В процессе тесного взаимодействия с природой древние кочевники произвели на свет шедевр мировой цивилизации — юрту — продукт многовековой культуры казахского народа. Юрта мобильна, ее можно легко разобрать и установить на новом месте. Она идеально приспособлена к кочевому образу жизни и соответствует всем требованиям номада, пишет Lada.kz.
Вся жизнь кочевников Евразии была связана с переносным жилищем — юртой. На степных просторах во времена кочевья юрта защищала от холода, жары и ветров, она была местом отдыха и местом продолжения рода древних кочевников.
- У мангистауских казахов юрты сохранились и по сей день, - рассказывает директор историко-краеведческого музея Тамара Жумалиева. - До недавнего времени жизнь населения полуострова была кочевой, люди, в основном, занимались скотоводством. Зимовья расположены друг от друга на расстоянии 150-200 километров, без юрты в таких условиях не обойтись. Наше детство прошло в ауле. Я помню, когда чабан весной переезжал на джайляу, то в первую очередь туда перевозили его дом. Несколько членов семьи устанавливали юрту в назначенном месте. Через день-два погонщики скота присоединялись к родне. Мы дети 60-ых годов. В Мангистау тогда развивались колхозы, строились дома, школа была у нас хорошая, но люди придавали огромное значение юрте. В ауле всегда существовала конкуренция — чья юрта красивее. Уважительное отношение старшего поколения к юрте отпечаталось в наших детских сердцах. Юрта сохраняла нашу казахскую национальную целостность. Не скажу за остальных, но мангистаусцы не расстаются с юртой и по сей день. Юрта наполнена народной педагогикой, она — хранилище национального воспитания, вся мудрость поколений передавалась в юрте и через юрту. Здесь члены семьи беседовали всегда вполголоса, так как громкие разговоры были слышны на улице. Юрту мангистауские казахи сохранили не только из практических соображений, но и из уважения к национальным традициям.
По словам директора музея, человек - продукт природы, и все сырье, используемое в юрте, также природное. Из дерева сделан скелет юрты. Войлочное покрытие и вся материальная часть сотканы из овчины. Если научить молодое поколение уважать святость юрты и всего, что в ней находится, я думаю, мы никогда не оторвемся от наших корней, говорит Тамара Жумалиева.
Установка юрты
Перед тем, как ставить юрту, пожилые женщины обращают свои взоры к небесам и просят всевышнего о ясной погоде. Первым ставят порог (табалдырық) в направлении киблы Мекке и Медины, то есть на юго-запад. Справа от табалдырық устанавливают решетчатые складные стенки(кереге/қанат). Канат - это скрепленные по диагональным осям планки (сағанак). Такое крепление позволяет растягивать или же стягивать их. Кереге закрепляют, когда отверстие в решетке становится размером с кулак, затем ставят следующее кереге, соединяя их друг с другом. Таким образом получается круговая стенка основания юрты.
Юрта может состоять из шести — семи (қанат). Края кереге справа и слева подводят к порогу (табалдырық), затем ставят дверные косяки (босаға) вместе с двустворчатой дверью - есік-сықырлауық и сверху устанавливаю лобовую верхнюю часть косяка – маңдайша. Издревле у казахов запрещалось вставать на порог и опираться на дверной косяк - «босағаға тұрма жетім боласың» - «не вставай на порог, осиротеешь».
Кереге и босаға завязывают крепким шерстяным канатом - таңғыш. Кереге ставят молодые джигиты и девушки, держат дети, а старшие снохи и женщины стягивают кереге лентой (басқұр).
Перед установкой шанырака сначала вычисляют центр юрты. Шаңырақ - решетчатое отверстие в центре купола - является одновременно дымоходом и окном. Шанырак - это семейная реликвия, которую передают из поколения в поколение. Кара шанырақ юрты отца его сыновья почитали и почитают как святыню. Когда мужчины собираются поднимать шаңырак, все соседские дети и женщины придерживают юрту, чтобы она не отклонилась в сторону. Подают шаңырак с правой стороны юрты молодые женщины и дети, заранее подвесив укрепляющие ленты (желбау) и (аспабау). Лобовую сторону шанырака устанавливают прямо напротив мандайша, поддерживая деревянным шестом (бақан) с раздвоенным верхним концом. Другой конец шеста упирают в центр юрты и поднимают шаңырак, а на специальные отверстия по его краям вонзают (уық) - купольные жерди и привязывают к краям кереге, тем самым создавая крышу юрты. Шаңырақ и сықырлауық украшены резным орнаментом или красочными узорами.
Когда остов юрты собран, для прочности его стягивают туго сотканной красной и бело-узорной лентой (қызыл басқұр) и (ақбасқұр). Если широкий красный баскур удерживает и закрывает соединение уыка и кереге, то белый баскур затягивают выше него на уыки. Затем сверху на купол юрты забрасывают узорные белые и красные ленты (баулар), белые похожи на ак баскур, а красные на кызыл баскур.
Юрту вокруг кереге, начиная с босага, обтягивают узорным покрытием из тонкого камыша (ши). Каждый его стебель оборачивают цветными нитками и скрепляют между собой, создавая яркое полотно. В жаркие летние дни нижнюю часть войлочного покрытия слегка приподнимают, и ветерок, проходящий через ши, образует легкий сквозняк, создавая чистую и прохладную атмосферу.
Вся мягкая часть юрты сделана из прессованного войлока. Войлочные покрытия должны быть легкими и прочными, чтобы они выдержали дождь, ветер и палящие лучи солнца. Из войлока по отдельности сшивают туырлықтар, үзіктер и іргелік киіздер. Сначала юрту снаружи покрывают одним из пяти видов полотен (туырлық). Его части стягивают до середины уика и края закрепляются к кереге. Потом накидывают войлочный навес, прикрывающий двери. Пришитые к его концам веревки перекидывают через шанырак вовнутрь юрты и привязывают к краям босага. Туырлык затягивают (белдеу) - это туго сплетенный из козьей шерсти крепкий и толстый аркан. Аякбау у каждого подножья кереге привязывают к белдеу.
Каждое войлочное полотно собирают особым способом. Үзік - покрытие купола - самый тяжелый элемент юрты. Чтобы проще всего натянуть үзік, надо заранее свернуть его особым образом и, придерживая шестами, забросить и разложить поверх уика. По сторонам уики пришивают узкие ленты, которые привязывают к белдеу. Түндік - это квадратное покрытие шанырака, его складывают треугольником, а потом с помошью шеста забрасывают поверх шанырака и также привязывают к белдеу. При необходимости одну из сторон можно приоткрыть.
При создании юрты человек уподоблял ее не только большому дому - макрокосмосу, но и себе подобным. В связи с этим существует много терминов из области строения человека для обозначения частей юрты или ее элементов: керегенің басы (голова кереге); керегенің көзі (глаза кереге); керегенің құлагы, аяғы (уши и ноги кереге); уықкөз (глаза для уыка); балашық (детеныш - самые короткие стержни в решетках); маңдайша (лоб - верхняя часть косяка двери); үйдін сүйегі (кость - остов юрты); кіндік (пуповина - центр помещения юрты). В названиях различных узорных лент: басқұр, аяқбау, иықбау, белдеу - понятия «голова», «нога», «туловище», «плечи» в каждом случае сочетаются с понятием «бау» - узорная лента. Это пример объединения в сознании кочевника обыденного и возвышенного: человеческого тела, жилища и вселенной.
Внутреннее убранство юрты
- У народов Евразии, туркменов, монголов, есть свои юрты. Каждая оригинальна по-своему, но казахская юрта стоит отдельной похвалы, мы гордимся этим. Наша юрта очень высокая, и этот простор дает нам свободу и независимость, такие же, какие дарят наши бескрайние степи. Все принадлежности в юрте из века в век, из года в год обновлялись на основе конкуренции, а где есть конкуренция, есть и красота. Юрта является самой большой реликвией великих кочевников Евразии, - считает директор историко-краеведческого музея.
Основным семантическим назначением юрты было обеспечение здоровья, плодовитости, роста и благополучия ее обитателей. На достижение этих целей была направлена вся обрядовая практика кочевого социума, с ними были связаны и ими определялись вся эстетика и мораль семейного благополучия казахов.