам, на общественный транспорт, на улучшение дорог и т.д.
Сегодня гражданин на маленькой старой машине заправляет свои 50 литров и получает в виде дотации на бензин примерно 4000 тенге (если бы цена выровнялась с соседями, то литр АИ-92 был бы 260 тенге). Рядом другой заправляет "Крузак" на 100 литров, и его дотация - 8000 тенге на бак. Кто кому "помогает"? Бесплатных денег не бывает, если их где-то больше, значит где-то их меньше.
В мире много примеров катастрофических последствий такой экономической политики. Страны с дешёвым бензином – Нигерия, Иран, Венесуэла самые яркие образцы. Цена товара должна соответствовать затратам, а богатые должны платить больше, чтобы помогать тем, кому надо помогать, и не наоборот.
Источник: страница Алмаса Чукина в Facebook. Публикуется с разрешения автора.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!