Главный инженер метрополитена не сомневается в квалификации сотрудников ремонтной организации
Публикация Ratel.kz «Китайским поездам нет, а специалистам - да?» вызвала неоднозначную реакцию главного инженера Алматинского метрополитена Нургали УСЕНОВА, который сейчас исполняет обязанности директора.
Напомним, в конце 2015 года метрополитен провел конкурс на закупку четырёх электропоездов, которые, как воздух, необходимы в связи с увеличением пассажиропотока и появлением в ближайшие несколько лет новых станций первой линии. Сумма госзкакупок составила более 13,6 миллиарда тенге.
Победителем было объявлено ТОО «AUTO LINORISS», которое дало скидку почти на 2,68 миллиарда тенге, а составы заказало у известной китайской компании CRRC SIFANG CO. Ltd. Хотя предыдущие семь электропоездов были произведены фирмой «HYUNDAI ROTEM».
Однако к середине 2016 года, когда первый электропоезд был готов почти на 2/3, у поставщиков и метрополитена начали возникать разногласия из-за автоматической системы управления движения поездов (АСУД), которая у новых электропоездов должна быть полностью интегрирована с уже существующей в алматинской подземке. Абсолютными правами на неё обладает фирма «HYUNDAI ROTEM».
Метпрополитен подал в суд на ТОО «AUTO LINORISS», попросив признать компанию недобросовестным участником госзакупок. Первые две судебные инстанции ТОО проиграло. Но зато выиграло другой процесс, на котором суд признал «недействительными пункты 17.1 и 17.2 приложения №2 к договору о государственных закупках №566 от 09 декабря 2015 года, заключенный между КГП на ПХВ Акимата г. Алматы «Метрополитен» и ТОО «AUTO LINORISS».
Изучая эту тему, Ratel.kz обнаружил любопытную деталь: в начале 2015 года метрополитен закупил способом из одного источника услугу по постгарантийному обслуживанию электропоездов у ТОО «AUTO LINORISS», а не «HYUNDAI ROTEM». Протоколы госзакупок выставлены на официальном сайте метрополитена.
Так как у Ratel.kz возникли вопросы в связи с таким странным совпадением, мы обратились за разъяснениями в коммунальное государственное предприятие (КГП) «Метрополитен» с запросом.
Однако в понедельник, 19 июня, на электронную почту редакции неожиданно упало письмо за подписью и.о. директора Нургали Усенова, а также ряд документов. В электронной версии письмо было озаглавлено - «Опровержение».
В своём письме г-н Усенов выражает недовольство тем, что «не владея в достаточном количестве исходным материалом и не вдаваясь в технические подробности конкурсной документации, журналистом производится подача материала в фрагментированном и где-то в искажённом виде».
Г-н Усенов подробно расписывает эти самые подробности сотрудничества метрополитена с ТОО «AUTO LINORISS». Не будем их перечислять, можете ознакомиться с ними из первоисточника.
Нас лишь заинтересовали несколько моментов.
Во-первых, кто мешал г-ну Усенову ответить на этот вопрос в нашем письменном запросе? Дал бы он такой ответ, и в публикации все это было бы отражено. Мы любим работать с официальными документами.
Во-вторых, все равно непонятно, зачем, имея свой штат обученного корейской компанией технического персонала, покупать услуги по постгарантийному обслуживанию у ТОО «AUTO LINORISS»? Неужели за те годы, что «HYUNDAI ROTEM» оказывало гарантийное обслуживание составов, нельзя было наладить тесные отношения? Или в метрополитене не знают, как установить тот же skype для проведения онлайн-консультаций с Кореей?
Кстати, согласно данным сайта электронного лицензирования, ТОО «AUTO LINORISS» получило лицензию на привлечение иностранной рабочей силы лишь 27 августа 2015 года. То есть спустя четыре месяца после того, как приступило к исполнению договора с метрополитеном.
Но все равно странно, почему возникла необходимость в привлечении посредника в лице ТОО «AUTO LINORISS», раз у самого метрополитена есть штат техперсонала, обученного специалистами «HYUNDAI ROTEM», и зачем у кого-то покупать услуги по консультированию у «HYUNDAI ROTEM», если это можно сделать напрямую, не оплачивая услуги другой компании? Сумма-то приличная – 59,6 миллионов тенге.
Тем более, что в Законе «О государственных закупках» есть подпункт 25 пункта 1 статьи 4, который гласит буквально: «Государственные закупки осуществляются без применения норм настоящего Закона, регламентирующих выбор поставщика и заключение с ним договора о государственных закупках, в случаях:
25) приобретения товаров, услуг, являющихся объектами интеллектуальной собственности, у лица, обладающего исключительными правами в отношении приобретаемых товаров, услуг».
То есть ничто не мешало метрополитену нанять корейских специалистов в «HYUNDAI ROTEM», так как они являются обладателями прав на свои технические ноу-хау. Ведь и у ТОО «AUTO LINORISS» были сделаны закупки методом из одного источника. Да, компания казахстанская. Это хорошо. Но если они все равно нанимают спеца из Кореи, какой смысл в посреднике?
К тому же, раз, согласно письму г-на Усенова, в ТОО «AUTO LINORISS» имеется достаточный штат собственных специалистов, почему возникли трения в поставках новых электропоездов?
Ведь квалифицированные спецы не могли не знать об особенностях АСУД фирмы «HYUNDAI ROTEM»!
Если уж г-н Усенов дал ответ на один из наших вопросов, то, думаем, ему не составит труда ответить и на другие. Тем более, что дверцу он приоткрыл. Можно, конечно, ссылаться на судебные тяжбы. Но лично для нас важнее безопасность пассажиров метро, а не юридические тонкости взаимоотношений руководства метрополитена с ТОО «AUTO LINORISS». Кто прав в споре с поставкой электропоездов – пусть решает суд. Однако на это уйдёт ещё много времени. А десятки тысяч граждан, ежегодно спускающиеся в подземку, хотят быть уверенными в своей безопасности уже сегодня.
Вы же не будете с этим спорить, г-н Усенов?
Фото с сайта метрополитена.