Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Между Сыры-Озеком и Уштобе, среди пустынных каменистых гор, находится маленькая железнодорожная станция. Поезда здесь если и останавливаются, то очень ненадолго. Тем не менее литературное описание этого места сделало его широко известным всей читающей публике Советского Союза. Именно тут произошла та настоящая Смычка, столь смачно описанная ИЛЬФОМ и ПЕТРОВЫМ в путевом очерке “Осторожно, овеяно веками!” (и нашедшая продолжение в культовом “Золотом телёнке”). Хотя истинное название этого места вряд ли скажет многое многим читателям-почитателям романа, в истории индустриализации станция Айнабулак, реально соединившая рельсы Туркестано-Сибирской магистрали, имеет собственное место.
И тут они встретились
Строители Турксиба двигались навстречу друг другу с двух сторон – из Семипалатинска и Луговой. И в конце концов встретились, подобно тем “двум бригадам строителей” из школьной задачи советских учебников, вышедших навстречу друг другу из двух противоположных пунктов. Это произошло 21 апреля 1930 года на безвестной платформе Огыз-Корган. Северный и Южный укладочные городки, на 8 месяцев опередив график, в трудовом пролетарском порыве, наконец, слились воедино.
Но на самом деле рельсы Турксиба окончательно сомкнули чуть позже, немного преждевременные торжества по поводу Смычки решили приурочить к Первомайским праздникам.
Праздник получился знатным!
“Прибывшие поезда с гостями из Москвы, Сибири и Средней Азии образовали улицы и переулки. Со всех сторон подступали к трибуне, сипели паровозы, и белый пар задерживался на длинном полотняном лозунге: “Турксиб – первое детище пятилетки”.
… Тысячи всадников, понукая волосатых лошадок, торопились к деревянной стреле, находившейся на той самой точке, которая была принята еще три года назад как место будущей смычки. Кочевники ехали целыми аулами".
Это – из очерка Ильфа и Петрова.
Кстати, где-то среди собравшихся на большой той казахов затерялись два мало чем отличных от прочих паренька, принимавших, подобно многим сверстникам, непосредственное участие в строительстве. Один из них – Абылхан КАСТЕЕВ – будущий “первый художник-казах”, именем которого назван ныне главный музей искусства Казахстана (где в его зале хранится его знаменитое полотно “Турксиб”), второй – Нурмолда АЛДАБЕРГЕНОВ – будущий дважды Герой Социалистического труда.
Завтра – уже вчера?
Итак, кульминационное событие, состоявшееся в полдень 28 апреля 1930 года у новообретённого Айнабулака, соединило и сорганизовало всё и вся в сплоченную взбудораженную массу. Долгожданная встреча строителей, местных жителей и множества почётных гостей вылилась в грандиозный той.
Среди самых почётных были замечены такие знаковые персонажи, как Турар РЫСКУЛОВ (зампред СНК РСФСР), Ураз ИСАЕВ (председатель СНК Казахстана), тов. ШАФИКОВ (председатель ЦИК Башкирии), генконсул Китая в Семипалатинске г-н МО Вей Тун.
На снимке: Сен Катаяма.
Одним из тех, кому доверили честь собственноручно ударить по “серебряному костылю”, был и “вождь японской коммунистической партии” Сен КАТАЯМА. История, правда, умалчивает – насколько успешна была его попытка, умение вдохновлять и подымать угнетённых трудящихся на классовую борьбу вовсе не подразумевало автоматическое владение серпом и молотом. Неизвестно и то, насколько хорошо японские трудящиеся вообще-то помнили своего вождя, который ещё в 1918 году перебрался на ПМЖ в Москву, где, кстати, и нашёл своё вечное пристанище в Кремлёвской стене после смерти в 1933-м.
Имя ещё одного именитого гостя Юлиуса ФУЧИКА так же мало что скажет современному читателю. Однако в прежние времена интернационалист Фучик, казнённый в застенках гестапо, считался не только важным деятелем международного коммунистического движения, но и “великим чешским писателем”. За свой написанный перед казнью литературный труд - “Репортаж с петлёй на шее” - мужественный чех посмертно был удостоен Ленинской премии мира.
Фучик Юлиус.
Но для нас интересно, что в 1930-х годах Фучик неоднократно бывал в СССР. А по впечатлениям своих поездок написал книгу с характерным названием “В стране, где наше завтра уже является вчерашним днём”. Побывал Фучик и в Казахстане, в том числе и на строительстве Турксиба.
Радостную толпу оживила и пёстроокрашенная когорта пишуще-снимающей братии, прибывшая на литерном поезде из Москвы. Такой массовый десант масс-медиа Казахстан также наблюдал впервые! Рассеявшись в ораве праздного люда, литерные пассажиры задавали “умные” вопросы, щёлкали затворами “леек”, скрипели перьями в “блокнотесах” - словом, создавали деловито-нервозную атмосферу мероприятия, освящаемого прессой.
Среди журналистов в Айнабулаке ничем не выделялись и крёстные отцы Остапа Бендера. Так же задавали и скрипели, косясь на заполненные снедью праздничные столы:
“Фотоаппараты иностранцев щёлкали непрерывно. Глотки высохли от речей и солнца. Собравшиеся всё чаще поглядывали вниз, в долину, на столовую, где полосатые тени навеса лежали на длинных столах, уставленных мисочками и зелёными нарзанными бутылками”.
Проблема серебряных костылей
Кульминацией торжества и точкой в укладке магистрали стал Серебряный костыль, забитый совместными усилиями многих турксибовцев. Ильф с Петровым живописали и иронизировали в своих очерках:
“… Турксибовцы праздновали свою победу шумно, весело, с криками, музыкой и подбрасыванием на воздух любимцев.
… Со звоном на полотно полетели рельсы, в минуту они были уложены, и рабочие-укладчики, забившие миллионы костылей, горделиво уступили право на последние удары своим руководителям...
Размахивали молотом секретарь крайкома, зампредсовноркома РСФСР, начальники укладочных городков и герои-краснознаменцы. Самый последний костыль в какие-нибудь полчаса заколотил в шпалу начальник строительства”.
Где-то в этот момент в головах литературных братьев замаячила развязка их забуксовавшего было “Золотого телёнка”. Кто это там мелькнул - в пёстрой толпе? А-а-а...
“...В первом ряду спокойно сидел табельщик Северного укладочного городка Александр Корейко. Для защиты от солнца голова его была прикрыта газетной треуголкой. Он чуть выдвинул ухо, чтобы получше слышать первого оратора, который уже пробирался к микрофону.
- Александр Иванович! – крикнул Остап, сложив руки трубкой.
Корейко посмотрел вниз и поднялся. Музыканты заиграли “Интернационал”, но богатый табельщик выслушал гимн невнимательно. Вздорная фигура великого комбинатора, бегавшего по площадке, очищенной для последних рельсов, сразу же лишила его душевного спокойствия. Он посмотрел через головы толпы, соображая, куда бы убежать. Но вокруг была пустыня”.
...На современной карте железных дорог Казахстана магистрали с названием “Турксиб” нет. Почему? И ответа на этот вопрос тоже нет. И миллионы пассажиров едут нынче по этим рельсам и знать не знают, что поезд движется по легендарной Туркестано-Сибирской магистрали.
И даже при съемках “Золотого телёнка” с ЮРСКИМ и ЕВСТИГНЕЕВЫМ для кульминационных сцен смычки был выбран отнюдь не Айнабулак, и даже не Казахстан. Фильм снимали в Туркмении, и место заслуженных казахов заняли в нём совершенно посторонние туркмены…
На снимке: смычка Турксиба.
Пути расходятся
После Смычки все герои бурного празднества разошлись и разъехались в разные стороны.
Строителям, как обычно, предстояло заканчивать прерванное торжеством строительство. Потом и они разъедутся кто куда – индустриализация ещё только набирала обороты. Хотя кто-то и останется работать тут, навсегда связав свою жизнь с Казахстаном.
Большинство триумфаторов-руководителей, вбивавших “серебряный костыль”, через несколько лет неожиданно окажутся “шпионами и вредителями”. В 1936-м уже в должности замнаркома путей сообщения будет репрессирован бессменный начальник строительства Владимир Сергеевич ШАТОВ. Звезда Турара Рыскулова закатится год спустя. В те же годы будет осуждён и расстрелян Ураз Исаев.
Сквозное движение по Турксибу начнётся тогда же, в мае 1930-го. А в постоянную эксплуатацию магистраль будет сдана в канун нового 1931 года. В 1953-м в Турксиб вольётся железнодорожная ветка из Караганды. Немногим ранее, в военные годы, появится ответвление, связавшее его с рудниками Текели.
В 1960 году Турксиб чуть было не приобретёт международный статус, дотянувшись до китайской границы (что, вспомним, было одним из приоритетных моментов при его изначальном проектировании). Однако станции с ироничным названием Дружба ещё четверть века придётся дожидаться оправдания названия и своей Смычки с опоздавшими китайскими строителями.
Фото: из архива Андрея Михайлова и открытых источников.
Андрей Михайлов - писатель, автор географической дилогии "К западу от Востока. К востоку от Запада".
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!