Минэкономики России обратилось в правительство Казахстана и Евразийскую экономическую комиссию (ЕЭК) с требованием консультаций по поводу новых ограничений, введенных Казахстаном на госзакупки продукции двойного назначения и «открытой» части гособоронзаказа, сообщает КазТАГ со ссылкой на газету «Коммерсантъ».
«Минэкономики РФ направило в правительство Казахстана официальную ноту о проведении консультаций не позднее второй половины апреля в связи с ограничениями, введенными законом «О госзакупках», принятым в декабре 2015 года. В частности, новое регулирование ограничивает закупки у неказахстанских поставщиков товаров и услуг военного и двойного назначения для оборонзаказа», - говорится в статье.
Это идет вразрез с нормами договора о создании ЕАЭС, следует из письма минэкономики.
Как указывается в статье, гособоронзаказ состоит из двух составляющих – открытой (поставка вещевого имущества или продуктов питания) и закрытой (засекреченные товары, работы, услуги).
«В данном случае речь идет об ограничении всех поставщиков (подрядчиков, исполнителей) государств-членов ЕАЭС, которые могут участвовать в открытой части гособоронзаказа Казахстана. В первую очередь это, конечно, затрагивает интересы российских крупнейших поставщиков в сфере гособоронзаказа», - пояснили в минэкономики.
Между тем в России для продукции двойного назначения установлен список позиций, закупки по которым открыты для поставщиков из ЕАЭС, «открытая» часть гособоронзаказа также формально доступна для союзных поставщиков, а закрытая – попадает под изъятия.
В минэкономики заявили, что планируют участвовать в консультациях и привлечь к ним представителей минобороны, минпромторга, ФАС, МВД и крупнейших поставщиков в сфере гособоронзаказа. По оценке ведомства, «объем изъятий может достигать миллиардов долларов».
Общий объем госзакупок в ЕАЭС, по предварительным данным ЕЭК, в прошлом году составил не менее 125,5 млрд долларов, из них на Россию пришлось 114 млрд долларов, на Казахстан – 9,2 млрд долларов, на остальные страны порядка 700 млн долларов на каждую.
Как отмечается в статье, ранее дополнительные препятствия во взаимной торговле РФ и Казахстана также создавало требование налоговых служб проставлять апостиль на документах, предъявляемых для снижения налоговых ставок, что противоречило международным договорам между РФ и Казахстаном.
К тому же, «хотя юридически доступ открыт, на практике каждая страна требует для участия в электронных торгах получения национальной электронной подписи», поясняет начальник отдела правовой экспертизы B2B-Center Дмитрий Казанцев. В Казахстане и Беларуси в сфере госзаказа действуют только госплощадки, в целом регулирование доступа к нему более жесткое, чем в России, отмечает эксперт.
Как указывается в статье, в 2015 году Казахстан получил от России четыре многофункциональных истребителя Су-30СМ (около 5 млрд руб.), заказал еще восемь машин (на сумму не менее 10 млрд руб.). По информации газеты, Казахстан рассчитывает довести парк своих ВВС к 2020 году до 32–36 таких машин – в этом случае потенциальная выгода оценивается в 2 млрд долларов.