Алма-Ата и Алматы. Куда пропали артели?

2795 просмотров
1
Евгения МОРОЗОВА
Воскресенье, 29 Янв 2023, 18:00

Артельное дело в разрезе истории города

Смотрите – новый старый люк в моей коллекции. Вообще-то, он не очень новый – появился еще летом. Но я его никому не показывала. Вы первые!

Читайте также
Алма-Ата и Алматы. Почти детективная история

А важен он для меня не только тем, что это ЛЮК. А еще тем, что он, похоже, запустил новое интересное (для меня в первую очередь) расследование. Такое часто бывает: именно из мелочей "вытягиваются" самые увлекательные, почти детективные истории, которые захватывают всю меня целиком и надолго. Механизмы этого действа совершенно мне неизвестны, но пусть они будут. 

Расследование еще в самом начале, но я решила не молчать. Решение весьма корыстное, ибо рассчитываю, что найдутся среди читателей те, кто знает больше, чем я, и направит мое расследование в нужную сторону. Подскажет: где искать? Книги, стат. отчеты, бухгалтерские отчеты? Помогите!

Итак.

Этот люк я увидела случайно. Хотя какие тут случайности, один мой знакомый придумал даже сценарий фильма про меня и люки, и как мы с ними встречаемся – там сплошные закономерности.

Я была в алматинском доме престарелых, то есть в скверике рядом с ним, разговаривала с одним из жильцов этого заведения. И это было расследование совсем другой истории – истории про КАЛМЫКОВА. В этом доме живет пасынок бывшей коллеги художника, которая, собственно, и занималась похоронами Сергея Ивановича. Мой собеседник рассказывал очень важные для меня вещи, и я должна была, наверное, глаз с него не сводить. А я всю беседу посматривала через его плечо вдаль, там, в конце аллеи темнелся канализационный люк. Он был далеко, и невозможно было разглядеть рисунок на крышке. Но меня тянуло к нему как магнитом. После разговора я подошла ближе – и вот! 

Передо мной был уникальный люк артели "Красный литейщик" из города Днепропетровска. 

Читайте также
Алма-Ата и Алматы. Где эта улица, где этот дом…

Уникален он по нескольким причинам. Во-первых, своим "возрастом" - ему лет 80 минимум, артель существовала примерно до 1941 года. Потом по вполне понятным причинам закрылась. Во-вторых, своим состоянием: люк отлично сохранился, виден даже сам "литейщик" (если сильно приглядеться) - металлическая фигурка, что-то вроде логотипа артели, которым производитель маркировал всю свою продукцию. А артель эта выпускала не только люки, а вообще все металлическое и литое. Ступки, утюги, тиски токарные и всякое такое. И все это на просторах интернета продается по не очень вменяемым ценам. Но не люки, конечно. От них только фотографии и описания, это стараются такие же, как я, не очень разумные коллекционеры люков. 

Ну а в третьих, меня просто заворожило слово "артель". И я начала везде это слово вольно или невольно искать, ну и по закону Баадера-Майнхофа мне стали разные артели во всех документах просматриваемых и встречающихся текстах попадаться. 

Для тех, кто не в курсе про Баадера-Майнхофа. Этот закон еще называют иллюзией частотности, и описать его можно так: если вы узнали что-то новое и эта информация вам вдруг стала интересной, то вам начинает казаться, что она в принципе используется очень часто, буквально на каждом шагу. Хотя на самом деле она встречается с той же частотой, что и всегда. Но вы-то уже уверены, что новая информация вас преследует. 

Так вот: артели стали меня преследовать!

"Артель – общество нескольких человек низкого состояния, соединившихся для производства одинакового промысла, работы или ремесла". Это определение артели 1835 года. 

Читайте также
Алма-Ата и Алматы. Музеев много не бывает

В конце XIX и начале XX веков большинство товаров широкого потребления производилось кустарями и ремесленниками, объединенными в артели. Артелями изготовливалась подавляющая часть продукции такой как обувная, шубная, рукавичная, бондарная, валяльно-войлочная, портняжная и прочее. Почти все. И почти везде на пространстве, которое сейчас принято называть "бывшим советским".

После Октябрьской революции много артелей было ликвидировано. Но постепенно промысловая кооперация (а по сути это и есть артели) стала возрождаться. И даже стремительно расти. 

Вот такие цифры я нашла: в 1919 году промысловых артелей насчитывалось 780, это официально по всей уже Советской России. 

Мне эта цифра показалась ничтожно малой в сравнении с территорией страны. Но знающие люди объяснили – это только официально действующие, зарегистрированные предприятия-артели. А так-то мелкая кустарно-ремесленная промышленность была очень разветвленной. Но учесть все артели было просто невозможно: некоторые артели "сбивались" только на период конкретной работы, к примеру, на сезон охоты или лова рыбы.

Так вот, в 1923 в кустарной промышленности их было уже 4952, в 1925 – 8641, а к концу 1933 года их стало без малого 15000. 

А к 1941 году насчитывалось 25600 промысловых кооперативов. И работали в них 2 600 000 человек. По всей стране.

Но меня, конечно, в большей степени интересовали артели именно нашего региона. Хотелось понять, что за артели существовали у нас в Верном-Алма-Ате, в Семиречье-Жетысу в разные периоды истории.

Читайте также
Алма-Ата и Алматы. И накопил он золота несколько сундуков…

"Полистав" в интернете некоторые дореволюционные документы, я почти сразу поняла, что в те времена артели назывались по роду промысла: "Артель садовников, "Артель печников", "Артель хлебников", "Артель мясников". И так далее. Для нашего региона были характерны артели, объединяющие людей тяжелого физического труда – к примеру, строительные артели, артели лесорубов, работников сельского хозяйства и прочее. 

В деле Николая ПУГАСОВА, сына известного семиреченского купца Никиты ПУГАСОВА, есть такой документ: "Пугасов Николай. Уроженец города А-Ата, кулак. Бывш. крупный купец. Настроен антисоветски. Входит в группу антисоветско-кулацкого элемента, которая ставит своей задачей срыв колхозной работы путем агитации, террора, вредительства, угроз и избиений. Вся эта группа вошла, дабы не попасть под раскулачивание, в колхоз, но видя, что 100% дохода от своего хозяйства не будет – перестроилась в артели: "Плодоягодник", "Трудовик", Подгорное".

Данная группа, несмотря на то, что сады были законтрактованы, и чтобы получить больше брака для продажи на рынке, - плоды не снимали, а отрясывали. Бедноту, находящуюся в артелях, всячески агитировали против реорганизации артели в колхоз".

Орфография и пунктуация документа сохранены. А нарыла его в архивах Неля Аубакировна БУКЕТОВА, алматинский краевед, когда искала информацию о семье Пугасовых. Ну, а я в этом документе тут же вычленила для себя названия артелей – "Плодовоягодник", "Трудовик", "Подгорное". Документ 1918 года, и это важно, как оказалось.

Потому что чуть позже артели вдруг стали резко менять свои названия. Прибавляя к основному названию "революционный", "красный", "большевистский", "новый". И процесс этот в 20-е годы ХХ века приобрел просто лавинообразный характер. Что этому способствовало? Возможно, просто революционный настрой трудящихся. Или утвержденная советской властью новая модель наименований. Или просто хотелось выжить в этой буре. 

Читайте также
Алма-Ата и Алматы. Вопросы о важном

Настоятельно рекомендовалось (читай "обязывалось") в названия предприятий (всех, не только артелей) включать слова, отражающие социально-классовую принадлежность ("Рабочий", "Пролетарский", "Красноармейский", "Крестьянский") или отражающие революционно-романтические идеалы ("Свобода", "Равенство", "Братство", "Революционный", "Коммунистический"). Вот так. 

И артели, конечно же, тут же перестроились. "Текстильщик" стал "Красным текстильщиком", "Хлебопек" - "Новым хлебопеком" и так далее… И волки сыты, и овцы целы. То есть властям хорошо: революционная составляющая в названии есть, и артельщикам неплохо – указание промысла присутствует. 

Пока я еще не нашла список артелей – ни "старых", ни "новых". Но стала уже записывать-выписывать то "артельное", что попадается на глаза.

К примеру, разглядывала я клейма разных предприятий в интернете. А это увлекательное занятие, скажу я вам, "читать" по ним историю очень интересно! Есть даже коллекционеры таких вещей, есть целые сайты, где это все продают. 

Так вот, там я увидела фотографию клейма "нашей" артели:

"Новый строй" - эта артель производила столовые приборы, ложки, вилки, ножи. Возможно, еще что-то. И судя по клейму, в 1941 году артель еще существовала. 

Нашла упоминание другой артели - "Ремонт". Не "Новый ремонт", не "Старый", а просто – "Ремонт". Что ремонтировали артельщики, я пока не знаю, но на одном из сайтов реализации всяких антикварных и просто старых вещей выставлялась на продажу членская книжка сотрудника этой артели – счетовода Анастасии Ивановны 1909 года рождения. 

А на сайте RUSSIAN PERSPECTIVES ON ISLAM попалась мне на глаза серия документов 1935 года, весьма любопытных, в которых тоже упоминается артель. Фактически это история о том, как алматинскую уйгурскую мечеть, к тому времени уже бывшую, сдали в аренду швейной артели. 

Читайте также
Алма-Ата и Алматы. Сердце на кончике кисти

Первый документ (орфография сохранена). 

"Ответ. секретарь Алма-Атинского Городского Совета.

Колхозу им. "Сталина".

Ввиду неиспользования произошло в этом году здание бывш. мечети. Передайте ее временно для производственных нужд артели "Джетысу".

Подпись – ФИЛОНОВ. Видимо, это тот самый ответственный секрет городского совета. Во втором документе уже обращение к потенциальному арендодателю, подписан тем же Филоновым:

"Артели "Джетысу".

И, наконец, сам договор. Точнее, его транскрипция, ибо самих документов я на сайте не увидела. 

"1935 года июня 5 дня мы, нижеподписавшиеся, председатель артели "Джетысу" тов. КОРНЕВА, с одной стороны, и председатель колхоза им. Сталина ШАУКЕБАЕВ, с другой стороны, заключили тайный договор о нижеследующем:

Колхоз Сталина до решения о продаже артели "Джетысу", бывшая мечеть по улице Дзержинского, сдает ее в аренду по чрезвычайной случайности стоимости аренды в одну тысячу рублей в месяц, при подписании договора артель позднее 10/VI-35г. обязуется перечислить на расчетный счет в Госбанке № 101/4545 одну тысячу рублей, указанная перечисленная сумма в случае решения вопроса о продаже мечети принимается в стоимость мечети, срок аренды не ограничен" (орфография сохранена)

И две подписи: председателя "Джетысу" (Корнева), председатель колхоза (Шаукебаев).

Есть там еще и примечание:

"В случае неразрешения вопроса о покупке мечети артель возникает за право на вычет суммы аренды отделить по существующим ставкам Горкомхоза перерасчетом со дня аренды".

Тут указан адрес мечети – улица Дзержинского. Сейчас это Наурызбай батыра. А у самой истории есть продолжение:

"По делу о закрытии Уйгурской мечети в гор. Алма-Ата Казакской АССР.

Читайте также
Алма-Ата и Алматы. Зачем вершинам имена?

Мечеть закрыта постановлением Президиума ЦИК’а Каз. АССР 19.VII-35г. Здание передается Уйгурскому театру под драматическую студию. Алма-Атинский Горсовет изъял мечеть и передал под швейную мастерскую и частью под квартиры. Отдел Национальностей ЦИК Казакстана ходатайствует о передаче под театр. Предполагается студию организовать на 45 ч., открыть библиотеку с читальней, красную чайхану, школу взрослых уйгуров. По справке ОблОНО драмтеатр имеет по бюджету на 1935 г. 83.000 р., из них 15.000 р. предусмотрено на организацию студии и 7000 р. на ремонт".

Муфтий ФАХРЕТДИНОВ пишет в Комиссию, что в Алма-Ате сейчас имеется всего 2 мечети. При этом одна мечеть – для китайских поданных, другая, Уйгурская, – для всего населения, единственная. Раньше в городе было 12 мечетей.

Уполномоченные верующих жалуются, что 3.VI Горсовет самочинно занял мечеть под швейные мастерские, несмотря на предупреждения о имеющейся жалобе в Москве.

Полагаю мечеть как единственную в городе оставить за верующими. Привлечь к ответственности работников Горсовета, самовольно закрывших мечеть.

И.о. отв. секретаря Узков. 10/IX-35г."

Что было дальше с мечетью, пока не выяснила. Как и с артелью – вселилась ли швейная мастерская в здание мечети или нет? Но дело там темное, как мы видим: решение о закрытии мечети случилось, судя по датам, уже после того, как председатель колхоза и директор артели подписали договор об аренде.

Удивительный факт я заметила: очень любили в национализированные советской властью объекты религиозного культа "вселяться" именно швейные артели. 

К примеру, церковь в Мерке. Это изящное здание, построенное из красного жженого кирпича еще в XIX веке: точная дата неизвестна, но не ранее 1893 года. Ибо сохранился в архивных недрах "Проектъ церкви в селе Мерке Аулиеатинскаго уезда", и там указан именно этот год. 

Сейчас храм Рождества Пресвятой Богородицы - единственное сохранившееся церковное здание дореволюционной постройки в Жамбылской области, один из старейших храмов Казахстана, памятник истории. А в 1929 году советская власть закрыла церковь. Окна и двери здания заложили кирпичом, пристроили склады и хозпостройки. Сначала в церкви разместился клуб (кстати, это тоже обычное дело: в 20-30-х годах прошлого века в зданиях религиозного направления частенько устраивали клубы, кинотеатры и прочие увеселительные заведения), а потом храм отдали швейной артели… 

Читайте также
Алма-Ата и Алматы. Тропою воспоминаний

Была когда-то артелью и знаменитая алма-атинская ковровая фабрика. Она была создана в 1936 году как кооперативно-промысловая артель "Ковровщица". И только в 1960-м артель "доросла" до фабрики. Но ее продукция известность приобрела гораздо раньше – всевозможные панно, гобелены, ковры, которые производила артель, пользовались большим спросом. С 1937 года на фабрике работал художником Николай ЦИВЧИНСКИЙ, известный художник-монументалист. Он является автором первых казахстанских гобеленов - "На Красной площади" (1949), "Весна" (1956), "Абай" (1956, которые были отмечены всяческими призами и были гордостью казахстанцев.

Те ж алмаатинцы, которые ковров наших уже не застали, Цивчинского знают по мозаикам "Енлик-Кебек" на гостинице "Алматы", "Сувенир" (когда-то на пр. Ленина, сейчас на Коктобе) и других. Мозаики выполнены совместно с другим известным монументалистом - КЕНБАЕВЫМ. 

В 1962 году предприятие было модернизировано, старые ручные ткацкие станки заменены на новые, механические. В советское время фабрика имела 7 основных производственных цехов. Основными видами продукции предприятия были жаккардовые ковры машинной выработки, ворсовые ковры ручной выработки, ковровые дорожки. По специальным заказам фабрика изготовляла ковры с портретными изображениями Абая, Жамбыла, АУЭЗОВА, СЕЙФУЛЛИНА, МУКАНОВА и других известных личностей.

Ну, а дальше все было очень печально - в 1992 году Алма-Атинская ковровая фабрика была приватизирована, преобразована в акционерное общество… и прекратила свое существование. 

От прежнего предприятия осталось лишь панно с изображением ткачих в национальной одежде. 

Читайте также
Алма-Ата и Алматы. Калмыков. Возвращение

Производственное объединение по переработке пластмасс "Кызыл Ту" - это тоже бывшая артель. Кукольная. Образовалась она сразу после войны и помимо кукол выпускала игрушечные танки, пушки и коней из папье-маше. Потом на базе артели возник крупнейший в республике игрушечный завод. А в 1964 году образовалось предприятие "Кызыл Ту", объединившее завод по переработке пластмасс, завод электроустановочных изделий, опытно-экспериментальный завод и собственно завод "Детская игрушка". Выпускали тут изделия 260 наименований, это были куклы, пупсики, пластмассовые игрушки (такие как Дед Мороз на снимке), кабельная продукция, радиоприборы, электроустановочные изделия, изделия культурно-бытового назначения, технологическое оборудование для предприятий пищевой промышленности. Продукция "Кызыл-ту" не раз была отмечена Государственным знаком качества, а коллектив предприятия — почетными всесоюзными наградами.

А где-то в начале 90-х годов все четыре фабрики "Кызыл-ту" остановилось. Кукольный магнат разорился, в его производственные здания вселился торговый дом… И только в некоторых алматинских жилищах, точнее – в их чуланчиках, живы еще пластмассовые изделия той самой фабрики "Кызыл Ту". 

В 1938 году в Алма-Ате была зарегистрирована артель "Кожкомбинат". Она "выросла" из верненского кожевенного предприятия, история которого начинается в XIX веке. Шили обувь, выпускали конскую и верблюжью упряжь, седла, арканы, кнуты, сумки… Во время войны в состав артели вошла шорная фабрика, эвакуированная в Алма-Ату из Кременчуга. Завод перестроился на "военные рельсы": стал выпускать ремни, портупеи, сумки для боеприпасов, шить шинели и шапки для армии. 

Читайте также
Алма-Ата и Алматы. Коммунальные страсти

В интереснейшей (для меня точно) статье "Промысловые артели Казахстана – фронту" описывается непростая жизнь промысловых артелей в военное время. Через три дня после начала войны в Казахстане состоялся Пленум ЦК компарии большевиков Казахстана, и там было принято решение немедленно перестроить всю работы с учетом военного времени. Мужчины уходили на фронт, их на всех позициях заменяли женщины и подростки. Кооперативам (артелям) пришлось немедленно передать военным лошадей, автомобили, повозки, тары, производственные и административные помещения – в них теперь размещались призывные комиссии и призывные роты. Пришлось даже пожертвовать зданием на Кордонной, где в те годы находился учебно-курсовой комбинат, который готовил квалифицированные кадры для системы. Улица Кордонная называлась так не случайно – она связывала город Верный с горным ущельем, где располагался кордон. А сейчас эта улица носит имя Багаутдина ШАГАБУТДИНОВА, командира Красной Армии и борца за становления Советской власти в Семиречье. 

Из этого документа становится понятно, что в регионе были артели инвалидов, и они отдали для нужд армии "16 меринов-тяжеловозов, 9 автомобилей, типографский станок, 7 фургонов, пишущую машинку и патефон для госпиталя". А еще у них был госзаказ: они должны были до конца года изготовить 17 тысяч бричек на металлических и деревянных колесах. Это был очень важный госзаказ - лошади являлись основным средством внутриармейской коммуникации в то время, автомобили предназначались только командирам, и то не во всех частях. 

Была еще артель "Красный ломовик" - там тоже изготавливались брички и сани. И в общей сложности 22 тысячи бричек изготовили казахстанские артели для фронта и не только. 

И артель "Трикотажник". О ней скупо написано, что планы по выпуску продукции артель перевыполняла: там переделывали старые меховые шубы в жилеты и шапки, шили фуфайки. Но руководитель артели ВАСИЛЬЕВА пропускала партсобрания, и ей пригрозили в письменном виде – выгонят из партии, если это еще раз повторится.

Были в артелях и свои герои-новаторы. Благодаря смекалке некоего ПОЛИЩУКА из артели "Пимокат", придумавшего специальную центрифугу, срок службы колодок для валенок увеличился с двух раз использования до семи. Экономия налицо. То есть на валенок…

Читайте также
Алма-Ата и Алматы. Куда уходит детство

В военное время и в тылу действовали суровые законы: в 1941 году только по Алма-Атинскому городскому промысловому союзу за срыв спецзаданий правительства были сняты с работы и исключены из партии 7 руководителей артелей. 

Ну, а само артельное дело после смерти СТАЛИНА стало почему-то сходить на нет. Исчезал главный принцип работы артели – там работа выполнялась группой людей равноправных, каждый из них мог поручиться за всех, все могли поручиться за него, а организационные вопросы решал выбранный собранием человек. Взаимопомощь и взаимовыручка – вот что было главным элементом традиционной артели. И эту систему постепенно вытеснили другие формы сотрудничества. Кооперативы, комбинаты, заводы и так далее. У историков, экономистов, аналитиков и прочих специалистов существует масса версий и объяснений, почему все это произошло. И к чему привело.

А я в завершение своего длинного-длинного материала вернусь к артели "Кожкомбинат". В 1953 году она была преобразована в кожевенный завод. Ну, а сейчас этого предприятия не существует… 

Фотографии из личного архива и с просторов интернета.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Курбанов в к 2023-01-30 11:51:48
4
Ещё в Алма - Ате была артель "Энергия",которая располагалась по улице ПАНФИЛОВА НИЖЕ УЛ. Ташкенской.Там работала моя мама.Артель изготавливала галеты для фронта.В конце войны и на м ,детям, пришлось "поработать"погонщиками волов.Мы возили топливо для артели-саксаул,стебли кукурузы с колхозного поля,которое располагался тогда на месте современного драмтеатра и цирка
блогерка, орденоноска
Я за свою жизнь 20 миллионов статей написала, сто миллионов страниц текста. Если не больше.
Как Бэтмен Досаев "спасает" Алматы
Почему в Казахстане так любят чрезвычайные ситуации
Как школьники стали объектами травли
Почему власти не реагируют на сетевые призывы к расправе с учителями и школьниками Международной школы Алматы
Заменит ли "Баку-Тбилиси-Джейхан" нефтепровод КТК
Нефтяной экспорт Казахстана и Россия: связанные одной цепью
США в первой половине XIX века – всё, как у нас
Кризис может ускорить процесс либерализации экономики. А может и не ускорить
93-летний миллиардер Руперт Мёрдок женится на бывшей тёще Абрамовича
Какие удивительные жизненные истории пишутся в Америке
До "синего козла": как уйгурские шаманы гоняли злых духов
Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Алма-Ата и Алматы. О творчестве и не только
"Ковры-груди", тюльпаны размером с телевизор и оцифрованные архивы художника - вот чем встречает нас весна
Тайна гибели ребёнка в Кантар: что показал полиграф
Военнослужащий, которого обвиняют в даче приказа обстрелять машину с четырёхлетней девочкой на площади Республики, успешно прошел проверку на детекторе лжи
В чьих карманах осядут 1,4 млрд тенге от китайской компании China Xinxing Corporation
Сумма поступила на счета ТОО "Freelanser-Partners" за представительские расходы по искам против "Банка ЦентрКредит" и "Нурбанка"
Как в одной из больниц Шемонаихинского района Масленицу отмечали
Итогом посиделок стало служебное расследование и создание спецкомиссии
Обиженную клиентку обязали извиниться перед турфирмой
Туристическая компания “Ковёр-Самолёт” и её работницы требовали ещё и возмещения морального вреда, но их так и не получили
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
"Самрук-Казына" окутал финансовой тайной проект "Комфортная школа"
Компании, которые участвовали в конкурсах, подписали соглашение о конфиденциальности
Казахская сказка о мальчике Бату стала хитом Amazon
Книга как отложенное оружие мира
Ратель. Лучшее за 2022 год. Эрик Байжунусов
Ratel.kz публикует самые читаемые материалы авторов сайта за прошедший год
Ратель. Лучшее за 2022 год. Аналитическая служба Ratel.kz
Ratel.kz публикует самые читаемые материалы авторов сайта за прошедший год
О запрете на экспорт, ручном управлении экономикой и индонезийском пальмовом масле
Все разумные решения принимаются по-разному, но глупые - одинаково
Макаш и Курмангазы
Как казахский правитель спас легендарного музыканта от тюрьмы
Однофамилец
Всевышний умеет шутить, посмеиваясь над нашими планами и так называемыми экспертами
На рынке арендного жилья Алматы происходит настоящая катастрофа
Казахстанцы без своего жилья будут копить на него ещё очень и очень долго
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.