Продукт многовековой культуры казахского народа - юрту мангистауские казахи сохранили из уважения к традициям

1065 просмотров
0
Воскресенье, 13 Мар 2016, 15:20

В процессе тесного взаимодействия с природой древние кочевники произвели на свет шедевр мировой цивилизации — юрту — продукт многовековой культуры казахского народа. Юрта мобильна, ее можно легко разобрать и установить на новом месте. Она идеально приспособлена к кочевому образу жизни и соответствует всем требованиям номада, пишет Lada.kz.

Вся жизнь кочевников Евразии была связана с переносным жилищем — юртой. На степных просторах во времена кочевья юрта защищала от холода, жары и ветров, она была местом отдыха и местом продолжения рода древних кочевников.

- У мангистауских казахов юрты сохранились и по сей день, - рассказывает директор историко-краеведческого музея Тамара Жумалиева. - До недавнего времени жизнь населения полуострова была кочевой, люди, в основном, занимались скотоводством. Зимовья расположены друг от друга на расстоянии 150-200 километров, без юрты в таких условиях не обойтись. Наше детство прошло в ауле. Я помню, когда чабан весной переезжал на джайляу, то в первую очередь туда перевозили его дом. Несколько членов семьи устанавливали юрту в назначенном месте. Через день-два погонщики скота присоединялись к родне. Мы дети 60-ых годов. В Мангистау тогда развивались колхозы, строились дома, школа была у нас хорошая, но люди придавали огромное значение юрте. В ауле всегда существовала конкуренция — чья юрта красивее. Уважительное отношение старшего поколения к юрте отпечаталось в наших детских сердцах. Юрта сохраняла нашу казахскую национальную целостность. Не скажу за остальных, но мангистаусцы не расстаются с юртой и по сей день. Юрта наполнена народной педагогикой, она — хранилище национального воспитания, вся мудрость поколений передавалась в юрте и через юрту. Здесь члены семьи беседовали всегда вполголоса, так как громкие разговоры были слышны на улице. Юрту мангистауские казахи сохранили не только из практических соображений, но и из уважения к национальным традициям.

По словам директора музея, человек - продукт природы, и все сырье, используемое в юрте, также природное. Из дерева сделан скелет юрты. Войлочное покрытие и вся материальная часть сотканы из овчины. Если научить молодое поколение уважать святость юрты и всего, что в ней находится, я думаю, мы никогда не оторвемся от наших корней, говорит Тамара Жумалиева.

Установка юрты

Перед тем, как ставить юрту, пожилые женщины обращают свои взоры к небесам и просят всевышнего о ясной погоде. Первым ставят порог (табалдырық) в направлении киблы Мекке и Медины, то есть на юго-запад. Справа от табалдырық устанавливают решетчатые складные стенки(кереге/қанат). Канат - это скрепленные по диагональным осям планки (сағанак). Такое крепление позволяет растягивать или же стягивать их. Кереге закрепляют, когда отверстие в решетке становится размером с кулак, затем ставят следующее кереге, соединяя их друг с другом. Таким образом получается круговая стенка основания юрты.

Юрта может состоять из шести — семи (қанат). Края кереге справа и слева подводят к порогу (табалдырық), затем ставят дверные косяки (босаға) вместе с двустворчатой дверью - есік-сықырлауық и сверху устанавливаю лобовую верхнюю часть косяка – маңдайша. Издревле у казахов запрещалось вставать на порог и опираться на дверной косяк - «босағаға тұрма жетім боласың» - «не вставай на порог, осиротеешь».

Кереге и босаға завязывают крепким шерстяным канатом - таңғыш. Кереге ставят молодые джигиты и девушки, держат дети, а старшие снохи и женщины стягивают кереге лентой (басқұр).

Перед установкой шанырака сначала вычисляют центр юрты. Шаңырақ - решетчатое отверстие в центре купола - является одновременно дымоходом и окном. Шанырак - это семейная реликвия, которую передают из поколения в поколение. Кара шанырақ юрты отца его сыновья почитали и почитают как святыню. Когда мужчины собираются поднимать шаңырак, все соседские дети и женщины придерживают юрту, чтобы она не отклонилась в сторону. Подают шаңырак с правой стороны юрты молодые женщины и дети, заранее подвесив укрепляющие ленты (желбау) и (аспабау). Лобовую сторону шанырака устанавливают прямо напротив мандайша, поддерживая деревянным шестом (бақан) с раздвоенным верхним концом. Другой конец шеста упирают в центр юрты и поднимают шаңырак, а на специальные отверстия по его краям вонзают (уық) - купольные жерди и привязывают к краям кереге, тем самым создавая крышу юрты. Шаңырақ и сықырлауық украшены резным орнаментом или красочными узорами.

Когда остов юрты собран, для прочности его стягивают туго сотканной красной и бело-узорной лентой (қызыл басқұр) и (ақбасқұр). Если широкий красный баскур удерживает и закрывает соединение уыка и кереге, то белый баскур затягивают выше него на уыки. Затем сверху на купол юрты забрасывают узорные белые и красные ленты (баулар), белые похожи на ак баскур, а красные на кызыл баскур.

Юрту вокруг кереге, начиная с босага, обтягивают узорным покрытием из тонкого камыша (ши). Каждый его стебель оборачивают цветными нитками и скрепляют между собой, создавая яркое полотно. В жаркие летние дни нижнюю часть войлочного покрытия слегка приподнимают, и ветерок, проходящий через ши, образует легкий сквозняк, создавая чистую и прохладную атмосферу.

Вся мягкая часть юрты сделана из прессованного войлока. Войлочные покрытия должны быть легкими и прочными, чтобы они выдержали дождь, ветер и палящие лучи солнца. Из войлока по отдельности сшивают туырлықтар, үзіктер и іргелік киіздер. Сначала юрту снаружи покрывают одним из пяти видов полотен (туырлық). Его части стягивают до середины уика и края закрепляются к кереге. Потом накидывают войлочный навес, прикрывающий двери. Пришитые к его концам веревки перекидывают через шанырак вовнутрь юрты и привязывают к краям босага. Туырлык затягивают (белдеу) - это туго сплетенный из козьей шерсти крепкий и толстый аркан. Аякбау у каждого подножья кереге привязывают к белдеу.

Каждое войлочное полотно собирают особым способом. Үзік - покрытие купола - самый тяжелый элемент юрты. Чтобы проще всего натянуть үзік, надо заранее свернуть его особым образом и, придерживая шестами, забросить и разложить поверх уика. По сторонам уики пришивают узкие ленты, которые привязывают к белдеу. Түндік - это квадратное покрытие шанырака, его складывают треугольником, а потом с помошью шеста забрасывают поверх шанырака и также привязывают к белдеу. При необходимости одну из сторон можно приоткрыть.

При создании юрты человек уподоблял ее не только большому дому - макрокосмосу, но и себе подобным. В связи с этим существует много терминов из области строения человека для обозначения частей юрты или ее элементов: керегенің басы (голова кереге); керегенің көзі (глаза кереге); керегенің құлагы, аяғы (уши и ноги кереге); уықкөз (глаза для уыка); балашық (детеныш - самые короткие стержни в решетках); маңдайша (лоб - верхняя часть косяка двери); үйдін сүйегі (кость - остов юрты); кіндік (пуповина - центр помещения юрты). В названиях различных узорных лент: басқұр, аяқбау, иықбау, белдеу - понятия «голова», «нога», «туловище», «плечи» в каждом случае сочетаются с понятием «бау» - узорная лента. Это пример объединения в сознании кочевника обыденного и возвышенного: человеческого тела, жилища и вселенной.

Внутреннее убранство юрты

- У народов Евразии, туркменов, монголов, есть свои юрты. Каждая оригинальна по-своему, но казахская юрта стоит отдельной похвалы, мы гордимся этим. Наша юрта очень высокая, и этот простор дает нам свободу и независимость, такие же, какие дарят наши бескрайние степи. Все принадлежности в юрте из века в век, из года в год обновлялись на основе конкуренции, а где есть конкуренция, есть и красота. Юрта является самой большой реликвией великих кочевников Евразии, - считает директор историко-краеведческого музея.

Основным семантическим назначением юрты было обеспечение здоровья, плодовитости, роста и благополучия ее обитателей. На достижение этих целей была направлена вся обрядовая практика кочевого социума, с ними были связаны и ими определялись вся эстетика и мораль семейного благополучия казахов.

Депутат мажилиса
Я за стабильность. Именно за настоящую, а не декоративную. Но стабильность – это не когда одних и тех же лиц пересаживают из кресла в кресло. Это не стабильность, это круговорот должностей в природе. Если после такого резонансного скандала люди без публичной оценки, без внятных выводов снова оказываются в системе, это говорит не об устойчивости, а о том, что ответственность у нас всё ещё носит временный характер. Сегодня ушли, завтра вернулись. Стабильность так не строится, - опубликовано на Informburo.kz
Терроризм в странах СНГ: как менялась угроза после распада СССР
От войн и «больших» захватов заложников к точечным атакам и транснациональным сетям
Трансформация госаппарата с вовлечением силовых структур
Политолог Замир Каражанов о перераспределении управленческих функций, незапоминающемся парламенте и итогах 2025 года
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Командный шаг Президента: что меняет назначение Айбека Смадиярова
Впервые во главе внутренней политики оказался кадровый дипломат и медийщик
Народная дипломатия без протокола: второй путь Казахстана во внешней политике
Почему народная дипломатия становится ключевым инструментом международного взаимодействия Казахстана
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Народная дипломатия без протокола: второй путь Казахстана во внешней политике
Почему народная дипломатия становится ключевым инструментом международного взаимодействия Казахстана
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером