Проще перекрыть кислород журналистам, нежели учинить спрос с коррумпированных чиновников
На прошедшем в минувшую среду заседании Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета обсуждалась странная тенденция – стоимость строительства автомобильных дорог значительно разнится в зависимости от региона страны.
Так, например, если один километр дороги в Павлодарской области стоит 393 миллиона тенге, то такой же по уровню и качеству отрезок дороги Астана-Алматы обходится почти втрое дороже - 1 миллиард 100 миллионов тенге. Причем зачастую стоимость начинает варьироваться не на этапе проектирования, а уже в ходе строительства. И поправки в финансирование нередко вносятся без согласования с органами архитектурно-строительного контроля, корректировки проектно-сметной документации и без сопровождения технического и авторского надзора. В итоге по ряду строительных контрактов реальная стоимость превышает первоначальную на десятки миллиардов тенге, срываются установленные сроки строительства, страдает качество дорог…
В Счетном комитете почему-то пришли к выводу, что такое происходит не из-за банального воровства и взяток-откатов, которые вынуждены платить чиновникам подрядные организации, а … из-за ошибок, допущенных при проектировании. Что ж, со специалистами в таких вопросах спорить не будем. Им, как говорится, виднее. Напомним лишь, что такие странности происходят не только со строительством автодорог. Они вообще свойственны ответственному за всю транспортную отрасль Казахстана Министерству по инвестициям и развитию (МИР).
Портал Ratel.kz разжился занятной справкой по результатам проверки МИР РК, проведенной Главной транспортной прокуратурой в ноябре 2015 года. Так вот, в этом документе выявленных финансовых и иных нарушений набралось аж на 19 страниц. Начиная с освоения чиновниками не слишком значительных для бюджета 85 тысяч тенге, которые выделялись на полиграфические услуги (печать бланков и удостоверений) и заканчивая многомиллионными и миллиардными контрактами таких подразделений этого министерства, как комитет гражданской авиации и комитет транспорта, курирующий наземный, железнодорожный и водный транспорт…
Впечатляет, например, закуп работ по реконструкции взлетно-посадочных полос аэропортов Уральска и Тараза.
В Уральске на это потратили свыше 6 миллиардов тенге и, согласно актам выполненных работ, по состоянию на 1 ноября 2015 года реконструкция выполнена на 97 процентов. Приемка объекта госкомиссией планировалась уже через несколько дней, однако прокурорская проверка выявила, что работы проведены из рук вон плохо. Отремонтированная взлетно-посадочная полоса вся в выбоинах, что не может не влиять на безопасность полетов. В итоге дефекты покрытия пришлось в авральном порядке заделывать специальными строительными смесями.
Такая же ситуация и в аэропорту Тараза – там тоже после ремонта взлетно-посадочной полосы выявили дефекты и несоответствия утвержденному проекту, влияющие на безопасность полетов. Первоначальная экспертиза показала, что стоимость невыполненных работ составляет 38 миллионов тенге, но администрация аэропорта каким-то образом оспорила этот вывод и снизила сумму всего до 868 тысяч тенге. Довыполнила работы и … должностные лица комитета гражданской авиации приняли объект без каких бы то ни было замечаний.
В результате у транспортной прокуратуры возникли подозрения на предмет возможного обналичивания денежных средств, выделенных на реконструкцию аэропортов, и в адрес комитета госдоходов было направлено требование провести комплексную проверку деятельности комитета гражданской авиации.
Не менее интересные вопросы у транспортной прокуратуры возникли и к комитету транспорта МИР. Тут основные объемы госзакупок пришлись на поддержание водных путей в судоходном состоянии. На углубление русел рек и дна водоемов, содержание и ремонт шлюзов, оборудование знаками навигации, ремонт флота и прочие нужды предприятий водных путей в 2014 году выделили 4,5 миллиарда, в 2015 – еще 4,7 миллиарда тенге. Прокурорская проверка показала, что акты выполненных работ предприятия принимают сами у себя. То есть, без какого либо серьезного контроля со стороны. При этом для приемки выполненных работ необходимо специальное оборудование, специалисты с гидрологическими знаниями и опытом работы в этой сфере. А всего этого ни в комитете транспорта, ни на его предприятиях на местах попросту нет. По всему выходит, что приемка работ производится только на бумаге. У прокуратуры возникли подозрения, что и сами работы тоже. Сейчас ведутся встречные проверки.
Интересные наблюдения дала проверка того, как проводились некоторые тендеры по определению поставщиков ГСМ. Так, в ряде случаев выбор падал на те частные предприятия, которые предлагали бензин по цене на один тенге за литр дороже, нежели их ближайшие конкуренты. Всего на один тенге. Но если перемножить на закупаемые объемы – выходят очень приличные суммы. Или точнее – очень неприличные. Скажем, в одной из областей закупали бензин марки А-92 у «Казмунайгаза». На полтора миллиарда тенге. А сколько, так сказать, на ум пошло по всей республике – можно только гадать.
И это только самые бросающиеся в глаза примеры плодотворной деятельности Министерства по инвестициям и развитию. А прокуратура там выявила, еще раз напомню, таких нарушений на 19 страниц!
Так что, как можете видеть, фокусы с ценами на строительство автодорог, про которые говорилось на заседании Счетного комитета, это скорее не исключение, а самая что ни на есть норма для ведомства министра Асета ИСЕКЕШЕВА. И надежды на то, что ситуация как-то поменяется, крайне мало.
Потому что, во-первых, как нами давно уже было подмечено, Асет Орентаевич со своими ближайшими подчиненными отношения строит с такой нежностью, будто с членами семьи - готов все понять и простить. Будь то авиакатастрофа, прорыв плотины, смывающий поселок, или откровенное воровство и очковтирательство.
Во-вторых, потому что правоохранительные органы давно уже на такие художества чиновников смотрят сквозь пальцы, отыгрываясь на стрелочниках.
Ну и, наконец, третье - для этой братии куда проще перекрыть кислород пишущим обо всех этих безобразиях журналистам, нежели учинить полный спрос со своих погрязших в коррупции коллег-чиновников.