Гвардии лейтенант, выстреливший в лицо срочнику, и его отцы-командиры ведут себя на суде как подростки
В военном специализированном межрайонном суде по уголовным делам продолжается процесс над лейтенантом Дамиром ДОСОВЫМ, который, не успев отслужить даже месяца, убил солдата-срочника Марата БАРКУЛОВА.
Напомним, трагедия случилась 7 сентября прошлого года в 17:10 в палатке полевого лагеря на учебном полигоне морских пехотинцев "Оймашы". Командир зенитно-артиллерийского взвода ЗРА батареи Досов, будучи дежурным по лагерю, направил срочнику в лицо ПМ 9 мм и выстрелил. В 19:40 по дороге в городскую больницу солдат скончался. Давая показания на суде, Досов расплакался и стал твердить, что не знал, что пистолет заряжен и никто, мол, инструктажа с ним о том, как обращаться с пистолетом, не проводил. Сослуживцы погибшего рассказали, как лейтенант в тот день ходил и, улыбаясь, целился им в лица, приставлял пистолет ко лбу, пока в конце концов не нажал на курок. А начальник штаба зенитной бригады Багдат МАЙЛИЕВ оправдывался, что, мол, не хотел давать Досову оружие, но его заставило вышестоящее начальство. Что предупреждал лейтенанта: играться с пистолетом, направлять его на людей и просто лишний раз вытаскивать из кобуры не надо. И даже "сам взял за руку Досова и, управляя его рукой, засунул пистолет в кобуру".
В детском садике воспитатели берут в свою руку ручку ребенка, чтобы научить его правильно держать ложку. Начштаба брал в свою руку ручку лейтенанта, чтобы научить того засовывать пистолет в кобуру? Какая трогательная была бы картина, если бы не погибший Марат.
На этой неделе в службе центральных коммуникаций при президенте РК состоялась пресс-конференция на тему "Безопасность воинской службы: меры по выявлению и устранению факторов риска". Я задала вопрос спикерам - насколько молодые офицеры сейчас готовы справляться с солдатами, обладают ли для этого нужными лидерскими качествами? Вот мне выпускник одного из высших командных училищ рассказал, как их готовили к суровым армейским будням:
- Офицер в училище рассказывал нам историю про то, как он пришёл молодым офицером в войска и его же солдаты решили его проверить на психическую устойчивость и профпригодность. У него во взводе были бронетранспортёры восьмидесятые, у них на вооружении стоит пулемёт крупнокалиберный, там конструктивно есть пластина такая, которая участвует в механизме заряжания. И если её положить не той стороной, то пулемёт не будет стрелять. То есть он нормально соберётся, но стрелять он не станет. И как-то у них должны были быть стрельбы. Солдаты эту пластину в пулемёте перевернули, подходят и заявляют: командир, у нас пулемёт не стреляет. Он залез в этот БТР, проверил, сразу все понял и говорит этим солдатам: "Выстраивайтесь прямо здесь, в одну шеренгу". Солдаты выстроились, он зарядил пулемёт и как дал очередь прям над их головами. Так, что они там все офигели. И вот после этого, как рассказал нам этот офицер, его стали уважать и уже никто не проверял.
Не знаю, правда ли такое было или это байка и рассказывал ли ее кто-то в училище Досову, но о том, что военно-патриотическое воспитание у нас на нуле, в армии не хватает профессиональных управленцев и уважения к офицерам, знают все. Я попросила спикеров в СЦК - главнокомандующего сухопутными войсками ВС РК Мереке КУЧЕБЕКБАЕВА и экс-командующего войсками регионального командования "Юг" Куанышбека УШТАЕВА - рассказать примеры из своей службы, как они справлялись с нештатными ситцациями и какие советы могли бы дать молодым офицерам. Но они, к сожалению, личными примерами решили не делиться, ограничившись стандартными фразами о воспитании командиров.
Еще один спикер, участвовавший в этом брифинге, клинический психолог центра психического здоровья Астаны Александр БОГАТОВ выдал нестандартную версию ЧП в вооруженных силах.
- Из моего опыта, нужно учитывать процесс возможной заложенности депрессивного состояния от процесса рождения, - сообщил психолог. - Да, мы фиксируем, как произошло рождение - было ли это естественным процессом или было кесарево сечение, как бы это ни звучало странно. Вот я сам изучаю социологию, и все чаще, когда спрашиваешь: "А как тебя родили?", отвечают: "При помощи кесарева". И второй момент - это телесный голод. То, что мать, скорее всего, была в стрессовом состоянии, был эмоциональный телесный голод, она не была всегда рядом до полутора лет. Естественно, у человека заложился принцип: я ненужный. И в течение жизни где-то происходит фактор, способствующий тому, что человек неосознанно к этому приходит окончательно. И второй фактор, влияющий на изменение поведения человека в армии - это, естественно, сам процесс службы, режима. Центральная нервная система не справляется с внешним фактором, человек получает неосознанный стресс, он его не показывает, и происходит эндогенный процесс. Эндогенный, это когда мозг вырабатывает не тот дофамин, не тот серотонин в нужной форме. И человек не понимает - что с ним. Многие говорят, что им служба вроде бы нравится, режим тоже, а потом - суицид. Вот это и есть нейрохимический состав мозга. Тоже акцент, внимание нужно. Нейродинамика называется. Это серотонин и дофамин, отвечающий на настроение человека. Поэтому многие путают, что с ними происходит.
В Сенате на этой неделе обсуждали законодательные нормы по наставничеству, и я поинтересовалась у сенатора Нурии НИЯЗОВОЙ (на снимке), возглавляющей Совет матерей Алматы и объездившей все военные лицеи - что она думает о наставничестве в армии и кесаревом сечении у срочников и лейтенантов.
- В любой организации, включая военную, прежде всего необходимо соблюдать технику безопасности, считаю, что это должно быть основой основ, - прокомментировала ЧП в армии сенатор. - О наставничестве наших командиров много говорилось, неединожды были пресс-конференции и депутатские запросы. Что касается кесарева сечения, я не медик и не могу делать выводы. Но, допустим, когда мы говорили о законе по бытовому насилию и агрессорах, я, между прочим, тоже поднимала вопрос о том, что есть такие заболевания, которые называются социальными заболеваниями - это и гепатит, и сахарный диабет, которые, безусловно, влияют на психику человека. Скрининги этими агрессорами не проводятся, они не посещают поликлиники, не посещают обследования. Поэтому, как один из факторов, кесарево тоже может на что-то влиять. Но я не думаю, что это является единственным фактором, здесь очень много составляющих, о которых нужно говорить. Эти вопросы нужно поднимать, потому что для служения в армии наши дети должны быть защищены прежде всего законодательно. И институт наставничества старших командиров я абсолютно поддерживаю. Считаю, он должен быть, и нужно его культивировать.
Фото: © Ratel.kz / Айдын Олжаев, Ольга Воронько.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!