ЗЛОВЕЩЕЕ МОЛЧАНИЕ КАРИМА МАСИМОВА

4844 просмотров
0
Геннадий БЕНДИЦКИЙ
Среда, 11 Дек 2013, 00:00

И только чиновный люд от авиации избежал скорбной участи.

 

Авиация – это не только крылья Родины, но и еще с трудом контролируемые государством финансовые потоки объемами в десятки и сотни миллионов долларов. Обратите внимание: за все 23 года независимости ни один, хоть сколько-нибудь крупный функционер, имеющий отношение к гражданской авиации, не испортил себе анкету судимостью за хищение или коррупцию. Кого только ни сажали: и видных железнодорожников, и чиновников Минсельхоза, военных и правоохранителей всех сортов, акимов областей, городов и сел, на нары загремели министры здравоохранения и транспорта…

И только чиновный люд от авиации избежал скорбной участи. Хотя и самолеты с вертолетами у нас бились. И чрезвычайные происшествия на земле и в воздухе  - чуть ли не каждый день. Как и какая авиатехника приобретается - тоже не сразу разберешь. Не говоря уже про закупку авиатоплива, ремонт и обслуживание самолетов, задержки вылетов, аварийные посадки, перегруз…

Почему все сходит с рук? Денег в авиационной отрасли вращается много, а какая сумма уходит налево, подсчитать трудно – слишком много нюансов. Как и заинтересованных лиц.

Вот, к примеру: возьмем авиакомпанию, именуемую национальным авиаперевозчиком. Казахстанского содержания в «Эйр Астане» - половина. Вторая половина - вроде как английская. Руководят англичане. Самолеты зарегистрированы на острове Аруба в Карибском море, субъекте Королевства Нидерланды. Цены на авиабилеты такие, что «Эйр Астана» заслуженно считается одной из самых высокодоходных авиакомпаний в мире – ежегодно она декларирует от 60 до 100 миллионов долларов чистой прибыли.

фото сайта Air Astana

Между тем, финансово-хозяйственная деятельность национального перевозчика порождает массу вопросов. К примеру, за каждый взятый в лизинг самолет ежемесячно выплачивается в среднем полтора миллиона долларов США. То есть 18 миллионов в год! Мало кто знает, что есть менее затратный путь - за 50 миллионов долларов можно приобрести новый самолет класса А-320 с незамедлительной его поставкой. Даже если взять кредит на 10 лет под 10 процентов годовых, придется выплачивать банку чуть больше 600 тысяч долларов каждый месяц. А через 10 лет самим можно сдавать такой самолет в лизинг. Сплошная выгода для правительства, которое тоже является собственником авиакомпании. Для тех, кто скажет, что все это сказки, поясню: все эти цифры проверены и подбиты еще пару лет назад Счетным комитетом РК.

К слову сказать, английский вклад в уставной капитал нашего «национального перевозчика» составляет 8,5 миллиона долларов США – это всего лишь шестая часть стоимости нового авиалайнера А-320. Зато ежегодные дивиденды, многократно превышающие инвестиции, гарантированы особым отношением местных властей. Поясню: в Казахстане зарегистрировано почти сорок авиакомпаний. Из них действующих - всего пять. Три – обслуживают частные промышленные корпорации. И только две осуществляют регулярные пассажирские перевозки. Авиакомпания «Скат», по сути, работает у «Эйр Астаны» в подмастерьях. Обкатывает для «национального перевозчика» новые маршруты, да еще перебивается чартерами в Юго-Восточную Азию и Россию, когда у главной авиакомпании страны крыльев не хватает. Оттого, что приходится довольствоваться «объедками с барского стола», у «Ската» постоянные проблемы: подуставший авиапарк и измотанные переработками экипажи. Об этом мы уже писали, помянув разбившийся прошлой зимой борт из Кокшетау…          

С пресловутым «черным списком», закрывшим для казахстанских авиакомпаний европейское небо, и вовсе занятная история получается. Функционеры от авиации рассказывают обывателям байки про происки коварных европейцев, закрывших для казахстанских авиакомпаний свое небо. В действительности же дела обстоят совсем иначе: в выигрыше все та же «Эйр Астана». Как раз на нее полный запрет и не распространяется: поскольку авиакомпания наполовину английская, а ее самолеты приписаны к Нидерландам, ей позволили летать по нескольким, ранее освоенным маршрутам – в Лондон, Франкфурт, Амстердам. А большего национальному перевозчику и не надо - и так деньги рекой текут. Зато «черный список» дал прекрасный повод казахстанским авиационным властям прикрыть свои ворота для иностранных авиакомпаний. Благодаря этому «Эйр Астана» избежала конкурентной борьбы – шансов выиграть у иностранцев не было бы никаких. Теперь национальная авиакомпания может строить свою уникальную ценовую политику. При таком раскладе неудивительно, что в нашей стране есть немало могущественных и влиятельных государственных мужей, сильно заинтересованных в том, чтобы Казахстан продержали в «черном списке» как можно дольше. А нам, простым гражданам, остается только возмущаться, что цены на авиабилеты все время растут…

Кстати, открою еще одну большую тайну наших авиационных властей, напрямую связанную с «черным списком». Оказывается, в некоторых случаях иностранные авиакомпании к нам все же допускаются. Но тогда им приходится предоставлять некоторое количество пассажирских мест по символическому тарифу – 50 долларов. Подтверждающие документы имеются, поскольку наши авиационные власти вели на этот счет весьма активную переписку. Граждане, вы знаете хоть кого-нибудь, кому удалось приобрести билеты по такой цене? Лично я – не знаю.   

Но и на этом «чудеса на виражах» в отечественной авиации не заканчиваются. Нынешним летом разорвали на части годами отлаженную систему «Казаэронавигации». Знающие люди объясняют: кому-то шибко могучему приглянулась это курочка, несущая золотые яйца. Про то, что эта госструктура не только деньги зарабатывает, но еще и безопасность полетов обеспечивает, в суматохе раздела имущества, видать, позабыли. И не надо быть ясновидцем, чтобы знать, как могут аукнуться эксперименты с безопасностью. Но это тема отдельного разговора… 

Уже год как в Казахстане закупают новые самолеты. «Боинги», «Эмбраеры», «Бомбардье-Челенджеры». Радость от обновок быстро сменилась чередой авиационных происшествий с только что купленными новыми самолетами. Не удивительно, что никто не хочет рассказывать наиболее пикантные подробности этих сделок.

Ситуация порой доходит до невероятного: еще не обнародовали результаты расследования причин аварии разбившегося под Алматы CRJ-200, еще свежа память о погибших 16 пассажирах и 5 членах экипажа, а для президента страны приобретают точно такой же самолет. Разница лишь в том, что вместо 50-ти пассажирских мест там оборудован VIP-салон на 15 персон, а в хвосте установлены два дополнительных топливных бака, из-за чего он проходит под индексом CRJ-850.

Очень к месту было бы назвать тех, кто имеет некоторый процент акций в казахстанской доле «национального перевозчика». Ведь известно, что в таких случаях всегда есть пара-тройка неких «физических лиц», получающих очень приличные дивиденды. Знающие люди в числе таких называют отпрысков одной очень известной фамилии…

И с авиакомпанией «Скат» - тоже все очень непросто. Иначе не простили бы катастрофу. Но тогда пришлось бы разбираться с тем, кто сосватал им негодный для наших климатических условий самолет. А этот человек занимал большой пост сначала в комитете гражданской авиации, а потом в администрации президента. А еще человек этот вроде как из команды одного из родственников, сами догадываетесь кого…

И кредит под это приобретение авиакомпании «Скат» выдавал не абы какой банк, а самый что ни на есть афилированный.Надо думать, и новенький президентский самолет CRJ-850 на днях появился в Казахстане неспроста.Считается, что подноготная этой сделки - большая государственная тайна. Как и имена тех, кто реально из-за кулис управляет нашей авиацией. И тайна эта насколько большая, что руководитель президентской администрации Карим Масимов, премьер Серик Ахметов, глава Минтранскома Аскар Жумагалиев молчат как в рот воды набрали. А с учетом нынешнего ахового состояния этой стратегической отрасли их молчание выглядит крайне зловещим.  

Президент РК
- В России некоторые лица перевирают всю эту ситуацию, утверждая, что вот, мол, Россия "спасла" Казахстан, а Казахстан теперь должен вечно "служить и кланяться в ноги" России.
Ratel Instagram
Новая попытка захватить информационное пространство Казахстана
Кибертеррористы нашли дыру, через которую можно беспрепятственно проникать в информационное поле страны
Раньше было совсем плохо, а сейчас стало ещё лучше
О непредумышленном патриотизме и профессиональных любителях Родины
Бомбы под тенгизскую нефть
Есть основания предполагать, что это "послание" не только Казахстану, но и американской компании "Шеврон", ключевому акционеру Тенгизского проекта
В Казахстане возникла Наурызбайская тендерная аномалия
Если распиливать бюджет по 100 МРП на лот, ни один ревизор не придерётся
Как аким Тасмагамбетов заложил в Алматы мину техногенной катастрофы
После заявления президента о прекращении точечных застроек, застройщики стали активнее осваивать любые свободные от зданий участки в Алматы
Рассказы про экономику - 2
Откуда в Казахстане берётся высокая инфляция?
Треть казахстанского бюджета тратилась на образование, но студенты-казахи в Алма-Ате "страдали особо". Почему?
Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Об ожиданиях и реальности в медицине. Часть 1
Итак, вопрос N1. ЕДИНЫЙ ПЛАТЕЛЬЩИК
История из американской жизни
"Вы за это платите свои налоги", - говорят полицейские Флориды
Алматы и алматинцы. Чёрный день календаря
Нужен памятник не мёртвым, нужен он живым. То есть нам с вами
Продолжается социальный эксперимент россиянина над павлодарской полицией
Владелец ПКР, гражданин РФ Евгений Севрюков, четыре года ставит в Казахстане опыты, доказывающие, что здесь можно перешагнуть любой закон
Управделами президента заказало госнаград почти на полмиллиарда тенге
Стоимость всех казахстанских орденов заметно выросла по сравнению с 2021 годом
Аким Актюбинской области уговорил Ерлана Джамантаева остаться
Руководитель футбольного клуба "Актобе" должен был уйти на повышение в Республиканскую федерацию футбола
Глина и навоз вместо исторического облика Алматы
Старые алматинские дома превращаются в новые трущобы
Мальчиш-плохиш и паспорт для хороших русских
Как доказать, что ты не индоктринированный верблюд
О запрете на экспорт, ручном управлении экономикой и индонезийском пальмовом масле
Все разумные решения принимаются по-разному, но глупые - одинаково
О биографиях казахстанских "молодых политиков"
Незатейливая политтехнология, из разряда "простота хуже воровства"
Однофамилец
Всевышний умеет шутить, посмеиваясь над нашими планами и так называемыми экспертами
На рынке арендного жилья Алматы происходит настоящая катастрофа
Казахстанцы без своего жилья будут копить на него ещё очень и очень долго
Мы прошли климатическую точку невозврата
Настоящая катастрофа начнётся, когда растают ледники
Жители отдалённого района ВКО заставили золотодобывающую компанию приостановить работы
- 7 жылдық жұмыс үшін , ауылға қаншама зиянын тигізеді. Бұл фабриканың салынуына жол бермеу керек. Ауыл ойықта орналасқан, Таудан соққан желдің әсерінен бүкіл шаң, газ ауылға келеді. Ауыл тұрғындары арамен, малдың арқасында өмір сүріп жатыр. Егер фабрика салатын болса мал жайлымыда қалдмайды.
О мелочном жлобстве элиты Казахстана
- Өте дұрыс айтылған, Бас иемін, бәленің бәрі осыдан басталады.Рахмет !
Первые люди в долине Или: ниже Капчагая обнаружены каменные орудия, сопоставимые с древнейшими артефактами Земли!
- Добрый день! С точки зрения археолога-палеолитчика, знающего, что такое олдованская культура, могу сказать, что материал интересный. В данный момент занимаемся раскопками стоянок верхнего палеолита в предгорьях Заилийского Алатау. Поэтому есть возможность более детально изучить данные местонахождения. Как можно связаться с автором? Мой мэйл: dim_as_oj@mail.ru
Красная линия как казахская национальная идея
- Спасибо, Марат. Вы очень здорово сформировали и высказали свою боль и мою тоже. Если бы эти мысли дошли до каждого жителя нашей страны, наверное было бы легче жить. Я вот еще думаю, неужели нашему ЕЛЬБАСЫ дожив до старости, не стыдно читать щитки-лозунги "шал кет"?
Откуда у Жакипа Асанова синдром Елбасы
- Уважаю людей которые идут против системы.в судах идёт беспредел и неужели,если просто по человечески судья решил принять сторону обвиняемого,то её просто надо уничтожить? А Асанову надо лучше посмотреть с кем он работает.Я думаю правда восторжествует
Обращение Тимура Кулибаева
- Спасибо за работу.Вы действительно помогли услышать нас предпринимателей на верху. СПАСИБО
Руководитель отдела строительства города Абая обвинил журналиста Ratel.kz в клевете
- Уважение за проделанный огромный объем работы при расследовании. Очень хлесткий, конкретный цикл статей "Из жизни отечественных нечестных чиновников"