Как и на что тратит деньги РГП «Казаэронавигация»
Как только на информационных лентах появилось сообщение, что Республиканское государственное предприятие (РГП) «Казаэронавигация» поднимает тарифы на свои услуги, большинство читателей, конечно же, догадались, чем это для них обернется. Поскольку основными потребителями этих услуг являются авиакомпании, которым предприятие-монополист обеспечивает навигационное сопровождение в небе над республикой, очевидно, что изменение ее тарифной политики автоматически повлияет на стоимость пассажирских авиабилетов.
Тема эта оказалась настолько животрепещущей, что все заинтересованные стороны собрались за столом переговоров в стенах Министерства национальной экономики Казахстана. На совещании авиакомпании сетовали на кризис, дескать, и без того несут убытки, обещали все свои дополнительные затраты переложить на пассажиров и доказывали, что деятельность авианавигационных служб куда более прибыльная, нежели у них, у авиаторов. Представители РГП «Казаэронавигация» в свою очередь жаловались на острую нехватку денег и необходимость проводить модернизацию. В конце концов, комитет по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Миннацэкономики тарифы на услуги «Казаэронавигации» для внутренних авиаперевозчиков поднял, мотивировав это реализацией инвестиционной программы и заботой о безопасности полетов.
Так что, уважаемые сограждане, с 1 января 2016 года ждите повышения цен на авиабилеты – можете в этом даже не сомневаться.
Но прошу внимания!
Думаю, всем будет интересно узнать, как и главное на что это республиканское госпредприятие, так слезно жалуясь на катастрофическое безденежье, тратит финансы, добываемые из наших карманов.
Некоторое время назад в распоряжении интернет-портала Ratel.kz оказались занятные документы. Это были копии договоров с несколькими частными компаниями о проведении летом и осенью текущего года ряда так называемых event-мероприятий для нужд «Казаэронавигации».
Для тех, кто никогда не сталкивался с таким понятием и не знает, что это такое, стоит пояснить: event-мероприятие это такой яркий и красочный способ продвижения и поддержания на рынке какой-либо марки или бренда путем проведения запоминающихся презентаций, пресс-туров, семинаров, конференций. Несмотря на то, что event-мероприятия организовываются исключительно в деловых целях, носят они преимущественно развлекательный характер, что позволяет находить новые каналы сбыта продукции или укрепить уже существующие связи. В общем, это очередной модный маркетинговый ход, сравнительно недавно пришедший к нам с Запада. Стойкое недоумение читателей, не понимающих, о каком продвижении бренда или новых каналах сбыта продукции можно говорить, если речь идет о государственном предприятии-монополисте, мы, конечно же, полностью разделяем. Но факт остается фактом - заказ от имени РГП «Казаэронавигация» о проведении таких развлекательных мероприятий поступил. Был щедро оплачен. И с большим размахом проведен.
А если конкретно, то гуляния происходили так. Летом 2015 года центральный филиал профсоюза работников РГП «Казаэронавигация» заключил договоры с неким ИП «Мусин К.Д.» на проведение культурно-массового мероприятия на зоне отдыха «БалҚарағай», что в 25 километрах от Астаны, на сумму 3,5 миллиона тенге. За эти деньги исполнитель (в лице частного предприятия) предоставлял заказчику (в лице госпредприятия) аренду жилых помещений (коттеджей) на весь день, аренду автотранспорта (до зоны отдыха и обратно), аренду звукового оборудования, плюс питание на весь день. Кроме того, ИП «Мусин К.Д.» на мероприятие для РГП «Казаэронавигация» привлекал специалистов по так называемому тимбилдингу! Если кто не в курсе, этот термин означает командообразование. Понятие пришло из спорта, обосновалось в бизнесе, где почему-то считается одним из наиболее эффективных инструментов управления персоналом. Так вот, специалисты по этому самому тимбилдингу должны были у сотрудников «Казаэронавигации», участвовавших в мероприятии, воспитывать командный дух!
Дальше следовал еще один договор о сопровождении культурно-массового мероприятия, заключавшегося в доставке 150 букетов цветов за 1 миллион 365 тысяч тенге, предоставлении в течение четырех дней услуг фотографа за 130 тысяч тенге в день и видео-оператора за 160 тысяч тенге в день. За все про все ушло 2 миллиона 525 тысяч тенге.
Следом шел третий договор – с ИП «NICOLE EVENT», зарегистрированного в Караганде, и опять же на проведение культурно-массового мероприятия. Здесь уже речь шла о предоставлении «Казаэронавигации» экскурсионного оборудования «АудиоГид», а именно 14 комплектов собственно аудиогида (за 40 тысяч тенге каждый), 14 моно-наушников (1200 тенге за комплект), 28 аккумуляторов типа ААА (почему-то по цене 700 тенге за штуку), плюс одно зарядное устройство за 42 тысячи тенге - на общую сумму 638 тысяч 400 тенге. Все оборудование предоставлялось во временное пользование и с условием возмещения ущерба в случае поломки или утери. Как нам удалось выяснить, это оборудование понадобилось для торжественного открытия музея «Казаэронавигации». Представляете, есть, оказывается, у нас и такой! К слову, изготовление его экспозиции обошлось РГП «Казаэронавигация» в 17 миллионов 890 тысяч тенге.
Еще одна не менее важная статья расходов у республиканского госпредприятия, само собой, оказалась традиционной для Казахстана –организация банкетов в ресторанах. Так, в одном случае торжественно выпить-закусить удалось за 16 миллионов 687 тысяч 527 тенге. В другом - на сумму свыше 4 миллионов тенге. Причем очень важно, где все это происходило! В первом случае это был отель Hilton Garden INN Astana, во втором - отель Rixos-Боровое. Так сказать, прошло все хоть и не очень скромненько, но уж точно со вкусом. Делового антуража гулянкам добавляла аренда конференц-залов с оформлением и почему-то этно-аул. Видимо, присутствовали гости из-за рубежа и надо было блеснуть гостеприимством и экзотикой.
Как впоследствии оказалось, весь этот нескончаемый той в нынешнем году был приурочен к такому знаменательному для всего человечества событию, как 20-летие «Казаэронавигации»!
Отдельными договорами шли деньги на проведения мероприятия, посвященного празднованию Дня защиты детей. Дети, конечно, это святое, но при чем здесь аэронавигаторы? На это торжество РГП легко и непринужденно потратило еще 2 миллиона 506 тысяч 500 тенге.
Серией отдельных договоров ко всем этим мероприятиям сопровождалась закупка всевозможных сувениров – всяких брелоков, мини-блокнотов с карандашами на веревочке и прочего мало кому нужного хлама.
Кого как, а лично меня в бесконечном списке сувениров особенно впечатлили галстуки с фирменным логотипом РГП «Казаэронавигация» в декоративной упаковке и пакете из высококачественной (во как!) бумаги, закупленные не позже 1 сентября 2015 года в количестве 50 единиц по цене 30 тысяч тенге за штуку, в общей сложности на полтора миллиона тенге. Можно долго перечислять безразмерные и в непомерном количестве устанавливаемые юрты с ковровым убранством, какие-то художественно оформленные столбы с красочными канатами, взятые, видимо, для каких-то национальных игр или шоу-программ, еще зачем-то открытки ЭКСПО-2017 в количестве 100 штук и в общей сложности на четверть миллиона тенге…
Короче, миллион там, пяток миллионов здесь - неплохой такой той-бюджет набегает!
А теперь вопрос: у кого-нибудь после прочитанного здесь сложилось впечатление, что «Казаэронавигация» сильно поиздержалась и ощущает острую нехватку средств? Вот, например, журналистам сайта Ratel.kz показалось, что даже в разгар кризиса у этой госструктуры свободных денег, что у дурака махорки, и тратит она их куда ни попадя…
В принципе, масштабность подхода ко всякого рода торжествам, праздникам и мероприятиям всегда была свойственна нашим чиновникам. И финансовые катаклизмы тому помехой никогда не были. Потому что не за свой персональный счет гуляют, а за наш с вами. Но когда не такая уж и великая с коммерческой точки зрения организация, как РГП «Казаэронавигация», может себе позволить с таким размахом жить и отдыхать, при этом слезно жалуясь на недостаток финансов, можно себе представить глубину ямы, в которую мы все падаем!