Картины городских художников как летопись истории Алматы
На фото: 1980. Колоденко. Столичный цирк.
"Не хожу на выставки картин, ничего полезного для себя там не вижу. Мне интересны только исторические экспозиции", - сообщил мне страстно один знакомый краевед.
А я чуть не захохотала в ответ на эту пламенную речь, потому что именно там – в алматинских картинных галерях – я черпаю вдохновение. Вдохновение искать и находить информацию об истории города.
Вот недавно была я в музее Кастеева. Я вообще-то там часто бываю, это одно из моих любимейших городских мест. А тут была по делу – на презентации новой выставки – фоторабот иностранной художницы. Интересная выставка. Но я не про нее. А про другую выставку, которая открылась еще в сентябре. И до которой я никак не могла добраться. И уже думала, что не доберусь, ибо ей было уже время закрываться.
Но... После мероприятия у меня образовалось свободное время и я решила погулять по любимой Кастеевке. Много гулять не получилось - зависла в соседнем зале.
Это та самая выставка! И там все картины про любимый город! Аж 40 живописных произведений настоящих мастеров казахской живописи, самых разных и по стилю и по времени создания. И на этих полотнах изображен город в разные периоды своей городской жизни!
Все эти работы - из фонда музея. Все повествуют о нашем городе, о его прошлом и настоящем, о живущих в нем людях. И все они – про историю города. Отображают ее не только сюжетом, но и названием.
Вот, к примеру, самое первое фото – "Столичный цирк". Художник КОЛОДЕНКО написал ее в 1980 году. Наш город тогда был столицей. Многие это помнят, ибо жили в городе тех времен. Но уже выросло целое поколение горожан, для которых этот факт – просто информация из учебника истории. Забавно, да?
"Представленные в экспозиции произведения выполнены в жанре городского, архитектурного и промышленного пейзажа", - это уже из информации, которую мне любезно предоставила куратор этой выставки Гульнур ЖУБАНОВА, научный сотрудник "Отдела изобразительное искусство Казахстана" ГМИ РК им. А. Кастеева.
Предоставила она и список работ, представленных на выставке, и фотографии картин. Правда, не всех картин, потому некоторые фото мои. И они узнаются сразу, по особому моему фотопочерку – фотографии кривые и вообще так себе. Но уж простите – как умею.
Название выставки "Город тысячи красок" -"Мың бояулы қала". Хотя Алматы назвать городом тысячи красокну никак не могу, язык не поворачивается. Для меня он - город полутонов и оттенков. И не только для меня, как видно из обсуждения в СМИ и соцсетях. Тысячи эмоций – да. Традиций и культур – несомненно. Радостей и переживаний – конечно! А цвет городских зданий за редким исключением в Алматы только один – серый. В разных его оттенках.
Ну да ладно, что я привязалась к акиматовским странным лозунгам.
К тому ж для выставки живописных работ название отличное. Вот тут действительно тысяча красок..."Произведения живописцев отличаются многоцветием и мажорностью цветовой палитры, передающей ощущение радости и оптимизма, которыми словно напитан воздух улиц и парков "города-сада". В пейзажах присутствует ощущение течения времени, преемственности прошлого и настоящего", - это слова куратора выставки Гульнур Жубановой.
Традиция городского пейзажа в казахстанской живописи начинается в первой половине 20 века, и изображали художники в своих работах то, что видели, что очень ценно. Да и сами эти художники уже давно часть истории страны, лучшая ее часть, надо сказать.
К тому же городской пейзаж, наверное, это самый популярный жанрв изобразительном искусстве Казахстана. И спасибо художникам за это. Ибо облик города постоянно меняется, и многие, как бы сейчас сказали, "локации" уже утрачены. Или выглядят так, что их и мама родная, то есть отец-архитектор не узнает.
К примеру, на знаменитой картине Абылхана КАСТЕЕВА "Высокогорный каток Медео" сам каток уже есть, но совсем не в том виде, в котором мы его сейчас знаем. Ведь до создания комплекса еще далеко – почти 20 лет: картина была создана в 1954 году, а комплекс построили в 1972 году.
Сейчас Медеу – главный ледовый каток страны. И самый большой - 10 500 квадратных метров. И самый высокий - 1691 метр над уровнем моря. Это вообще самый высокогорный каток из всех действующих открытых стадионов. Но его "рождение" случилось не 50 лет назад, как эту дату всем акиматом отпраздновали в прошлом году, а гораздо раньше. И картина Кастеева – тому доказательство. Яркое, точное и выразительное.
Ну и конечно, в семейных альбомах многих алматинцев есть фотографии "старого" катка, а горожане старшего поколения помнят эту ледовую площадку такой, какой она изображена Кастеевым.
А сам Кастеев – это не только талантливый художник, но и наш великий архивист. С описанием эпохи он справился лучше любых газет и фотографий. Потрясающая точность в деталях, никакой фальши, никаких нелепых предположений. Вот таким он был человеком и художником – невероятно честным, и в жизни, и в своем творчестве. По его картинам можно изучать историю Казахстана, что собственно мы все (я сейчас о людях осознанных) и делаем.
А история катка начинается с 1949 года, когда на искусственно выравненной площадке в ущелье Медеу залили первый лед водой с реки Малая Алматинка.
И лёд получился невероятным – гладким, прозрачным, чистым! Он обеспечивал высокое качество скольжения, которые собственно и давало высокие результаты. Эта особенность простого, естественного льда "Медео" и привлекла внимание спортсменов и тренеров.
Каток начали обживать – поставили скамейки, смастерили раздевалки. И уже в 1951 году на "Медеу" были проведены первые всесоюзные соревнования и установлены первые рекорды – 2 мировых и 5 всесоюзных. А потом уже стали проводиться и соревнования мирового уровня. И в 1970 году было принято решение о строительстве большого спортивного комплекса - с открытым ледовым стадионом, с искусственными конькобежными дорожками, игровой площадкой, большими трибунами.
И его построили за два года! Правда, сейчас он уже не тот, что был когда-то. Последние соревнования всемирного масштаба – чемпионат мира по конькобежному спорту проводились в 1988 году. Потом случился развал Союза, городу надолго стало не до катка, и он, каток, выживал как мог: устраивал массовые катания, соревнования по мотогонкам, площадка использовалась для всевозможных конкурсов и фестивалей. А потом и они исчезли.
Правда, в этом году была препринята попытка возродить "Азия Даусы", но он не стал, увы, явлением в музыкальном мире, прошел тихо и прославился только какими-то закулисными скандалами и плохой организацией.
А между тем "Медеу" официально считается государственным памятником градостроительства и архитектуры республиканского значения. Вот бы вернуть ему былую славу!.. Или хотя бы чистый и прозрачный лед.
А это картина Ольги КУЖЕЛЕНКО "Уголок Алма-Аты. Перекресток 8 марта и Кирова". Такая домашняя, уютная картина, хотя изображена на ней зима, снег, мороз, укутанные люди...
В этой картине всё – ушедшая эпоха.
Картина написана в 1943 году. А в наш город Ольга Дмитриевна приехала в 1934 и осталась здесь до конца своей жизни, вышла замуж за художника ЛЕОНТЬЕВА, с 1942 года была членом Союза художников Казахстана, работала в жанрах портрета и натюрморта, и начиная с 1937 года, была участницей многих выставок.
Последняя ее выставка прошла в год ее смерти, в 2001 году, и была посвяшена памяти четырех поколений семьи Кужеленко-Леонтьевых - "Семейные хроники".
А я разглядывая эту работу, подумала: если бы картина была бы писана сейчас, то называлась бы она иначе: "Уголок Алматы. Перекресток Калдаякова и Богенбай батыра". Да и изображено было бы там совсем другое, неузнаваемое. Люди сейчас одеваются не так, сугробов таких в Алматы уже лет двадцать не было. И, кстати, если бы и повалил снег, его бы службы наши коммунальные, которые мы ругаем всегда, сразу бы и убрали. На этом перекрестке точно убрали бы, все-таки центр города. Да и дома были бы на картине другие - тоже жилые, но многоэтажные.
Да уж, это совсем другой мир, уже ушедший.
Есть на выставке и работы ее супруга - Леонтьева Леонида Павловича. В 1939 году он по окончании Всероссийской Академии художеств приехал в наш город. Был начальником изо-отдела Управления по делам искусств, преподавал в художественном училище.
В своих работах отображал повседневную жизнь казахстанцев, их быт, город, пейзажи. Писал портреты – много портретов. Одна из лучших его работ, мною особенно любимых, это портрет художника Сергея КАЛМЫКОВА. Иллюстрировал книги – "Школа жизни" Сабита МУКАНОВА иллюстрирована им. А еще он выполнял карикатуры для сатирического журнала "Ара", "Шмель" - этим журналом он занимался с 1956 года, со дня его открытия.
А город в его изображении завораживает. Вроде сюжет простой, нет каких-то замысловатых цветовых сочетаний и необычных композиций – а результат потрясающ.
Ощущается энергия того времени, когда город стремительно строился, когда сносили бараки, а людей переселяли в новые дома. Этот процесс в нашем городе начался в середине 50-х, и это была революция в жилищном строительстве.
В 1961 году наш АДК - Алма-Атинский домостроительный комбинат, для тех, кто не в курсе, - наладил выпуск выпуск типовых крупнопанельных жилых домов. Дома были в 4-5 этажей, не выше, ибо выше надо было уже снабжать дома лифтом, а это усложняло процесс строительства. Микрорайоны, те которые номерные, были застроены типовыми домами максимально простой конструкции, где кухни по 7 метров, санузел совмещен, шкафы в коридорах встроенные, а комнаты проходные. Но люди были счастливы – после бараков такие квартиры казались раем.
А на картине уже 1973 год. И это уже не такие "простые" дома, как в первых микрорайонах, как мы видим. В начале 70-х началось строительство в Орбите, Коктеме и Сайране. Именно тогда появлись знаменитые алматинские девятиэтажки. У них есть наверняка своя серия, номер и название, но я их не знаю. Но похоже, что на картине именно такой дом. С магазином внизу. Возможно, кто-то из читающих в нем сейчас живет и узнает его...
А вот еще одна зима – шарденовская. Тоже много снега, аж сугробы (куда, ну куда они делись?!).
И место, всеми алматинцами сразу узнаваемое – тогда это был Парк культуры и отдыха имени Горького, сейчас Центральный парк отдыха города Алматы. Без всякой культуры. Вот тут немного истории парка. И улицы, которая от парка начинается. Удивительно, но парковые ворота за 60 лет почти не изменились...
Невероятная работа! Как и сам Жанатай ШАРДЕНОВ. Его творения не спутаешь с работами других художиков – широкий, "щедрый и пастозный" мазок, "тонко сгармонизированный колорит", "энергичное настроение" – так характеризуют искусствоведы его работы.
На картине – 60-е годы прошлого века. И это видно по силуэтам пальто, по головным уборам и даже по манере двигаться. Мне кажется, так ходили только в начале 60-х. Правда, тот период я знаю только только по фильмам, фотографиям и картинам художников того времени, но ошибиться невозможно – есть оосбенный стиль у тех лет. И Шарденов его очень точно изображает. В его работах нет ярких красок, все цветовые решения – мягкие, переливчатые, сложные. Но какие выразительные!
Кстати. Или некстати. Но у Шарденова тоже есть "Медео", даже несколько, разных годов. На этой картине совсем другой каток – год уже 1974 год, комплекс построен и находится на пике своего величия. Очень энергичная работа, сразу вспоминаются что каток когда-то называли "кузницей рекордов".
На выставке в Кастеевке этой картины этой не было, но я ее когда-то видела и потому стала искать в интернете. И нашла. Фото оттуда.
И еще один "Городской пейзаж" из 60-х. Только тут уже лето и художник с иным стилем творчества – Валентин ТКАЧЕНКО. Другой, совершенно другой "почерк" - романтично, нежно, невесомо...
Год и тут узнаётся без труда – по моде. И это не только модные в том сезоне платья и цвета одежды, но и форма автобусов и троллейбусов – я такую Алма-Ату видела только в старом нашем кино. Таком, как "Наш милый доктор", к примеру.
А вот что за место на картине изображено? Я не смогла узнать. Но там троллейбусы, а они у нас в 60-х годах прошлого века в таком количестве мало где "водились". Мне на ум приходит улица Гоголя – именно с нее и начал этот вид транспорта осваивать Алма-Ату.
Потом появились троллейбусные линии по Коммунистическому (сейчас Абылайхана), по Ленина (Достык), по Дзержинского (Наурызбай батыра), по Калинина (Кабанбай батыра)... Ходил троллейбус от вокзала Алма-Ата-2 до ЦПКиО, ходил по Абая... Но когда это было – в 60-е или уже в 70-е? Я не знаю.
А гора на заднем плане похожа на гору Кок тобе...
Художник попал в наш город в 1942 году - семья Ткаченко была эвакуирована в Алма-Ату во время Второй Мировой. Он окончил здесь школу, а потом Алма-Атинское художественное училище им. Гоголя (сейчас художественный колледж им. У. Тансыкбаева).
Учился в 1948 – 1953 годах, педагогами у него были уже упомянутый выше Л. Леонтьев и А. ЧЕРКАССКИЙ.
Огромные деревья на картине Черкасского – тоже эпоха уходящая. Я даже и не могу вспомнить, где у нас на улице (не в парке) есть вот такие великаны! Да еще не фрагментарно, а одной большой аллеей. Нету. Деревья с большой кроной, как сейчас считается, мешают освещению дорог. И их подстригают, вырубают и заменяют молодыми посадками компактных насаждений.
Однако радует, что Алматы не перестает быть зеленым городом. И это, кстати, отмечают все гости города – их поражает колчитсво зеленых насаждений. Мы, алматинцы, к этому видимо уже привыкли и потому не замечаем. И часто бухтим, что город уже не тот, что был прежде... Конечно, не тот, он стремительно меняется. Дерева с картины Черкасского это подтверждают.
Но есть и хорошие новости: в прошлом году была принята "Программа развития города Алматы до 2025 года и среднесрочные перспективы до 2030 года". И вот в рамках этой программы "до 2025 года планируется посадка свыше 1,2 млн деревьев, до 2030 года – около 1,3 млн деревьев (с учетом вырубки и посадки)".
А про Абрама Марковича Черкасского я писала вот тут, он очень алматиснкий художник. И даже не потому что жил в нашем городе много лет, а по настроению, атмосфре его картин.
А если коротко про его жизнь, то художник родом из Украины, еще до революции учился в Киевской художественной школе, преподавал. Был репрессирован в конце 30-х, но через год его оправдали. В 1941 году был эвакуирован с семьей в Актюбинск, а оттуда уже переехал в Алма-Ату, преподавал, был профессором Государственного художественного училища им. Н. В. Гоголя.
Среди его учеников известные живописцы, выдающиеся деятели искусств Казахстана - А. ГАЛИМБАЕВА, С. МАМБЕЕВ, К. ТЕЛЬЖАНОВ и другие. Работы некоторых из них есть на выставке – они тоже жили в нашем городе, любили его и изображали на своих полотнах.
А вот такой город, как на картине Нагибека НУРМУХАММЕДОВА "Улица Джетысуйская", еще остался, его можно увидеть. И улица такая есть – Жетысуская. А у нас есть проект по сохранению этого исторического района. Мы сейчас стараемся сохранить хотя бы самые старые дома этого района – а это Большая станица, сделать своеобразный музей под открытым небом.
Пусть потомки знают, каким был город когда-то, какие дома здесь строили...В этом историческом районе города родился Динмухамед КУНАЕВ, отсюда началась история казахстанского балета, почти десять лет – с 1866 по 1875 годы – жил основатель литературы Коми Иван КУРАТОВ... Как он к нам попал и что здесь делал – эта история достойна книги и даже фильма. Он будет остросюжетным, если когда-то его снимут. А в основу сценария может лечь вот это.
А вот эту картину я люблю особенно нежно.
Ее автор – наш современик, алматинский художник Алексей Федорович УТКИН, и наш город в его творческом видении откликается в моей душе самыми нежными чувствами. Он видит Алматы солнечным в любую погоду, а его "Симфония" - как музыка красками. У него много алматинских пейзажей, и все они наполнены радостью и светом. И дома с его работ тоже потихоньку становятся историей...
Наполнена алматинским настроением, точнее – алма-атинским, ибо написана в 1972 году, и работа "Подруги". Стоят они, две городские девушки, ведут разговоры – вроде все просто, обычно...
Помню, как поразила меня эта картина, когда я увидела ее первый раз – столько смыслов, столько слоев! И как переплетается, отражается время на ней: советская действительность в виде светло-серой новенькой многоэтажки (видимо, мирорайоны, те самые, что строили в конце 60-х-начале 70-х, и которые сейчас заросли деревьями, а на картине только юная поросль едва угадывается), и национальные вековые традиции (ах, какие невероятные наряды у подруг! ). Тогда, 50 лет назад, наверное, такая одежда выглядела в городе странно (или органично вплеталась? Я не знаю. Не жила в те годы), а сейчас – суперактуально, модно, стильно... Канафия ТЕЛЬЖАНОВ – несомненный гений, он сумел даже в будущее заглянуть и дернуть струны наших душ – картина смотрится очень современно. И очень воздушно, невесомо...
"Аэропорт" Владимира Колоденко, 1977 год. Таким наш аэропорт мы уже не увидим, при акиме ХРАПУНОВЕ здание сгорело, в 1999 году.
Официальная версия Агентства по чрезвычайным ситуациям (руководителем которого тогда был Шалбай КУЛМАХАНОВ) прям поражала горожан своей невероятностью: терминал сгорел из-за масла во фритюрнице аэропортовского кафе. Масло разлилось на паркет, он вспыхнул... И "все хорошо, прекрасная маркиза" - терминал площадью 9 тысяч квадратных метров сгорел как спичка. Пожарные ничего спасти не успели...
А еще на картине, мне кажется, те самые самолеты ТУ, которые сейчас почти и не летают.
Владимир Михайлович Колоденко родился в Одессе, в начале 1920-х годов работал учеником в разных театрах этого города, затем театральным художником в Свердловске, Томске и Куйбышеве, Баку. А в 1937 году стал заведующий художественным отделом Театра оперы и балета в Алма-Ате. Оформлял оперные и балетные спектакли: "Запорожец за Дунаем" С. С. ГУЛАКА-АРТЕМОВСКОГО (1941), "Толеген Тохтаров" А.ЖУБАНОВА и Л.ХАМИДИ (1947), "Ал-тыншаш" Н.ЖИГАНОВА (1949), "Аршин мал алан" У.ГАДЖИБЕКОВА, " Красный мак" P.M. ГЛИЭРА (1950), "Спящая красавица" П. И. ЧАЙКОВСКОГОо (1954), "Золотые горы" К.КУЖАМЬЯРОВА и Н.ТЛЕНДИЕВА (1960)... И писал вот такие замечательные картины, запечатлевая городские ландшафты.
Все сорок работ выставки в одном материале описать, даже по предложению на каждую выделив – и то долго получится. Да и стоит ли? Все-таки на картины надо смотреть. Как на "Пейзаж" ВЕРХОВЦЕВА. И гадать, вспоминать, где это?
Я даже представить не могу, где была эта клумба, да и здание мне совершенно незнакомо. Сначала подумала – Дом связи, нынешний главпочтампт! Но нет, не он... Только горы узнала. Они не меняются.
Есть горы и на картине Уки АЖИЕВА с его по-настоящему "Праздничной Алма-Атой". Горы, салют, праздник.
Да уж, действительно, каждая из этих работ "являет собой живописную поэму о любимом и прекрасном городе". И рассказывает свою историю.
Но я хочу завершить прогулку по галерее этим праздничным городом. Пусть он таким и будет не только на картинах, но и в нашей жизни.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!