А закон “О профилактике бытового насилия” носит лишь предупредительный характер
Насилие в отношении женщин и домашнее насилие по-прежнему представляют собой одно из самых распространенных нарушений прав человека во всем мире. Это явление затрагивает женщин из всех слоев общества, независимо от культурных, религиозных, экономических, социальных или географических особенностей.
В настоящее время в Казахстане действует единственный закон, косвенно затрагивающий права и интересы женщин, пострадавших от домашнего насилия. Это закон “О профилактике бытового насилия”, принятый еще в 2009 году. В нем предусмотрены такие меры, как профилактическая беседа, доставление в органы внутренних дел лица, совершившего бытовое насилие, для составления протокола об административном правонарушении либо вынесения защитного предписания, защитное предписание, административное задержание, принудительные меры медицинского характера, установление особых требований к поведению правонарушителя, административное взыскание, меры процессуального принуждения и меры безопасности потерпевших в уголовном процессе, меры, принимаемые по приговору суда.
При этом законодатель указывает, что меры индивидуальной профилактики бытового насилия определяются с учетом индивидуальных особенностей лица, в отношении которого они применяются, характера и степени общественной опасности, совершенных им правонарушений и применяются они для систематического целенаправленного воздействия на правосознание и поведение лица, совершившего бытовое насилие, в целях предупреждения совершения новых правонарушений с его стороны и обеспечения безопасности потерпевшего.
Вместе с тем следует отметить, что данные меры носят лишь предупредительный характер и не направлены на непосредственную защиту женщины от бытового насилия.
Так, согласно проведенному опросу, по состоянию на 5 мая 2023, года среди 7 240 участвовавших в опросе женщин в возрасте от 17 до 60 лет 531 из них подверглись физическому насилию, 166 женщин подверглись сексуальному насилию, в обоих типах насилия они пострадали от своих партнеров.
Как оказалось, 16,9% из опрошенных женщин-респондентов, подвергшихся к одному из видов насилия, сообщили о недоверии к правоохранительным органам при обращении в результате нападения на них, одной из причин указав “формализм, волокиту и бюрократию”, а 18,7% опрошенных женщин указали на коррумпированность указанного органа. Вместе с тем 7,5% женщин указали на то, что не получили положительного результата при обращении в правоохранительные органы (данные получены из официального источника).
В 2021 году только 40% дел о домашнем насилии дошли до суда, а многие из абьюзеров были помилованы и освобождены, и только 39 % из них находились под административным арестом от двух часов до трех суток.
Вместе с тем следует отметить, что согласно глобальным оценкам Всемирной организации здравоохранения, каждая третья женщина в мире хотя бы раз в жизни сталкивалась с насилием по гендерному признаку.
Как известно, Законом Республики Казахстан от 3 июля 2017 года № 84-VI “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования правоохранительной системы” внесены изменения в Уголовный кодекс РК от 3 июля 2014 года, исключив статьи “о побоях” (статья 109), а также (статья 109) “Умышленное причинение легкого вреда здоровью”, впоследствии данные нормы этим же законом № 84-VI внесены в Кодекс об административных правонарушениях (далее КоАП), под статьями 73-2 “Побои”, где за совершение данного правонарушения КоАП предусмотрено наказание в виде штрафа в размере десяти месячных расчетных показателей либо административный арест на срок до десяти суток, а в случае повторного совершения в течение года предусматривается наказание в виде административного ареста на двадцать суток. В свою очередь, аналогичное наказание предусмотрено за совершение административного правонарушения, предусмотренное статьей 73-1 КоАП “Умышленное причинение легкого вреда здоровью”.
Таким образом, действовавшие ранее в уголовном законодательстве до 2017 года, а именно в Уголовном кодексе от 3 июля 2014 года нормы о побоях и умышленном причинении легкого вреда здоровья ранее относились к уголовным проступкам, то есть к деяниям (действие либо бездействие), не представляющим большой общественной опасности, причинивших незначительный вред либо создавшее угрозу причинения вреда личности, организации, обществу или государству, за совершение которого предусмотрено наказание в виде штрафа, исправительных работ, привлечения к общественным работам, ареста.
А согласно правилам статьи 79 Уголовного кодекса, лицо, осужденное за совершение уголовного проступка, признается не имеющим судимости.
И данные уголовные проступки в рамках гуманизации уголовного законодательства декриминализованы и переведены в КоАП РК.
Следует отметить, что КоАП предусмотрена административная ответственность за противоправные действия в сфере семейно-бытовых отношений, под которыми подразумевается нецензурная брань, оскорбительное приставание, унижение, повреждение предметов домашнего обихода и другие действия, выражающие неуважение к лицам, состоящим с правонарушителем в семейно-бытовых отношениях, нарушающие их спокойствие, совершенные в индивидуальном жилом доме, квартире или ином жилище, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния. При этом под семейно-бытовыми отношениями, согласно примечанию к указанной статье, понимаются отношения между супругами, бывшими супругами, лицами, проживающими или проживавшими совместно, близкими родственниками, лицами, имеющими общего ребенка (детей).
К таким правонарушителям КоАП предусматривает установление особых требований к их поведению, при которых суд по собственной инициативе либо по ходатайству органов полиции или других участников производства по делу об административном правонарушении может установить особые требования к поведению лица, а именно: на срок от трех месяцев до одного года установить запрет вопреки воле потерпевшего разыскивать, преследовать, посещать потерпевшего, вести устные, телефонные переговоры и вступать с ним в контакты иными способами, включая несовершеннолетних и (или) недееспособных членов его семьи. Также при установлении особых требований в целях охраны и защиты потерпевшего и членов его семьи суд в исключительных случаях вправе применить на срок до тридцати суток меру административно-правового воздействия в виде запрета лицу, совершившему бытовое насилие, проживать в индивидуальном жилом доме, квартире или ином жилище с потерпевшим в случае наличия у этого лица другого жилища.
О том, как работает данная норма, рассмотрим на примере реального кейса по вступившему в законную силу постановлению суда.
27 декабря 2022 года специализированный межрайонный суд по административным правонарушениям города Астаны рассмотрел административный материал в отношении У. по факту умышленного причинения легкого вреда здоровью потерпевшей (ч.1-1 ст.73-1 КоАП). Из материалов дела следует, что У. в состоянии алкогольного опьянения нанес многочисленные телесные повреждения Г., с которой он состоит в семейно-бытовых отношениях.
В суде У. признал свою вину. Потерпевшая Г. просила суд привлечь правонарушителя к административной ответственности и установить запрет на приближение. Санкция части 1-1 статьи 73-1 КоАП предусматривает административное взыскание в виде предупреждения либо адмарест на срок до 15 суток.
При назначении наказания суд учел личность У. не осознавшего противоправный характер совершенного деяния в сфере семейно-бытовых отношений, совершение правонарушения в состоянии алкогольного опьянения.
Постановлением суда У. признан виновным в совершении правонарушения по части 1-1 статьи 73-1 КоАП за умышленное причинение легкого вреда здоровью и подвергнут адмаресту на максимальный срок 15 суток.
Кроме того, суд установил особые требования к поведению правонарушителя У. в виде запрета вопреки воле потерпевшей разыскивать, преследовать, посещать ее, вести устные, телефонные переговоры и вступать с ней в контакты иными способами.
Из Закона “О профилактике бытового насилия” следует, что защитным предписанием запрещается совершать бытовое насилие вопреки воле потерпевшего, разыскивать, преследовать, посещать, вести устные, телефонные переговоры и вступать с ним в контакты иными способами, включая несовершеннолетних и (или) недееспособных членов его семьи.
Под бытовым насилием в указанном законе понимается умышленное противоправное деяние (действие или бездействие) одного лица в сфере семейно-бытовых отношений в отношении другого (других), причиняющее или содержащее угрозу причинения физического и (или) психического страдания.
Вместе с тем данная дефиниция отсутствует в КоАП. Однако законодатель вносит данный термин в контексте статьи о противоправных действиях в сфере семейно-бытовых отношений.
Декриминализация уголовных проступков (побои, умышленное причинение легкого вреда здоровью) и их перевод в разряд административных правонарушений не облегчила жизнь казахстанским женщинам, подвергающимся бытовому насилию, и фактически не возымела какого-либо положительного эффекта.
В “Докладе о выполнении Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин” от 3 октября 2023 года № 851 говорится о том, что Казахстан является участником основополагающих правозащитных международных договоров в области прав человека и международных документов, в том числе в сфере обеспечения прав женщин, расширения их возможностей – Пекинской платформы действий по улучшению положения женщин (1995 г.), Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1998 г.), Факультативного протокола к ней (2001 г.), Конвенции о политических правах женщин (2000 г.), Конвенции о гражданстве замужней женщины (2000 г.), Конвенции МОТ о равном вознаграждении труда мужчин и женщин за труд равной ценности (2000 г.) и других, тем самым подтвердив гарантии соблюдения и защиты прав женщин.
Однако, несмотря на проводимую работу по обеспечению прав женщин, количество совершаемых в отношении их преступлений растет с каждым годом.
По данным Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан в 2022 году по республике зарегистрировано 942 уголовных правонарушения (2020 г. – 1072, 2021 г. – 1047) совершенных в семейно-бытовой сфере.
По итогам за 6 мес. 2023 года зарегистрировано 461 уголовное правонарушение (6 мес. 2022 г. – 460), совершенное в семейно-бытовой сфере.
В 2022 году по республике зарегистрировано 25173 административных правонарушения (2020 г. – 25720, 2021 г. – 28008), совершенных в семейно-бытовой сфере.
По итогам 6 мес. 2023 года зарегистрировано 18 288 административных правонарушений (6 мес. 2022 года – 18516), совершенных в семейно-бытовой сфере.
Вместе с тем вопросы бытового насилия в отношении женщин и его последствия остро стоят не только в Республике Казахстан, но и за ее пределами.
Борьба с данной социальной проблемой во многом зависит от правосознания общества с правовой точки зрения, от осознания неотвратимости наказания с моральной и нравственной стороны, от уровня внутренней культуры человека, его ментального здоровья, осознания ценности любой жизни и ее неприкосновенности.
Такие меры воздействия, как запрет на приближение, а также необоснованно мягкое наказание, предусмотренное санкциями статьей 73-1, 73-2 КоАП (штраф, административный арест), ужесточение требований к процедуре примирения сторон по статьям 73, 73-1 ч. 1-1, 73-2 ч. 1-1 КоАП, по которым, в том числе, предлагается примирять в суде лишь один раз в течение года, не сможет решить проблему домашнего насилия и носят лишь краткосрочное, ограниченное влияние.
Институт примирения между потерпевшим (жертвой) и правонарушителем недопустим в случае бытового насилия, так как жертва остается один на один с обидчиком после отбывания им административного взыскания в виде “ареста”, и последний из чувства мести в 90% случаев снова совершает аналогичное преступление. Так, мотивы преступления могут быть разнообразны: как чувство мести, так и неприязненные отношения. Ведь субъективная сторона данного проступка/правонарушения характеризуется прямым умыслом, где виновное лицо осознает, что путем нанесения ударов он причиняет физическую боль, страдания, в том числе эмоциональные. Вероятность повторения побоев равна 100%. Соответственно, примирение по подобным категориям дела недопустимо, так же как и применение “института медиации” по бракоразводным процессам. Так, в погоне за статистикой по сохранению семьи судья-примиритель фактически лишает истца его конституционного права на судебную защиту. Так, согласно Кодексу “О браке (супружестве) и семье” расторжение брака (супружества) в судебном порядке производится, если судом установлено, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение семьи невозможны. Зачастую с заявлением в судебные органы обращаются лица, в отношении которых применялось домашнее насилие. В связи с чем суду необходимо внимательнее относиться к вопросу медиации, где, примирив стороны, истец-подавшая заявление о расторжении брака супруга остается в группе риска, где в любой момент в отношении её может быть совершено преступление. Ставя на весы “мнимую правильную статистику” и жизнь, и здоровье, в том числе психологическое и ментальное здоровье, следует выбрать последнее.
Следует отметить, что большинство подвергающихся насилию женщин – это безработные женщины без высшего образования, имеющие зависимое положение как в экономическом, так и социальном плане, на что указывает наличие малолетних и несовершеннолетних детей, а также наличие больного ребенка, отсутствие постоянного заработка и работы.
Вместе с тем следует отметить, что государство принимает меры по противодействию насилия в семье и семейно-бытовых отношениях. Так, во исполнение поручения Главы государства в 2023 году ужесточена ответственность за бытовое насилие. Внесены соответствующие изменения в Уголовный Кодекс, где введен квалифицирующий признак по наиболее распространенным уголовным правонарушениям в отношении лиц, находящихся в материальной или иной зависимости (ст. 106 УК ("Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью"), ст. 107 УК ("Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью").
Учитывая последние тенденции, а именно участившиеся случаи демонстративно-агрессивного преступного поведения в отношении женщин, в том числе на почве бытового насилия, следует сделать вывод о том, что принятые меры более чем недостаточны и не могут гарантировать защиту женщин от домашнего насилия ввиду чрезмерно мягких санкций (штраф, административный арест), отсутствие дефиниции о бытовом/домашнем насилии в уголовном и административном законодательстве, а также отсутствие самого закона о бытовом насилии.
Из этого следует, что система квалифицирующих признаков преступлений против личности в уголовном законодательстве носит далеко не исчерпывающий характер.
В этой связи назрела необходимость введения нового квалифицирующего признака – “совершение правонарушения вследствие бытового/домашнего насилия” с введением данной дефиниции в понятийный аппарат как в Уголовный кодекс, так и в КоАП.
Предлагается дополнить перечень квалифицирующих признаков по преступлениям против личности, а именно в статьи 99 УК ("Убийство"), 105 ("Доведение до самоубийства"), 106 ("Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью"), 107 ("Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью"), 110 ("Истязание"), 119 ("Оставление в опасности"), 120 ("Изнасилование"), 121 ("Насильственные действия сексуального характера"), 126 ("Незаконное лишение свободы") таким квалифицирующим признаком, как “вследствие жестокого обращения при совершении бытового/домашнего насилия” с обязательным ужесточением санкции части 3 статьи 107 УК, повысив верхние пределы санкции в виде ограничения/лишения свободы на срок с трёх до семи лет.
Предвосхищая события и возможное оспаривание предлагаемых новелл в уголовное законодательство, где уже имеются такие квалифицирующие признаки, как “заведомо для виновного, находящегося в беспомощном состоянии либо в материальной или иной зависимости от виновного”, то они не могут заменить собой совершение общественно-опасных деяний вследствие жестокого обращения при совершении бытового/домашнего насилия, так как жертва домашнего насилия не всегда материально зависима от причинителя вреда, в ряде случаев она может иметь общественно-социальный статус, иметь постоянный заработок и работу, образование и навыки, быть востребованным специалистом, пользоваться уважением в обществе и среди коллег.
Возвращаясь к толкованию предлагаемого квалифицирующего признака, нужно сказать, что он подразумевает собой безжалостное, грубое поведение, имеющее своей целью причинение физической боли и психических эмоциональных страданий жертве насилия, заключающееся в побоях, истязаниях, различного рода унижениях, в том числе сексуального характера.
При этом внесение изменения в материальный закон потребует внесение изменений в нормативные постановления Верховного Суда Республики Казахстан “О квалификации некоторых преступлений против жизни и здоровья человека”, а также “О некоторых вопросах оценки доказательств по уголовным делам”. Так, правильное разрешение дела должно быть основано только на фактических данных, устанавливаемых в том числе вещественными доказательствами, протоколами процессуальных действий и иными документами, где орган уголовного преследования при квалификации преступления должен также проверять данные об обращениях потерпевшей в правоохранительные органы за защитой вследствие домашнего/бытового насилия, наличие постановлений о вынесении запрета на приближение и прочие данные, свидетельствующие о фактах домашнего/бытового насилия.
Безусловно, принятие нового закона “О противодействии бытового/домашнего насилия в Республике Казахстан”, внесение дополнительных квалифицирующих признаков в профильное законодательство не будут являться панацеей от различных форм и видов домашнего/бытового насилия.
Решение данной проблемы должно иметь планомерный холистический подход. Ведь к совершению данной категории преступлений способствуют ряд факторов, такие как зависимость положения потерпевших (жертв), включающая в себя отсутствие постоянной работы, заработка, недостаточная квалификация для трудоустройства, наличие малолетних детей, недостаточная информированность жертв преступлений о наличии специальных институтов и условиях их поддержки, отсутствие моральной ответственности потерпевших (жертв) за несвоевременное обращение или не обращение в соответствующие компетентные органы и организации за защитой, тем самым подвергая опасности себя и членов семей в случае наличия малолетних и несовершеннолетних детей (виктимное поведение жертвы насилия). Обращение жертв различных форм насилия в кризисные центры, к сожалению, не решает проблемы бытового насилия помогают лишь частично и временно справиться с его последствиями.
Ряд факторов, способствующих совершению преступлений в сфере семейно-бытовых отношений, заставляет задуматься об утверждении законодательно ответственного государственного органа по борьбе с насилием в быту, где центральной и отправной точкой к искоренению и разрешению данного непростого вопроса будет принятие Закона “О противодействии бытового/домашнего насилия в Республике Казахстан”.
В свою очередь, вновь созданный орган будет специализироваться на изучении исключительно данной проблематики, взаимодействовать с уполномоченными органами, консолидировать причины, факторы, формы и виды посягательств, преступлений в отношении женщин, детей, подвергшихся бытовому, домашнему и другим видам насилия с целью проведения, в том числе виктимологических исследований.
Изучение этих факторов поможет определить уязвимые группы и разработать меры по предотвращению преступлений, выявить упущения в законодательстве, в сфере образования и науки, поможет разработать превентивные механизмы в целях искоренения в обществе факторов риска по недопущению всех видов насилия в отношении женщин, а также членов семьи, подвергающихся как однократным, так и систематическим видам насилия.
Например, при Министерстве юстиции в Соединенных Штатах Америки действует “Управление по борьбе с насилием в отношении женщин”, которое занимается как превентивными упреждающими мерами, так и реабилитационными, помогая жертвам и пострадавшим от преследования по всей территории США. Впервые Закон “О насилии в отношении женщин” в США был принят в 1994 году, и на основании постоянно приводящихся исследований закон претерпел ряд изменений, с каждым разом усовершенствуя его. Так, в 2000 году Конгрессом США были внесены поправки в Закон, которые включали в себя определение насилия на свиданиях и последующее за ним преследование как связанные между собой преступления (впервые было введено понятие “Stalking”). И здесь следует отметить, что ряд организаций тесно взаимодействуют с Управлением по борьбе с насилием в отношении женщин, оказывая правовую помощь жертвам преследований. В том числе был сделан акцент на недостаточно обслуживаемых группах населения и коренных американцах, переживших домашнее насилие и сексуальные посягательства. Позже, в 2005 году, Конгресс применил более целостный подход к решению проблемы насилия в отношении женщин. Так, положения направлены на защиту иммигрантов, ставших жертвами домашнего насилия, а также на защиту от насилия в отношении женщин-иммигранток.
44-й президент США Б.Обама в 2013 году инициировал новые положения, расширяющие защиту коренных американцев и представителей ЛГБТ сообществ, а также в дополнительном выделении помощи правоохранительным органам в расследовании случаев изнасилования, введение в программы обучения в колледжах вопросов насилия на свиданиях и последующих за ними сексуальных насилий.
В свою очередь, действующий в настоящий момент Президент Д.Байден переутвердив Закон “О насилии в отношении женщин” своим декретом, установил расширенный доступ к экстренной и краткосрочной жилищной защите для выживших женщин в результате чрезвычайных ситуациях с целью недопущения домашнего насилия. Также поправками в Закон 2022 году улучшены меры реагирования здравоохранения на гендерное насилие за счет расширения подготовки судебно-медицинских экспертов по вопросам сексуального насилия в высших учебных заведениях, укрепления программ грантов, которые позволяют системам здравоохранения реагировать на факты сексуального насилия, направлены меры на улучшение профилактики и реагирование на сексуальное насилие за счет увеличения поддержки Программы по предотвращению изнасилований и просвещению (RPE) и Программы оказания услуг по борьбе с сексуальным насилием (SASP), а также принятия Закона “О справедливости в отношении лиц, переживших изнасилование”.
Таким образом, на основе данных исследования, проводимых “Управлением по борьбе с насилием в отношении женщин” (OVW), которые основаны в том числе на базе судебных прецедентов, на основе их докладов в законодательство о противодействии насилия вносятся коррективы для дальнейшего предотвращения всех видом и форм насилия в отношении женщин и детей. Данным Управлением созданы Программы реагирования, электронная база лиц, когда-либо совершавших Stalking-преследование, лица и прочие механизмы защиты лиц, пострадавших от насилия. Государство ежегодно утверждает гранты и финансирование для дальнейших исследований. В частности, ежегодно выделяются гранты, предназначенные для развития потенциала страны по сокращению домашнего насилия, насилия на свиданиях, сексуального насилия и преследования путем улучшения услуг для жертв и привлечения правонарушителей к ответственности.
Международный опыт развитых стран (Национальный план по сокращению масштабов насилия в отношении женщин и их детей в Австралии на 2010-2022 гг., Закон “О противодействии домашнему насилию в Великобритании и т.д.), где вопросы противодействия домашнего насилия в отношении женщин стоят на одном ряду с вопросами внутренней и внешней политикой государства, национальной безопасностью, показывает, как они остро реагируют на все виды проявления насилия, создавая юридическую базу для борьбы с ним, с каждым разом совершенствуя специальные институты.
Создание новаторского института в Республике Казахстан по предотвращению и искоренению насилия, в том числе бытового/домашнего, в отношении девочек, женщин, усыновлённых, приемных детей наравне с принятием Закона “О противодействии бытового/домашнего насилия в Республике Казахстан” станет гарантией защиты всего женского населения в стране, где на период 1 сентября 2023 года численность населения Казахстана составила 19,9 млн человек. В гендерном разрезе на начало года численность мужчин выросла на 1,4% за год - до 9,6 млн человек, численность женщин — на 1,3% до 10,1 млн человек. Общая численность женщин превысила численность мужчин на 4,9%. Но, несмотря на количественное превосходство женского населения, оно все еще подвергается порой устрашающим по своей изощренности и жестокости преступлениям как в отношении женщин, так и в отношении детей.
Фото: Уральская неделя.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!