Евгений Жовтис: Мы живем в полицейском государстве
В четверг, 16 мая, в социальных сетях началось активное обсуждение так называемого «Перечня организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма». Список из 584 фамилий был опубликован на сайте Комитета по финансовому мониторингу (КФМ) Министерства финансов Республики Казахстан. В этот список, в частности, попали известные казахстанские общественные деятели Серикжан МАМБЕТАЛИН и Ермек НАРЫМБАЕВ, осужденные по части 2 статьи 174 - «Возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой, сословной розни». Напомним, что они были приговорены к ограничению свободы сроком на один год и в течение пяти лет им запрещено заниматься общественной деятельностью.
Осужденная по аналогичной статье Татьяна ШЕВЦОВА-ВАЛОВА тоже указана среди лиц, якобы связанных с финансированием терроризма и экстремизма.
Там же фигурируют небезызвестные активисты общественного движения «Антигептил» Болатбек БЛЯЛОВ и Сакен БАЙКЕНОВ.
Больше всего удивило, что в перечне указаны фамилии людей, которые в примечание отмечены как исключенные из данного списка.
Мы попытались добиться комментария у сотрудников КФМ, но так и не нашли ответственного человека. Девушка, отвечающая за размещение материалов на сайте комитета, перенаправила вопросы в Генеральную прокуратуру – якобы оттуда спускают им подобные материалы. В Генеральной же прокуратуре были крайне удивлены попыткой сделать их крайними, но на всякий случай попросили выслать официальный запрос.
Зато после звонка в Генпрокуратуру очень быстро отреагировала пресс-служба самого Министерства финансов и вскоре распространила официальное разъяснение по этому списку.
«Согласно пункту 1 статьи 12 Закона Республики Казахстан «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Закон) Комитет по финансовому мониторингу Министерства финансов Республики Казахстан составляет перечень организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма (далее – Перечень), который размещается на официальном интернет-ресурсе Комитета, и направляет его соответствующим государственным органам в электронном виде. Комитет составляет Перечень в соответствии с пунктом 2 статьи 12 Закона на основании полученных писем от Комитета по правовой статистике Генеральной прокуратуры Республики Казахстан, Министерства иностранных дел Республики Казахстан и Генеральной Прокуратуры Республики Казахстан. Перечень обновляется в соответствии с информацией, предоставляемой в Комитет государственными органами, указанными в пункте 2 статьи 12 Закона и размещается на интернет-ресурсе Комитета в открытом и во временно ограниченном доступе в отдельном блоке «Перечень организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма» (с указанием даты обновления). Порядок составления и доведения до государственных органов Перечня определяется совместным приказом Министерства финансов Республики Казахстан №576 от 20.11.2015 года с Министерством юстиции Республики Казахстан, Генеральной прокуратуры Республики Казахстан, Министерством иностранных дел Республики Казахстан, Министерством внутренних дел Республики Казахстан и Комитетом национальной безопасности Республики Казахстан», - говорится в разъяснении пресс-службы Минфина.
Факт публикации «черного списка» для Ratel.kz прокомментировал руководитель Казахстанского бюро по правам человека и соблюдению законности Евгений ЖОВТИС:
- Прежде всего, Закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» не может устанавливать некий вид ограничения прав, который не предусмотрен решением суда по данному делу. В таком случае это должно быть указано в Уголовном кодексе. Есть Уголовный кодекс (УК) и есть Уголовно-исполнительный кодекс (УИК), последний предусматривает выполнение исполнения наказания. То есть человека приговаривают к наказанию в виде лишения свободы плюс к еще каким-то ограничениям, например, Закон «Об административном надзоре» устанавливает, под каким надзором человек находится, и на какой срок устанавливается данный надзор – колония, колония-поселение, условный срок, ограничение свободы и т.д. И точно таким же образом УК и УИК должны предусматривать включение в данный список. Без этого внесение в какой бы то ни было список – это ограничение свободы. И такое решение должно приниматься, с моей точки зрения, только судом в ходе вынесения приговора.
У нас есть 258 статья «Финансирование террористической или экстремистской деятельности и иное пособничество терроризму либо экстремизму», и осужденный по этой статье может войти в этот список. А они по существу вставляют всех, кто, по их мнению, проходит по неким экстремистским статьям. На каком основании? Мне не достаточно ссылки, которую дает Комитет по финансовому мониторингу.
Есть такой принцип правовой определенности и предсказуемости, и в соответствии с ним закон должен предусматривать очень четкие и очень ясные основания для включения в этот список - это раз.
Порядок составления этого списка - два.
Кто формирует этот список - три.
Должны быть очень четкие границы, каким образом человека включают в этот список, и кто принимает такое решение - четыре.
В-пятых, каким образом из этого списка человека исключают.
Шестое - как человек, включенный в список, может обжаловать это решение.
И раз уж они ссылаются на статью 12, то должны были сослаться и на правила, и эти правила должны соответствовать это закону, Конституции и Закону «О персональных данных». Не надо забывать, что у нас еще есть Закон «О персональных данных», который защищает персональную информацию о нас.
Возникает вопрос: с какой целью эти списки составляются? Ведь эти списки должны нести за собой какие-то правовые последствия, но они никак не прописаны.
Закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» - это закон о том, как действуют государственные органы, а порядок ограничения моих прав прописан в УК и в Административном Кодексе.
Должно быть четко прописано, как составляется этот список, кто его ведет и на каких основания туда включается то или иное лицо, по каким основаниям граждане исключаются из этого списка, является ли этот список документом для служебного пользования или он должен находиться в открытом доступе. Я не знаю ни одного закона, который предусматривает составление такого списка и, тем более, его обнародования. Причем существование такого списка должно регламентироваться именно законом, никакие внутриведомственные приказы, хоть Минфина, хоть КНБ, хоть МВД, не позволяют это делать. Поэтому ничего кроме удивления появление этого списка в открытом доступе у меня не вызывает. То, что в списке фигурируют люди, которых из него исключили – это грубое нарушение прав человека. Это как с судимостью – если она погашена, то вы даже упоминать об этом не имеете права.
Я уже сотни раз говорил, что мы живем в полицейском государстве. Кажется, сейчас оно становится еще более полицейским.