Обработка власти давлением

18614 просмотров
0
Марат АСИПОВ
Пятница, 21 Фев 2020, 09:00

Кто является конечным бенефициаром народных протестов

В самый разгар выступлений ипотечников, требовавших немедленного списания кредитов, я разговаривал с банкирами, от которых услышал одну очень неприятную вещь. Оказалось, что больше всего шумят граждане, занимавшиеся спекуляциями на рынке недвижимости.

Читайте также
Министр обороны Серик Ахметов должен ответить за гибель людей

Понятно, что пузырь на рынке недвижимости надули, в первую очередь, банкиры. Но и граждане не остались в стороне. Люди брали кредиты, скупали жилье на первичном и вторичном рынке, потом перепродавали с прибылью, а вырученные деньги запускали в новые схемы.

Доходило до абсурда. Один мой знакомый купил квартиру на первичном рынке у одной из самых шумных в части рекламы строительных компаний.

В рекламе застройщика едва ли не каждый день сообщалось, как растут цены на жилье в еще не возведенных домах.

Мой знакомый, человек очень неглупый и практичный, дождался момента наивысшей цены и продал эту квартиру в доме, который еще даже и не начинали строить. Вырученных денег хватило на то, чтобы закрыть долги по ипотеке и купить квартиру на вторичном рынке.

Кажется, дом так и не был построен.

Ипотечники поджигали себя, прыгали с крыши, не желающие продавать под снос дома стрелялись, не удовлетворенные ценой предложения, все вместе они митинговали у Нацбанка и акимата. Одни требовали списать им долги, другие – дать в три раза больше, чем им предлагают, условно говоря, вместо 100 тыс. долларов за сотку люди хотели 200-300 тыс.

Читайте также
Друзьям всё, народу – закон

Впереди шли плохо одетые люди, как раз те, кто реально пострадал от кризиса ликвидности и последовавшей девальвации, накрывшей весь мир.

За ними, в тени, располагались дорогие машины, люди в многотысячных шубах и бриллиантах, с миллионными (в долларах) банковскими долгами.

Закончились эти акции тем, что плач банкиров был услышан – свыше 10 миллиардов долларов отправили на спасение банков, которые потом сдувались один за другим.

Ипотечники, из числа плохо одетых людей, так и остались ни с чем, несмотря на реальные человеческие жертвы.

Сегодня люди выходят на митинги, требуя в 10 раз сократить таможенную пошлину на нелегально используемые автомобили с иностранными номерами. Фронтят на митингах, как правило, владельцы одной машины, на которой они зарабатывают себе на жизнь.

Между тем, министр АБАЕВ сообщает, что МВД обнаружило граждан, которые завозили автомобили десятками. В целом по стране насчитывается 500 человек, пригнавших от пяти и более машин.  По словам министра, "в МВД провели анализ и выявили случаи, когда автомобили завозились из Армении десятками. К примеру, житель Алматинской области завез, представляете, 70 машин. Два жителя Атырауской области завезли, по-моему, 80 машин на двоих".

Читайте также
Прямое мнение народа: недовольство выразили автовладельцы в Нур-Султане

Что такое 80 автомобилей? В деньгах это от 400 до 800 тыс. долларов. На обязательных платежах в бюджет два импортера еще и сэкономили в пределах 60 млн тенге. Едва ли среди тех, кто сегодня в Нур-Султане вышел на улицу, есть такие состоятельные сограждане. То есть те, кто осознанно строил эту пирамиду, вовлекая в нее граждан, желающих сэкономить или подзаработать на пассивности государственных чиновников, долгое время не требовавших исполнить законы.

Напомню, что, по казахстанским правилам, ввезенную в Казахстан машину надо в течение 10 дней ставить на учет, а за управление автомобилем, не зарегистрированным в установленном порядке, предусмотрен штраф в 10 МРП и водворение на штрафстоянку до устранения причин задержания.

МВД так жестко требовало соблюдения законов и правил Республики Казахстан, что в страну въехало 170 тыс. автомобилей, владельцы которых теперь выходят на площадь с требованием амнистии. 

Логика любого протеста до неприличия банальна и возникла еще в девяностых годах прошлого века, когда вкладчики пирамид требовали у властей ответа только на том основании, что государство позволяло рекламировать пирамиды, а значит, должно вернуть потерянные деньги.

Если правительство под давлением одномашинников поведется на митинги, самую большую прибыль получат именно те, кто завозил машины десятками.

У любой акции протеста есть имя, фамилия и должность.

Я в том смысле, что есть не только организаторы протеста – те, кто рассылает призывы прийти на несанкционированную акцию и формулирует требования от имени определенной группы населения. Это, как раз те, кто меньше всего на этом заработает денег, при этом рискуя уронить рейтинг благонадежности и попасть в черные списки навещаемых сотрудниками полиции накануне любого кипиша.

Читайте также
Около 50 человек вышли с протестом в Нур-Султане

Я о тех, кто создает реальные условия для акций протеста.

Те, кто брал взятки за раздачу земельных участков в запретных зонах.

Кто годами закрывал глаза на десятки тысяч разъезжающих по дорогам "иностранцев".

Кто позволял банкирам набирать кредиты за рубежом и раздавать их на остановках, размещал в лопающихся банках пенсионные накопления и деньги национальных компаний.

Ни один АБЛЯЗОВ не соберет столько людей, как МВД, внезапно вспомнившее о своих прямых обязанностях, или коррупционер, раздававший налево и направо разрешения на строительство.

В Шаныраке и Бакае дело дошло до столкновений, в которых погиб офицер полиции.

Напомню, что тогдашний аким Алматы Имангали ТАСМАГАБЕТОВ попытался снести признанные судом незаконными постройки. Это вызвало такой протест, что даже ему пришлось отступиться, хотя влиятельности и силы духа ему было не занимать.

Разбираются ли после взрывов в Арыси: кто разрешил возводить дома впритык к складу боеприпасов? Видимо, дешевле оказалось построить все нацкомпании и выделить из бюджета деньги, чтобы восстановить дома и предотвратить беспорядки в самой густонаселенной области Казахстана.

Вряд ли мы узнаем, почему вдруг казахи кинулись убивать и грабить дунган. Бытовуха – это не повод для массовых убийств. Те, кто ехал убивать, были уверены в безнаказанности, а обещать им это могли только серьезные люди. Как говорят политологи, есть множество причин – социальные противоречия, расслоение населения, недостаточная идеологическая работа и т.д., но мне кажется, что это была банальная акция устрашения – кто-то с кем-то не поделил доли от контрабанды, и в качестве мишени оказались дунгане.

Читайте также
Бакытжан Базарбек: Почему дёргаются агашки

Но пострадал ли хоть кто-нибудь из тех, кто не просто не возражал против самостроя, но еще и прикрывал это все липовыми бумагами на небольшую плату?

Вырисовывается одна грубая, но очень эффективная схема. Вовлечь в коррупцию как можно больше людей, создать пирамиду из незаконных построек, автомобилей, недостроенных домов, а потом люди сами выйдут на площадь и потребуют пересмотра для них общеустановленных правил. На минуточку, 170 тыс. владельцев машин – это больше, чем служивых в армии и полиции Казахстана. Хочешь не хочешь, а придется выслушивать и искать компромисс, к большому неудовольствию тех, кто не воспользовался серой схемой и в следующий раз на нее обязательно подпишется.

Властям ничего не остается, как заливать пожар деньгами. Но конечным организаторами и бенефициарами этих акций протеста были и остаются люди, год из года обналичивающие свои должности.

P. S. Пока только отчаянный адвокат Бахытжан БАЗАРБЕК пытается раскрыть фамилии истинных виновников случившейся и будущих трагедий, выясняя, кто подписывал документы за застройку в запретных зонах аэропортов Казахстана. Но надолго ли его хватит?

Фото: Ⓒ Ratel.kz / Асем Миржекеева.

Главный тренер мадридского «Реала»
«Кайрат» заслужил право играть в Лиге чемпионов. Мы все это видели, побывав в Алматы.
Китай заполняет пустоту – у Центральной Азии нет выбора
Балансировать между глобальными игроками становится все сложнее
Малый Турксиб: Для чего настоящие поезда ходили по центру Алма-Аты
Репортажи из прошлого
«Qustar»: цитаты и смыслы Нургисы Тлендиева
Как канадский музыкант переосмыслил наследие казахского композитора
Рост ВВП и падение доходов: парадоксы казахстанской экономики
Казахстанцы зарабатывают на еду и похороны
От веб-драмы до блокбастера: путь казахстанского кинооператора
Багдат Аргинов о кино, стиле и зрителях
Трансформация ШОС – альтернатива «старым правилам»?
Константин Сыроежкин: Необходимо научиться ощущать себя суверенным государством
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента