?> ?>

Чем простому человеку невыгоден "дешёвый" бензин

3989 просмотров
0
Алмас ЧУКИН
Понедельник, 06 Мар 2023, 13:45

Цена товара должна соответствовать затратам, а богатые должны платить больше, чтобы помогать тем, кому надо помогать, и не наоборот

Читайте также
АО "Казахстан": как сэкономить 2,6 трлн тенге на школах

Дешёвый популизм начинается с "дешёвых" товаров. Я поставил слово дешёвый в кавычки, потому что имею в виду товар продаваемый не по рыночной стоимости. Если на свободном рынке есть дешёвые и дорогие товары – никаких проблем.

Проблема начинается, когда государство начинает "создавать" дешёвый товар административными способами. Это, на самом деле, делается за счёт простого человека, и никак ему не выгодно. Давайте разберём простой товар – бензин.

Государство держит цену на АИ-92 в пределах 180 тенге за литр. Акциз на тонну бензина 38,134 тенге, таким образом в литре бензина 38 тенге акцизного налога, и где-то 16 тенге НДС. Таким образом, владелец бизнеса продаёт товар, бензин, по 180 - (38+16) = 126 тенге. В этой цене сидят все – нефтяники, транспортники, НПЗ, дистрибуция и розница, вместе с обычными налогами.

Давайте запомним эту цифру - 126 тенге за литр АИ-92 или примерно 30 центов за литр. Розничная цена сейчас около 180 тенге или 41 цент.

Читайте также
Визаран или money-run: когда пчёлы против мёда

На Западе США – страна с самым дешёвым бизнесом. В прошлом году при высоких ценах на нефть средняя цена составляла $1.04 за литр (3.95 за галлон в их единицах). Из этой цены:

– 60 центов за нефть (57%) (сырьё при средней цене за баррель в 2022 году $100);

– 19 центов НПЗ;

– 12 центов опт и розница;

– 13 центов налоги на бензин (акцизы).

В супер-нефтяном ОАЭ цена бензина в розницу 80 амер. центов (2.95 дирхама). В Саудовской Аравии литр стоит 62 цента.

А теперь объясните мне, каким образом у нас получается цена бензина в 2.5 раза меньше цены в США? В 2 раза дешевле ОАЭ и в 1.5 раза дешевле С.Аравии?

Ещё более интересный вопрос – как мы продаём бензин по 30 центов, если на его изготовление уходит нефти на 60 центов?

Наша розничная цена не покрывает даже мировой цены на нефть, из которой этот бензин делают. Как же это у нас получается?

Читайте также
Экономика России: диагноз неутешительный, идут необратимые процессы

А очень просто, КМГ и остальных нефтяников в разной степени заставляют по формуле "затраты/себестоимость плюс небольшая маржа" загружать Атырауский, Шымкентский и Павлодарский НПЗ. В результате, внутренняя цена на нефть, по которой нефть сдаётся на переработку на НПЗ, у нас иногда ниже мировой на 80%.

Куда же девается весь продукт? Производство было увеличено ценой больших затрат и составило в прошлом году – бензина 5 млн тонн в год, дизтоплива 5,3 млн тонн. А потребление - больше 5 млн тонн бензина и 5,8 млн тонн дизельного топлива. Дефицит перекрыли импортом из России и Беларуси, который продали в убыток себе.

Экспорт мы уже давно не осуществляем, но при цене в Узбекистане 81 цент, в Кыргызстане 60 центов и в РФ 62 цента, нетрудно догадаться, что он туда "утекает". Сколько? Никто не знает. Но на каждом углу его продают вдоль дороги в фляжках. При этом и бюджеты соседних стран несут потери, так как с контрабандного бензина ни акцизов, ни других налогов естественно никто в бюджет не платит.

Предположим, 20% нефтепродуктов уходит теневым экспортом. Это 1 млн тонн бензина и 1 млн тонн дизтоплива. Где-то 2 млн в пересчёте на нефть. Мы сейчас собираем примерно при цене 100 долларов за баррель около 50% от этой цифры в виде налогов. 2 млн тонн это где-то 14,5 млн баррелей. Таким образом, недополученный доход для бюджета составляет 725 млн долларов или 315 млрд тенге. Это чуть-чуть больше всего бюджета столицы. Или 150 школ. Или 300 км новых дорог. Или добавка в 140 тысяч тенге в год каждому пенсионеру страны (2,25 млн чел).

И это расчёт только в пересчёте на сырую нефть. А если бы мы хотя бы выровняли цены с соседями, то можно было бы и экспортировать бензин и дизель, и никакого дефицита в стране бы не было. Нефтяники, особенно отечественные, получили бы значительные стимулы разведывать и добывать больше нефти. Огромная коррупционная машина по контрабанде бензина исчезла бы, поскольку экономического смысла в этом больше не было бы. Непонятная схема по распределению "дешёвого" бензина по заправочным компаниям исчезла бы тоже. Появилось бы больше стимулов к экономному использованию топлива.

Читайте также
Антироссийские санкции: большие деньги потекли в Казахстан

Если бы вместо бездумного дотирования "всех", мы перешли к адресной помощи, тем кому надо помочь, дополнительные доходы от свободных цен на топливо позволили бы сделать много нужных вещей для народа. Можно было решить сделать эти ранее недополученные доходы целевыми – на бесплатные лекарства пенсионерам, на общественный транспорт, на улучшение дорог и т.д.

Сегодня гражданин на маленькой старой машине заправляет свои 50 литров и получает в виде дотации на бензин примерно 4000 тенге (если бы цена выровнялась с соседями, то литр АИ-92 был бы 260 тенге). Рядом другой заправляет "Крузак" на 100 литров, и его дотация - 8000 тенге на бак. Кто кому "помогает"? Бесплатных денег не бывает, если их где-то больше, значит где-то их меньше.

В мире много примеров катастрофических последствий такой экономической политики. Страны с дешёвым бензином – Нигерия, Иран, Венесуэла самые яркие образцы. Цена товара должна соответствовать затратам, а богатые должны платить больше, чтобы помогать тем, кому надо помогать, и не наоборот.

Источник: страница Алмаса Чукина в Facebook. Публикуется с разрешения автора.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




?> ?>
первый заместитель главы Антикора
Большинство госслужащих – порядочные люди, я отвечаю!
Как получить автомобиль, не потратив ни тиына на его покупку
Лизинговая компания Astana Motors Finance позволяет клиентам использовать новый автомобиль без капиталовложений
Ловкость рук и никакой коррупции: как снять сливки с бюджетных миллиардов
Для чего управление строительства Алматы переиграло тендеры для ПКС на квартиры для очередников
Устроивший ДТП мопедист признан свидетелем аварии
В Алматы судят водителя минивэна, не сумевшего увернуться от мопеда с пассажиром
Мегапроекты как национальная идея
Зачем Казахстану сверхглубокие скважины и сверхмощные электролизеры
Как год за годом снижается уровень жизни казахстанцев
Доля бедных в Казахстане начала расти ещё в 2017 году, до того, как пришел Covid-19
Китайский автопром: галопом, но не по Европам
Евросоюз вслед за США и Канадой решился начать масштабную экономическую войну с Китаем
Мечети Казахстана: чем они уникальны и характерны
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Талхиз. Выхода нет?
Нужен ли нашей стране  памятник ЮНЕСКО и может ли он когда-нибудь стать популярным туристическим объектом
В центральном отделе полиции Павлодара самые назойливые взяточники
Сначала у задержанного по 346 статье УК РК смешную сумму в качестве взятки потребовал один дознаватель, потом другой
Убийце врача дали 22 года колонии
Преступник-абьюзер преследовал жертву несколько месяцев, требуя, чтобы она вышла за него замуж
Сколько Минтуризма заплатило "Казахтуризму" за клип с участием Димаша
Съёмки ролика на композицию известного музыкального исполнителя проводились в популярных туристских локациях
Почему в Алматы никак не могут исполнить простейшее решение суда
Речь идёт о самозахвате земельного участка в элитном комплексе "Тау Шатыр"
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Президент и крестьяне
Земельные кадастры - как инструмент восстановления справедливости (или передела незаконно захваченного)
Казахская сказка о мальчике Бату стала хитом Amazon
Книга как отложенное оружие мира
Ратель. Лучшее за 2022 год. Аналитическая служба Ratel.kz
Ratel.kz публикует самые читаемые материалы авторов сайта за прошедший год
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.