Кто является конечным бенефициаром народных протестов
В самый разгар выступлений ипотечников, требовавших немедленного списания кредитов, я разговаривал с банкирами, от которых услышал одну очень неприятную вещь. Оказалось, что больше всего шумят граждане, занимавшиеся спекуляциями на рынке недвижимости.
Понятно, что пузырь на рынке недвижимости надули, в первую очередь, банкиры. Но и граждане не остались в стороне. Люди брали кредиты, скупали жилье на первичном и вторичном рынке, потом перепродавали с прибылью, а вырученные деньги запускали в новые схемы.
Доходило до абсурда. Один мой знакомый купил квартиру на первичном рынке у одной из самых шумных в части рекламы строительных компаний.
В рекламе застройщика едва ли не каждый день сообщалось, как растут цены на жилье в еще не возведенных домах.
Мой знакомый, человек очень неглупый и практичный, дождался момента наивысшей цены и продал эту квартиру в доме, который еще даже и не начинали строить. Вырученных денег хватило на то, чтобы закрыть долги по ипотеке и купить квартиру на вторичном рынке.
Кажется, дом так и не был построен.
Ипотечники поджигали себя, прыгали с крыши, не желающие продавать под снос дома стрелялись, не удовлетворенные ценой предложения, все вместе они митинговали у Нацбанка и акимата. Одни требовали списать им долги, другие – дать в три раза больше, чем им предлагают, условно говоря, вместо 100 тыс. долларов за сотку люди хотели 200-300 тыс.
Впереди шли плохо одетые люди, как раз те, кто реально пострадал от кризиса ликвидности и последовавшей девальвации, накрывшей весь мир.
За ними, в тени, располагались дорогие машины, люди в многотысячных шубах и бриллиантах, с миллионными (в долларах) банковскими долгами.
Закончились эти акции тем, что плач банкиров был услышан – свыше 10 миллиардов долларов отправили на спасение банков, которые потом сдувались один за другим.
Ипотечники, из числа плохо одетых людей, так и остались ни с чем, несмотря на реальные человеческие жертвы.
Сегодня люди выходят на митинги, требуя в 10 раз сократить таможенную пошлину на нелегально используемые автомобили с иностранными номерами. Фронтят на митингах, как правило, владельцы одной машины, на которой они зарабатывают себе на жизнь.
Между тем, министр АБАЕВ сообщает, что МВД обнаружило граждан, которые завозили автомобили десятками. В целом по стране насчитывается 500 человек, пригнавших от пяти и более машин. По словам министра, "в МВД провели анализ и выявили случаи, когда автомобили завозились из Армении десятками. К примеру, житель Алматинской области завез, представляете, 70 машин. Два жителя Атырауской области завезли, по-моему, 80 машин на двоих".
Что такое 80 автомобилей? В деньгах это от 400 до 800 тыс. долларов. На обязательных платежах в бюджет два импортера еще и сэкономили в пределах 60 млн тенге. Едва ли среди тех, кто сегодня в Нур-Султане вышел на улицу, есть такие состоятельные сограждане. То есть те, кто осознанно строил эту пирамиду, вовлекая в нее граждан, желающих сэкономить или подзаработать на пассивности государственных чиновников, долгое время не требовавших исполнить законы.
Напомню, что, по казахстанским правилам, ввезенную в Казахстан машину надо в течение 10 дней ставить на учет, а за управление автомобилем, не зарегистрированным в установленном порядке, предусмотрен штраф в 10 МРП и водворение на штрафстоянку до устранения причин задержания.
МВД так жестко требовало соблюдения законов и правил Республики Казахстан, что в страну въехало 170 тыс. автомобилей, владельцы которых теперь выходят на площадь с требованием амнистии.
Логика любого протеста до неприличия банальна и возникла еще в девяностых годах прошлого века, когда вкладчики пирамид требовали у властей ответа только на том основании, что государство позволяло рекламировать пирамиды, а значит, должно вернуть потерянные деньги.
Если правительство под давлением одномашинников поведется на митинги, самую большую прибыль получат именно те, кто завозил машины десятками.
У любой акции протеста есть имя, фамилия и должность.
Я в том смысле, что есть не только организаторы протеста – те, кто рассылает призывы прийти на несанкционированную акцию и формулирует требования от имени определенной группы населения. Это, как раз те, кто меньше всего на этом заработает денег, при этом рискуя уронить рейтинг благонадежности и попасть в черные списки навещаемых сотрудниками полиции накануне любого кипиша.
Я о тех, кто создает реальные условия для акций протеста.
Те, кто брал взятки за раздачу земельных участков в запретных зонах.
Кто годами закрывал глаза на десятки тысяч разъезжающих по дорогам "иностранцев".
Кто позволял банкирам набирать кредиты за рубежом и раздавать их на остановках, размещал в лопающихся банках пенсионные накопления и деньги национальных компаний.
Ни один АБЛЯЗОВ не соберет столько людей, как МВД, внезапно вспомнившее о своих прямых обязанностях, или коррупционер, раздававший налево и направо разрешения на строительство.
В Шаныраке и Бакае дело дошло до столкновений, в которых погиб офицер полиции.
Напомню, что тогдашний аким Алматы Имангали ТАСМАГАБЕТОВ попытался снести признанные судом незаконными постройки. Это вызвало такой протест, что даже ему пришлось отступиться, хотя влиятельности и силы духа ему было не занимать.
Разбираются ли после взрывов в Арыси: кто разрешил возводить дома впритык к складу боеприпасов? Видимо, дешевле оказалось построить все нацкомпании и выделить из бюджета деньги, чтобы восстановить дома и предотвратить беспорядки в самой густонаселенной области Казахстана.
Вряд ли мы узнаем, почему вдруг казахи кинулись убивать и грабить дунган. Бытовуха – это не повод для массовых убийств. Те, кто ехал убивать, были уверены в безнаказанности, а обещать им это могли только серьезные люди. Как говорят политологи, есть множество причин – социальные противоречия, расслоение населения, недостаточная идеологическая работа и т.д., но мне кажется, что это была банальная акция устрашения – кто-то с кем-то не поделил доли от контрабанды, и в качестве мишени оказались дунгане.
Но пострадал ли хоть кто-нибудь из тех, кто не просто не возражал против самостроя, но еще и прикрывал это все липовыми бумагами на небольшую плату?
Вырисовывается одна грубая, но очень эффективная схема. Вовлечь в коррупцию как можно больше людей, создать пирамиду из незаконных построек, автомобилей, недостроенных домов, а потом люди сами выйдут на площадь и потребуют пересмотра для них общеустановленных правил. На минуточку, 170 тыс. владельцев машин – это больше, чем служивых в армии и полиции Казахстана. Хочешь не хочешь, а придется выслушивать и искать компромисс, к большому неудовольствию тех, кто не воспользовался серой схемой и в следующий раз на нее обязательно подпишется.
Властям ничего не остается, как заливать пожар деньгами. Но конечным организаторами и бенефициарами этих акций протеста были и остаются люди, год из года обналичивающие свои должности.
P. S. Пока только отчаянный адвокат Бахытжан БАЗАРБЕК пытается раскрыть фамилии истинных виновников случившейся и будущих трагедий, выясняя, кто подписывал документы за застройку в запретных зонах аэропортов Казахстана. Но надолго ли его хватит?
Фото: Ⓒ Ratel.kz / Асем Миржекеева.