Заложники метро

23247 просмотров
0
Сергей ПЕРХАЛЬСКИЙ
Пятница, 26 Мая 2017, 07:30

Алматинский метрополитен втянут в новый скандал из-за тендера на электропоезда

Читайте также
Рабочие компании «К-Дорстрой» не получают зарплату с декабря

В ноябре 2015 года Коммунальное государственное предприятие (КГП) «Метрополитен» акимата Алматы объявило тендер на покупку четырёх новых электропоездов.

Закупка делалась с расчётом на появление до 2020 года ещё двух станций метрополитена, так как имеющиеся семь составов фирмы Hyundai с учётом растущего пассажиропотока уже не будут выдерживать требуемый график движения.

К тому же изготовление одного электропоезда занимает длительное время – до двух лет.

- Составы нам нужны, сейчас мы строим две станции метро - из-за нехватки средств они будут сданы в 2020 году. Дальше рассчитываем еще на две станции – «Калкаман» и «Западный автовокзал», из местного бюджета мы выделили 1,9 миллиарда, будем разрабатывать на них проектно-сметную документацию. В следующем году ПСД будет готово, и мы параллельно начнем строительство этих двух станций. Сейчас пассажиропоток в метро 45-50 тысяч человек в день. Когда мы завершим первую линию, пассажиропоток будет 120-130 тысяч пассажиров, - сообщил в январе этого года в интервью Vlast.kz начальник управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Алматы Максут ИСАХОВ.

Один электропоезд КГП «Метрополитен» оценило в 3,4 миллиарда тенге. То есть общая сумму конкурса превысила 13,6 миллиарда тенге. Потому конкурс оказался весьма лакомым пирогом.

Сложности выбора

С самого начала тендер не заладился. И хотя заявки подали семь потенциальных поставщиков, в том числе акционерное общество «HYUNDAI ROTEM», конкурсная комиссия все заявки отклонила как не соответствующие требованиям: к каждому из участников был солидный пакет замечаний.

Лишь с третьей попытки к конкурсу было допущено четыре потенциальных поставщика, из которых победителем признали ТОО «AUTO LINORISS».

Оно согласилось поставить электропоезда по цене 2,68 миллиарда тенге за каждый, то есть предложило цену на 21 процент ниже, чем рассчитывало потратить КГП «Метрополитен». Предложение оказалось интереснее даже с учётом того, что «HYUNDAI ROTEM» уже имело опыт поставки составов.

В общей сложности экономия для бюджета за весь объем поставки из четырёх составов составила бы порядка 2,8 миллиарда тенге. Одна только тендерная гарантия, которую предоставило АО «Bank RBK», потянула более чем на 3,2 миллиарда тенге.

Первый электропоезд, согласно договору о государственных закупках №566 от 9 декабря 2015 года, должен был быть поставлен через 24 месяца после заключения договора, то есть уже к концу 2017 года.

Заказ на его изготовление ТОО «AUTO LINORISS» разместило у известной китайской компании CRRC SIFANG CO. Ltd, которая занимается производством не только вагонов для метро, но и скоростных составов для железных дорог.

Читайте также
Сакен Жасузаков пенсионерам ничего не должен

Проблема интеграции

Однако уже к середине 2016 года у поставщиков и метрополитена начали возникать разногласия.

Сначала возникли сложности с переводом технической документации с китайского языка. Из-за этого появилось отставание от графика. Затем метрополитен запросил гигиенические и прочие сертификаты на внутренние элементы составов. Их китайская сторона пообещала предоставить только после сдачи первого электропоезда вместе с полным пакетом документации.

Такое обстоятельство тоже начало раздражать заказчика.

Но главным камнем преткновения стала автоматизированная система управления движения поездов (АСУД), которая у новых электропоездов должна быть полностью интегрирована с уже существующей в алматинской подземке. Её устанавливала фирма «HYUNDAI ROTEM».

Так как ТОО «AUTO LINORISS» не смогло предоставить гарантии того, что АСУД на её продукции будет интегрирована, КГП «Метрополитен» подало в январе 2017 года иск в специализированный межрайонный экономический суд Алматы с требованием признать «AUTO LINORISS» недобросовестным участником государственных закупок и расторгнуть договор о государственных закупках №566 от 09.12.2015 года.

- В 2015 году мы провели тендер на поставку составов, выиграла его казахстанская компания вкупе с китайской компанией, они сделали большой дисконт, вагоны должны поставить в 2019 году. Теперь, когда прошел практически год, они ставят нас перед фактом, что составы не адаптируются, не синхронизируются с нашей существующей системой Hyundai, - так прокомментировал ситуацию в интервью Vlast.kz Максут Исахов.

Иск в суде первой инстанции КГП выиграло. 1 февраля 2017 года суд признал «AUTO LINORISS» недобросовестным участником государственных закупок, договор на поставку электропоездов был расторгнут.

Не смогли юристы ТОО «AUTO LINORISS» оспорить это решение и в апелляционной коллегии Алматинского городского суда.

Читайте также
Нефтяные миллионы – в гольф-поля для элиты

Сделка, совершенная вследствие заблуждения

Пока КГП «Метрополитен» праздновало победу и планировало вновь объявить конкурс на поставку электропоездов, ТОО «AUTO LINORISS» в апреле подало новый иск. Оно попросило признать недействительным договор о государственных закупках №566 от 9 декабря 2015 года, так как «на момент заключения договора ответчик располагал всеми сведениями о том, что применение электроподвижного состава других производителей, кроме южнокорейской компании «HYUNDAI ROTEM», невозможно из-за уникальности системы АСУД».

Однако, по словам юристов ТОО «AUTO LINORISS», не поставив об этом в известность, КГП проводит тендер. Свои доводы они подтвердили заключением Учреждения «Независимая экспертиза» от 8 октября 2014 года №104/443, смысл которого сводится к тому, что применение электроподвижного состава других производителей, кроме южнокорейской компании «HYUNDAI ROTEM», невозможно, так как «система АСУД является уникальной, ее технологическое и конструкторское решение является собственностью указанной компании».

Доводы юристов о том, что во время заключения договора КГП «Метрополитен» ввел в заблуждение поставщика, не предоставив ему имеющуюся информацию о невозможности произвести интеграцию системы АСУД с любыми другими поездами, кроме поездов производства «HYUNDAI ROTEM», суд счёл состоятельными.

В результате исковое заявление было удовлетворено частично.

19 мая суд признал «недействительными пункты 17.1 и 17.2 приложения №2 к договору о государственных закупках №566 от 09 декабря 2015 года, заключенный между КГП на ПХВ акимата г. Алматы «Метрополитен» и ТОО «AUTO LINORISS».

Читайте также
Умирзак Шукеев потерял 27,726 млрд

Бессмысленный конкурс завёл в тупик

Решение пока не вступило в законную силу и наверняка будет обжаловано в городском суде. Однако ситуация получилась более чем странной.

Ведь проведение конкурса на закупку электропоездов для Алматинского метрополитена изначально было бессмысленной затеей.
Потому что с самого начала была допущена стратегическая ошибка – ни одна компания в мире не сможет поставить составы с АСУД, которую можно интегрировать в уже установленную систему «HYUNDAI ROTEM».

Фактически Алматинский метрополитен сам себя сделал заложником ситуации, не предусмотрев возможности внедрения иных систем управления движения поездов. Теперь КГП «Метрополитен» будет вынуждено покупать только электропоезда «HYUNDAI ROTEM». Корейская компания может назначать на них любую цену и алматинские власти вынуждены будут с ней согласиться. А учитывая грандиозные планы по строительству новых станций и даже веток, можно смело сказать, что «HYUNDAI ROTEM» заработает на нас ещё не один десяток миллиардов тенге.

И так будет всегда, пока существует Алматинский метрополитен. Спрыгнуть с этой иглы будет невозможно.

Но и из сложившейся ситуации с ТОО «AUTO LINORISS» и китайской компанией CRRC SIFANG CO. Ltd, похоже, выйти у руководства КГП «Метпрополитен» без скандала не получится.

Фото: kapital.kz.

Регистрация для комментариев



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.





include('yandexban.pd_1')
Президент РК
- В России некоторые лица перевирают всю эту ситуацию, утверждая, что вот, мол, Россия "спасла" Казахстан, а Казахстан теперь должен вечно "служить и кланяться в ноги" России.
Власти Казахстана не способны противостоять иностранной агрессии в информационном пространстве
Ежедневная аудитория четырёх "зазеркаленных" сайтов, без боя сданная властями Казахстана интервенту, превышает миллион посетителей в сутки
Раньше было совсем плохо, а сейчас стало ещё лучше
О непредумышленном патриотизме и профессиональных любителях Родины
Бомбы под тенгизскую нефть
Есть основания предполагать, что это "послание" не только Казахстану, но и американской компании "Шеврон", ключевому акционеру Тенгизского проекта
В Казахстане возникла Наурызбайская тендерная аномалия
Если распиливать бюджет по 100 МРП на лот, ни один ревизор не придерётся
Насколько безопасно будет детям в образовательном центре Prometheus School
Почему эксперты и владелец школы отказываются предоставлять жизненно важную информацию о здании
Рассказы про экономику
Часть 1. Вступительная заметка
Почему в СССР все мечтали про отпуск летом и где чаще загорали алмаатинцы
Репортажи из прошлого от Андрея Михайлова
Об ожиданиях и реальности в медицине. Часть 1
Итак, вопрос N1. ЕДИНЫЙ ПЛАТЕЛЬЩИК
Чего не знают о Евросоюзе казахские национал-патриоты
Это трансформация сотен миллионов индивидуальностей в коллективную и единообразную массу, прошитую клишированными стандартами миропонимания
Алматы и алматинцы. Чёрный день календаря
Нужен памятник не мёртвым, нужен он живым. То есть нам с вами
Павлодарский депутат остался без крыши
Почему депутат павлодарского облмаслихата не восстанавливает крышу построенной им школы, слетевшую через 2,5 года после торжественного открытия
Дорога в Польшу ведёт в Каражал: как отдельно взятый суд представляет интересы частного ТОО. Часть 4
Что нужно сделать, чтобы обратить все особенности судебной системы Казахстана себе во благо
Акима Актюбинской области сегодня приняли в пионеры
На шею ему повязали галстук из Семипалатинска
Глина и навоз вместо исторического облика Алматы
Старые алматинские дома превращаются в новые трущобы
Мальчиш-плохиш и паспорт для хороших русских
Как доказать, что ты не индоктринированный верблюд
О запрете на экспорт, ручном управлении экономикой и индонезийском пальмовом масле
Все разумные решения принимаются по-разному, но глупые - одинаково
О биографиях казахстанских "молодых политиков"
Незатейливая политтехнология, из разряда "простота хуже воровства"
Однофамилец
Всевышний умеет шутить, посмеиваясь над нашими планами и так называемыми экспертами
На рынке арендного жилья Алматы происходит настоящая катастрофа
Казахстанцы без своего жилья будут копить на него ещё очень и очень долго
Мы прошли климатическую точку невозврата
Настоящая катастрофа начнётся, когда растают ледники
Жители отдалённого района ВКО заставили золотодобывающую компанию приостановить работы
- 7 жылдық жұмыс үшін , ауылға қаншама зиянын тигізеді. Бұл фабриканың салынуына жол бермеу керек. Ауыл ойықта орналасқан, Таудан соққан желдің әсерінен бүкіл шаң, газ ауылға келеді. Ауыл тұрғындары арамен, малдың арқасында өмір сүріп жатыр. Егер фабрика салатын болса мал жайлымыда қалдмайды.
О мелочном жлобстве элиты Казахстана
- Өте дұрыс айтылған, Бас иемін, бәленің бәрі осыдан басталады.Рахмет !
Первые люди в долине Или: ниже Капчагая обнаружены каменные орудия, сопоставимые с древнейшими артефактами Земли!
- Добрый день! С точки зрения археолога-палеолитчика, знающего, что такое олдованская культура, могу сказать, что материал интересный. В данный момент занимаемся раскопками стоянок верхнего палеолита в предгорьях Заилийского Алатау. Поэтому есть возможность более детально изучить данные местонахождения. Как можно связаться с автором? Мой мэйл: dim_as_oj@mail.ru
Красная линия как казахская национальная идея
- Спасибо, Марат. Вы очень здорово сформировали и высказали свою боль и мою тоже. Если бы эти мысли дошли до каждого жителя нашей страны, наверное было бы легче жить. Я вот еще думаю, неужели нашему ЕЛЬБАСЫ дожив до старости, не стыдно читать щитки-лозунги "шал кет"?
Откуда у Жакипа Асанова синдром Елбасы
- Уважаю людей которые идут против системы.в судах идёт беспредел и неужели,если просто по человечески судья решил принять сторону обвиняемого,то её просто надо уничтожить? А Асанову надо лучше посмотреть с кем он работает.Я думаю правда восторжествует
Обращение Тимура Кулибаева
- Спасибо за работу.Вы действительно помогли услышать нас предпринимателей на верху. СПАСИБО
Руководитель отдела строительства города Абая обвинил журналиста Ratel.kz в клевете
- Уважение за проделанный огромный объем работы при расследовании. Очень хлесткий, конкретный цикл статей "Из жизни отечественных нечестных чиновников"