Водителей не устроили объяснения полиции, и они готовят письмо президенту страны
После громкого заявления, сделанного 15 января 2020 года заместителем министра внутренних дел Казахстана Марата КОЖАЕВА о машинах с иностранными номерами, во многих городах страны прошла волна недовольств. Не стал исключением и Петропавловск – больше сотни водителей собрались на стоянке у новой мечети в 19-м микрорайоне, чтобы высказать свою позицию.
Представители органов внутренних дел оказались настолько благосклонными, что предложили горожанам не мёрзнуть на улице, а проехать в актовый зал департамента дорожной полиции Северо-Казахстанской области для разъяснения ситуации. Огромная вереница иномарок с номерами в основном России и Армении устремилась туда, чтобы расставить все точки над "i".
Напомним, что замминистра внутренних дел в своём заявлении на одном из республиканских телеканалов отметил, что машины с иностранными номерами, больше года ездящие по Казахстану, будут изыматься и водворяться на штрафстоянки. Как выяснилось, такое решение не безосновательно и подкреплено договором Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Однако долгие годы этот вопрос не слишком волновал высокопоставленных чиновников. А теперь, когда в страну ввезли более 170 тысяч автомашин из разных республик Таможенного союза, вспомнили о законе.
Рассылка новости разлетелась по whatsapp, автовладельцы Петропавловска создали группы и решили отстаивать свои права. В приграничной области много машин из Российской Федерации, в последнее время появилось и большое количество армянских машин.
Сейчас власти предлагают хозяевам заграничных авто, не зарегистрированных в Казахстане, два выхода – поставить на учёт, уплатив огромные суммы пошлин, порой в несколько раз превышающих стоимость автомобилей, либо вовсе избавиться от них, продав на запчасти.
Владельцы транспортных средств из Армении, России, Киргизии и Беларуси не хотят расставаться со своими комфортными "железными конями", поэтому готовы обсуждать этот вопрос с властями, лишь бы эффект был. Они ждут от правительства этакой "амнистии" и готовы заплатить за оформление машин, если суммы снизят в десять раз.
- Почему государство не может пойти гражданам на встречу и сделать льготную "растаможку" на некоторый период, чтобы все поставили на казахстанский учёт, но по сниженному тарифу? Мы также будем платить налоги. Штрафы уже несколько месяцев приходят из единой базы по страховке. Надеялся, что куплю машину и буду беспрепятственно передвигаться. При покупке автомашины в Армении, каждый из нас хотел сэкономить деньги. Кстати, не от хорошей жизни! Мы привозим машины лучше и дешевле, чем можно купить у нас. Я не против отдать ещё денег, но не 2-3 млн тенге, как нужно сейчас для регистрации, а 200-300 тысяч. Только, чтобы меня не трогали, а то завтра могут забрать машину и на штрафстоянку поставить, - говорит владелец авто из Армении Вячеслав ГЛУХИХ.
Начальник управления местной полицейской службы Айдын БАЙМАТОВ заверил автовладельцев, что забирать машины у них никто не будет, во всяком случае "пока".
- Никто вас задерживать не будет, никто автомашины водворять на штрафстоянку не будет. Пока этот вопрос не решится конкретно на уровне страны. Это я вам обещаю. Никто не будет трогать на общих основаниях, если водитель не нарушит правила дорожного движения, - заверил полицейский.
Отметим, что до начала разговора с представителями местной исполнительной власти, хозяева незарегистрированных в РК авто были уверены в своей правоте, ссылаясь на недоработку закона нашей страны о дорожном движении. Но начальник отдела таможенного контроля департамента государственных доходов по Северо-Казахстанской области Дмитрий ОСИПОВ опроверг их предположения.
Он пояснил, что по договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, машины, растаможенные в Киргизии в период с 1 января 2014 года по 1 января 2020 года и в Армении в период с 10 октября 2014 года по 1 января 2020 года, являются иностранным товаром на остальной территории ЕАЭС. В пункте 6 статьи 42 этого договора указано, что государство в составе Союза вправе применять ставки ввозных таможенных пошлин, отличающиеся от ставок Единого таможенного тарифа (ЕТТ). Но обязано обеспечить использование товаров, в отношение которых применены низкие ставки пошлин, только в пределах своей территории и принять меры по недопущению вывоза таких товаров в другие государства без доплаты в размере разницы сумм ввозных таможенных пошлин, вычисленных по ЕТТ и уплаченных по льготному тарифу.
- Машины, оформленные в Киргизии и Армении в этот период, оформлены по заниженным ставкам специально для жителей этих стран, чтобы наполнить рынок для своих граждан. Они не должны были вывозиться, а эксплуатироваться исключительно в пределах стран, - сообщил представитель департамента госдоходов.
Узнав о том, что невольно стали "нарушителями" Евразийского союзного договора, владельцы ТС, не имеющих регистрации в Казахстане, обратились к сотрудникам органов внутренних дел с просьбой донести до правительства и парламентариев их просьбу о помощи и демократичном решении проблемы. Как выяснилось, она касается огромного пласта населения республики.
Один из организаторов собрания в Петропавловске Павел ШИРОЧЕНКО подготовил текст коллективного обращения автовладельцев на имя президента РК Касым-ЖомартаТОКАЕВА и лидера партии "Нур Отан" Нурсултана НАЗАРБАЕВА, в котором попросил принять законодательные меры для беспрепятственного перемещения на автомобилях, купленных в странах ЕАЭС.
Фото автора.