ЗЛОВЕЩЕЕ МОЛЧАНИЕ КАРИМА МАСИМОВА

5764 просмотров
0
Геннадий БЕНДИЦКИЙ
Среда, 11 Дек 2013, 00:00

И только чиновный люд от авиации избежал скорбной участи.

 

Авиация – это не только крылья Родины, но и еще с трудом контролируемые государством финансовые потоки объемами в десятки и сотни миллионов долларов. Обратите внимание: за все 23 года независимости ни один, хоть сколько-нибудь крупный функционер, имеющий отношение к гражданской авиации, не испортил себе анкету судимостью за хищение или коррупцию. Кого только ни сажали: и видных железнодорожников, и чиновников Минсельхоза, военных и правоохранителей всех сортов, акимов областей, городов и сел, на нары загремели министры здравоохранения и транспорта…

И только чиновный люд от авиации избежал скорбной участи. Хотя и самолеты с вертолетами у нас бились. И чрезвычайные происшествия на земле и в воздухе  - чуть ли не каждый день. Как и какая авиатехника приобретается - тоже не сразу разберешь. Не говоря уже про закупку авиатоплива, ремонт и обслуживание самолетов, задержки вылетов, аварийные посадки, перегруз…

Почему все сходит с рук? Денег в авиационной отрасли вращается много, а какая сумма уходит налево, подсчитать трудно – слишком много нюансов. Как и заинтересованных лиц.

Вот, к примеру: возьмем авиакомпанию, именуемую национальным авиаперевозчиком. Казахстанского содержания в «Эйр Астане» - половина. Вторая половина - вроде как английская. Руководят англичане. Самолеты зарегистрированы на острове Аруба в Карибском море, субъекте Королевства Нидерланды. Цены на авиабилеты такие, что «Эйр Астана» заслуженно считается одной из самых высокодоходных авиакомпаний в мире – ежегодно она декларирует от 60 до 100 миллионов долларов чистой прибыли.

фото сайта Air Astana

Между тем, финансово-хозяйственная деятельность национального перевозчика порождает массу вопросов. К примеру, за каждый взятый в лизинг самолет ежемесячно выплачивается в среднем полтора миллиона долларов США. То есть 18 миллионов в год! Мало кто знает, что есть менее затратный путь - за 50 миллионов долларов можно приобрести новый самолет класса А-320 с незамедлительной его поставкой. Даже если взять кредит на 10 лет под 10 процентов годовых, придется выплачивать банку чуть больше 600 тысяч долларов каждый месяц. А через 10 лет самим можно сдавать такой самолет в лизинг. Сплошная выгода для правительства, которое тоже является собственником авиакомпании. Для тех, кто скажет, что все это сказки, поясню: все эти цифры проверены и подбиты еще пару лет назад Счетным комитетом РК.

К слову сказать, английский вклад в уставной капитал нашего «национального перевозчика» составляет 8,5 миллиона долларов США – это всего лишь шестая часть стоимости нового авиалайнера А-320. Зато ежегодные дивиденды, многократно превышающие инвестиции, гарантированы особым отношением местных властей. Поясню: в Казахстане зарегистрировано почти сорок авиакомпаний. Из них действующих - всего пять. Три – обслуживают частные промышленные корпорации. И только две осуществляют регулярные пассажирские перевозки. Авиакомпания «Скат», по сути, работает у «Эйр Астаны» в подмастерьях. Обкатывает для «национального перевозчика» новые маршруты, да еще перебивается чартерами в Юго-Восточную Азию и Россию, когда у главной авиакомпании страны крыльев не хватает. Оттого, что приходится довольствоваться «объедками с барского стола», у «Ската» постоянные проблемы: подуставший авиапарк и измотанные переработками экипажи. Об этом мы уже писали, помянув разбившийся прошлой зимой борт из Кокшетау…          

С пресловутым «черным списком», закрывшим для казахстанских авиакомпаний европейское небо, и вовсе занятная история получается. Функционеры от авиации рассказывают обывателям байки про происки коварных европейцев, закрывших для казахстанских авиакомпаний свое небо. В действительности же дела обстоят совсем иначе: в выигрыше все та же «Эйр Астана». Как раз на нее полный запрет и не распространяется: поскольку авиакомпания наполовину английская, а ее самолеты приписаны к Нидерландам, ей позволили летать по нескольким, ранее освоенным маршрутам – в Лондон, Франкфурт, Амстердам. А большего национальному перевозчику и не надо - и так деньги рекой текут. Зато «черный список» дал прекрасный повод казахстанским авиационным властям прикрыть свои ворота для иностранных авиакомпаний. Благодаря этому «Эйр Астана» избежала конкурентной борьбы – шансов выиграть у иностранцев не было бы никаких. Теперь национальная авиакомпания может строить свою уникальную ценовую политику. При таком раскладе неудивительно, что в нашей стране есть немало могущественных и влиятельных государственных мужей, сильно заинтересованных в том, чтобы Казахстан продержали в «черном списке» как можно дольше. А нам, простым гражданам, остается только возмущаться, что цены на авиабилеты все время растут…

Кстати, открою еще одну большую тайну наших авиационных властей, напрямую связанную с «черным списком». Оказывается, в некоторых случаях иностранные авиакомпании к нам все же допускаются. Но тогда им приходится предоставлять некоторое количество пассажирских мест по символическому тарифу – 50 долларов. Подтверждающие документы имеются, поскольку наши авиационные власти вели на этот счет весьма активную переписку. Граждане, вы знаете хоть кого-нибудь, кому удалось приобрести билеты по такой цене? Лично я – не знаю.   

Но и на этом «чудеса на виражах» в отечественной авиации не заканчиваются. Нынешним летом разорвали на части годами отлаженную систему «Казаэронавигации». Знающие люди объясняют: кому-то шибко могучему приглянулась это курочка, несущая золотые яйца. Про то, что эта госструктура не только деньги зарабатывает, но еще и безопасность полетов обеспечивает, в суматохе раздела имущества, видать, позабыли. И не надо быть ясновидцем, чтобы знать, как могут аукнуться эксперименты с безопасностью. Но это тема отдельного разговора… 

Уже год как в Казахстане закупают новые самолеты. «Боинги», «Эмбраеры», «Бомбардье-Челенджеры». Радость от обновок быстро сменилась чередой авиационных происшествий с только что купленными новыми самолетами. Не удивительно, что никто не хочет рассказывать наиболее пикантные подробности этих сделок.

Ситуация порой доходит до невероятного: еще не обнародовали результаты расследования причин аварии разбившегося под Алматы CRJ-200, еще свежа память о погибших 16 пассажирах и 5 членах экипажа, а для президента страны приобретают точно такой же самолет. Разница лишь в том, что вместо 50-ти пассажирских мест там оборудован VIP-салон на 15 персон, а в хвосте установлены два дополнительных топливных бака, из-за чего он проходит под индексом CRJ-850.

Очень к месту было бы назвать тех, кто имеет некоторый процент акций в казахстанской доле «национального перевозчика». Ведь известно, что в таких случаях всегда есть пара-тройка неких «физических лиц», получающих очень приличные дивиденды. Знающие люди в числе таких называют отпрысков одной очень известной фамилии…

И с авиакомпанией «Скат» - тоже все очень непросто. Иначе не простили бы катастрофу. Но тогда пришлось бы разбираться с тем, кто сосватал им негодный для наших климатических условий самолет. А этот человек занимал большой пост сначала в комитете гражданской авиации, а потом в администрации президента. А еще человек этот вроде как из команды одного из родственников, сами догадываетесь кого…

И кредит под это приобретение авиакомпании «Скат» выдавал не абы какой банк, а самый что ни на есть афилированный.Надо думать, и новенький президентский самолет CRJ-850 на днях появился в Казахстане неспроста.Считается, что подноготная этой сделки - большая государственная тайна. Как и имена тех, кто реально из-за кулис управляет нашей авиацией. И тайна эта насколько большая, что руководитель президентской администрации Карим Масимов, премьер Серик Ахметов, глава Минтранскома Аскар Жумагалиев молчат как в рот воды набрали. А с учетом нынешнего ахового состояния этой стратегической отрасли их молчание выглядит крайне зловещим.  

блогер
Мирра Андрееваны шақырып, азаматтық беріп жібермедік пе?
Базовые ингредиенты казахского успеха: глупость и ложь, трусость и хамство
Власти делают все, чтобы воспитать в детях восхищение человеческими пороками
Как Ratel.kz подловил заместителя начальника ДУИС на вранье
Почему полковник Бендерский скрывает случаи травматизма и смертей в колониях Карагандинской области
Как Жакип Асанов поспособствовал беспределу МФО
Почему нужно допросить сенатора в ходе расследования мошенничества микрофинансовых организаций
Высшая аудиторская палата проверит зарплаты и премии в “дочках” “Самрук-Казыны”
Будут ли результаты проверки засекречены, как ранее с “КазМунайГазом”?
Претенденты на Оскар за Лучший фильм
У кого какие шансы в гонке за звание лучшей кинокартины года
Почему Россия сможет бить ракетами по Украине более 18 лет
$240 миллиардов было перечислено государствами ЕС России за три года войны
Чары Чарына: главная тайна Долины замков, о которой вам не расскажут гиды
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Алма-Ата и Алматы. Гендерное неравенство в городских названиях
Пища для размышлений
Второй по счёту спортивный министр не может разродиться приказом № 56
Это приказ, по которому утверждаются нормы и требования для присвоения спортсменам званий – КМС, мастера спорта, МСМК, а также разрядов
Почему США не говорят по-французски
Как страна может быстро многого добиться, а потом все потерять
Получив взятку, мздоимец тут же написал явку с повинной и сдал подельников
Сразу два замначальника департамента санитарно-эпидемиологического контроля Актюбинской попались на взятке
Акима Усть-Каменогорска могут оштрафовать за бездействие
Также административное взыскание может получить и аким ВКО
Почему погибли горняки в шахте Костенко
Мы попытались разобраться, какие причины привели к одной из самых масштабных трагедий в истории Казахстана
Дело об убийстве семьи, занимавшейся ритуальным бизнесом, рассмотрели в областном суде СКО
Двоим подсудимым немного увеличили сроки лишения свободы
Почему судебное дело о мелкой краже оказалось под грифом "секретно"
В пресс-службе суда области Жетысу ссылаются на законные интересы сторон процесса
Очередная попытка судоисполнителей отрезать рестораны на Панфилова, 114 от воды и света с треском провалилась
Болт, стратегически забитый на судебную власть, позволяет зарабатывать при любых условиях
Экс-свекровь, договорившись с молодыми девицами, устроила расправу над бывшей невесткой
Жертва была беспощадно избита, ограблена и оставлена раздетой и связанной в заброшенном доме
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.