Как власть плодит "шаныраки" и "бакаи"
Запад Казахстана сигнализирует – возможны протесты по всей стране. В Атырау и Актау они уже начались. Уже подключился Петропавловск.
Повод для выхода людей на площадь самый что ни на есть меркантильный. Владельцы автомобилей с иностранными номерами – кыргызскими, армянскими и российскими - недовольны требованием МВД зарегистрировать машины, поставленные на учет за рубежом. Требование как есть законное.
Тут всего один вопрос: как в страну просочилось 170 тысяч автомобилей?
МВД на голубом глазу сообщает, что, по казахстанским правилам, ввезенную в Казахстан машину надо в течение 10 дней ставить на учет, а за управление автомобилем, не зарегистрированном в установленном порядке, предусмотрен штраф в 10 МРП и водворение на штрафстоянку до устранения причин задержания. Министерство сетует, что "чувство безнаказанности из-за отсутствия регистрации привело к тому, что по вине водителей-казахстанцев совершено 1854 ДТП, в которых погибли 132 человека и более 500 получили ранения".
В этом месте захотелось зарыдать и обнять МВД. Прямо жетiм бала, которого обижают ушлые дельцы.
Аргументация так себе. Выходит, если бы они ездили по правилам, и никто бы от них пострадал, так и фиг с ними?
Между тем, такое количество автомобилей в Казахстане не могло материализоваться в один день и создать у владельцев чувство безнаказанности. Любое глубокое и светлое чувство, как, к примеру, любовь к Родине или вера в возможность не платить налоги, формируется годами.
Официально в Казахстан завозится чуть больше двух тысяч автомобилей в месяц.
Чтобы ввезти и продать в Казахстане 170 тысяч "серых" авто, нужно много-много месяцев.
Получается, что на протяжении нескольких лет МВД и правительство воспитывали в казахстанцах правовой нигилизм.
Цена вопроса – свыше миллиарда долларов, недополученных государством в виде налогов. Можно, конечно, добавить, что страдает отечественный автопром, где не создаются новые рабочие места, но это уже производные. Мы же говорим о прямых убытках для бюджета.
Но и деньги не главное. В конце концов, все равно бы распилили.
Здесь проблема в другом.
На сегодня мы имеем 170 тысяч недовольных граждан, готовых выйти на площадь.
Особо отмечу, что пользователи машин с иностранными номерами брали их, скорее всего, для заработка.
По спросу на рынке вакансия водителя входит в десятку актуальных профессий. По некоторым рейтингам даже превышает спрос на инженеров, врачей и учителей.
Учтем, что есть почти три миллиона безработных, но экономических активных, значительная часть которых зарабатывает на жизнь частным извозом.
Это вам не интеллигентные ребята из "Оян, Казахстан" и даже не так называемые оппозиционеры, неспособные вывести на улицу больше сотни человек.
Здесь конфликт затрагивает жизненные интересы 170 тысяч семей, для которых неизбежное расставание с несколькими тысячами долларов, которые изымут в качестве налогов под угрозой ареста автотранспорта, очень болезненная процедура.
Пусть в каждом крупном городе их будет тысяч по 10, из них 1000 может решиться на активные действия. Ну, там, перекрывать движение, устраивать пробки в городе – всегда найдутся граждане, которые чего-нибудь скреативят, не ограничиваясь хайпом в соцсетях.
Я уже не говорю еще об одной проблеме: где МВД планирует разместить столько арестованных машин, организовать охрану, и во сколько это встанет налогоплательщикам?
Таким образом, власти в очередной раз создали стране серьезную проблему.
С одной стороны, есть вероятность протеста. Самое простое решение - закрыть глаза и легализовать "иностранцев".
С другой стороны, есть сотни тысяч законопослушных граждан, которым тоже будет обидно, что они не стали нарушать закон, поэтому переплатили за покупку официально растаможенных автомобилей.
Это все равно, что списывать кредиты тем, кто ходил к Нацбанку с митингами, тогда как другие продолжают платить. Добросовестные заемщики задаются вопросом: почему они должны платить, если другим прощают?
На самом деле власти нарушают негласный общественный договор.
Народу разрешают шустрить внизу с тем, чтобы не сильно возмущались происходящим наверху.
Мы вам спишем ипотеку, но вы не обращайте внимания на многомиллиардные вливания в банковскую систему.
Мы отдадим землю китайцам, но не будем вас наказывать, если вы прихватите землю в районе аэропорта.
Мы травим вас выбросами ТЭЦ, но вы можете отапливать свои дома старыми покрышками.
Мы застроим Шымбулак, а вы можете селиться в Шаныраке.
Такой негласный общественный договор выгоден властям. В конечном итоге взятки за незаконные строения и откаты в банках все равно поступали в карман представителей властей.
Ведь только у нас есть такая замечательная дефиниция, как "коррупционные обязательства".
Когда они исполняются обеими сторонами – народом и властями – всем хорошо.
Можно получить квартиру по госпрограмме, земельный участок в запретной зоне, таскать контрабанду, решать вопросы в суде и т. д.
Но время от времени возникает конфликт. Вот Имангали ТАСМАГАМБЕТОВ в бытность акимом Алматы решил зачистить застройки в нижней части города, опираясь на решение суда и исполнительный лист. И тут же люди обложились бензином, угрожая самосожжением, атаки судебных исполнителей и полицейских на Бакай и Шанырак закончились гибелью офицера.
И таких поводов для недовольства с каждым годом будет все больше и больше.
В стране за годы независимости вырос удельный вес коррупционно-активной части населения, практически сравнявшейся по численности с экономически активным народом.
Сбой коррупционной программы ведет к очень болезненному когнитивному диссонансу.
Почему одним можно, а другим нельзя?
Почему раньше было можно, а теперь - нельзя?
Кто вернет деньги, уплаченные в виде взятки, если вы теперь хотите снести мой дом в запретной зоне аэропорта, на склоне горы и в водоохранной зоне, а также закрывали глаза на мои иностранные номера?
Принцип "друзьям все, народу - закон" близок к своему логическому завершению.
Надо бы определиться. Или водку пить, или намаз читать.
Иллюстрация: zen.yandex.ru.