Заложники метро

24403 просмотров
0
Сергей ПЕРХАЛЬСКИЙ
Пятница, 26 Мая 2017, 07:30

Алматинский метрополитен втянут в новый скандал из-за тендера на электропоезда

Читайте также
Рабочие компании «К-Дорстрой» не получают зарплату с декабря

В ноябре 2015 года Коммунальное государственное предприятие (КГП) «Метрополитен» акимата Алматы объявило тендер на покупку четырёх новых электропоездов.

Закупка делалась с расчётом на появление до 2020 года ещё двух станций метрополитена, так как имеющиеся семь составов фирмы Hyundai с учётом растущего пассажиропотока уже не будут выдерживать требуемый график движения.

К тому же изготовление одного электропоезда занимает длительное время – до двух лет.

- Составы нам нужны, сейчас мы строим две станции метро - из-за нехватки средств они будут сданы в 2020 году. Дальше рассчитываем еще на две станции – «Калкаман» и «Западный автовокзал», из местного бюджета мы выделили 1,9 миллиарда, будем разрабатывать на них проектно-сметную документацию. В следующем году ПСД будет готово, и мы параллельно начнем строительство этих двух станций. Сейчас пассажиропоток в метро 45-50 тысяч человек в день. Когда мы завершим первую линию, пассажиропоток будет 120-130 тысяч пассажиров, - сообщил в январе этого года в интервью Vlast.kz начальник управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Алматы Максут ИСАХОВ.

Один электропоезд КГП «Метрополитен» оценило в 3,4 миллиарда тенге. То есть общая сумму конкурса превысила 13,6 миллиарда тенге. Потому конкурс оказался весьма лакомым пирогом.

Сложности выбора

С самого начала тендер не заладился. И хотя заявки подали семь потенциальных поставщиков, в том числе акционерное общество «HYUNDAI ROTEM», конкурсная комиссия все заявки отклонила как не соответствующие требованиям: к каждому из участников был солидный пакет замечаний.

Лишь с третьей попытки к конкурсу было допущено четыре потенциальных поставщика, из которых победителем признали ТОО «AUTO LINORISS».

Оно согласилось поставить электропоезда по цене 2,68 миллиарда тенге за каждый, то есть предложило цену на 21 процент ниже, чем рассчитывало потратить КГП «Метрополитен». Предложение оказалось интереснее даже с учётом того, что «HYUNDAI ROTEM» уже имело опыт поставки составов.

В общей сложности экономия для бюджета за весь объем поставки из четырёх составов составила бы порядка 2,8 миллиарда тенге. Одна только тендерная гарантия, которую предоставило АО «Bank RBK», потянула более чем на 3,2 миллиарда тенге.

Первый электропоезд, согласно договору о государственных закупках №566 от 9 декабря 2015 года, должен был быть поставлен через 24 месяца после заключения договора, то есть уже к концу 2017 года.

Заказ на его изготовление ТОО «AUTO LINORISS» разместило у известной китайской компании CRRC SIFANG CO. Ltd, которая занимается производством не только вагонов для метро, но и скоростных составов для железных дорог.

Читайте также
Сакен Жасузаков пенсионерам ничего не должен

Проблема интеграции

Однако уже к середине 2016 года у поставщиков и метрополитена начали возникать разногласия.

Сначала возникли сложности с переводом технической документации с китайского языка. Из-за этого появилось отставание от графика. Затем метрополитен запросил гигиенические и прочие сертификаты на внутренние элементы составов. Их китайская сторона пообещала предоставить только после сдачи первого электропоезда вместе с полным пакетом документации.

Такое обстоятельство тоже начало раздражать заказчика.

Но главным камнем преткновения стала автоматизированная система управления движения поездов (АСУД), которая у новых электропоездов должна быть полностью интегрирована с уже существующей в алматинской подземке. Её устанавливала фирма «HYUNDAI ROTEM».

Так как ТОО «AUTO LINORISS» не смогло предоставить гарантии того, что АСУД на её продукции будет интегрирована, КГП «Метрополитен» подало в январе 2017 года иск в специализированный межрайонный экономический суд Алматы с требованием признать «AUTO LINORISS» недобросовестным участником государственных закупок и расторгнуть договор о государственных закупках №566 от 09.12.2015 года.

- В 2015 году мы провели тендер на поставку составов, выиграла его казахстанская компания вкупе с китайской компанией, они сделали большой дисконт, вагоны должны поставить в 2019 году. Теперь, когда прошел практически год, они ставят нас перед фактом, что составы не адаптируются, не синхронизируются с нашей существующей системой Hyundai, - так прокомментировал ситуацию в интервью Vlast.kz Максут Исахов.

Иск в суде первой инстанции КГП выиграло. 1 февраля 2017 года суд признал «AUTO LINORISS» недобросовестным участником государственных закупок, договор на поставку электропоездов был расторгнут.

Не смогли юристы ТОО «AUTO LINORISS» оспорить это решение и в апелляционной коллегии Алматинского городского суда.

Читайте также
Нефтяные миллионы – в гольф-поля для элиты

Сделка, совершенная вследствие заблуждения

Пока КГП «Метрополитен» праздновало победу и планировало вновь объявить конкурс на поставку электропоездов, ТОО «AUTO LINORISS» в апреле подало новый иск. Оно попросило признать недействительным договор о государственных закупках №566 от 9 декабря 2015 года, так как «на момент заключения договора ответчик располагал всеми сведениями о том, что применение электроподвижного состава других производителей, кроме южнокорейской компании «HYUNDAI ROTEM», невозможно из-за уникальности системы АСУД».

Однако, по словам юристов ТОО «AUTO LINORISS», не поставив об этом в известность, КГП проводит тендер. Свои доводы они подтвердили заключением Учреждения «Независимая экспертиза» от 8 октября 2014 года №104/443, смысл которого сводится к тому, что применение электроподвижного состава других производителей, кроме южнокорейской компании «HYUNDAI ROTEM», невозможно, так как «система АСУД является уникальной, ее технологическое и конструкторское решение является собственностью указанной компании».

Доводы юристов о том, что во время заключения договора КГП «Метрополитен» ввел в заблуждение поставщика, не предоставив ему имеющуюся информацию о невозможности произвести интеграцию системы АСУД с любыми другими поездами, кроме поездов производства «HYUNDAI ROTEM», суд счёл состоятельными.

В результате исковое заявление было удовлетворено частично.

19 мая суд признал «недействительными пункты 17.1 и 17.2 приложения №2 к договору о государственных закупках №566 от 09 декабря 2015 года, заключенный между КГП на ПХВ акимата г. Алматы «Метрополитен» и ТОО «AUTO LINORISS».

Читайте также
Умирзак Шукеев потерял 27,726 млрд

Бессмысленный конкурс завёл в тупик

Решение пока не вступило в законную силу и наверняка будет обжаловано в городском суде. Однако ситуация получилась более чем странной.

Ведь проведение конкурса на закупку электропоездов для Алматинского метрополитена изначально было бессмысленной затеей.
Потому что с самого начала была допущена стратегическая ошибка – ни одна компания в мире не сможет поставить составы с АСУД, которую можно интегрировать в уже установленную систему «HYUNDAI ROTEM».

Фактически Алматинский метрополитен сам себя сделал заложником ситуации, не предусмотрев возможности внедрения иных систем управления движения поездов. Теперь КГП «Метрополитен» будет вынуждено покупать только электропоезда «HYUNDAI ROTEM». Корейская компания может назначать на них любую цену и алматинские власти вынуждены будут с ней согласиться. А учитывая грандиозные планы по строительству новых станций и даже веток, можно смело сказать, что «HYUNDAI ROTEM» заработает на нас ещё не один десяток миллиардов тенге.

И так будет всегда, пока существует Алматинский метрополитен. Спрыгнуть с этой иглы будет невозможно.

Но и из сложившейся ситуации с ТОО «AUTO LINORISS» и китайской компанией CRRC SIFANG CO. Ltd, похоже, выйти у руководства КГП «Метпрополитен» без скандала не получится.

Фото: kapital.kz.

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




журналист
Америкаға бір ұшақпен біздің мұғалімдерді жібергенде Камала жеңетін еді дейді. Айтпайтындары жоқ.
Для борьбы с коррупционным ОПГ можно использовать ОГПО
Как заставить государственных служащих отвечать за свои дела
На соучредителя скандально известного в Караганде обменного пункта заведено уголовное дело за неисполнение решения суда
Такой метод показал эффективность даже на лучшем друге экс-министра финансов Зейнуллы Какимжанова
Нурлан Жумасултанов: Власти хотят заново расследовать причины авиакатастрофы 2019 года
Кому и зачем нужно переписать окончательный Отчет о расследовании обстоятельств аварии Fokker-100 авиакомпании "Бек Эйр"
Мёртвый Култук оказался мёртвым
Закрыт ещё один нефтеразведочный проект "КазМунайГаза" на Каспии
Почему наши программы развития плохо работают
Нет опоры на науку, мнимые цели и плохая реализация
Как в Нью-Йорке каток ремонтировали
Поучительный пример эффективного превосходства частной инициативы над неповоротливым менеджментом официальных властей
Паттайя – Город грехов: что там делать в ноябре и стоит ли вообще туда соваться
Отдых с пользой: советы Андрея Михайлова
Алма-Ата и Алматы. Ноль как показатель безопасности
С начала года на дорогах Казахстана погибло более 300 человек
Елжан Биртанов: наша “исчезнувшая” платформа показала, кто ворует из казны
Ratel.kz случайно разбередил историю с запрещенной платформой, которая могла победить фармацевтическую и медицинскую мафию
Иран: как большая страна выживает в санкциях из-за идеологического конфликта
О внутренних процессах в стране и о том, как на них может повлиять Трамп
Балабақша есепшісі өзіне ай сайын бірнеше айлық "төлеген"
Осылайша ол 60 миллион теңге тапқанымен ақыры жеті жылға сотталды
На очередной долгострой Даниала Ахметова потратят 28 миллиардов тенге, изъятых у олигархов
Деньги возьмут из так называемых возвращённых активов
В "Самрук-Казына" считают внутристрановую ценность кофе-брейков
"Центр социального взаимодействия и коммуникаций", принадлежащий СК, следит за рабочими, проводит детские утренники и тимбилдинги за сотни миллионов тенге
На “творчество” монополистов пожаловались предприниматели СКО
В недоумении от действий энергетиков находятся владельцы офисов в многоэтажках
Неужели новый пресс-секретарь Бейбита Исабаева обладает даром ясновидения
Не успела корреспондент Ratel.kz побывать на Аксуском сахарном заводе, как та позвонила и предложила официальный комментарий
Жителя Уральска незаконно обвинили в банковском мошенничестве
Теперь он пытается наказать виновных, но правоохранители не усматривают в этом большой проблемы
Как начальник филиала "Шымкентгеодезия" от полевого картографа пострадал
Инженер-геодезист заявлял, что полгода ездил в поле снимать геоданные. А сам никуда не ездил, ничего не делал, только зарплату получал
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.