Когда демократия слаба: как и почему фашисты приходили к власти
На снимке: колонны фашистов маршируют в сторону Рима.
Корпоративизм
Цеховая структура средневекового города ограничивала конкуренцию: она вводила ограничения на инновации, запрещала заниматься производством тех или иных товаров тем, кто не являлся членом соответствующего цеха, регулировала цены. Пришел капитализм, разрушивший феодализм, в том числе цеха. Возникла конкуренция, в которой были не только победители, но и побежденные.
Цех давал определенные социальные гарантии и простым рабочим, подмастерьям. Нельзя сказать, что жили они припеваючи, но хоть какие-то средства к существованию им были обеспечены. При капитализме труд стал товаром и уже никто не гарантировал стабильного заработка.
Крестьяне при феодализме были бесправны, но, в случае крайней нужды они могли обратиться за помощью к своему сеньору и хоть какую-то поддержку да получали. При капитализме сеньоров не стало и обращаться за помощью стало не к кому.
Такие радикальные изменения не могли не породить протеста против капитализма, желания его поправить. Из этого желания родились идеологии социализма и коммунизма, анархизма и, в том числе, корпоративизма.
В основе корпоративизма лежит идея необходимости объединения людей в группы, корпорации, по определенным характеристическим признакам, например, профессиональным или культурным.
По мнению приверженцев идеологии корпоративизма современной им экономике не хватает руководства, то есть определенной направленности, поскольку ее движение оформляется всего лишь как равнодействующая сила, складывающаяся из действий миллионов индивидов, каждый из которых тянет в свою сторону. Иначе говоря, экономика стала неуправляемой, неподчиненной некой общей идее. Консервативные корпоративисты стремились не просто к порядку, но к старому порядку. Современная культура, с их точки зрения, с ее тягой к переменам разъедала экономический порядок традиционных общин, в которых у людей было ощущение, что они работают ради общих целей своей традиционной культуры (Фелпс, 2015).
Корпоративизм трансформируется в фашизм
Как пишет Э. ФЕЛПС (2015), в континентальной Европе все эти интеллектуальные направления и отстаивающие их политические силы слились воедино в 1920-е годы: элиты таких городов, как Мюнхен или Рим, которые включали множество националистов, ощущавших необходимость вернуться к единству и целеустремленности общества; интеллектуалы, которые ощущали потребность в экономическом порядке; крестьяне, ремесленники и другие заинтересованные группы, которые страдали от модернизации, а потому желали защиты; ученые, которые хотели получить от государства поддержку для своих исследований, и художники, желавшие точно такой же помощи для своего искусства; наконец, что немаловажно, христианские корпоративисты, которые отстаивали возрождение традиционных общин и профессий за счет ограничения мобильности капитала и "торгашеского духа" предпринимательства, ориентированного на получение прибыли.
Их идеалом стало государство – мегакорпорация, объединяющая все остальные корпорации, на которые поделено общество – являющееся силой, упорядочивающей хаос капитализма. Государство определяет цели развития страны в целом, формулирует интересы каждой из корпораций и защищает их.
Добавьте сюда национализм, вождизм, апелляцию к славному прошлому, и мы получаем классический фашизм: один народ, одна империя, один вождь.
Надо заметить, что социализм на уровне учения предрекал отмирание государства, т.е. считал его неизбежным злом на переходный период, и отрицал необходимость разделения общества на корпорации. Но на практике много чего из фашизма дублировал, в первую очередь, роль государства в жизни общества.
Фашизм в Европе
Можно выделить несколько причин установления фашистских режимов в Европе в межвоенный период.
Первое. Фашизм победил в тех странах, в которых позже всех в Европе начался процесс перехода от традиционного общества к капиталистическому. Выгоды от такого перехода ощутили не многие, а разрушение традиционных устоев ударило болезненно по всему обществу. Задержка в развитии привела к утрате конкурентоспособности с более развитыми европейскими странами и США. Это утверждение, в первую очередь, относится к Португалии и Испании.
В Италии, разделенной на экономически развитый Север и отсталый Юг, может быть все бы и обошлось, если бы не Первая мировая война. Жертв было принесено много, военных успехов же не было – одно неуспешное сражение сменялось другим, столь же неуспешным, – но особых выгод от присутствия в лагере победителей приобретено не было. Экономика оказалась подорвана войной без особых компенсаций. Инфляция и падение промышленного производства из-за сокращения военных заказов больно ударили и по Северу, дискредитировав идеи рынка и свободной конкуренции.
В Германии, одной из самых развитых экономик в Европе, послевоенная гиперинфляция, а за тем, когда ситуация, казалось бы, стала выправляться, и спад в экономике в результате Великой депрессии, также подорвали веру в капитализм.
Нацизм – это все-таки разновидность фашизма, сильно приправленная расизмом и антисемитизмом.
Второе. Сильная ностальгия по "славному" прошлому. Все страны, в которых фашисты пришли к власти относились к числу проигравших. Кто в результате войны, кто в результате конкуренции. В том числе и Италия, считавшей себя "проигравшей в стане победителей".
Компенсатором национального унижения являлась апелляция к "славному" прошлому. А что было «славным» прошлым для этих стран? Абсолютные монархии с ценностями традиционного общества и успешными захватническими войнами.
Эти два пункта создавали благодатную почву для идей корпоративизма.
Третье. Неспособность государства, демократического по форме, решать острые политические, социальные и экономические проблемы. Когда власть на поверку оказывается недееспособной, проблемы не решаются, а только усугубляются, в обществе становятся популярными идеи о сильной личности, способной навести порядок.
Разочарование в капитализме и демократическом государстве усиливало позиции не только фашистов, но и социалистов и коммунистов.
Фашисты, в конечном итоге победили, потому что их идеи казались не столь радикальными как у коммунистов. Фашисты предлагали сильную власть и единство народа, опирающиеся на традиционные ценности. Коммунисты же предлагали разрушение существующего общества и построение абсолютно нового, ценности которого были довольно смутными. Да и пример красного террора в Советской России отпугивал многих.
Угроза фашизма сегодня
Фашистский режим может установиться в тех странах, в которых идеи рыночной экономики и свободной конкуренции извращены до такой степени, что выгоду от них получают немногие, а основные массы населения терпят лишения. И все это усугубляется коррумпированным государством, которое не столько решает, сколько создает проблемы.
В основном эта угроза касается бедных стран, находящихся на стадии переход от доиндустриального к индустриальному обществу.
Однако, опыт Веймарской Германии говорит о том, что если власть окажется неспособной решать насущные проблемы, если эти проблемы будут нарастать, то профашистские и прокоммунистические настроения будут нарастать. И кто-то из них, в конечном итоге, победит.
Фото: Wikimedia Commons