Есть ли шанс вернуть 1 млрд аванса и признать "К-Дорстрой" недобросовестным участником госзакупок
Продолжение. Начало здесь.
Акционерами АО "К-Дорстрой" по состоянию на 27 марта 2023 года, согласно сайту adata.kz, значатся Мария АБРАМОВА – 4,1% доли, "ГП Гюнтер Папенбург Акциенгезелльшафт" – 18% и ТОО "АС" - 77,9%. А среди аффилированных лиц – Сайрангуль КАКИМЖАНОВА.
Миллиардные убытки и кредит на выкуп акций
Согласно аудиторскому отчёту за 2021 год, АО "К-Дорстрой" имеет убытки в сумме более 3,2 млрд тенге, хотя по итогам 2020 года показало прибыль на уровне 119,5 млн тенге.
Обратите внимание на 18 страницу аудиторского отчёта, где сообщается о том, что АО "К-Дорстрой" в 2021 году выкупило у "ГП Гюнтер Папенбург Акциенгезелльшафт" 232 138 штук акций на сумму 1,849 млрд тенге или 3,848 млн евро. При этом указано, что состав акционеров поменялся. Контрольный пакет оказался под контролем ТОО "Целинтрансстрой" - 95,5% голосующих акций.
Как можно узнать из того же аудиторского отчёта, для расчёта с "ГП Гюнтер Папенбург Акциенгезелльшафт" был взят займ в АО "Народный банк Казахстана" в рамках кредитной линии по фиксированной ставке вознаграждения 12% до 15 мая 2023 года.
Кроме того, 13 мая 2022 года АО "К-Дорстрой" получило предписание о проведении тематической налоговой проверки за период с 1 января 2017 по 31 декабря 2020 года. Также в мае 2022 года встал вопрос об отстранении компании от участия в строительстве дороги в Восточно-Казахстанской области и возврате полученного аванса в сумме 24,2 млрд тенге.
Почему "К-Дорстрой" не отработал аванс
Но вернёмся к судебному разбирательству между Главным управлением военной инфраструктуры и АО "К-Дорстрой" по договору о капитальном ремонте военного аэродрома.
В иске военное ведомство указало, что условия договора нарушены, работы не выполнены и не сданы заказчику, что явилось основанием для расторжения, взыскания аванса и неустойки.
АО "К-Дорстрой" в отзыве на иск и встречном иске указало, что в связи с выходом новых норм годности, тактико-технических требований, а также инструкции по предотвращению авиационных происшествий на аэродромах ВС РК, Главным управлением военной инфраструктуры в 2021 году была инициирована процедура пересчета проектно-сметной документации. В период корректировки стоимости работ АО "К-Дорстрой" было не вправе проводить в полной мере работы по договору, так как осуществлялся пересмотр всего проекта. Дополнительное соглашение по результатам корректировки было подписано только через три месяца. Измененный проект был предоставлен компании лишь 7 сентября 2022 года, то есть по истечении 56 календарных дней с момента получения положительного заключения РГП "Госэкспертиза". В этой связи выполнить работы с учетом изменения конструктивных решений проекта без переустройства инженерно-технического персонала АО "К-Дорстрой", изменения производственно-технологических процессов по эффективному обеспечению организации строительно-монтажных работ в течение пяти дней – невозможно. Измененный график производства работ на 2022 год не был утвержден. Письмом от 26 августа 2022 года "К-Дорстрой" обращался к Главному управлению военной инфраструктуры с просьбой ускорить передачу ПСД и подписание ранее согласованного допсоглашения, предоставив на утверждение новый график производства работ. 26 августа 2022 года письмо было принято канцелярией Главного управления военной инфраструктуры с проставлением штампа "Для пакетов". АО "К-Дорстрой" просил отказать в первоначальном иске и удовлетворить встречный иск.
Третье лицо - ТОО "Астана-Технадзор" - показало в суде, что оказывает услуги технического надзора на объекте "Капитальный ремонт элементов летного поля аэродрома "Жетыген". Подрядчик - АО "К-Дорстрой" - отстает от графика производства работ на 70%. Форма-2в за октябрь 2022 года была технадзором подписана, однако по неизвестным причинам не сдана Главному управлению военной инфраструктуры. От подписания Формы-2в за ноябрь-декабрь месяцы 2022 года технадзор отказался, так как она содержала невыполненные работы - монтаж плит.
При этом ТОО "Астана-Технадзор" обратило внимание суда, что по качеству выполненных работ претензий к АО "К-Дорстрой" не имеется: все виды работ выполнены в соответствии с рабочим проектом и СНиП РК. А вот земляные работы, выполненные до начала зимнего периода и консервации объекта, должны быть переделаны и снова заактированы по форме актов скрытых работ с приложением протоколов испытаний грунтов.
Также представитель ТОО "Астана-Технадзор" пояснил суду, что по скорректированному проекту взлетные полосы остались неизменными, увеличилась лишь полоса торможения на 400 метров с каждой стороны. При этом работы по полосе торможения предусмотрены на последующие годы, а не на 2022 год. 25 августа 2022 года был выдан новый талон, разрешающий производство работ. Работы на 2022 год не менялись, изменение конструктива касалось лишь работ, которые должны были быть произведены позднее. Фактически работы выполнены на сумму 148 млн тенге, при этом акты не подписывались.
Прокурор дал заключение об удовлетворении иска Главного управления военной инфраструктуры и отказе в удовлетворении встречного иска от АО "К-Дорстрой".
Заказчик не получил того, на что рассчитывал
Судебные документы зачастую изобилуют большим объёмом информации, которая читателю может показаться сложной для восприятия. Поэтому мы приведём основные выводы, который сделал суд после изучения материалов дела.
"Ответчик получил аванс в сумме 1 036 355 441 тенге, и до этой же суммы был снижен объем работ на 2022 год, акты выполненных работ заказчиком не были подписаны. То есть выполнение работ не подтверждено. Поскольку Ответчиком в установленный срок работы за 2022 год не выполнены, основания для признания его недобросовестным участником государственных закупок имеются. Истец не получил того, на что рассчитывал при заключении Договора, что явилось основанием для его расторжения", - о признании недобросовестным участником госзакупок.
"Суд не принимает доводы Ответчика, поскольку откорректированный проект получил положительное заключение 13 июля 2022 года, утвержденный график предусматривал начало работ в июле 2022 года. Получив аванс, Ответчик должен был его освоить. С иском в суд о понуждении заключить дополнительное соглашение Ответчик не обращался. При выполнении работ по графику в июле, августе 2022 года, когда график ещё был актуальным до подписания допсоглашения 2, сумма аванса была бы отработана", - о сроках выполнения работ в 2022 году после получения аванса.
"Ни в июле, ни в августе, ни в сентябре 2022 года работы Истцу Ответчиком не сдавались, Истцом не принимались. Тем самым график производства работ не соблюдался. До подписания допсоглашения 2 график был актуальным, следовательно, указанные в нем работы подлежали выполнению. Невыполнение графика производства работ повлекло за собой невыполнение работ в целом за 2022 год. Истец неоднократно направлял претензионные письма в адрес Ответчика", - о том, как не исполнялся утверждённый график работ.
В результате таких выводов при анализе имеющихся в деле материалов суд вынес решение: "Иск РГУ "Главное управление военной инфраструктуры Вооруженных сил Республики Казахстан" МО РК к АО "К-Дорстрой" о признании недобросовестным участником государственных закупок, взыскании аванса и неустойки удовлетворить частично.
Признать АО "К-Дорстрой" недобросовестным участником государственных закупок.
Взыскать с АО "К-Дорстрой" в доход государства аванс в сумме 1 036 355 441 тенге, неустойку в сумме 31 090 663 тенге, госпошлину в сумме 32 024 915 тенге.
В удовлетворении иска в части взыскания неустойки в сумме 682 994 896 тенге - отказать.
В удовлетворении встречного иска АО "К-Дорстрой" к РГУ "Главное управление военной инфраструктуры Вооруженных сил Республики Казахстан" МО РК о признании действий по расторжению договора №36 незаконными, обязании устранить допущенные нарушения путем отзыва уведомления о расторжении договора, продлении срока выполнения работ – отказать".
13 марта 2023 года на решение суда АО "К-Дорстрой" подана апелляционная жалоба.
Однако есть в этом деле и ещё одна любопытная деталь, на которую стоит обратить особое внимание. О ней мы расскажем в следующей публикации.
Фото Григория Беденко.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!