Forbes.kz уже рассказывал читателям о том, что в 2014-2015 в Казахстан хлынул поток менеджеров из России и Украины. Как оказалось, одной их самых любимых сфер деятельности экспатов в РК является рынок рекламы. Об этом подробно рассказывает исполнительный секретарь Национальной медиа-ассоциации Лев Звонарёв.
«Белые» и «серые»
F: Лев, из каких стран вы отмечаете наплыв иностранцев, работающих в сфере рекламы и PR в Казахстане?
- Рост казахстанской экономики, стабильность и либеральность национального законодательства, вкупе с высоким уровнем подушевого дохода населения, сделали Казахстан привлекательным местом работы для иностранных специалистов из стран бывшего СССР, среди которых можно отметить выходцев из стран Балтии, Киргизии, Узбекистана, России и с Украины. Не последнюю роль в увеличении количества иностранцев на рынке рекламы сыграл спад экономической активности на их родине, что стало прямым следствием политических событий последних нескольких лет, негативно влияющих не только на отрасль рекламы и PR, но и на экономику страны в целом.
Иностранных специалистов я бы разделил на две группы. Первые – те, кто ищут работу в нашей стране в качестве наемного специалиста и могут работать как на стороне клиента, так и на стороне агентства. И вторая немалая часть – те, кто работают в Казахстане как предприниматели.
F: Сколько, по вашим оценкам, иностранцев работает в Казахстане в сфере рекламы?
- Дать точные цифры невозможно. Их огромное количество - в банковской отрасли, IT и телекоммуникациях, ретейле, фармацевтике, FMCG, строительстве, инвестициях и финансах. Не всегда компании стремятся афишировать таких сотрудников, поскольку наемных иностранных специалистов можно разделить по признаку «белой» или «серой» кассы. Если с легально работающими иностранцами в Казахстане всё достаточно просто, то с подсчетом неофициальных фрилансеров или залетных специалистов из-за рубежа возникают трудности.
Во-первых, они приезжают нашу страну по туристическим визам и официально нигде не числятся работающими.
Во-вторых, в стремлении максимизировать свой доход, избегая налогов и предпочитая черный нал, они стараются не афишировать свою работу, чтобы не быть выдворенными из страны. Таким образом, многие туристы «отдыхают» в нашей стране годами, изредка выезжая в Россию или Киргизию, чтобы соблюсти требование законодательства по максимальным срокам единовременного пребывания в нашей стране.
Выводя деньги из экономики
F: Хотите сказать, что экспаты занимают рабочие места казахстанцев?
- Если 5-6 лет назад число иностранных специалистов в казахстанской рекламе составлялодесятые доли процента, то последнее время их количество стало резко расти. На мой взгляд, основная проблема заключается в другом, что наемные специалисты из-за рубежа работают на клиентской стороне, отвечают за маркетинг, продажи, коммерческие вопросы, управляют огромными рекламными бюджетами. И они стремятся во что бы то ни стало привлечь в качестве подрядчиков рекламные агентства из своих стран. Теперь представьте себе рекламные бюджеты крупных компаний, например, сотовых операторов, которые могут измерятьсясотнями миллионов тенге. Ведь изготовление рекламы с момента создания идеи является одним из самых дорогих компонентов в себестоимости рекламы. И эти деньги идут уже не в Казахстан, а в экономику другого государства.
F: Но ведь стоимость изготовления рекламы за рубежом зачастую дешевле.
- Это миф. Приведу пример. При первичном обращении в украинские агентства для изготовления рекламного телеролика казахстанские заказчики зачастую бывают поражены низкими ценами на производство. И при сравнении прайса украинских и казахстанских агентств выбор явно не в пользу отечественного производителя. Однако, согласившись работать с украинскими рекламщиками, заказчик рискует заплатить такую же стоимость, как и в Казахстане, а порой и больше. При производстве ролика часто идет замена состава актеров, вспомогательного персонала, режиссера, операторов, переделываются сцены, переписывается музыка и прочее. Всё это не предусматривается первоначальной сметой. У многих директоров по маркетингу всегда есть запас в размере 20-30% от бюджета на непредвиденные расходы. Чем успешно и пользуются иностранные поставщики.
Также учитывайте, что на съемки за рубеж в основном ездят не топ-менеджеры компании, а рядовые специалисты. Для них устраивают развлекательную программу, им оплачивают дополнительные личные расходы. Все это - завуалированная форма взятки. И в следующий раз рядовые специалисты, выезжающие на съемки роликов, готовы повторять для собственного начальства мантру о том, что уровень и качество зарубежного рекламного сервиса несравнимо выше отечественного.
Подробнее читайте здесь