"Эйрбасов" было не два, а три: скандал в Комитете гражданской авиации Казахстана набирает обороты
Статья «Кто подпиливает ножки стола переговоров», опубликованная сайтом Ratel.kz в четверг, 16 февраля, вызвала большой общественный резонанс.
Обнародованные в этой публикации сведения о том, что в государственный реестр воздушных судов нашей страны оказались включены самолеты, принадлежащие авиакомпании Bright Horizon FZE из Объединенных Арабских Эмиратов, полностью подтвердились. Как и наша информация о неожиданном визите в Министерство по инвестициям и развитию РК сотрудников посольства США, высказавших казахстанской стороне серьезные опасения, что эти самолеты могут попасть в воюющую Сирию, которая находится под международными санкциями.
Это признал в интервью нашему столичному корреспонденту Анар БЕКБАСОВОЙ и сам министр по инвестициям и развитию Женис КАСЫМБЕК, уточнивший, что американские дипломаты встречались в среду, 15 февраля, с руководством Комитета гражданской авиации, который подчиняется его ведомству.
Между тем, пока министр Касымбек признает факты и обещает во всем разобраться, назначив служебную проверку, «самолетный скандал» обрастает дополнительными подробностями.
Оказывается, самолетов, получивших бортовые номера Казахстана, не два, а три. Причем, велика вероятность, что как минимум один из них уже находится в Дамаске.
По сообщению некоторых источников, все три Airbus 340-313 якобы являются подарком Ирана Сирийской Арабской Республике и были приобретены частной иранской авиакомпанией Mahan Air. А до этого они эксплуатировались греческой авиакомпанией Olimpic Air, о чем свидетельствует сохранившаяся раскраска их фюзеляжей.
Первый из этих самолетов получил казахстанский бортовой номер UP-A4001, после чего 10 февраля этого года перелетел из Тегерана в Дамаск. Видимо, именно это обстоятельство и вызвало недовольство со стороны посольства США в Казахстане, став причиной визита американских дипломатов в Комитет гражданской авиации.
Два других самолета Airbus 340-313 с заводскими номерами 280 и 292, как мы уже сообщали, получили в Комитете гражданской авиации РК казахстанские бортовые номера UP-A4002 и UP-A4003 и, судя по всему, тоже должны были отправиться вслед за своим крылатым собратом в Сирию. Однако из-за разразившегося дипломатического скандала велика вероятность, что этим планам не суждено сбыться. Вряд ли сгладит ситуацию и то, что в нынешний момент сирийская армия в первую очередь ведет боевые действия против отрядов ИГИЛ.
С одной стороны, самолеты Airbus 340-313 - пассажирские, а значит, их можно считать гражданской авиатехникой. С другой - экономические санкции, введенные в разные годы в отношении режима Башара АСАДА Соединенными Штатами Америки и странами Евросоюза, позволяют накладывать запрет на ввоз туда практически всего, кроме продуктов питания, медикаментов и некоторых запчастей для техники сугубо бытового назначения, которую невозможно использовать в военных целях.
Тем более что в интернете появилась информация, что, кроме трех пассажирских самолетов Airbus 340-313, Иран собирался по такой же схеме подарить Сирии еще и два транспортных Boeing-747-400, также приобретенными авиакомпанией Mahan Air. А их к категории исключительно гражданских самолетов отнести будет крайне сложно - на них вполне можно производить высадку десантов, перевозить солдат и грузы военного назначения – оружие, боеприпасы, бронетехнику.
Есть надежда, что наши авиационные власти хотя бы им не успели предоставить казахстанские бортовые номера и включить в реестр воздушных судов нашей страны…
В любом случае эта темная история с предоставлением бортовых номеров Казахстана самолетам, предназначенным для правительства Башара Асада, может серьезно ударить по миротворческому имиджу нашей страны в глазах как западных стран, так и сирийской оппозиции.
Случись это, на грани срыва окажется и без того трудный переговорный процесс на нейтральной площадке, предоставленной Астаной.