Алма-Ата и Алматы. Нереальная реальность

6280 просмотров
0
Евгения МОРОЗОВА
Воскресенье, 29 Окт 2023, 15:00

Жизнь художника в картинах, домах и документах

Читайте также
Алма-Ата и Алматы. Калмыков. Возвращение

В октябре мы вспоминаем Сергея Ивановича КАЛМЫКОВА. Это очень алмаатинский художник, пожалуй, даже самый алмаатинский из когда-либо живущих в нашем городе. И не только потому, что он в Алма-Ате прожил большую часть своей жизни - прибыл в наш город в 1935 году, а умер в 1967-м. А в октябре он родился, 6-го, в 1891 году (том, как мы искали, точнее – идентифицировали его могилу).

Но  больше потому, что Калмыков – один из творческих символов нашего города, и с его произведениями знаком каждый горожанин, даже тот, который ничего о Калмыкове не знает. Потому что видел на городских мероприятиях "героев" его фантастических картин в виде живых скульптур, всевозможных банеров, картонных фигур и всякое такое.

В нашей "Кастеевке" у Калмыкова собственный зал, который никогда не пустует. А картины его дорожают с каждым днем, потому что именно сейчас и пришло их время. Ибо художник обогнал в своем творчестве основную зрительскую аудиторию примерно лет пятьдесят, и если  раньше ценили его работы в основном специалисты, то сейчас шквал признательного обожания его гения добрался и до нас, обывателей. И никого уже не удивляют инопланетные пейзажи и иноземные лики на его картинах – они привычны, родны и почти обычны.

Возможно даже потому, что народ и не такое видит сейчас на экранах телевизоров. Хотя есть у меня подозрение, что именно картинами вот таких, обогнавших время, художников  и вдохновляются нынешние создатели киношедевров.

Но он "так видел" и создавал свои картины пятьдесят и более лет тому назад. Когда это все было невероятным, невозможным, непонятным…

Читайте также
Алма-Ата и Алматы. Памяти художника посвящается

А всем своим творчеством он стремился вырваться за рамки привычного, традиционного искусства. И ему несомненно это удалось: мир его картин фантастичен и нереально прекрасен. Искусствоведы даже придумали для описания его творчества отдельное направление – "фантастический экспрессионизм". Да, он сумел выработать свой стиль, яркий, экспрессивный и при этом четкий, линейный.

Наверное, этим он и "цепляет" нас, зрителей - непохожестью на других художников той, уже ушедшей эпохи, с их реалистичным взглядом на мир. Об этом феномене написаны десятки статей, научных работ, сняты фильмы и спектакли. Так что я повторяться не буду.

Скажу, как чувствую. Он действительно удивительный художник, он действительно "Магистр цветной геометрии, гроссмейстер волнистых линий и линейных искусств, Гений Первого ранга Земли, Вселенной и её окрестностей…".

И я, конечно же, знала его картины, много раз бывала на выставках его работ, читала и про него, и про его творения. Как и любой другой (я про разумное большинство) алматинец.

Но я никогда не была безумной фанаткой его творчества. Да, это так. И не думаю, что Сергей Иванович обиделся бы на это мое признание, ибо восхищаться его уникальным творчеством, поражаться его таланту я не перестану никогда.

Ведь в какой- то момент наши жизни пересеклись. Произошло это два года назад, когда алматинец Олег ФЕДОРОВ показал место захоронения Сергея Ивановича Калмыкова. И началась наша долгая, кропотливая работа – целый год мы (мой партнер по разным проектам и моя дочь Анна ДЕГТЯРЕВА, некрополист Георгий Алексеевич АФОНИН и я) искали доказательств, что это действительно могила Калмыкова, а не кого-то другого. Нашли. Рассказали об этом миру.

Но с Калмыковым не расстались. Он стал нам родным, честное слово.

Читайте также
Взятие Верненской крепости

За это время кое – что полезное для памяти художника удалось сделать.

Вышло множество статей, где рассказывалось  о найденной могиле. Для меня самое главное как раз вот это – поклонники творчества Калмыкова теперь могут прийти с букетом цветов к месту его захоронения. Локация указана в Википедии, и это тоже был большой труд, сделал это Игорь ЩЕРБАКОВ, неравнодушный горожанин и хороший человек.

Он же сделал и табличку с QR-кодом.  Так что даже не знающий деталей жизни художника человек сможет быстро все узнать – простым наведением телефона на код.

Табличку мы установили на могильной оградке, сделали это буквально на днях, на нашей последней "калмыковской" экскурсии.

Кстати, экскурсию памяти Сергея Ивановича Калмыкова я тоже считаю очень важной. Приходят на нее не только те, кто знает и ценит творчество Калмыкова, но и те, кто только слышал об этом художнике и хочет знать подробности.

Экскурсия простая. Мы объезжаем места, связанные с художником.

Их немного.

Это большой старый дом, где когда-то жил один из приказчиков купца Габдулвалиева. Потом, уже в 30-е годы прошлого века, сюда вселился музыкальный театр. Ну и поскольку приехал в наш город Калмыков именно в этот театр и именно в 30-е, то его трудовая деятельность в Алма-Ате начиналась именно здесь. Это неточно, но вероятность очень большая.

Неподалеку от первого здания театра – где-то в районе нынешней бани Арасан – стоял небольшой дом, где располагался Союз художников, членом которого Калмыков был некоторое время. Сохранился документ – членский билет Художественного фонда союза СССР, датированный 1949 годом.

Жил он с 1935 по 1962 год на улице Шевченко в бараках, на этом месте сейчас торговые бутики и большие жилые дома.

В 1962 он вместе с другими обитателями бараков – а ими были в основном артисты и музыканты театра – переехал в совершенно новые дома только что построенных микрорайонов. Там они тоже жили по соседству. Только уже не дверь в дверь, а в отдельных квартирах.

Очень хочется, чтобы на этом доме появилась мемориальная доска.

Но это дело непростое – доказывать городу, точнее, чиновникам, что Калмыков достоин таблички. Мне за год это не удалось сделать. Но я не отступаю, нет!

… А театр переехал еще раньше – в 1941 году, в то самое прекрасное здание на Кабанбай батыра, в которое мы сейчас ходим на спектакли, и в  которое Сергей Иванович до 1962 года, до своей пенсии, ходил на работу.

В Госархиве я видела много интересных документов, демонстрирующих жизненный путь художника Калмыкова. Кстати, по этим документам можно изучать и историю самого театра - видно, как менялось от года к году название, руководители менялись, стиль написания документов.

К примеру, "Трудовой договор".

Цитирую: "Дирекция Казгосмузтеатра  и театра русской оперы и балета в г. Алма-Ата, именуемая в дальнейшем дирекция в лице Ф.П. Б… (вот фамилию не разобрать за давностью лет) заключила Настоящий договор:

С16/IХ 1936 по 16/IХ 1937.

Заработная плата 700 р. в месяц.

Выездные спектакли и спектакли в других городах с 50% надбавкой.

Обязуется приезжать в Алма-Ата.

Дирекция обязуется предоставлять отдельную комнату на срок его работы".

Договор этот подписан и хранил его Сергей Иванович до самой своей смерти.

Читайте также
Алма-Ата и Алматы. Бумажное письмо

Как и "Временное удостоверение", выданное ему театром.Это простая серая бумажка с печатью и подписью некоего ответственного лица. 

Там написано: "Дано настоящее тов. Калмыкову С.И.  в том, что он действительно работает в Объединенном театре оперы и балета в должности художника-оформителя. Действительно по 1/х-36".

А вот другой документ – уже от 1937 года. Договор подписан так: "Дирекция Алма-Атинского Государственного театра Оперы и Балета в лице директора театра КАДЫРБАЕВА А".

Согласно договору, Калмыкова брали "на службу в качестве художника-исполнителя сроком с 15 августа 1937 года по 15 августа 1938 года. Зарплата 500 рублей".

Хм… Зарплата стала существенно ниже. Видимо, времена были уже другие – более спокойные, авралы в театре закончились,к тому же Калмыков в то время уже полностью осел в Алма-Ате, получил квартиру, работал в постоянном штате. Делал декорации, оформлял сцену для спектаклей.

Кстати. Средняя заработная плата советского человека в 30-е годы составляла 350 рублей. Это средняя, то есть были заработные платы (к примеру, прачки или чернорабочие). На заводах и фабриках доход квалифицированных рабочих зависел от выполнения плана, "ударники труда" зарабатывали до 1 000 рублей. Заработная плата руководителей предприятий составляла 1500 рублей. Артисты, ученые, инженеры зарабатывали примерно по 600-900 рублей.

Конечно, уровень зарплат зависел от многих факторов – квалификации специалиста, уровня предприятия, региона проживания… Так что деньги, которые получал Калмыков, были вполне приличные. Да и работы у него  было немало.

"Гос. объединенный театр казахской и русской оперы и балета С.А. ЛАШЕНКО (неразборчиво)

Тов. Калмыкову

По договору с управлением по делам искусств

по 4 тысячах рублях

Вы обязаны написать пять задников.

28VI38".

Читайте также
Хроники Верного.  Историю делают "мелочи"

"Задники" - это очевидно театральные декорации, те самые, без которых театр не существует. Хотя… в наши дни некоторые смелые режиссеры появляются альтернативы традиционному спектаклю, которые почти полностью отрицают их наличие, за исключением, разве что, задника для сцены. Без него сложно создать настроение, передать зрителю атмосферу эпохи, привязать действие к месту, времени и так далее.

Я стараюсь соблюдать орфографию, пунктуацию такой, какая она в оригинальных документах. Не все эти документы я смогла скопировать – мне бы денег не хватило на все – но я старательно их переписывала. Знала, все это важно.  

И благодарила (и благодарю!) мысленно Сергея Ивановича за такую полезную привычку - хранить старые документы, счета, газетные вырезки, делать рукописные копии, ставить свои комментарии на письмах, записках, конвертах… Все это мне, фактически человеку из будущего для того Калмыкова, кажется необыкновенно интересным.

В архивных папках естьконверт от письма. Там адрес:

"Алма-Ата

Оперный театр

Калинина, 112

Колмыкову".

Что за письмо было в конверте, я не знаю, оно не сохранилось. Но зато сохранились на самом  конверте пометки, сделанные рукой Калмыкова:

"Ошибка. Надо А не О.

Калмыкову Сергею Ивановичу – знаменитому, уникальному, неповторимому!

А не какому-то засранцу".

Вот так. Сразу виден человек за всеми этими бумажками, виден его характер, манера, Человек ответственный, ценящий детали, скрупулезно и даже педантично относящейся к своим делам. И чувствуется: эпоха, время, жизнь – все было другое.

Читайте также
Алма-Ата и Алматы. Неэкспертное мнение

Благодаря этой его привычке я, совершенно ничего не знающая о работе художника, узнала важные детали организации его деятельности. Сохранилась любопытное письмо:

"г. Алма-Ата, Вагоноремонтный завод.

Художественно-производственные мастерские Каз. отд. Художфонда СССР просит отпустить нашему художнику Калмыкову С.И. сажи 5 килограмм.

Директор Х.П.М. Казахского отделения Художфонда … (фамилия опять нечитаема), 1951 год".

На письме резолюция: "Разрешить".

Видимо, руководитель Вагоноремонтного завода подписал…

А художник Калмыков, как видно из документов, не замыкается только на создании декораций.

"Удостоверение

4 июня 1941 года

На право беспрепятственных зарисовок в г. Алма-Ата и окрестностях.

Председатель Союза Правления ССХ КазССР"

И две подписи -  БРЫЛОВ и МУХИН.

И вот еще один любопытный документ, отрицающий часто встречающееся в газетных статьях заблуждение, что Калмыков был никому неизвестным художником. И, мол, только в наше время уже мы, ныне живущие, смогли оценить его талант. 

Читайте также
Алма-Ата и Алматы. Почти детективная история

"Расписка

Получено от художника Калмыкова С.И двадцать пять произведений для приобретения их в Казахскую государственную художественную галерею.

Гл. хранитель ….

1947 год"

Документов много. Читательский билет. Пропуск в библиотеку Академии Наук КазССР (1958 год). Авиабилет. Членский билет профсоюза  (1918 год).

Есть удостоверение от 5 августа 1946 года: "Награжден медалью за доблестный труд в период Великой Отечественной войны".

Конечно, все рассказы о талантливом творческом человеке не могут быть полными без самого творчества. А Калмыков был фантастически работоспособен. Он был не только художником, он был мыслителем, теоретиком искусства, и оставил нам огромное творческое наследие: дневники, картины, афиши, литературные произведения. Точное количество его работ неизвестно. Несколько десятков картин хранятся в Русском музее в Санкт-Петербурге, в Пушкинском музее в Москве, в Оренбурге… Большое количество его работ в частных коллекциях – в России, США, Европы… И, конечно, в Алматы.

На экскурсии мы обязательно заезжаем в  Музей искусств им. Кастеева, чтобы увидеть его картины. Там находится 1111 его работ! Считается, что это крупнейшая "калмыковская" коллекция из известных. Но в этом октябре в зале Калмыкова "гостят" питерские художники.

И потому мы немного изменили маршрут: зашли в частную галерею – там выставлены  "калмыковские" эскизы костюмов к опере "Князь Игорь" и три его картины.

Так что у нас была редкая возможность не только разглядеть работы близко-близко, но и даже подержать в руках картину настоящего мастера.

И вот так отпраздновать день его рождения.

ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




журналист
Америкаға бір ұшақпен біздің мұғалімдерді жібергенде Камала жеңетін еді дейді. Айтпайтындары жоқ.
Для борьбы с коррупционным ОПГ можно использовать ОГПО
Как заставить государственных служащих отвечать за свои дела
На соучредителя скандально известного в Караганде обменного пункта заведено уголовное дело за неисполнение решения суда
Такой метод показал эффективность даже на лучшем друге экс-министра финансов Зейнуллы Какимжанова
Нурлан Жумасултанов: Власти хотят заново расследовать причины авиакатастрофы 2019 года
Кому и зачем нужно переписать окончательный Отчет о расследовании обстоятельств аварии Fokker-100 авиакомпании "Бек Эйр"
Мёртвый Култук оказался мёртвым
Закрыт ещё один нефтеразведочный проект "КазМунайГаза" на Каспии
Почему наши программы развития плохо работают
Нет опоры на науку, мнимые цели и плохая реализация
Как в Нью-Йорке каток ремонтировали
Поучительный пример эффективного превосходства частной инициативы над неповоротливым менеджментом официальных властей
Паттайя – Город грехов: что там делать в ноябре и стоит ли вообще туда соваться
Отдых с пользой: советы Андрея Михайлова
Алма-Ата и Алматы. Ноль как показатель безопасности
С начала года на дорогах Казахстана погибло более 300 человек
Елжан Биртанов: наша “исчезнувшая” платформа показала, кто ворует из казны
Ratel.kz случайно разбередил историю с запрещенной платформой, которая могла победить фармацевтическую и медицинскую мафию
Иран: как большая страна выживает в санкциях из-за идеологического конфликта
О внутренних процессах в стране и о том, как на них может повлиять Трамп
Балабақша есепшісі өзіне ай сайын бірнеше айлық "төлеген"
Осылайша ол 60 миллион теңге тапқанымен ақыры жеті жылға сотталды
На очередной долгострой Даниала Ахметова потратят 28 миллиардов тенге, изъятых у олигархов
Деньги возьмут из так называемых возвращённых активов
В "Самрук-Казына" считают внутристрановую ценность кофе-брейков
"Центр социального взаимодействия и коммуникаций", принадлежащий СК, следит за рабочими, проводит детские утренники и тимбилдинги за сотни миллионов тенге
Почему жители Петропавловска месяц не могут попасть к врачу в поликлинике
О причинах “болезней” медицины перед общественниками отчитался глава облздрава
Неужели новый пресс-секретарь Бейбита Исабаева обладает даром ясновидения
Не успела корреспондент Ratel.kz побывать на Аксуском сахарном заводе, как та позвонила и предложила официальный комментарий
Жителя Уральска незаконно обвинили в банковском мошенничестве
Теперь он пытается наказать виновных, но правоохранители не усматривают в этом большой проблемы
Как начальник филиала "Шымкентгеодезия" от полевого картографа пострадал
Инженер-геодезист заявлял, что полгода ездил в поле снимать геоданные. А сам никуда не ездил, ничего не делал, только зарплату получал
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.