Алма-Ата и Алматы. О творчестве и не только

5287 просмотров
0
Евгения МОРОЗОВА
Воскресенье, 17 Мар 2024, 16:00

"Ковры-груди", тюльпаны размером с телевизор и оцифрованные архивы художника - вот чем встречает нас весна

Читайте также
Степная феминистка

Весна идёт, весне дорогу! Скандируют хором наши сердца, а души требуют праздника, красоты и искусства!

И получают, март - месяц, нашпигованный праздничными датами. И искусством. И как следствие – красотой.

Я про Алматы и те замечательные культурные мероприятия, которые пришли к нам вместе с весной. Впрочем, все их даже упомянуть – выйдет длинннаааааая статья.

Потому остановлюсь только на трех, которые лично меня сильно взбудоражили. Хотя они совершенно разные, эти мероприятия, и художественные произведения, в них задействованные, тоже очень разные…

Во-первых, это выставка первого ежегодного конкурса для молодых художников B Bubikanova Art Prize. На нее я шла специально, хоть уже и после того, как подвели итоги и раздали призы.

Пришла в будний день, утром. В Aspan Gallery, где были выставлены работы финалистов, я была одна.

Тем лучше, подумала я, увижу больше. И вспомню, и подумаю.

Конкурс назван именем Бахи БУБИКАНОВОЙ. А кто хоть раз столкнулся, пересекся или прожил часть жизни с этим художником и человеком, тот запомнил ее навсегда. Я пересеклась.

Баха была гением, им и остается, но уже только в своих работах. В прошлом году она ушла от нас, и мы запомним ее молодой и очень талантливой.

Живописи и графика, коллажи и перфомансы – она творила и вытворяла прекрасное без оглядок на других, без рамок и границ.

И вот этот конкурс – ее продолжение.

На конкурс пришли 188 заявок из 35 городов мира. А на этой выставке - работы 11 финалистов.

Это Аида АДИЛЬБЕК (Алматы), Алина АРЫСТАНБАЕВА (Алматы), Жанар БЕРЕКЕТОВА (Алматы), Зуля ЕСЕНТАЕВА (Бишкек), Мадина ЖОЛДЫБЕК (Лондон), Айганым МУХАМЕДЖАН (Шу), Леонид ХАН (Алматы), Ляззат ХАНИМ (Алматы), Guzel Zakir (Алматы), Шойа (Алматы), "Заманбап искусство" (Бишкек).

Я обошла галерею по кругу три раза. Над большинством работ пришлось подумать, читать описание в буклете или даже спрашивать у сотрудников галереи. Ну что ж, современное искусство и обязано заставлять думать, тут мало просто созерцать.

Но было и понятные сразу же и без слов работы.

Читайте также
Лепсы: маленькие истории бывшего большого города

Очень знакомой показалась работа Зули Есентаевой "Вдоль дороги Бишкек-Рыбачье". Хоть я и видела ее первый раз.  Я вспомнила каждое свое иссык-кульское лето, которых было (и будет) в моей жизни немало.

И дорога до Рыбачьего у Зули такая же, как и у меня и еще у тысяч жителей Алматы и Бишкека, устремляющихся в летнюю жару к прохладе Иссык-куля. Вывески  - простые и понятные - у спонтанных кафешечек, станций техобслуживания (по сути – сараюшек и будок), магазинчиков с напитками и просто прилавки, с которых торгуют местные жители всем-всем, что может пригодиться в дороге человеку.

Про Зулю в буклете было написано, что она "исследует окружающий мир, ища непривычное и магическое в обыденных вещах и действиях, использует медиумы живописи, графики, фотографии и инсталляции. Живет и работает в Бишкеке"

"Цель провинциальной вывески - максимально привлечь внимание за тот короткий промежуток времени проезжающей мимо, иногда на большой скорости, машины. Вывескам характерен крупный, яркий и наиболее понятный шрифт, простые образы. Пластик и кока-кола проникли в ткань дороги уже безвозвратно...", - вот что говорит автор о своей работе. И это так, правда жизни.

Впечатлила работа Жанар Берекетовой, алматинки, художницы, преподавательнице дизайна. Ее работа – работа-размышление. Видео. Небольшое и яркое. Она крутит обруч - солнце встает.

"Два, казалось бы, не связанных события, происходят одновременно. Солнце ли помогает мне крутить обруч или я кручу обруч, и поэтому оно восходит? Мне близка скульптура как широкий медиум, работа с пространством. Я вписываю себя в него, становлюсь частью ландшафта, взаимодействую с ним, подчёркиваю его физические свойства", - вот так описала она свое художественное действо.

Выделила для себя работу Ляззат Ханим, тоже алматинки. Ее работа настолько реалистична, что я решила, что это фото. Но нет, это у нее техника такая. Предметы быта, простые, самые обычные, запечатлены с фотографической точностью. И самое привычное становится необычным, красивым, изысканным.

Читайте также
Не хлебом единым: в Талдыкоргане активисты пытаются отстоять исторические объекты

Экспертами отбора выступили очень солидные, весомые и независимые специалисты — куратор Юлия СОРОКИНА, доктор PhD, алматинский художник Елена ВОРОБЬЕВА, главный куратор Almaty Museum of Arts Алматы/Рига Инга ЛАТСЕ, бишкекский художник Улан ДЖАПАРОВ, Андреа Бустиллос ДУХАРТ — главный куратор Ayarkut из Мехико.

Описывать все работы не буду – они все оригинальны, необычны, приковывают внимание. Само участие в выставке финалистов – уже огромный успех для этих художников. А неформальный характер и свобода в тематике конкурса вполне могут в будущем стать визитной карточкой современного искусства всего центральноазиатского региона. Это очевидно очень необычное и яркое событие.

Отмечу только победителя. Ибо его работа сразу привлекла мое непрофессиональное внимание необычностью и актуальностью. Вот такая я прозорливая, чем, конечно, горжусь.

Да! Отборочная комиссия из ГМИ РК им. А. Кастеева выбрала для  коллекции музея триптих Мадины Жолдыбек "Обычная звезда, нейтронная звезда, черная дыра". Эту работу я когда-то видела на персональной выставке Мадины в "Доме на Барибаева". И сразу тогда влюбилась.

Читайте также
Лепсинские истории

"Это ода грудному вскармливанию, красоте процесса, но также kind reminder, что соски могут кровоточить, ореолы темнеть и необратимо расширяться. Это шутка о висячих "грудях-тряпочках", сдувшихся после грудного вскармливания: ковры-груди в буквальном смысле висят на стене. Ковры вдохновлены не только женским телом, но и физикой звезд и черных дыр, тем, как умирают звезды. Чем массивнее звезда, тем сильнее гравитационное поле после ее смерти, тем больше оно разрывает и искажает ткань пространства и времени. Материнство — маленькая смерть, перерождение себя и прощание с прошлым", - вот так объяснила свою идею Мадина. Тема материнства близка и понятна многим женщинам, и тема "ковров-грудей" тоже…

Теперь эти ковры будут украшать коллекцию современного искусства в Кастеевке, чему я очень рада.

Ну а победителем конкурса по мнению жюри стал коллектив из Бишкека "Заманбап искусство" с инсталляцией "Кышкы театр". Поздравляю победителей, хоть и не доросла еще до понимания их творчества.

Согласны ли вы с выбором жюри или нет, решать только вам. А для этого надо просто идти и смотреть, и думать, и делать свои выводы. Время еще есть - выставка продлится до конца апреля.

Читайте также
Как женщины-путешественницы меняют мир

Вторым очень приятным весенним событием для меня (и многих других) стала выставка алматинской художницы Анары АБЖАНОВОЙ. Выставка по плану должна была открыться 5 марта в 12 часов. Но землетрясение, произошедшее накануне, внесло коррективы в расписание – открытие перенесли на три часа дня. А я об этом не знала и пришла в 12. И стала свидетельницей последних часов подготовки выставки. И одной из первых ее зрительниц.

Картины еще развешивали по их местам, и это было даже лучше, чем на вернисаже. Правда, с  Анарой не встретились в тот день, и лично я ее поздравить тогда не смогла…

Очень люблю работы этой художницы, они очень нежные, тонкие, проникновенные, очень душевные.

Как и сама Анара, с которой я знакома не только через её творчество, но и через наши экскурсии.  Она любит наш город, очень внимательно и с любовью относится к деталям городского ландшафта.

И это видно по её картинам - они сделаны с любовью. И алматинцы узнают на них любимые здания, улицы, парки.

И жители Астаны тоже узнают, и других городов мира, Анара не только Алматы изображает на своих полотнах.

А с Анарой мы встретились на этой же выставке в другой день - в праздничный. 8 марта мы обычно устраиваем праздничные экскурсии, и в этом году решили – пусть это будет праздничный культпоход в Жургеновку.

Само здание – история! Первый Дом Правительства Казахской республики. Памятник эпохи конструктивизма, строили его в начале 30-х годов прошлого века по проекту известнейшего архитектора Моисея ГИНЗБУРГА.

Его проект победил во всесоюзном конкурсе, который был объявлен в 1927 году – а участвовали аж 56 работ со всего Советского Союза. Экскурсию вокруг здания проводила Анна ДЕГТЯРЕВА, мой партнер по туристическим проектам, мой товарищ и моя дочь.

Архитектурные экскурсии – её конек, она все знает про конструктивизм, модернизм и прочие стили и течения.

Вот что она рассказала.

"Гинзбург, как и все конструктивисты, считал: каким цветом бы ни было здание, главное, чтобы оно было белым. Но изначально его покрасили в графитовый, тёмно-серый цвет. Конечно, архитектор был этим не очень доволен. Многое из изначального проекта так и не удалось реализовать: например, кинотеатр, или стены-гармошки, которые можно было бы двигать в зависимости от сезона. Долгое время зданию удавалось продержаться без серьёзных перестроек. Как ни странно, самые существенные изменения с ним произошли после того, как туда переехала Академия Искусств. В здании конструктивистского стиля появились колонны, лепнина и другие элементы, которые совсем не подходят к такой стилистике. Но если отойти от центрального вестибюля, в интерьере, в деталях все ещё прячется конструктивизм: в округлых лестницах, в стенах из стеклоблоков и в минималистичной архитектуре".

И несмотря на варварские переделки, в его фасадах еще сохранились черты конструктивизма. И мы все их увидели.  

А уже потом прошли в фойе Академии искусств им. Жургенова, где и проходила выставка. Анара нас встретила, рассказала о своем творчестве, о своем жизненном пути, показала свои работы – весенние, яркие, про красивый город и про невероятно красивые цветы. А же дополнила ее рассказ историями некоторых зданий, изображённый на картинах, историями цветов  и своей любимой темы - про научные открытия дикорастущих тюльпанов (вот тут про них больше) - тоже рассказала.  

Мне очень нравятся тюльпаны на картинах Анары – они огромны, они фантастически, нереально прекрасны. И при этом очень реальны – ибо они такие и есть на самом деле. И тычинки, и листья, и лепестки. Могу бесконечно любоваться ими...

Этот культпоход стал отличным подарком и нам, и нашим гостьям к празднику, это было своеобразное и очень приятное поздравление - цветы на картинах, любимый город на картинах и истории про это.

Ну а третье мартовское событие, всколыхнувшее мою душу – это открытие онлайн-архива творческого наследия художника Рустама ХАЛЬФИНА, архитектора, живописца, художника концептуального искусства.

Читайте также
Кладбищенские тайны города Семея

Он родился в Ташкенте, учился в Москве, жил в нашем городе. С 1972 по 1983 работал в проектных институтах Алма-Аты и одновременно занимался живописью. А потом посвятил себя искусству целиком.

Работал в направлении постмодернизма, осуществял свою деятельность как художник-концептуалист в разных художественных проектах.

"Хальфин – яркий представитель искусства авангарда, один из первых постмодернистов в Казахстане, зачинатель таких форм современного искусства, как объект (в стиле "готового предмета"), инсталляция, перформанс; пионер казахстанского видео-арта. Являясь автором и участником многих кураторских проектов, оказал влияние на становление творчества "актуальных" художников как в регионе Центральной Азии, так и за его пределами", - вот как писали про него.

"Он работал в техниках живописи, инсталляции, видео, фотографии и перформанса, разрабатывая концепцию эстетики кочевников через тактильное ощущение мира. Хальфина называли "отцом" современного искусства Центральной Азии, еще при жизни у него появилось большое количество учеников и последователей среди художников и интеллектуалов",  - это из рецензий к его творчеству.

Его работы – как космос, бесконечны и недостижимы в своей глубине. Они хранятся в музеях и галереях по всему миру – в Нью-Йрке, Антверпене, Москве, в частных коллекциях. Есть и у нас – в музее им. Кастеева. Увидеть их все вместе просто нереально... Было до недавнего времени.

А вот сейчас благодаря онлайн-архиву это стало возможным. На момент презентации проекта уже оцифровано более 900 изображений – это живописные, графические, этюдные работы. Есть в архиве и личные фотографии, и видео-арт, статьи о творчестве художника. И его тексты есть, и некоторые документы.

Читайте также
Ратель. Лучшее за 2023 год. Евгения Морозова

Я в документах уже порылась - такая информация может многое рассказать и о самом художнике, о его личности, и о тех процессах, которые тогда происходили в стране и мире. А в контексте политических, социальных и прочих событий творчество художника видится острее и понимается ярче.

Работа по оцифровке проведена огромная, она длилась два года, и она еще продолжается. Как рассказал Руслан Хальфин, предстоит оцифровать 3000 единиц информации. Сбором, систематизацией и оцифровкой занимается Фонд наследия Рустама Хальфина, основателем которого он и является.

На презентации всем присутствующим (а в зале были известные казахстанские художники, искусствоведы, журналисты) была продемонстрирована работа сайта – все очень просто, интуитивно понятно, быстро.

Есть выборка по годам – нужно посмотреть, к примеру, работы за конкретный отрезок времени – есть такая возможность, нужно просто задать интересующий период.

Читайте также
Хроники Верного. Дело всей жизни

Архив предназначен, конечно, больше для специалистов - профессионалов в области современного искусства, художников – начинающих и маститых, студентов профильных учебных заведений. Но и самой обычной публике, вроде меня, это тоже безумно интересно.

Специалистов больше заинтересуют возможно те разделы архива, где находятся статьи о творчестве и рецензии. Будет интересно (и уже интересно) проследить по архивным документам, как развивалось современное искусства в Казахстане. Важно, что архив доступен на трех языках: казахском, русском и английском, что несомненно многократно расширит аудиторию читателей и исследователей.

И еще очень важно, что появление вот такого цифрового архива художника станет примером для создания других творческих онлайн-коллекций. На презентации об этом сказала галерист и куратор Роза АБЕНОВА. Цитата не очень точная, но смысл такой: "Мы будем рады, если наш опыт окажется полезным для других художников, им тоже надо задуматься о создании своих архивов, и мы готовы своим опытом делиться".

Причем, этими словами она прямо- таки целилась в нашу невероятную и сильно мною любимую Сауле СУЛЕЙМЕНОВУ, таланты которой тоже безграничны: художница, живописец, актриса…

Готова присоединиться. Дорогие художники, думайте не только о настоящих, но и будущих поклонниках своего творчества: собирайте свои архивы! Кстати. В материале я использую скрины с этого сайта. То есть архив уже пригодился. Работает.

ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




?> ?>
PhD
Назарбаев снова ошибся: Он говорил, что "после него будет хуже". Но после него не просто хуже, а хуже некуда.
Казахстан - страна победившей симулякрократии
Успех зависит от способности вовремя подменить законы понятиями и наоборот
Как школьники стали объектами травли
Почему власти не реагируют на сетевые призывы к расправе с учителями и школьниками Международной школы Алматы
Что скрывает министр юстиции по делу Стати
Парламент ушёл на каникулы, не дождавшись от правительства ответа: сколько же денег потратил Казахстан на борьбу с изгнанным из страны молдавским инвестором Анатолом Стати и каких результатов достиг
Кто такой Петр I: великий реформатор или антихрист
Почему петровская Россия не догоняла, а, наоборот, отставала от Западной Европы
Шапка Мономаха по-американски
Сегодня во время митинга Дональда Трампа в Пенсильвании на него совершено покушение
Чу: заветная мечта географов и анашистов
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Мой пациент
Новые встречи с Калмыковым – через картины, фотографии и воспоминания
Три криптовалюты, которые покупал министр цифрового развития
Министр Мадиев, который зарабатывал и терял деньги на инвестировании в криптовалюту, считает – вкладывать в неё надо капитал, который не жалко
Откуда деньги, Зин: "К-Дорстрой" возместила Главному управлению военной инфраструктуры 1 млрд тенге
Главной военной прокуратурой были приняты меры воздействия на руководство экс-компании экс-министра финансов Какимжанова
Чересчур лояльный подполковник КУИС в ВКО попал под суд
Он создал привилегированные условия для осужденного топ-менеджера ТОО "Оператор РОП"
Актюбинские власти тратили деньги на улучшение экологии не по назначению
Более восьми миллиардов были потрачены на другое
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Нужна ли Казахстану ипотека без первоначального взноса
Если крупные строительные игроки протащат снятие первоначального взноса, спрос на недвижимость вырастет кратно
Казахская сказка о мальчике Бату стала хитом Amazon
Книга как отложенное оружие мира
Ратель. Лучшее за 2022 год. Эрик Байжунусов
Ratel.kz публикует самые читаемые материалы авторов сайта за прошедший год
Ратель. Лучшее за 2022 год. Аналитическая служба Ratel.kz
Ratel.kz публикует самые читаемые материалы авторов сайта за прошедший год
О запрете на экспорт, ручном управлении экономикой и индонезийском пальмовом масле
Все разумные решения принимаются по-разному, но глупые - одинаково
Макаш и Курмангазы
Как казахский правитель спас легендарного музыканта от тюрьмы
Однофамилец
Всевышний умеет шутить, посмеиваясь над нашими планами и так называемыми экспертами
На рынке арендного жилья Алматы происходит настоящая катастрофа
Казахстанцы без своего жилья будут копить на него ещё очень и очень долго
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.