Апелляционная коллегия нашла неправильное применение норм закона судом первой инстанции
Ratel.kz писал, что есть все основания предполагать, что юрисконсульт Елена КАНТЕР-СКРИПКИНА занесла судье Специализированного межрайонного экономического суда Карагандинской области Ержану ГАБДУЛЛИНУ 30 тысяч евро за решение судебного спора по крупному госзаказу на более чем 3 млрд тенге. Кантер-Скрипкина представляет интересы крупных строительных компаний - ТОО "Atlant Building KZ" и ТОО "Оливия". Деньги же, по информации наших источников, предназначались другому судье этого же суда - Ерболу МАЙПАСОВУ.
В судебной базе данных Ratel.kz нашёл несколько судебных решений, которые связывают этих двух судей и ТОО "Оливия". В октябре 2020 года были подведены итоги двух конкурсов на строительство арендных жилых домов: девятиэтажного 108-квартирного жилого дома в Октябрьском районе по улице Чапаева сметной стоимостью 1,315 млрд тенге и девятиэтажного 108-квартирного жилого дома в Октябрьском районе в микрорайоне "Восток-2" сметной стоимостью 1,762 млрд тенге. Победителем в обоих случаях стало ТОО "Фирма Жак-Жал" из города Жанаозен, которое предложило ту же цену, но получило большую условную скидку из-за опыта работы и показателя уплаченных налогов.
ТОО "Оливия" оспорило решение конкурсной комиссии в суде.
Определением от 15 октября 2020 года судья Ержан Габдуллин удовлетворил заявление ТОО "Оливия" об обеспечении иска – запрете ГУ "Отдел строительства города Караганда" заключить договор с ТОО "Фирма Жак-Жал".
Определением от 3 декабря 2020 года судья Специализированного межрайонного экономического суда Карагандинской области Ербол Майпасов признал за ТОО "Оливия" право обжаловать договор о государственных закупках.
6 февраля 2021 года сотрудниками антикоррупционного ведомства было произведено задержание юрисконсульта ТОО "Оливия" при передаче денег судье Габдуллину. Чуть позже был задержан и судья Майпасов. Официальных комментариев пока никто из ведомств не даёт, так как следственные действия продолжаются. Однако в судебной базе можно наблюдать, что все процессы, которые вели оба судьи, "зависли".
17 февраля 2021 года апелляционная коллегия Карагандинского областного суда рассмотрела жалобы сторон по этому гражданскому делу.
В апелляционной жалобе ГУ "Управление государственных закупок Карагандинской области" просило решение от 3 декабря 2020 года отменить, поскольку судом не учтено, что в соответствии с пунктом 39 постановления правительства "Об определении специального порядка государственных закупок" отклонение потенциального поставщика по причинам, связанным с введением карантинных мероприятий, является правом, а не обязанностью конкурсной комиссии. А потому выводы суда первой инстанции о непредставлении победителем ТОО "Фирма Жак-Жал" документов, подтверждающих наличие ресурсов, необходимых для исполнения обязательств по договору о государственных закупках, опровергаются наличием у ТОО лицензии на выполнение строительно-монтажных работ I категории. Кроме того, по состоянию на 5 октября 2020 года пункт 39 специального порядка утратил силу.
ТОО "Фирма Жак-Жал" в апелляционной жалобе сослалась на то, что резолютивная часть решения суда не соответствует статье 227 ГПК: суд принял исковое заявление ТОО "Оливия" без надлежаще оплаченной государственной пошлины в размере 36 114 тенге. По этой причине заявление ТОО "Оливия" должно было быть возвращено. Также суд не обратил внимания, что вопреки статье 148 ГПК истец не указал оснований признания договоров недействительными.
Прокурор в апелляции заявил, что выводы суда об отсутствии у победителя документов, подтверждающих наличие ресурсов в зоне карантина, либо ограничения, связанного с введением чрезвычайного положения, необоснованные. Требования о признании ТОО "Оливия" победителем конкурсов государственных закупок вообще не могло быть рассмотрено судом, и производство по такому требованию подлежало прекращению, так как этот вопрос является исключительной компетенцией конкурсной комиссии.
Изучив все доводы сторон и материалы дела, апелляционная судебная коллегия пришла к очень интересным выводам.
В первую очередь, пункт 39 специального порядка государственных закупок на момент подведения итогов не существовал в связи с внесенными изменениями в постановление. А потому этот пункт не мог быть применим к спорным правоотношениям.
"В связи с чем апелляционной коллегией устанавливается факт применения судом первой инстанции правового акта, не подлежащего применению к спорным правоотношениям. Указанное, в соответствии с пп. 2) п. 2 ст. 427 ГПК является основанием к отмене решения суда первой инстанции", - указано в постановлении коллегии.
Кроме того, коллегия отметила, что введение в законодательство специального порядка государственных закупок направлено на обеспечение возможности исполнения поставщиком взятых обязательств по договору. Для этого необходим выбор такого поставщика, который независимо от своего местонахождения и места нахождения заказчика, независимо от карантинных ограничений "обладает финансовой устойчивостью, имеет необходимые материальные ресурсы для выполнения договорных обязательств". ТОО "Фирма Жак-Жал" отвечала всем этим требованиям, а потому конкурсная комиссия не имела полномочий для отклонения потенциального поставщика по тем основаниям, на которые ссылалось ТОО "Оливия".
В результате апелляционная коллегия Карагандинского областного суда вынесла следующее постановление: "Решение Специализированного межрайонного экономического суда Карагандинской области от 3 декабря 2020 года по иску ТОО "Оливия" к ГУ "Управление государственных закупок Карагандинской области", ГУ "Отдел строительства города Караганды", ТОО "Фирма Жак-жал" об обязании конкурсной комиссии пересмотреть итоги конкурса, путем признания ТОО "Оливия" победителем государственных закупок, о признании недействительным договора о государственных закупках №82 и №83 от 9 октября 2020 года, заключенных между ГУ "Отдел строительства города Караганды" и ТОО "Фирма Жак-Жал", - отменить. Принять новое решение об отказе в удовлетворении иска ТОО "Оливия".
Апелляционное ходатайство заместителя прокурора Карагандинской области, апелляционные жалобы ответчиков - удовлетворить".
Таким образом, практически нет сомнений, что взятку судьям заносили именно по этому судебному спору. Вопрос лишь в том, насколько следователям удастся подкрепить свои обвинения доказательствами и что ляжет в основу обвинения.
Есть ещё один любопытный момент, на который стоит обратить внимание.
В обоих арендных домах стоимость квадратного метра жилой площади составляет более 240 тысяч тенге. При том, что даже для вкладчиков "Отбасы банка" жильё в регионе строилось по 140 тысяч тенге за квадрат и лишь в прошлом году удалось добиться увеличения этого показателя до 180 тысяч тенге. В том же ЖК "Трилистник", который строится в будущем центре Караганды, квадрат стоит всего 140 тысяч тенге. И пусть это пока не центр города, но квартиры в Юго-Восточном жилом массиве на вторичном рынке стоят намного выше, чем в Майкудуке, где планируется строительство двух арендных домов.
Аким Карагандинской области Женис КАСЫМБЕК сказал об этом в интервью Ratel.kz в марте 2020 года:
- Стоимость квадратного метра для социального жилья была определена в 140 тысяч тенге. Сложно войти в эту цифру и построить качественное жильё. Я обратился в правительство, и в декабре 2019 года была подписана новая программа на пятилетку, где стоимость социального жилья в Караганде обозначена в 180 тысяч тенге за квадрат. В Астане 220 тысяч, и поэтому наши местные строители, кто может качественно строить, уходят туда. Поэтому мы должны или из местного бюджета покрывать разницу, или они должны экономить на всём. 180 тысяч тенге – справедливая цена, и мы можем по-другому требовать качество от застройщика.
180 тысяч тенге, но никак не 240 тысяч за квадратный метр. Да ещё и арендного жилья. Ради любопытства мы нашли аналогичные конкурсы за 2020 года на возведение арендного жилья в других регионах Казахстана.
Строительство девятиэтажного арендного жилого дома №27 в жилом массиве "Нур-Актобе" городе Актобе – стоимость квадрата составляет 170 тысяч тенге.
Строительство многоэтажных коммунальных арендных жилых домов в селе Карасу Сайрамского района Южно-Казахстанской области – стоимость квадрата составляет 157 тысяч тенге.
Может быть именно такая высокая цена за квадратный метр арендного жилья в Майкудуке и стала причиной столь активных действий застройщиков в попытке опротестовать итоги тендера, что даже решено было занести судьям немного наличности?
Фото: Ⓒ Ratel.kz /Сергей Перхальский.