И про тех, кто её ищет и сохраняет
Вообще-то я совсем нескандальная.
Но поругалась в пух и прах в фейсбуке с одним известным человеком. Не казахстанским, нет. Артистом, известным мне по советским фильмам. Фамилию его называть не буду, обозначу его как ИЧ. Известный человек.
А дело было так.
Прочитала я его пост его про то, какие мы, алматинцы, неблагодарные и забывчивые люди. Вот жили в нашем городе во время войны такие замечательные советские артисты – БЛИНОВ и ЧЕРКАСОВ-СЕРГЕЕВ. И умерли тоже здесь. И похоронены на городском кладбище… А мы их забыли, какие мы нехорошие. И стоят их могилы позабытые-позаброшенные, зарастают бурьяном…
Надо сказать, что я б этот пост бы никогда б и не увидела, ибо не подписана в соцсетях на этого человека и даже не собиралась подписываться. И вообще ни секундочки о нем не думала в своей жизни, ну разве что в те редкие моменты, когда кино смотрела с его участием. Но меня под этим постом тегнули. Свои же тегнули, алматинцы. И я прочитала.
И в комментариях написала - мол, так и так, неправы вы, уважаемый, ошибаетесь. И людей этих мы помним, и могилы их тоже не забываем. Ухаживаем, цветы приносим. Несколько лет назад один хороший человек им памятники поменял, те-то были уж совсем старенькие. Проблема решилась не на высоком госуровне, как вы понимаете, а на самом обычном человеческом. Что наверняка гораздо ценнее.
ИЧ в очень резких выражениях начал мне возражать, мол, это я не права и ситуации не знаю. А я-то знаю. И на эти могилы сама хожу, и вижу в каком они состоянии. И если там трава или мусор – мне не тяжело убрать. И на экскурсиях про людей этих рассказываю, и могилы показываю, и потом уже эти люди приходят к их могилам с цветами.
Отступление. Для тех, кто не в курсе
И Черкасов-Сергеев, и Блинов – советские артисты театра и кино - в наш город попали во время эвакуации. В нашем городе они работали по специальности – снимались в кино в ЦОКСе. ЦОКС – а это Центральная Объединенная киностудия, которая действовала в Алма-Ате в годы Великой Отечественной Войны (1941-1944). Она была организована на базе только что созданной Алма-Атинской киностудии художественных фильмов и эвакуированных в Алма-Ату киностудий "Мосфильм" и "Ленфильм".
Николай Петрович Черкасов (16 февраля 1884, Астрахань - 9 февраля 1944, Алма-Ата) на театральной сцене работал с 1910 года, а в кино стал сниматься только с 1936. Я нашла упоминание о семи фильмах с его участием. Дебютировал он в фильме "Джульбарс" в роли охотника Шо-Мурада. В детстве я этот фильм видела, но почти не помню. А вот фильм "Суворов", где он собственно и был Суворовым, запомнила хорошо. За этот фильм он был награжден Сталинской премией первой степени.
Бориса Блинова (6.04 1909 - 13.09 1943) запомнила лучше – по фильму "Жди меня". А в довоенное время он был очень популярным артистом.
Фильм "Жди меня", кстати, был снят в нашем городе в 1943 году. И это была его последняя картина - когда съемки уже подходили к концу, Блинов заболел – подхватил брюшной тиф. Да, в нашем городе в военное время свирепствовали всякие жуткие болезни – город был перенаселен, не хватало самых элементарных удобств, лекарств, еды нормальной. Артист даже больным продолжал работать – картину надо было закончить. Слег уже после съемок. А премьеры не дождался – умер.
Вот такой есть удивительный для меня факт из жизни и смерти актера Блинова.
Самая популярная роль Блинова в довоенные времена – это Фурманов в фильме "Чапаев".
А Фурманов – личность для нашего города не последняя. Один из самых больших проспектов до недавнего времени назывался его именем.
Про мятеж, Фурманова и искусство
Прожил Фурманов в нашем городе недолго – чуть больше года. Но след оставил, и неплохой след. Для алматинцев, по крайней мере. Описал наш город в романе "Мятеж" – и это было первое описание города в художественном произведении! Да и события, описанные в романе, состоялись в нашем городе, что самому роману придает особую для нас, горожан, значимость. Да, это про революцию. Но она ж была, и события, описанные в романе, были. И их из истории уже не выкинешь. Хотя некоторые и пытаются… Просто так взять и забыть этот период истории .
Это был второй роман Фурманова после "Чапаева", который и сделал его известным революционным писателем. "Мятеж" он написал в 1925 году. Роман перевели на казахский язык. И пьеса по роману появилась. А потом и фильм.
Кстати, фильм "Мятеж" был опять-таки первым фильмом, где наш город фигурировал как место действия.
Фильм, кстати, есть в сети. Очень плохого качества, но странно ждать хорошего – он же 1928 года! Скоро сто лет ему.
Занятен текст, прилагающийся к фильму. Похоже, он написан еще в советские времена, цитирую: "События фильма проходят в 1920 году в Средней Азии. Джаркентский батальон Красной Армии, расположенный в городе Верном (ныне - Алма-Ата), получает от М. В. ФРУНЗЕ приказ выступить в район Ферганы для борьбы с басмачами. Группа кулаков при поддержке местных купцов и баев подговаривает красноармейцев к мятежу. Мятежникам удаётся занять Верненскую крепость, в то время как военная помощь из Ташкента может прийти не ранее, чем через две недели. Уполномоченный Реввоенсовета фронта Фурманов и группа коммунистов отправляются в мятежный батальон, где зачинщики мятежа арестовывают Фурманова и его бойцов и приговаривают их к расстрелу. Однако к месту казни вовремя подоспевают слушатели партийной школы и спасают арестованных. Фурманов спешит за помощью в кавалерийский полк - и ровно в десять часов утра, как было предусмотрено приказом Фрунзе, батальон в боевой готовности выступает на борьбу с басмачами".
Фильм я немного посмотрела на перемотке – надеялась увидеть кадры старого города. Но не увидела. Видела комнаты, крыльцо, окна, столы и много людей… И горы. Именно они и дали понять, что фильм действительно снят у нас. Хотя и ленинградскими кинематогграфистами.
Так вот. Мне кажется удивительным ряд совпадений судеб революционера Фурманова и артиста Блинова, его когда-то сыгравшего.
Фурманов умер не от старости – от воспаления легких. Умер молодым – родился в 1891, умер в 1926. 35 лет.
Блинов сыграл Фурманова в 1928 году, а потом и сам в наш город попал – в 1941.
И умер здесь. И тоже молодым – ему было 34 года. Умер от тифа.
Но вернемся в наше время.
А тот самый ИЧ в Алматы бывает (бывал точно), но, похоже, сам-то к своим кумирам ни разу не заехал, раз такую неправду пишет. Вот так я ответила. И фото могил отправила в комментарии. А он меня забанил. И чем там дело кончилось, я не знаю. Но я не грущу.
Потому что точно знаю, что он неправ.
Есть в нашем городе люди, которые тратят свои время, силы, деньги в конце концов, чтобы привести в порядок могилы посторонних, казалось бы, им людей. Когда-то известных, а ныне забытых. Причем странно забытых. Их имена есть в книгах. А могилы их заброшены. Близких-родных не осталось, видимо, в нашем городе, некому ухаживать.
Какая сила, какой интерес заставляет этих людей ходить по кладбищам и искать чужие могилы?
Кстати, это очень популярный вопрос. Правда-правда. Да-да, спрашивают: "ой, а что вы там делаете, вам не страшно?"
Или кивают заговорщицки, мол, наверняка черной магией промышляете или еще чем-то нехорошим. А то и прямо в лоб называют извращенцами.
В общем, выдвигают варианты один краше другого. А действительность совсем иная.
Про исследователей
В моем окружении много людей, которые занимаются исследованиями кладбищ. Зачастую люди они скромные и даже фотографий своих для статьи мне не шлют. Вот для этой не прислали.
А вот результатами своей деятельности готовы поделиться всегда. Собственно, ради этих результатов они и работают.
Как-то я писала про Ардак, именно благодаря ее находке мы когда-то познакомились с правнуком оперного певца КУРГАНОВА – вот тут история.
А с самой Ардак мы встретились два года назад. Конечно, на кладбище. Потому что нас объединял (и объединяет) общий интерес – некрополистика. С Георгием Алексеевичем АФОНИНЫМ, алматинским некрополистом, мы тогда включились "в экспедицию" молодых сотрудников консерватории, которые искали и приводили в порядок могилы казахстанских деятелей искусств. - заброшенные, забытые, потерянные…
"Когда мы нашли могилу Курганова, а он был основателем оперного класса в Казахстане, я поняла вдруг, что у нас вот таких людей-основателей в музыке было много – основателей скрипичного класса, фортепьянного. Но многие из них позже уехали из Алма-Аты, и они умерли и похоронены в других городах. Но когда я начала изучать историю нашей консерватории, я наткнулась на фамилии ВЕЛИКАНОВА и ШАБЕЛЬСКОГО. Поговорила с Георгием Алексеевичем, и он сказал, что они похоронены на Центральном кладбище в Алматы. И тогда я стала искать их могилы, не одна, ходила с коллегами, со студентами..."
На фото выше, кстати, облагороженная могила тенора Курганова.
А познакомились мы с Арадак в тот день, когда волонтеры обходили кладбищенские ряды в поисках захоронений как раз этих двух композиторов - Сергея Шабельского и Василия Великанова. Люди эти в свое время были известными деятелями культуры, внесли весомый вклад в развитие казахстанского музыкального искусства – именно этот факт Ардак в общем-то и побудил взяться за поиски.
Забытые деятели культуры
Василий Великанов
Великанов написал музыку к первым национальным казахстанским балетам ("Калкаман и Мамыр" (1939) и "Камбар и Назым" (1950) – уточнение Е.М.,), является автором множества симфонических, камерно-инструментальных произведений, оркестровых пьес, фантазий, песен, романсов. А еще он писал музыку к кинофильмам, спектаклям Казахского и Русского театров драмы. И Шабельский тоже писал музыку – к спектаклям "Каракыпчак Кобланды", "Ахан Сере - Актокты", "Козы Корпеш - Баян сулу", это же важно. И свою музыкальную карьеру он начинал в нашем городе - в 1930-м году был пианистом эстрадного оркестра, потом преподавал, был руководителем музыкального отдела киностудии "Казахфильм", потом преподавал в Алма-Атинской консерватории.
Сергей Шабельский
Их могилы были найдены. Сначала Шабельского нашли, потом и Великанова. Долго искали…
Как-то в беседе Ардак посетовала – одной ходить по кладбищу страшновато, вот бы кто составил компанию в поисках. Тогда опять помогли соцсети – я написала небольшой пост. И откликнулся Игорь ЩЕРБАКОВ, с которым я была уже знакома через наши экскурсии. Исследователь, поисковик, некрополист, путешественник. Сейчас с Ардак они осуществляют поиски, занимаются облагораживанием захоронений, собирают информацию об известных когда-то, а ныне забытых людях. Иногда присоединяется кто-то еще. Но чаще Игорь поисковую работу вообще один ведет.
"Кладбище - это другой мир, иной, отличный от нашего. Здесь чаще всего тихо, здесь даже плачут негромко. Здесь никому до тебя нет дела, не принято обращать внимания на других, тех, кто проходит рядом, никого не беспокоит, как ты выглядишь, что ты делаешь. И здесь намного острее ощущается жизнь, другая ее грань.
Были моменты из прошлого, о которых хочется рассказать. Иду как-то по аллее кладбища – и вижу фамилию на памятнике. Остановился, глазам не поверил. Надо ж так. Не-е, так не бывает, думаю. Сам ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ! Это он мне говорил - "Не верю", когда я поступал в театральное училище и читал МАЯКОВСКОГО. А теперь я говорю – "Не верю". А потом, просматривая уже дома видео, увидел еще одного человека из прошлого. Игорь ДЕНИСОВ - довольно известный был журналист, когда-то была радиостанция молодежная и при ней был клуб общения. Даже один эфир у нас на радио вышел, посвященный теме одиночества, может, мелочь но я запомнил", – вот такие печальные встречи бывают на кладбище с давними знакомыми.
Но чаще, гораздо чаще люди, здесь упокоенные, совсем исследователям не знакомы. Но надписи на могильных памятниках могут при этом многое рассказать. Цепляет что-то – фотография, или эпитафия, или даты жизни и смерти. И получается расследование. Что цепляет, как понять, чем это фото или памятник отличается от других, казалось бы, очень похожих – на этот вопрос исследователь вряд ли ответит. Игорю такие вопросы часто задают. И мне задают. И всем, кто занимается вот такой работой. Мол, что толкнуло к поиску и как вы догадались, что искать нужно именно здесь? И никто не ответит. Чутье, интуиция.
"Обратил внимание на могилу молодой девушки: в 1988-м году она родилась, а я уже жил и был уже взрослым, в 2008 ее уже не стало, а я и сейчас живу. Стал искать информацию в интернете. И нашел", - вот так просто Игорь рассказывает о своих почти детективных расследованиях.
Я ж могу точно сказать – это все совсем непросто. Но безумно интересно – разгадывать загадки.
Да, оказывается, мама через десять лет после смерти дочери опубликовала ее дневники, точнее – эпизоды из дневников. И там вся короткая жизнь молодой девушки – которая грустила и веселилась, встречалась с друзьями, читала книги, ходила в театры. Взрослела. Была счастлива. И погибла в 20 лет. И многие мечты и планы так и остались мечтами. В этой книге нет фамилий – мама их убрала из повествования, опасаясь, что это кого-то может ранить. И я тоже не буду никого упоминать, не буду тревожить их покой.
История про резиночку
А еще мне очень понравилась история про резиночку. Она про то, как важно обращать внимание на детали.
"Как-то расшифровывал загруженные после очередной "экспедиции" по кладбищу фотографии и, как обычно, наиболее интересные забивал в гугл и пытался что-то найти по ним. Я впоследствии всю информацию найденную публикую - вдруг кому-то будет полезна. И тут – забил в гугл, перешел по ссылкам, и понял, что рассказ именно про того человека, имя которого вижу на сфотографированном памятнике - про концертмейстера Виктора ЛИТВИНОВА".
А ссылка вела на рассказ – нежный, пронзительный. Автор, назовем ее просто А., делилась историй, как она узнала уже взрослой, что Виктор Литвинов - ее родной дед. И что ее мама росла в семье своей родной тети, так сложилась жизнь.
Семейная драма – супруга Виктора умерла через 20 дней после рождения дочери. Маленькую девочку удочерила Нина, сестра отца, и увезла из Ленинграда в наш город.
"Когда маме было лет семь, ее "дядя" приехал в Алма-Ату (он был тогда уже очень серьёзно болен, и сестра вызвала его в надежде показать хорошим специалистам в Алма-Ате. Но было поздно). Вскоре он скончался от рака. Похоронили его на центральном кладбище по улице "Ташкентская аллея", застолбив в оградке место еще для трех могилок. А жизнь так сложилась, что в 1960-ом году бабушка с мамой уехали из Алма-Аты навсегда".
Уже будучи взрослой, А. узнала, что ее родная бабушка Нина на самом деле ей бабушка двоюродная, а родной дед похоронен в другом городе за тысячи километров. Она села на поезд и поехала искать его могилу.
Родни, друзей, знакомых у нее в городе не было Вся информация о месте могилы поместилась на маленькой бумажке, где бабушка Нина (а ей было уже за 90 лет) по памяти нарисовала схему расположения могилы. Так себе карта, сомнительной точности – из Алма-Аты Нина уехала сорок лет назад, за эти годы могла многое забыть, да и само кладбище могло сильно измениться. Но все нашлось - спасибо сотрудникам кладбища и случайным (случайным ли?) людям, которых А. встретила в городе. И памятник был в хорошем состоянии, и оградка, сохранилось фото и лира над ним.
А. привела могилку в порядок и украсила цветами. А уезжая, сняла с волос красную резинку и надела ее на столбик оградки. Делала это с надеждой, что еще вернется. Сфотографировала могилку – это для бабушки Нины, она очень просила, и отправилась домой.
И вот этот рассказ Игорь и прочитал.
"И я понял, что рассказ именно про этого человека, и фото именно оно, но резиночки, к моему огорчению, на фото видно не было, не тот ракурс. Мне очень хотелось вернуться и найти ее. И я вернулся, и нашел. Но не сразу, и, наверно, если б не геопривязка, блуждал бы долго. Если честно - не надеялся увидеть, времени прошло много. И думал – а вдруг кто забрал резиночку? Хоть с кладбищ обычно ничего не уносят, не принято, считается плохой приметой, но мало ли, неумных людей хватает. Но оказалось, что все на месте. И я написал той женщине, и получилось вот такая история".
А., получив послание Игоря, поначалу очень удивилась.
"Получаю в инстаграме вот такое сообщение:
"Добрый день, я был на могиле Вашего дедушки, красная резинка для волос на месте, а вот фотография, похоже, упала, я не нашел ее".
Первая мысль была - ой, кто это. Человек незнакомый. Чего это он на кладбище пошел".
Ну а потом, конечно, списались, пообщались. Игорь прислал фото памятника без фотографии – похоже, что фотографию кто-то специально оторвал, рядом с памятником ее не было, как если бы она просто отвалилась и упала. Но вандализм на кладбищах – дело не редкое, увы...
А. стала думать, как вернуть фото на место, к кому обратиться. Из другой страны это организовать непросто. Но Игорь все сделал сам. А потом отправил видео уже обновленного памятника. И на этом видео резиночка есть – она сохранилась.
Вот такие важные вещи получаются, если обращать внимания на "мелочи".
Для А. и ее семьи это вовсе не мелочи:
"Спасибо, дорогая Вселенная, за то, что соединила нас.
Спасибо миру за то, что в нем существуют такие люди. Спасибо, Игорь", - это из блога А.
Важные детали
Вот такие истории случаются. А у Игоря таких историй много – некрополистикой, то есть поиском забытых имен, он занимается уже шесть лет. Постепенно эти истории обрастают деталями.
Рассказывал, что как-то на одном надгробии увидел интересную эпитафию: "Мертвые должны жить". Вот это как раз про память.
"Особенно интересно, увлекательно искать информацию, проводить расследование, когда человек известный, а информации о нем практически нет. Так появляются дополнительные детали, к примеру.ю герой советского союза ШТРИГОЛЬ В.М. Он же не только воевал. Но и жил в нашем городе, работал на заводе Кирова. Там даже была установлена мемориальная доска. Но сейчас завода Кирова нет. А табличка где? Неизвестно, а ее же надо найти. И таких моментов много появляется, и начинаешь разгадывать эти квесты. И это тоже некрополистика.
Так же произошло и с Шабельским и Великановым. Их захоронения вроде бы и не терялись, но были забыты. Вот мы и постарались их найти. Могилу Шабельского мы нашли вместе с Ардак, а могилу Великанова искали долго – и вместе, и я один искал. Немало усилий ушло на поиски. А найти очень хотелось – это важно для людей, которые живут сейчас, и они должны помнить человека, внесшего вклад в жизнь нашего города. Нашлась могила случайно – дома рассматривал фотографии после очередного посещения кладбища, и вот читаю надпись на одном из памятников: "Композитор". И о чудо - это была могила Великанова".
Нашли. А потом восстановили, поскольку могилы были в запущенном состоянии, все в бурьяне, краска облупилась… Теперь за могилами надо следить, поддерживать в чистоте. Но это работа постоянная, да и не работа вовсе. Просто идешь мимо и, если видишь непорядок, то исправляешь. Так делают, пожалуй, все – некрополисты, поисковики, волонтеры и даже туристы на наших кладбищенских прогулках. Это уже почти закон.
Но есть и другая работа – исследовательская. Она вообще никогда не заканчивается. Потому что появляются новые вопросы. Вот рядом с могилой Шабельского в одной оградке находится могила САВИЦКОЙ. Кто она, кем приходится композитору? Это еще предстоит выяснить… Хотя у Игоря уже есть версии, и они сейчас проходят фактчекинг. Возможно, скоро узнаем детали.
Про композитора Великанова
А про Великанова удалось найти больше, даже архивные документы нашлись.
"Меня поразило - человек жил, преподавал, творил, а информации о нем практически нет. Ну так же не бывает! Но увы - только очень коротенькая страничка в Википедии, да и та взята из энциклопедии. А что обычно там пишут - самые краткие сведения: родился, учился, умер и все. Поскольку меня это совсем не устраивает, то начал поиски на разных площадках, в разных местах, используя разные методы. Таким образом в питерском архиве было найдено 19 листов информации студенческих лет, поскольку Василий Васильевич там учился - тут же запрос и ожидание.
В это же время на генеалогическом сайте было найдено его древо. Там есть и мать, и отец. Но вот вопрос - рядом с Великановым похоронена женщина, надпись гласит "Великанова Эмиля Эмильевна, 1870-1964". По возрасту она может приходиться матерью Василию Васильевичу. Но в генеалогическом древе отчество у матери указано другое отчество - Карловна. Как так? Были подняты метрические книги (для не сведущих - это что-то вроде наших метрик, только в церкви), и там действительно отчество "Карловна". Ошибка на памятнике? Или что-то другое?" - размышляет Игорь.
Про результаты
Всей найденной информацией щедро делится на разных сайтах, где она доступна тысячам людей. Ну и помогает в поисках другим поисковикам. Мне, к примеру, он помог внести изменения в Википедию про могилу КАЛМЫКОВА. Долгое ж время считалось, что могила утеряна, вот тут история поиска могилы. А он указал там геолокацию могилы. И еще сделал табличку с qr-кодом со всей информацией. Табличку мы установили, и это здорово.
Провел такую же работу и для могилы священника СЕДАЧЕВА. Вся история вот тут.
Добавлю только, что сейчас уже табличка с qr-кодом есть, и мы ее собираемся установить в одно из ближайших воскресений во время нашей тематической экскурсии – "Прогулки по кладбищам".
"Из моих желаний касательно этой темы - собрать самые выдающиеся памятники и захоронения и оформить их в красочный альбом, сделать подробное описание. Потом еще сделать карту всех самых значимых захоронений с подробным маршрутом для экскурсий, да и просто для неравнодушных и интересующихся людей", - мечтает Игорь.
И вот тут наши мечты полностью совпадают. Надо, надо собирать информацию. Ведь все эти люди живы, пока мы о них помним.
"Люди уходят. О некоторых из них пишут хорошие книги. А о других не пишут, так тоже бывает. Хотя они этого достойны. А время стирает все, и только память может остановить этот разрушительный процесс. Память - интересная штука. Ты помнишь, когда хочешь помнить. И чтобы передать память о ком-то другим - близким или не очень, нужно искать захоронения и восстанавливать их", - считает Игорь.
В этом смысле тот самый актер, с которого я начала этот рассказ, сто тысяч раз прав – хотим помнить мы тех людей, кто жил до нас, мы будем ходить на их могилы. А неправ в том, что мы тут всё забыли. Нет, мы помним.
А я прошу прощения за плохое качество фотографий – почти все они из сети, и многим из них по 80-90 лет. А еще есть скрины документов и экрана ноутбука. Самые приличные – мои фотографии, хотя я совсем не фотограф. Зато эти фото новые.
Фото: Евгения Морозова, открытые источники.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!