Алма-Ата и Алматы. Город которого нет

3757 просмотров
0
Евгения МОРОЗОВА
Воскресенье, 10 Дек 2023, 18:00

Картины городских художников как летопись истории Алматы

На фото: 1980. Колоденко. Столичный цирк.

"Не хожу на выставки картин, ничего полезного для себя там не вижу. Мне интересны только исторические экспозиции", - сообщил мне страстно один знакомый краевед.

А я чуть не захохотала в ответ на эту пламенную речь, потому что именно там – в алматинских картинных галерях – я черпаю вдохновение. Вдохновение искать и находить информацию об истории города.

Читайте также
Алма-Ата и Алматы. Весь национальный балет Казахстана в одном альбоме

Вот недавно была я в музее Кастеева. Я вообще-то там часто бываю, это одно из моих любимейших городских мест. А тут была по делу – на презентации новой выставки – фоторабот иностранной художницы. Интересная выставка. Но я не про нее. А про другую выставку, которая открылась еще в сентябре. И до которой я никак не могла добраться. И уже думала, что не доберусь, ибо ей было уже время закрываться.

Но... После мероприятия у меня образовалось свободное время и я решила погулять по любимой Кастеевке. Много гулять не получилось - зависла в соседнем зале.

Это та самая выставка! И там все картины про любимый город! Аж 40 живописных произведений настоящих мастеров казахской живописи, самых разных и по стилю и по времени создания. И на этих полотнах изображен город в разные периоды своей городской жизни!

Все эти работы - из фонда музея. Все повествуют о нашем городе, о его прошлом и настоящем, о живущих в нем людях. И все они – про историю города. Отображают ее не только сюжетом, но и названием.

Вот, к примеру, самое первое фото – "Столичный цирк". Художник КОЛОДЕНКО написал ее в 1980 году. Наш город тогда был столицей. Многие это помнят, ибо жили в городе тех времен. Но уже выросло целое поколение горожан, для которых этот факт – просто информация из учебника истории. Забавно, да?

"Представленные в экспозиции произведения выполнены в жанре городского, архитектурного и промышленного пейзажа", - это уже из информации, которую мне любезно предоставила куратор этой выставки Гульнур ЖУБАНОВА, научный сотрудник "Отдела изобразительное искусство Казахстана" ГМИ РК им. А. Кастеева.

Предоставила она и список работ, представленных на выставке, и фотографии картин. Правда, не всех картин, потому некоторые фото мои. И они узнаются сразу, по особому моему фотопочерку – фотографии кривые и вообще так себе. Но уж простите – как умею.

Читайте также
Алма-Ата и Алматы. Нереальная реальность

Название выставки "Город тысячи красок" -"Мың бояулы қала". Хотя Алматы назвать городом тысячи красокну никак не могу, язык не поворачивается. Для меня он - город полутонов и оттенков. И не только для меня, как видно из обсуждения в СМИ и соцсетях. Тысячи эмоций – да. Традиций и культур – несомненно. Радостей и переживаний – конечно! А цвет городских зданий за редким исключением в Алматы только один – серый. В разных его оттенках.

Ну да ладно, что я привязалась к акиматовским странным лозунгам.

К тому ж для выставки живописных работ название отличное. Вот тут действительно тысяча красок..."Произведения живописцев отличаются многоцветием и мажорностью цветовой палитры, передающей ощущение радости и оптимизма, которыми словно напитан воздух улиц и парков "города-сада". В пейзажах присутствует ощущение течения времени, преемственности прошлого и настоящего", - это слова куратора выставки Гульнур Жубановой.

Традиция городского пейзажа в казахстанской живописи начинается в первой половине 20 века, и изображали художники в своих работах то, что видели, что очень ценно. Да и сами эти художники уже давно часть  истории страны, лучшая ее часть, надо сказать.

К тому же городской пейзаж, наверное, это самый популярный жанрв изобразительном искусстве Казахстана. И спасибо художникам за это. Ибо облик города постоянно меняется, и многие, как бы сейчас сказали, "локации" уже утрачены. Или выглядят так, что их и мама родная, то есть отец-архитектор не узнает.

К примеру,  на знаменитой картине Абылхана КАСТЕЕВА "Высокогорный каток Медео" сам каток уже есть, но совсем не в том виде, в котором мы его сейчас знаем. Ведь до создания комплекса еще далеко – почти 20 лет: картина была создана в 1954 году, а комплекс построили в 1972 году.

Сейчас Медеу – главный ледовый каток страны. И самый большой - 10 500 квадратных метров. И самый высокий - 1691 метр над уровнем моря. Это вообще самый высокогорный каток из всех действующих открытых стадионов. Но его "рождение" случилось не 50 лет назад, как эту дату всем акиматом отпраздновали в прошлом году, а гораздо раньше. И картина Кастеева – тому доказательство. Яркое, точное и выразительное.

Читайте также
Алма-Ата и Алматы. Бумажное письмо

Ну и конечно, в семейных альбомах многих алматинцев есть фотографии "старого" катка, а горожане старшего поколения помнят эту ледовую площадку такой, какой она изображена Кастеевым.

А сам Кастеев – это не только талантливый художник, но и наш великий архивист. С описанием эпохи он справился лучше любых газет и фотографий. Потрясающая точность в деталях, никакой фальши, никаких нелепых предположений. Вот таким он был человеком и художником – невероятно честным, и в жизни, и в своем творчестве. По его картинам можно изучать историю Казахстана, что собственно мы все (я сейчас о людях осознанных) и делаем.

А история катка начинается с 1949 года, когда на искусственно выравненной площадке в ущелье Медеу залили первый лед водой с реки Малая Алматинка.

И лёд получился невероятным – гладким, прозрачным, чистым! Он обеспечивал высокое качество скольжения, которые собственно и давало высокие результаты. Эта особенность простого, естественного льда "Медео" и привлекла внимание спортсменов и тренеров.

Каток начали обживать – поставили скамейки, смастерили раздевалки. И уже в 1951 году на "Медеу" были проведены первые всесоюзные соревнования и установлены первые рекорды – 2 мировых и 5 всесоюзных. А потом уже стали проводиться и соревнования мирового уровня. И в 1970 году было принято решение о строительстве большого спортивного комплекса - с открытым ледовым стадионом, с искусственными конькобежными дорожками, игровой площадкой, большими трибунами.

Читайте также
Алма-Ата и Алматы. Неэкспертное мнение

И его построили за два года! Правда, сейчас он уже не тот, что был когда-то. Последние соревнования всемирного масштаба – чемпионат мира по конькобежному спорту проводились в 1988 году. Потом случился развал Союза, городу надолго стало не до катка, и он, каток, выживал как мог: устраивал массовые катания, соревнования по мотогонкам, площадка использовалась для всевозможных конкурсов и фестивалей. А потом и они исчезли.

Правда, в этом году была препринята попытка возродить "Азия Даусы", но он не стал, увы, явлением в музыкальном мире, прошел тихо и прославился только какими-то закулисными скандалами и плохой организацией.

А между тем "Медеу" официально считается государственным памятником градостроительства и архитектуры республиканского значения.  Вот бы вернуть ему былую славу!.. Или хотя бы чистый и прозрачный лед.

А это картина Ольги КУЖЕЛЕНКО "Уголок Алма-Аты. Перекресток 8 марта и Кирова". Такая домашняя, уютная картина, хотя изображена на ней зима, снег, мороз, укутанные люди...

В этой картине всё – ушедшая эпоха.

Картина написана в 1943 году. А в наш город Ольга Дмитриевна приехала в 1934 и осталась здесь до конца своей жизни, вышла замуж за художника ЛЕОНТЬЕВА, с 1942 года была членом Союза художников Казахстана, работала в жанрах портрета и натюрморта, и начиная с 1937 года, была участницей многих выставок. 

Читайте также
Алма-Ата и Алматы. Памяти художника посвящается

Последняя ее выставка прошла в год ее смерти, в 2001 году,  и была посвяшена памяти четырех поколений семьи Кужеленко-Леонтьевых - "Семейные хроники".

А я разглядывая эту работу, подумала: если бы картина была бы писана сейчас, то называлась бы она  иначе: "Уголок Алматы. Перекресток Калдаякова и Богенбай батыра". Да и изображено было бы там совсем другое, неузнаваемое. Люди сейчас одеваются не так, сугробов таких в Алматы уже лет двадцать не было. И, кстати, если бы и повалил снег, его бы службы наши коммунальные, которые мы ругаем всегда, сразу бы и убрали. На этом перекрестке точно убрали бы, все-таки центр города. Да и дома были бы на картине другие  - тоже жилые, но многоэтажные.

Да уж, это совсем другой мир, уже ушедший.

Есть на выставке и работы ее супруга -  Леонтьева Леонида Павловича. В 1939 году он по окончании Всероссийской Академии художеств приехал в наш город. Был начальником изо-отдела Управления по делам искусств, преподавал в художественном училище.

В своих работах отображал повседневную жизнь казахстанцев, их быт, город, пейзажи. Писал портреты – много портретов. Одна из лучших его работ, мною особенно любимых, это портрет художника Сергея КАЛМЫКОВА. Иллюстрировал книги – "Школа жизни" Сабита МУКАНОВА иллюстрирована им. А еще он выполнял карикатуры для сатирического журнала "Ара", "Шмель" - этим журналом он занимался с 1956 года, со дня его открытия. 

Читайте также
Алма-Ата и Алматы. Старый город на старых фото

А город в его изображении завораживает. Вроде сюжет простой, нет каких-то замысловатых цветовых сочетаний и необычных композиций – а результат потрясающ.

Ощущается энергия того времени, когда город стремительно строился, когда сносили бараки, а людей переселяли в новые дома. Этот процесс в нашем городе начался в середине 50-х, и это была революция в жилищном строительстве.

В 1961 году наш АДК - Алма-Атинский домостроительный комбинат, для тех, кто не в курсе, - наладил выпуск выпуск типовых крупнопанельных жилых домов. Дома были в 4-5 этажей, не выше, ибо выше надо было уже снабжать дома лифтом, а это усложняло процесс строительства. Микрорайоны, те которые номерные, были застроены типовыми домами максимально простой конструкции, где кухни по 7 метров, санузел совмещен, шкафы в коридорах встроенные, а комнаты проходные. Но люди были счастливы – после бараков такие квартиры казались раем.

А на картине уже 1973 год. И это уже не такие "простые" дома, как в первых микрорайонах, как мы видим. В начале 70-х началось строительство в Орбите, Коктеме и Сайране. Именно тогда появлись знаменитые алматинские девятиэтажки. У них есть наверняка своя серия, номер и название, но я их не знаю. Но похоже, что на картине именно такой дом. С магазином внизу. Возможно, кто-то из читающих в нем сейчас живет и узнает его...

А вот еще одна зима – шарденовская. Тоже много снега, аж сугробы (куда, ну куда они делись?!).

И место, всеми алматинцами сразу узнаваемое –  тогда это был Парк культуры и отдыха имени Горького, сейчас Центральный парк отдыха города Алматы. Без всякой культуры. Вот тут немного истории парка. И улицы, которая от парка начинается. Удивительно, но парковые ворота за 60 лет почти не изменились...

Невероятная работа! Как и сам Жанатай ШАРДЕНОВ. Его творения не спутаешь с работами других художиков – широкий, "щедрый и пастозный" мазок, "тонко сгармонизированный колорит", "энергичное настроение" – так характеризуют искусствоведы его работы.

На картине – 60-е годы прошлого века. И это видно по силуэтам пальто, по головным уборам и даже по манере двигаться. Мне кажется, так ходили только в начале 60-х. Правда, тот период я знаю только только по фильмам, фотографиям  и картинам художников того времени, но ошибиться невозможно – есть оосбенный стиль у тех лет. И Шарденов его очень точно изображает. В его работах нет ярких красок, все цветовые решения – мягкие, переливчатые, сложные. Но какие выразительные!

Кстати. Или некстати. Но у Шарденова тоже есть "Медео", даже несколько, разных годов. На этой картине совсем другой каток – год уже 1974 год, комплекс построен и находится на пике своего величия. Очень энергичная работа, сразу вспоминаются что каток когда-то называли "кузницей рекордов".

На выставке в Кастеевке этой картины этой не было, но я ее когда-то видела и потому стала искать в интернете. И нашла. Фото оттуда.

И еще один "Городской пейзаж" из 60-х. Только тут уже лето и художник с иным стилем творчества –  Валентин ТКАЧЕНКО. Другой, совершенно другой "почерк" - романтично, нежно, невесомо...

Год и тут узнаётся без труда – по моде. И это не только модные в том сезоне платья и цвета одежды, но и форма  автобусов и троллейбусов – я такую Алма-Ату видела только в старом нашем кино. Таком, как "Наш милый доктор", к примеру.

Читайте также
Алма-Ата и Алматы. Великому краеведу посвящается

А вот что за место на картине изображено? Я не смогла узнать. Но там троллейбусы, а они у нас в 60-х годах прошлого века в таком количестве мало где "водились". Мне на ум приходит улица Гоголя – именно с нее и начал этот вид транспорта осваивать Алма-Ату.

Потом появились троллейбусные линии по Коммунистическому (сейчас Абылайхана), по Ленина (Достык), по Дзержинского (Наурызбай батыра), по Калинина (Кабанбай батыра)... Ходил троллейбус от вокзала Алма-Ата-2 до ЦПКиО, ходил по Абая... Но когда это было – в 60-е или уже в 70-е? Я не знаю.

А гора на заднем плане похожа на гору Кок тобе...

Художник попал в наш город в 1942 году - семья Ткаченко была эвакуирована в Алма-Ату во время Второй Мировой. Он окончил здесь школу, а потом Алма-Атинское художественное училище им. Гоголя (сейчас художественный колледж им. У. Тансыкбаева).

Учился в 1948 – 1953 годах, педагогами у него были уже упомянутый выше Л. Леонтьев и А. ЧЕРКАССКИЙ.

Огромные деревья на картине Черкасского – тоже эпоха уходящая. Я даже и не могу вспомнить, где у нас на улице (не в парке) есть вот такие великаны! Да еще не фрагментарно, а одной большой аллеей. Нету. Деревья с большой кроной, как сейчас считается, мешают освещению дорог. И их подстригают, вырубают и заменяют молодыми посадками компактных насаждений.

Читайте также
Алма-Ата и Алматы. Досадные оплошности

Однако радует, что Алматы не перестает быть зеленым городом. И это, кстати, отмечают все гости города – их поражает колчитсво зеленых насаждений. Мы, алматинцы, к этому видимо уже привыкли и потому не замечаем. И часто бухтим, что город уже не тот, что был прежде... Конечно, не тот, он стремительно меняется. Дерева с картины Черкасского это подтверждают.

Но есть и хорошие новости: в прошлом году была принята "Программа развития города Алматы до 2025 года и среднесрочные перспективы до 2030 года". И вот в  рамках этой программы "до 2025 года планируется посадка свыше 1,2 млн деревьев, до 2030 года – около 1,3 млн деревьев (с учетом вырубки и посадки)".

А про Абрама Марковича Черкасского я писала вот тут, он очень алматиснкий художник. И даже не потому что жил в нашем городе много лет, а по настроению, атмосфре его картин.

А если коротко про его жизнь, то художник родом из Украины, еще до революции учился в Киевской художественной школе, преподавал. Был репрессирован в конце 30-х, но через год его оправдали. В 1941 году был эвакуирован с семьей в Актюбинск, а оттуда уже переехал в Алма-Ату, преподавал, был профессором Государственного художественного училища им. Н. В. Гоголя.

Среди его учеников известные живописцы, выдающиеся деятели искусств Казахстана - А. ГАЛИМБАЕВА, С. МАМБЕЕВ, К. ТЕЛЬЖАНОВ и другие. Работы некоторых из них есть на выставке – они тоже жили в нашем городе, любили его и изображали на своих полотнах.

А вот такой город, как на картине Нагибека НУРМУХАММЕДОВА "Улица Джетысуйская", еще остался, его можно увидеть. И улица такая есть – Жетысуская. А у нас есть проект по сохранению этого исторического района. Мы сейчас стараемся сохранить хотя бы самые старые дома этого района – а это Большая станица, сделать своеобразный музей под открытым небом.

Пусть потомки знают, каким был город когда-то, какие дома здесь строили...В  этом историческом районе города родился Динмухамед КУНАЕВ, отсюда началась история казахстанского балета, почти десять лет – с 1866 по 1875 годы – жил основатель литературы Коми Иван КУРАТОВ... Как он к нам попал и что здесь делал – эта история достойна книги и даже фильма. Он будет остросюжетным, если когда-то его снимут. А в основу сценария может лечь вот это.

А вот эту картину я люблю особенно нежно.

Ее автор – наш современик, алматинский художник Алексей Федорович УТКИН, и наш город в его творческом видении откликается в моей душе самыми нежными чувствами. Он видит Алматы солнечным в любую погоду, а его "Симфония" - как музыка красками. У него много алматинских пейзажей, и все они наполнены радостью и светом. И дома с его работ тоже потихоньку становятся историей...

Наполнена алматинским настроением, точнее – алма-атинским, ибо написана в 1972 году, и работа "Подруги". Стоят они, две городские девушки, ведут разговоры – вроде все просто, обычно...

Помню, как поразила меня эта картина, когда я увидела ее первый раз – столько смыслов, столько слоев! И как переплетается, отражается время на ней: советская действительность в виде светло-серой новенькой многоэтажки (видимо, мирорайоны, те самые, что строили в конце 60-х-начале 70-х, и которые сейчас заросли деревьями, а на картине только юная поросль едва угадывается), и национальные вековые традиции (ах, какие невероятные наряды у подруг! ). Тогда, 50 лет назад, наверное, такая одежда выглядела в городе странно (или органично вплеталась? Я не знаю. Не жила в те годы), а сейчас – суперактуально, модно, стильно... Канафия ТЕЛЬЖАНОВ – несомненный гений,  он сумел даже в будущее заглянуть и дернуть струны наших душ – картина смотрится очень современно. И очень воздушно, невесомо...

"Аэропорт" Владимира Колоденко, 1977 год. Таким наш аэропорт мы уже не увидим, при акиме ХРАПУНОВЕ здание сгорело, в 1999 году.

Официальная версия Агентства по чрезвычайным ситуациям (руководителем которого тогда был Шалбай КУЛМАХАНОВ) прям поражала горожан своей невероятностью: терминал сгорел из-за масла во фритюрнице аэропортовского кафе. Масло разлилось на паркет, он вспыхнул... И "все хорошо, прекрасная маркиза" - терминал площадью 9 тысяч квадратных метров сгорел как спичка. Пожарные ничего спасти не успели...

А еще на картине, мне кажется, те самые самолеты ТУ, которые сейчас почти и не летают.

Владимир Михайлович Колоденко  родился в Одессе, в начале 1920-х годов работал учеником в разных театрах этого города, затем театральным художником в Свердловске, Томске и Куйбышеве, Баку. А в 1937 году стал заведующий художественным отделом Театра оперы и балета в Алма-Ате. Оформлял оперные и балетные спектакли: "Запорожец за Дунаем" С. С. ГУЛАКА-АРТЕМОВСКОГО (1941), "Толеген Тохтаров" А.ЖУБАНОВА и Л.ХАМИДИ (1947), "Ал-тыншаш" Н.ЖИГАНОВА (1949), "Аршин мал алан" У.ГАДЖИБЕКОВА, " Красный мак" P.M. ГЛИЭРА (1950), "Спящая красавица" П. И. ЧАЙКОВСКОГОо (1954), "Золотые горы" К.КУЖАМЬЯРОВА и Н.ТЛЕНДИЕВА (1960)... И писал вот такие замечательные картины, запечатлевая городские ландшафты.

Все сорок работ выставки в одном материале описать, даже по предложению на каждую выделив – и то долго получится. Да и стоит ли? Все-таки на картины надо смотреть. Как на "Пейзаж" ВЕРХОВЦЕВА. И гадать, вспоминать, где это?

Я даже представить не могу, где была эта клумба, да и здание мне совершенно незнакомо. Сначала подумала – Дом связи, нынешний главпочтампт! Но нет, не он... Только горы узнала. Они не меняются.

Есть горы и на картине Уки АЖИЕВА с его по-настоящему "Праздничной Алма-Атой".  Горы, салют, праздник.

Да уж, действительно, каждая из этих работ "являет собой живописную поэму о любимом и прекрасном городе". И рассказывает свою историю. 

Но я хочу завершить прогулку по галерее этим праздничным городом. Пусть он таким и будет не только на картинах, но и в нашей жизни.

ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




журналист
Америкаға бір ұшақпен біздің мұғалімдерді жібергенде Камала жеңетін еді дейді. Айтпайтындары жоқ.
Для борьбы с коррупционным ОПГ можно использовать ОГПО
Как заставить государственных служащих отвечать за свои дела
Пора ставить точку в споре о тепловозе: министерство транспорта дало чёткий ответ на запрос Ratel.kz
Как прекратить манипуляцию информацией, не подставив председателя Верховного суда Мергалиева
Нурлан Жумасултанов: Власти хотят заново расследовать причины авиакатастрофы 2019 года
Кому и зачем нужно переписать окончательный Отчет о расследовании обстоятельств аварии Fokker-100 авиакомпании "Бек Эйр"
Мёртвый Култук оказался мёртвым
Закрыт ещё один нефтеразведочный проект "КазМунайГаза" на Каспии
Почему наши программы развития плохо работают
Нет опоры на науку, мнимые цели и плохая реализация
Как в Нью-Йорке каток ремонтировали
Поучительный пример эффективного превосходства частной инициативы над неповоротливым менеджментом официальных властей
Паттайя – Город грехов: что там делать в ноябре и стоит ли вообще туда соваться
Отдых с пользой: советы Андрея Михайлова
Алма-Ата и Алматы. Ноль как показатель безопасности
С начала года на дорогах Казахстана погибло более 300 человек
Елжан Биртанов: наша “исчезнувшая” платформа показала, кто ворует из казны
Ratel.kz случайно разбередил историю с запрещенной платформой, которая могла победить фармацевтическую и медицинскую мафию
Иран: как большая страна выживает в санкциях из-за идеологического конфликта
О внутренних процессах в стране и о том, как на них может повлиять Трамп
Балабақша есепшісі өзіне ай сайын бірнеше айлық "төлеген"
Осылайша ол 60 миллион теңге тапқанымен ақыры жеті жылға сотталды
На очередной долгострой Даниала Ахметова потратят 28 миллиардов тенге, изъятых у олигархов
Деньги возьмут из так называемых возвращённых активов
В "Самрук-Казына" считают внутристрановую ценность кофе-брейков
"Центр социального взаимодействия и коммуникаций", принадлежащий СК, следит за рабочими, проводит детские утренники и тимбилдинги за сотни миллионов тенге
Почему жители Петропавловска месяц не могут попасть к врачу в поликлинике
О причинах “болезней” медицины перед общественниками отчитался глава облздрава
Заподозренному в коррупции экс-акиму Багдату Карасаеву нашли-таки замену
Новым акимом Илийского района стал Каиржан Жаксымбетов
Казахстанка не может получить наследство отца и опасается, что проиграет очередной суд из-за “телефонного права”
Горсуд отказал ей в проведении экспертизы
Как начальник филиала "Шымкентгеодезия" от полевого картографа пострадал
Инженер-геодезист заявлял, что полгода ездил в поле снимать геоданные. А сам никуда не ездил, ничего не делал, только зарплату получал
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.