Жизнь художника в картинах, домах и документах
В октябре мы вспоминаем Сергея Ивановича КАЛМЫКОВА. Это очень алмаатинский художник, пожалуй, даже самый алмаатинский из когда-либо живущих в нашем городе. И не только потому, что он в Алма-Ате прожил большую часть своей жизни - прибыл в наш город в 1935 году, а умер в 1967-м. А в октябре он родился, 6-го, в 1891 году (том, как мы искали, точнее – идентифицировали его могилу).
Но больше потому, что Калмыков – один из творческих символов нашего города, и с его произведениями знаком каждый горожанин, даже тот, который ничего о Калмыкове не знает. Потому что видел на городских мероприятиях "героев" его фантастических картин в виде живых скульптур, всевозможных банеров, картонных фигур и всякое такое.
В нашей "Кастеевке" у Калмыкова собственный зал, который никогда не пустует. А картины его дорожают с каждым днем, потому что именно сейчас и пришло их время. Ибо художник обогнал в своем творчестве основную зрительскую аудиторию примерно лет пятьдесят, и если раньше ценили его работы в основном специалисты, то сейчас шквал признательного обожания его гения добрался и до нас, обывателей. И никого уже не удивляют инопланетные пейзажи и иноземные лики на его картинах – они привычны, родны и почти обычны.
Возможно даже потому, что народ и не такое видит сейчас на экранах телевизоров. Хотя есть у меня подозрение, что именно картинами вот таких, обогнавших время, художников и вдохновляются нынешние создатели киношедевров.
Но он "так видел" и создавал свои картины пятьдесят и более лет тому назад. Когда это все было невероятным, невозможным, непонятным…
А всем своим творчеством он стремился вырваться за рамки привычного, традиционного искусства. И ему несомненно это удалось: мир его картин фантастичен и нереально прекрасен. Искусствоведы даже придумали для описания его творчества отдельное направление – "фантастический экспрессионизм". Да, он сумел выработать свой стиль, яркий, экспрессивный и при этом четкий, линейный.
Наверное, этим он и "цепляет" нас, зрителей - непохожестью на других художников той, уже ушедшей эпохи, с их реалистичным взглядом на мир. Об этом феномене написаны десятки статей, научных работ, сняты фильмы и спектакли. Так что я повторяться не буду.
Скажу, как чувствую. Он действительно удивительный художник, он действительно "Магистр цветной геометрии, гроссмейстер волнистых линий и линейных искусств, Гений Первого ранга Земли, Вселенной и её окрестностей…".
И я, конечно же, знала его картины, много раз бывала на выставках его работ, читала и про него, и про его творения. Как и любой другой (я про разумное большинство) алматинец.
Но я никогда не была безумной фанаткой его творчества. Да, это так. И не думаю, что Сергей Иванович обиделся бы на это мое признание, ибо восхищаться его уникальным творчеством, поражаться его таланту я не перестану никогда.
Ведь в какой- то момент наши жизни пересеклись. Произошло это два года назад, когда алматинец Олег ФЕДОРОВ показал место захоронения Сергея Ивановича Калмыкова. И началась наша долгая, кропотливая работа – целый год мы (мой партнер по разным проектам и моя дочь Анна ДЕГТЯРЕВА, некрополист Георгий Алексеевич АФОНИН и я) искали доказательств, что это действительно могила Калмыкова, а не кого-то другого. Нашли. Рассказали об этом миру.
Но с Калмыковым не расстались. Он стал нам родным, честное слово.
За это время кое – что полезное для памяти художника удалось сделать.
Вышло множество статей, где рассказывалось о найденной могиле. Для меня самое главное как раз вот это – поклонники творчества Калмыкова теперь могут прийти с букетом цветов к месту его захоронения. Локация указана в Википедии, и это тоже был большой труд, сделал это Игорь ЩЕРБАКОВ, неравнодушный горожанин и хороший человек.
Он же сделал и табличку с QR-кодом. Так что даже не знающий деталей жизни художника человек сможет быстро все узнать – простым наведением телефона на код.
Табличку мы установили на могильной оградке, сделали это буквально на днях, на нашей последней "калмыковской" экскурсии.
Кстати, экскурсию памяти Сергея Ивановича Калмыкова я тоже считаю очень важной. Приходят на нее не только те, кто знает и ценит творчество Калмыкова, но и те, кто только слышал об этом художнике и хочет знать подробности.
Экскурсия простая. Мы объезжаем места, связанные с художником.
Их немного.
Это большой старый дом, где когда-то жил один из приказчиков купца Габдулвалиева. Потом, уже в 30-е годы прошлого века, сюда вселился музыкальный театр. Ну и поскольку приехал в наш город Калмыков именно в этот театр и именно в 30-е, то его трудовая деятельность в Алма-Ате начиналась именно здесь. Это неточно, но вероятность очень большая.
Неподалеку от первого здания театра – где-то в районе нынешней бани Арасан – стоял небольшой дом, где располагался Союз художников, членом которого Калмыков был некоторое время. Сохранился документ – членский билет Художественного фонда союза СССР, датированный 1949 годом.
Жил он с 1935 по 1962 год на улице Шевченко в бараках, на этом месте сейчас торговые бутики и большие жилые дома.
В 1962 он вместе с другими обитателями бараков – а ими были в основном артисты и музыканты театра – переехал в совершенно новые дома только что построенных микрорайонов. Там они тоже жили по соседству. Только уже не дверь в дверь, а в отдельных квартирах.
Очень хочется, чтобы на этом доме появилась мемориальная доска.
Но это дело непростое – доказывать городу, точнее, чиновникам, что Калмыков достоин таблички. Мне за год это не удалось сделать. Но я не отступаю, нет!
… А театр переехал еще раньше – в 1941 году, в то самое прекрасное здание на Кабанбай батыра, в которое мы сейчас ходим на спектакли, и в которое Сергей Иванович до 1962 года, до своей пенсии, ходил на работу.
В Госархиве я видела много интересных документов, демонстрирующих жизненный путь художника Калмыкова. Кстати, по этим документам можно изучать и историю самого театра - видно, как менялось от года к году название, руководители менялись, стиль написания документов.
К примеру, "Трудовой договор".
Цитирую: "Дирекция Казгосмузтеатра и театра русской оперы и балета в г. Алма-Ата, именуемая в дальнейшем дирекция в лице Ф.П. Б… (вот фамилию не разобрать за давностью лет) заключила Настоящий договор:
С16/IХ 1936 по 16/IХ 1937.
Заработная плата 700 р. в месяц.
Выездные спектакли и спектакли в других городах с 50% надбавкой.
Обязуется приезжать в Алма-Ата.
Дирекция обязуется предоставлять отдельную комнату на срок его работы".
Договор этот подписан и хранил его Сергей Иванович до самой своей смерти.
Как и "Временное удостоверение", выданное ему театром.Это простая серая бумажка с печатью и подписью некоего ответственного лица.
Там написано: "Дано настоящее тов. Калмыкову С.И. в том, что он действительно работает в Объединенном театре оперы и балета в должности художника-оформителя. Действительно по 1/х-36".
А вот другой документ – уже от 1937 года. Договор подписан так: "Дирекция Алма-Атинского Государственного театра Оперы и Балета в лице директора театра КАДЫРБАЕВА А".
Согласно договору, Калмыкова брали "на службу в качестве художника-исполнителя сроком с 15 августа 1937 года по 15 августа 1938 года. Зарплата 500 рублей".
Хм… Зарплата стала существенно ниже. Видимо, времена были уже другие – более спокойные, авралы в театре закончились,к тому же Калмыков в то время уже полностью осел в Алма-Ате, получил квартиру, работал в постоянном штате. Делал декорации, оформлял сцену для спектаклей.
Кстати. Средняя заработная плата советского человека в 30-е годы составляла 350 рублей. Это средняя, то есть были заработные платы (к примеру, прачки или чернорабочие). На заводах и фабриках доход квалифицированных рабочих зависел от выполнения плана, "ударники труда" зарабатывали до 1 000 рублей. Заработная плата руководителей предприятий составляла 1500 рублей. Артисты, ученые, инженеры зарабатывали примерно по 600-900 рублей.
Конечно, уровень зарплат зависел от многих факторов – квалификации специалиста, уровня предприятия, региона проживания… Так что деньги, которые получал Калмыков, были вполне приличные. Да и работы у него было немало.
"Гос. объединенный театр казахской и русской оперы и балета С.А. ЛАШЕНКО (неразборчиво)
Тов. Калмыкову
По договору с управлением по делам искусств
по 4 тысячах рублях
Вы обязаны написать пять задников.
28VI38".
"Задники" - это очевидно театральные декорации, те самые, без которых театр не существует. Хотя… в наши дни некоторые смелые режиссеры появляются альтернативы традиционному спектаклю, которые почти полностью отрицают их наличие, за исключением, разве что, задника для сцены. Без него сложно создать настроение, передать зрителю атмосферу эпохи, привязать действие к месту, времени и так далее.
Я стараюсь соблюдать орфографию, пунктуацию такой, какая она в оригинальных документах. Не все эти документы я смогла скопировать – мне бы денег не хватило на все – но я старательно их переписывала. Знала, все это важно.
И благодарила (и благодарю!) мысленно Сергея Ивановича за такую полезную привычку - хранить старые документы, счета, газетные вырезки, делать рукописные копии, ставить свои комментарии на письмах, записках, конвертах… Все это мне, фактически человеку из будущего для того Калмыкова, кажется необыкновенно интересным.
В архивных папках естьконверт от письма. Там адрес:
"Алма-Ата
Оперный театр
Калинина, 112
Колмыкову".
Что за письмо было в конверте, я не знаю, оно не сохранилось. Но зато сохранились на самом конверте пометки, сделанные рукой Калмыкова:
"Ошибка. Надо А не О.
Калмыкову Сергею Ивановичу – знаменитому, уникальному, неповторимому!
А не какому-то засранцу".
Вот так. Сразу виден человек за всеми этими бумажками, виден его характер, манера, Человек ответственный, ценящий детали, скрупулезно и даже педантично относящейся к своим делам. И чувствуется: эпоха, время, жизнь – все было другое.
Благодаря этой его привычке я, совершенно ничего не знающая о работе художника, узнала важные детали организации его деятельности. Сохранилась любопытное письмо:
"г. Алма-Ата, Вагоноремонтный завод.
Художественно-производственные мастерские Каз. отд. Художфонда СССР просит отпустить нашему художнику Калмыкову С.И. сажи 5 килограмм.
Директор Х.П.М. Казахского отделения Художфонда … (фамилия опять нечитаема), 1951 год".
На письме резолюция: "Разрешить".
Видимо, руководитель Вагоноремонтного завода подписал…
А художник Калмыков, как видно из документов, не замыкается только на создании декораций.
"Удостоверение
4 июня 1941 года
На право беспрепятственных зарисовок в г. Алма-Ата и окрестностях.
Председатель Союза Правления ССХ КазССР"
И две подписи - БРЫЛОВ и МУХИН.
И вот еще один любопытный документ, отрицающий часто встречающееся в газетных статьях заблуждение, что Калмыков был никому неизвестным художником. И, мол, только в наше время уже мы, ныне живущие, смогли оценить его талант.
"Расписка
Получено от художника Калмыкова С.И двадцать пять произведений для приобретения их в Казахскую государственную художественную галерею.
Гл. хранитель ….
1947 год"
Документов много. Читательский билет. Пропуск в библиотеку Академии Наук КазССР (1958 год). Авиабилет. Членский билет профсоюза (1918 год).
Есть удостоверение от 5 августа 1946 года: "Награжден медалью за доблестный труд в период Великой Отечественной войны".
Конечно, все рассказы о талантливом творческом человеке не могут быть полными без самого творчества. А Калмыков был фантастически работоспособен. Он был не только художником, он был мыслителем, теоретиком искусства, и оставил нам огромное творческое наследие: дневники, картины, афиши, литературные произведения. Точное количество его работ неизвестно. Несколько десятков картин хранятся в Русском музее в Санкт-Петербурге, в Пушкинском музее в Москве, в Оренбурге… Большое количество его работ в частных коллекциях – в России, США, Европы… И, конечно, в Алматы.
На экскурсии мы обязательно заезжаем в Музей искусств им. Кастеева, чтобы увидеть его картины. Там находится 1111 его работ! Считается, что это крупнейшая "калмыковская" коллекция из известных. Но в этом октябре в зале Калмыкова "гостят" питерские художники.
И потому мы немного изменили маршрут: зашли в частную галерею – там выставлены "калмыковские" эскизы костюмов к опере "Князь Игорь" и три его картины.
Так что у нас была редкая возможность не только разглядеть работы близко-близко, но и даже подержать в руках картину настоящего мастера.
И вот так отпраздновать день его рождения.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!