Если считать в долларах, то постройка и содержание теплохода дочки "Казатампрома" обошлось в 75 миллионов долларов, а продали его за 2,6 миллиона
Служебно-разъездной пароход "Байтерек", который на сайте изготовителей именуется не иначе, как мега-яхтой, наконец-то продали. Больше года акционерное общество "Ульбинский металлургический завод" пыталось пустить его с молотка, но тщетно. На недавних торгах через государственный электронный аукцион её готовы были уступить даже за 894 миллиона тенге. Такова минимальная цена при заявленной стартовой пять миллиардов 366 миллионов. В итоге приобрели судно за 1 миллиард 343 миллиона 366 тысяч тенге. На данный момент покупатель неизвестен.
Информация о том, во сколько постройка суда на самом деле обошлась предприятию, скрывается. К тому же, нужно понимать, что содержание такого теплохода влетает в копеечку, кроме того, нужно оплачивать заработную плату экипажу и техническому персоналу. На специализированных форумах утверждают, что затраты на содержание катера, яхты или теплохода составляют не менее десяти процентов от его стоимости в год, поэтому цена очень интересна. Мы написали запрос в АО "УМЗ" для того, чтобы пролить свет на эти траты дочернего предприятия национальной атомной компании "Казатомпром". Нам ответили, что эта информация не подлежит разглашению. По подсчётам нашего коллеги Геннадия БЕНДИЦКОГО, к 2014 году, в тогда ещё недостроенную яхту было вложено семь с половиной миллиардов тенге. Он же писал о том, при чём здесь, собственно известный в стране государственный деятель Владимир ШКОЛЬНИК.
"А что с кораблем, спросите вы? Да ничего. Опять стоит себе, гниет дальше. На сегодняшний день в это судно уже вбухали 7,5 миллиардов тенге. Это что-то в районе 50 миллионов долларов. Для сравнения, согласно информации в интернете, по 50 миллионов долларов каждая стоят яхты класса люкс "Сизарро" и "Олимпия", принадлежащие Роману АБРАМОВИЧУ. Первая была приобретена в 2002 году у арабского шейха. Вторую, как утверждается, олигарх подарил Владимиру ПУТИНУ. Можете поверить, они ни в какое сравнение не идут с российско-украинско-казахстанским детищем под названием "Байтерек", который ржавеет в одной из бухт Бухтарминского водохранилища", - писал он тогда.
Округлим итоговую цену постройки до десяти миллиардов тенге. Это 55 миллионов 555 тысяч 555 долларов США по курсу 2014 года. Содержание – в среднем 20 миллионов долларов за пять лет, итого 75 с половиной миллионов долларов. Продали "Байтерек" за 2 миллиона 639 тысяч 227 долларов США по официальному курсу на 17 марта 2022 года. Это 3,4 процента от стоимости постройки и содержания.
За всё время, что теплоход был в строю, он сделал несколько технических выходов с целью проверки работоспособности систем теплохода при минимальных и максимальных нагрузках. Также осуществлялись проверка работы навигационных систем, взаимодействие системы управления с основными двигателями и выявление дефектов. Вообще же, судно предназначено для обеспечения представительских функций крупного казахстанского предприятия, проведения международных встреч, а также научных конференций. Служебно-разъездной теплоход "Байтерек" наиболее красочно описан на официальном ресурсе николаевского бюро и в полной мере отображает те условия, в которых, оказывается, можно путешествовать по водным артериям Восточного Казахстана. Вот, что пишут авторы проекта:
"Согласно классификации регистра, судно определяется как служебно-разъездной теплоход. Предполагается, что оно будет эксплуатироваться на озере Зайсан и Бухтарминском водохранилище. Основное назначение - обеспечение представительских функций в интересах руководства страны или менеджмента крупного предприятия, проведение международных встреч и научных конференций. Для обеспечения выполнения этих задач на яхте оборудованы несколько салонов общей площадью 200 кв.м. На солнечной палубе расположена открытая кают-компания с бассейном, стационарным грилем и уголками отдыха. Сауна и еще один бассейн расположены на верхней палубе. На палубе мостика находится блок VIP апартаментов общей площадью 100 кв.м. Для гостей предназначены пять блок-кают и еще две каюты - для спецперсонала. Экипаж расположен автономно".
Конечно, стоимость "Байтерека" и его классификация сильно не дотягивают до арестованных в свете последних мировых событий яхт российских олигархов, но и плавает он не по морям, а всего лишь в областном водохранилище.
Справка: Владимир Школьник - казахстанский физик и государственный деятель. В 90-х был генеральным директором Агентства по атомной энергетике, в разные годы занимал посты министра науки, президента Академии наук, министра энергетики, индустрии и торговли, заместителя премьер-министра, заместителя руководителя Администрации президента. С 2009 по 2014 года возглавлял АО "НАК "Казатомпром".
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!