Не будем путать имидж EXPO-2017 с репутацией бывшего руководства - С. Куянов

1311 просмотров
0
Суббота, 02 Апр 2016, 18:20

На вопросы газеты «Время» ответил  директор Департамента по связям с общественностью НК «АСТАНА ЭКСПО-2017» Сергей Куянов, сообщило Казинформ.

- В Астане начинается судебный процесс над бывшим руководством нацкомпании. Вы как человек, отвечающий в НК за PR, не опасаетесь, что это громкое дело снова повлияет на имидж проекта?

- Мировая история знает много случаев, когда самые замечательные проекты останавливались благодаря бездарному менеджменту или казнокрадству. К примеру, строительство Панамского канала полтора века назад - проект, который несколько десятилетий развивался как криминальная драма, но в итоге во многом сформировал экономику Западного полушария. Поэтому мы не первые и не последние. Конечно, сложно за полтора года, то есть с августа 2015 по июнь 2017-го, сделать то, что нужно было делать четыре года. Но тем не менее. Привлечение международных участников продвигается нормально. Строительство идет по плану, осенью ожидаем его окончания. Недавнее собрание международных участников и инспекция руководства Международного бюро выставок показали, что мы движемся хорошими темпами и без крупных организационных погрешностей. Наши специалисты работают по привлечению зарубежных туристов. Поэтому никакие судебные разбирательства на подготовку к выставке и ее продвижение не повлияют. Имидж EXPO-2017 и репутация бывшего руководства - это разные вещи, не надо их путать. Конечно, не обойдется без умничания в соцсетях со стороны «диванных критиков». Как говорил классик, «каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны». Пусть пишут.

- Не кажется ли Вам, что пишут-то потому, что с самого начала не было четкого понимания, зачем выставка стране?

-Понимание было, но не у всех. Честно говоря, до прихода в НК «Астана ЭКСПО-2017» сам плохо понимал задачи проекта. Не могу сказать, чем руководствовался предыдущий менеджмент компании, но вместо того, чтобы объяснять людям эти вещи, под эгидой EXPO устраивались грандиозные дорогостоящие праздники - вплоть до музыкальных фестивалей. Логично, что у простого обывателя, наблюдавшего всю эту веселую вакханалию, складывалось мнение о проекте как о пустой трате денег. Маркетинговое продвижение, безусловно, нужный инструмент, но прежде чем что-то предлагать, стоило объяснить людям, зачем это надо стране и каждому гражданину.

Уверен, что Президент, инициируя проведение выставки и обозначая ее тематику, еще несколько лет назад предвидел нынешние тренды в мировой экономике. Сегодня большая часть негативных процессов в ней вызвана нестабильностью на рынке углеводородного сырья. На фоне этого масса компаний инвестирует в разработки «зеленой» энергетики.

В открытых источниках есть информация, что Рокфеллеры уходят из нефтяного и угольного бизнеса и вкладываются в альтернативную энергетику. Понятно, делают они это не из филантропских побуждений, а прекрасно осознавая, что это самая перспективная ниша на ближайшие десятилетия, и кто ее займет, тот будет хорошо зарабатывать. В 2015 году в мире на разработки и внедрение «зеленых» технологий потрачено 270 млрд  долларов. Это, для сравнения, ВВП Финляндии.

Часто приходится читать популистские посты в Интернете, что мы - богатая природными ресурсами страна - могли бы жить гораздо лучше. Те, кто хоть немного разбирается в экономике,

знают, что стоимость сырья сегодня в технологичном продукте мала и уменьшается с каждым годом. Идеи и технологии - вот что действительно приносит прибыль.

С другой стороны, кризис - это возможность переосмыслить свое место в структуре мировой экономики. В свое время Япония и Южная Корея, разрушенные войной, с голодным народом сумели стать лидерами в электронике. Каждый из нас, покупая телевизор или стиральную машину, платит им не только за идеи и технологии, но и за то, что они вовремя эту нишу заняли.

В прошлом году на Генассамблее ООН наш президент выдвинул блестящую идею: по окончании EXPO-2017 создать на ее базе мировой хаб по продвижению «зеленых» технологий. Все необходимое у нас будет: контакт с лидерами отрасли, информация об их лучших разработках, а после выставки Казахстан будет ассоциироваться в мире с ее тематикой. Разумеется, нельзя забывать и о том, что сама выставка будет работать на узнаваемость и имидж страны, соответственно - на инвестиционную и туристическую привлекательность.

Поэтому EXPO - это не шоу и не той, об этом в интервью вашему изданию Ахметжан ЕСИМОВ (глава НК «АСТАНА ЭКСПО-2017» - С. А.) говорил еще в минувшем сентябре. Да, там будет что посмотреть, мы сейчас собираем предложения от ведущих разработчиков «зеленых» технологий. Но главный смысл в том, что EXPO дает стране новые возможности. Останется их только использовать.

- Пару месяцев назад Ахметжан Есимов доложил президенту Нурсултану Назарбаеву, что сэкономили в общей сложности 131 млрд тенге. За счет чего экономия, и не в ущерб ли она самому проекту?

- В августе Ахметжан Смагулович поставил коллективу нацкомпании задачи по трем основным направлениям: войти в график по всем работам - от строительства до наполнения, максимально удешевить проект и начать активные действия по привлечению участников и продвижению выставки.

Касательно экономии: в итоге изначальный проект полегчал в обшей сложности на 131,6 млрд  тенге. При этом функционал всего комплекса сохранен. Просто выбросили лишнее - то, что красиво смотрелось на бумаге, но либо было неосуществимым, либо не имело практического смысла. Например, было в проекте такое капитальное сооружение, как Крытая аллея, по сути - прогулочная зона между основными зданиями. Заменили на легкие разборные сооружения. Или, например, гомерических размеров медиафасад, выходящий на улицу Орынбор с гомерической же стоимостью - 3 млрд  тенге. Мало того, что нефункциональный, поскольку выходит на проезжую часть, а не на территорию выставки, но и фактически одноразовый: что с ним можно делать после EXPO - загадка. Убрали.

Кроме того, сейчас прорабатывается вопрос о привлечении инвестора к строительству гостиничного комплекса, на этом тоже экономится 25 млрд тенге.

- Такие ляпы в проектировании и стоимости - вина строителей и проектировщиков или прошлого руководства ЭКСПО?

- Сложно сказать. Строители всегда хотят заработать побольше. Это нормальное желание любого бизнесмена. Ненормально то, что прошлое руководство не сдерживало их разыгравшиеся аппетиты.

- А сейчас удается сдерживать?

- Да, хотя это не всегда просто. К примеру, в конце прошлого года и начале нынешнего мы занимались привлечением отечественных производителей к поставкам для строительства объектов EXPO. В итоге подписали договоры с 254 компаниями почти на 34 миллиарда тенге. Это колоссальная сумма для бизнесменов, тысячи сохраненных и созданных рабочих мест по всей стране. Но убедить подрядчиков, большая часть из которых - турецкие компании, работать с местными поставщиками, а не с их соотечественниками, стоило колоссальных трудов.

- Получается, что подрядчики строительства остались те же?

- Да. Менять их без угрозы срыва проведения выставки было невозможно: следовало в судебном порядке расторгать договоры, потом проводить процедуры по выбору новых подрядчиков. Это время и дополнительные риски. Сейчас инициатива в наших руках, и строительство объектов мы планируем закончить вовремя, чтобы опять же вовремя участники начали заполнять свои павильоны.

- Ну, наверное, не только строители хотели заработать...

- Да, желающих масса. До сих пор в нацкомпанию идут вереницы людей за какими-то спонсорскими деньгами: на книги, фотоконкурсы, концерты, спортивные мероприятия - самые немыслимые проекты, причем к тематике не имеющие никакого отношения. Такая практика была в прошлые годы.

Выставка сама должна привлекать спонсоров. Это логично: у нас соберутся миллионы людей. Собственно, сейчас мы этим активно занимаемся. Компания уже заключила договоров о спонсорской помощи почти на 100 млн евро деньгами и услугами. И спонсоры с мировыми именами: Cisco, Samsung, Shell. Это еще одна иллюстрация на тему актуальности тематики.

- Недавно прошло собрание международных участников выставки. Вся страна услышала высокую оценку Международного бюро выставок (МБВ) степени готовности Астаны к EXPO-2017. В этой связи поясните, во-первых, что это за высокое собрание - СМУ, почему оно так широко освещалось, а во-вторых, почему такие противоречивые оценки у МБВ - с одной стороны, и такого маститого зарубежного специалиста, как Хуан КОРРЕАС - с другой?

- Специалистов много, а МБВ одно. Почему Корреас, с которым не продолжили дорогостоящее сотрудничество и который не обладает полным объемом информации, написал это письмо, мы не знаем. Зато хорошо знаем, кто и зачем слил его в СМИ, хотя сказать этого пока не могу.

Для нас главный результат собрания - оценка бюро и участников. На него приехало около 300 делегатов из более чем 100 стран мира, на месте подписали 13 договоров участия. После него мы видим очередную волну активизации интереса к выставке. Генсек МБВ Висенте Лоссерталес заявил, что у нас есть все предпосылки улучшить результат миланского EXPO. А мы, честно говоря, во многом равняемся именно на Милан как на одну из самых удачных выставок за последние десятилетия.

Британцы, китайцы, французы - мировые лидеры в области «зеленых» технологий - заявили, что привезут в Астану самые лучшие свои разработки. Это тоже хорошая оценка для нас как для организаторов.

Интерес в мире к тематике колоссальный. Если в 2016-м ситуация с ценами на нефть не изменится в лучшую сторону, то актуальность нашей выставки будет только повышаться. Поэтому сомнений ни в количестве участников, ни в успехе EXPO в Астане у нас нет.

- Вы говорите, что участников мы соберем. А туристы приедут? И что они там увидят?

- Конечно, европейцам или американцам до нас немного сложнее добраться, нежели, допустим, до Милана. Но у нас рядом Юго-Восточная Азия и Китай со своей технологической культурой. А посмотреть будет что. Прежде всего, каждая страна-участница покажет свои лучшие разработки. Конечно, экспозиции лидеров будут более интересными. Но,  тем не менее, представьте сотню павильонов, каждый из которых будет уникальным. Гвоздь выставки - зона лучших практик, где будут собраны самые передовые и перспективные разработки планеты. Сейчас объявлен международный конкурс по его наполнению, в жюри которого - признанные мировые авторитеты, нобелевские лауреаты. Плюс корпоративные павильоны, где ведущие компании мира представят свои достижения.

Отличительная черта астанинской выставки в том, что на ней возрождается сама идея EXPO. Если помните по истории, первые выставки - Лондон, Париж и так далее - были посвящены передовым разработкам. Это был конец XIX века, в эпоху технологической революции. Потом так повелось, что на выставках больше обсуждались идеи, а не технологии. Сейчас мир стоит на пороге новой технологической революции в самой важной отрасли - энергетике. Почему Казахстан должен оставаться в стороне или потом снова пытаться запрыгнуть в последний вагон уходящего поезда?

Депутат мажилиса
Я за стабильность. Именно за настоящую, а не декоративную. Но стабильность – это не когда одних и тех же лиц пересаживают из кресла в кресло. Это не стабильность, это круговорот должностей в природе. Если после такого резонансного скандала люди без публичной оценки, без внятных выводов снова оказываются в системе, это говорит не об устойчивости, а о том, что ответственность у нас всё ещё носит временный характер. Сегодня ушли, завтра вернулись. Стабильность так не строится, - опубликовано на Informburo.kz
Терроризм в странах СНГ: как менялась угроза после распада СССР
От войн и «больших» захватов заложников к точечным атакам и транснациональным сетям
Трансформация госаппарата с вовлечением силовых структур
Политолог Замир Каражанов о перераспределении управленческих функций, незапоминающемся парламенте и итогах 2025 года
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Командный шаг Президента: что меняет назначение Айбека Смадиярова
Впервые во главе внутренней политики оказался кадровый дипломат и медийщик
Народная дипломатия без протокола: второй путь Казахстана во внешней политике
Почему народная дипломатия становится ключевым инструментом международного взаимодействия Казахстана
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Народная дипломатия без протокола: второй путь Казахстана во внешней политике
Почему народная дипломатия становится ключевым инструментом международного взаимодействия Казахстана
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером